Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б.5. Организация профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой



_______________И.А. Синкевич

2012


1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.Б.5. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

2. Автор программы: Синкевич И.А.
4. Цели освоения дисциплины

Психолого-педагогическое образование – одно из наиболее престижных направлений подготовки специалистов в развитых и развивающихся странах мира. Оно дает возможность получить широчайший спектр знаний и умений в сфере психологии, педагогики, общего менеджмента и менеджмента персонала.

Целями освоения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является формирование профессиональных компетенций магистра в области психолого-педагогической поддержки студентов в процессе их личностной и социальной адаптации в ходе учебно-профессиональной деятельности.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:



  • ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление студентов с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление с психолого-педагогическими основами подготовки учителей в условиях реализации ФГОС общего образования

  • ознакомление с составом, структурой и видами профессиональной деятельности; классификацией профессий;

  • формирование у студентов представлений о профессионально важных качествах и психологическом портрете профессионала;

  • формирование умения осуществлять на практике применения знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление студентов с индивидуальным стилем профессиональной деятельности психолого-педагогического направления и др.

Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;

  • педагогическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • организационно-управленческая деятельность.

Учебная программа построена в соответствии с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности, является дисциплиной профессионального цикла в системе подготовки – базовая (общепрофессиональная часть) часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза).

В процессе изучения курса студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), обучающийся М.2.Б.5. «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



В результате изучения курса магистры должны обладать следующими общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования:

  • профессиональными компетенциями (ПК):

общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки (ОПК):

  • использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  • инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

  • способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • состав, структуру и виды профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, классификацию профессий;

  • основные подходы к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • психологические особенности самореализации личности руководителя в сфере образования;

  • психологические закономерности функционирования и развития образовательного учреждения.

Уметь:

  • давать психологическую характеристику субъектам взаимодействия образовательного пространства;

  • определять профессионально важные качества и составлять психологический портрет профессионала;

  • изучать профессиональную деятельность психолого-педагогического направления человека как условие реализации его основных жизненных ориентаций;

  • выявлять особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • управлять своими праксическими состояниями в ходе освоения профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • осуществлять профессиональную деятельность психолого-педагогического направления;

  • исследовать уровень развития профессиональной компетентности и профессиональной культуры специалиста;

  • вырабатывать рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения.

Владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • методами составления профессиограмм и психограмм и использования их в ходе изучения и проектирования профессиональной деятельности;

  • современными технологиями организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • способностью организовать совместную деятельность психолого-педагогической направленности и межличностное взаимодействие субъектов обазовательной среды.


10. Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» для направления подготовки 050400.68Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)

п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Модуль 1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления




24







1.

Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования.

Выступление

6

Конкурс рефератов




2.

Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС

Выступление

6

Конкурс рефератов




3.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.

Описание социально-личностных компетенций педагога

6

Выступление с докладом




4.

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

Разработка тестовых заданий

6

База тестовых заданий.




Модуль 2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления




30




.

5.

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

Выступление

6

Участие в заседании круглого стола




6.

Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.

Выступление

6

Конкурс рефератов




7.

Профессиональное сознание и самосознание педагога.

Выступление с докладом

6

Подготовка доклада




8.

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

Участие в дискуссии

6

Написание эссе




9.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Выступление

6

Конкурс рефератов




Модуль 3. Профессиональное становление




30







10.

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Психологический анализ педагогических ситуаций

6

Педагогическая рефлексия.




11.

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

Выступление с докладом

6

Подготовка доклада




12.

Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Выступление

6

Конкурс рефератов




13.

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Создание проекта кейс-заданий

6

Презентация кейс-заданий




14.

Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога

Выступление с докладом

6

Подготовка доклада Участие в заседании круглого стола







Всего




84








11. Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:


раздела (темы)

Формы




1.

Дискуссия на тему «Актуальные проблемы профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».




2.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Конфликт в семье, на работе и в школе: технология успеха» 1 и 2 части.




3.

Психологический анализ научных текстов.




4.

Решение ситуационных задач.




5.

Дискуссия на тему: «Профессиональное выгорание педагога».






12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В ходе самостоятельного изучения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» методические рекомендации позволяют студентам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны профессиональной деятельности менеджера образования. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.

Кроме того, учебный текст сопровождается большим пакетом информационно-справочного материала учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы.



Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия. В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - тем учебного курса, по окончании которых обучающемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем;

  • "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения студентов является их. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.

Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Обучение студентов включает в себя две части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности". Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» являются:


  • изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка к зачету \ экзамену.

В образовательном процессе студентов МГГУ выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:


  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание рефератов;

  • подготовка к семинарам и практическим занятиям;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

  • выполнение микроисследований;

  • подготовка практических разработок;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Практические занятия по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

  • уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

  • ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

  • прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

  • изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

  • прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система обучения студентов МГГУ подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.



Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода). При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа. Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).



Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

  1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

  2. Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

  3. Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

  4. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

  5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

  6. Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

  7. Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

  8. Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

  9. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

  10. Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

  11. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

  • информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

  • усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

  • аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

  • творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

  • библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

  • просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

  • ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

  • изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

  • аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Наиболее интересные мысли следует выписать;



  • сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

  • решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления». Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.



На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:



  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»;

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.



Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации!

В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:



  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Критерии оценивания знаний по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»:

Оценка «отлично» («5» – 91-100 баллов) ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «хорошо» («4» – 81-90 баллов) ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «удовлетворительно» («3» – 61-80 баллов) ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «неудовлетворительно» («2» – 60 баллов и менее) ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.

Практическое занятие 1.

Тема: Состав, структура и виды профессиональной деятельности;
классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога


План

  1. Понятия «профессионал» и «деятельность».

  2. Состав деятельности.

  3. Структура компонентов трудовой деятельности.

  4. Виды профессиональной деятельности.

  5. Классификация профессий.

  6. Профессиональная деятельность педагога-психолога:

  • научно-исследовательская деятельность;

  • организационно-воспитательная деятельность;

  • коррекционно-развивающая деятельность;

  • преподавательская деятельность;

  • культурно-просветительная деятельность;

  • консультативная деятельность.

Практические задания

  1. Подготовиться к использованию на практическом занятии кейс метода по основным видам профессиональной деятельности психолога.

  2. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.

  • Методика «Карта интересов».

  • Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику «профессионал» и «деятельность». Определить состав деятельности и структуру компонентов трудовой деятельности. Охарактеризовать виды профессиональной деятельности. Раскрыть основные конпоненты профессиональной деятельности педагога-психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.

  4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

  5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

  6. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; науч. ред. А. В. Белошистая. - Мурманск : МГПУ, 2010.

  7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

  8. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». - М.: Академия, 2008.

  9. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.

  10. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб. [и др.] : Питер, 2012.

  11. Савенков А.И. Педагогическая психология : в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / Савенков А. И. - Т. 1, 2 - М. : Академия, 2009. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

  12. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие по дисц. "Психология и педагогика" для студ. вузов / Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. - 4-е изд., перераб. и доп. . - М. : Юрайт, 2011. - 671 с. : ил. - (Основы наук).

  13. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г. И. Хозяинов. - М. : Физическая культура, 2006. - 224 с.



Практическое занятие 2.

Тема: Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества
и психологический портрет профессионала


План

  1. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.

  2. Психологический портрет профессионала.

  3. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.

  4. Схема описания профессии.

  5. Профессиональные качества психолога.

  6. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

  7. Психологический портрет профессионала.

  8. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Практические задания

  1. Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.

  2. Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.

  3. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.

  4. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.

  5. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Опросник "психологический портрет учителя".

  • Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть функциональную модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Определить психологический портрет профессионала. Охарактеризовать мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сферы специалиста, отражаемые в психограмме. Раскрыть основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.

  5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.

  6. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Академия, 2004.

  7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

  8. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

  9. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

  10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / Г.С. Никифоров /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.



Практическое занятие 3.

Тема: Профессиональная деятельность как условие
реализации основных жизненных ориентаций человека.
Мотивация педагогической деятельности


План

  1. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.

  2. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.

  3. Оценка организационной среды рабочих и служащих.

  4. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

  5. Понятие «мотив» в психологической литературе.

  6. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:



  • Опросник Рокича.

  • Тест смысложизненных оринтаций.

  • Опросник «Мотив достижения успеха».

  • Опросник «Мотив избегания неудач».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть операциональную модель жизненных ориентаций работника. Определить степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Охарактеризовать связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Раскрыть проблему мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.

  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

  4. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Академия, 2004. - 240 с.

  5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Академия, 2000. – 380 с.

  6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

  7. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.



Практическое занятие 4.

Тема: Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

План

  1. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

  2. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.

  3. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.

  4. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:



  1. Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций).

  2. Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Определить специфику и особенности формирования различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову. Охарактеризовать основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину. Представить обобщенную схему освоения профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008 ; 2007.

  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

  4. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

  5. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

  7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.



Практическое занятие 5.

Тема: Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности.
Психологическая профилактика эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности педагога


План

  1. Понятие «праксические состояния».

  2. Праксические состояния положительные.

  3. Праксические состояния отрицательные.

  4. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма).

  5. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма).

  6. Особенности педагогической деятельности.

  7. Понятие «синдром эмоционального выгорания».

  8. Причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:



  1. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма.

  2. Протокол наблюдения.

  3. Карта наблюдения.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие «праксические состояния». Определить особенности педагогической деятельности. Охарактеризовать проблему профессионального выгорания. Раскрыть причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания. - В 2-х т., Т.2. - М., 1997.

  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информ. Издат.дом «Филин», 1996.
    Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

  4. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М., 2005.

  5. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.

  6. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог. - 2003. - № 3.

  7. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье – 2003. - № 9.

  8. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Речь, 2002. – 298 с.

  9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

  10. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб., 2003.

  11. Трунов Д.Г. Синдром сгорания; позитивный подход // Журнал практического психолога, 1998. - № 8. – С.84-89.

  12. Уайнхолд Б. Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. – М.: независимая фирма «Класс», 2002.



Практическое занятие 6.

Тема: Профессиональные: самоопределение, диагностика,
ориентация, отбор, адаптация, обучение


План

  1. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение».

  2. Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика».

  3. Сущность и содержание понятия « профессиональная ориентация».

  4. Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор».

  5. Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация».

  6. Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:



  1. Методика Дж. Холланда (1985).

  2. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).

  3. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение». Определить сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика». Охарактеризовать сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация». Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация». Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.

  2. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.

  3. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. Академия, 2004.

  4. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». - М.: Академия, 2008.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. – 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. - С. 237-244.

  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 39-45.



Практическое занятие 7.

Тема: Изучение и проектирование профессиональной деятельности

План

  1. Сущность понятия «профессиональная деятельность».

  2. Психологическая структура профессиональной деятельности.

  3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

  4. Изучение и проектирование профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:



  1. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

  2. Опросник профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова).

  3. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е. П. Ильин).

  4. Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность». Определить психологическую структура профессиональной деятельности. Охарактеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога. Раскрыть сущность и содержание проектирования профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.



Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

  5. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

  6. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050501.65 "Профессиональное обучение (по отраслям)". - М.: ТЦ Сфера, 2008.

  7. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. - М.: Физическая культура, 2006.

  8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 - соц. педагогика, 050701 - педагогика. - Изд. 2-е, доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005.


Практическое занятие № 8.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница