Основная образовательная программа подготовки бакалавра Направление: 050700 Педагогика Утверждено на заседании Кафедры социальной педагогики



страница1/19
Дата29.04.2016
Размер4.58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ


ДН(М).Ф.8
История образования и педагогической мысли

основная образовательная программа подготовки бакалавра


Направление: 050700 Педагогика

Утверждено на заседании

Кафедры социальной педагогики,

дошкольного и начального образования


Психолого-педагогический институт

(протокол № ___ от _____________ 2011 г.)

Зав. кафедрой __________ / А.А. Смага


Мурманск

2011

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор-составитель программы

В.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент

1.2. Рецензенты:

Д.Г. Левитес, доктор педагогических наук, профессор, МГПУ.

С.В. Кускова, кандидат педагогических наук, доцент, МГИ.

1.3. Пояснительная записка:


Курс «История образования и педагогической мысли» является базовым, рассчитан на 2 семестра.

При составлении данной программы автором учтен отечественный опыт преподавания «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории педагогики и философии образования», а также идеи, заложенные в опубликованных программах А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, Б.Г. Корнетова, Г.М. Коджаспировой и др.


Цель курса:
содействовать формированию у будущих специалистов в области образования профессионального педагогического мышления, вырабатывая у них способность понимать пути развития теории и практики воспитания и обучения, осмысливать цели, содержание, методы и организацию педагогической деятельности в различных исторических условиях.
Задачи курса:


  • расширить профессионально-педагогический кругозор путем усвоения ключевых идей и проблем педагогической теории и практики в их развитии в различных странах и в различные исторические эпохи;

  • содействовать формированию способности объективно оценивать историю и современное состояние педагогической теории и практики путем выявления различных факторов, условий, приводивших или приведших к определенному положению дел;

  • способствовать развитию критичности и диалектичности профессионального мышления, сознания невозможности однозначного подхода к решению педагогических проблем путем выявления различных (как положительных, так и отрицательных) последствий идей или действий различных представителей педагогической науки и практики прошлого и современности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения путем создания педагогических ситуаций выбора, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.


Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Сущность исторического подхода в изучении педагогических явлений. Современную трактовку истории педагогики как области педагогической науки.

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

Истоки развития идей компетентностного подхода.

Истоки гуманистических идей педагогики.

Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Основные авторские педагогические системы прошлого.

Развитие школы как социального института, становление высшего образования.

Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.

Реформаторскую педагогику конца XIX — начала XX в.

Основные реформы образовательной политики XX в.

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.

Содержание и проявление процесса интеграции национальных систем образования.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;

устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.


1.4. Извлечение из ГОСВПО

История образования и педагогической мысли.


Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.



1.5. Объем дисциплины и виды учебных занятий

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/С

ЛБ

САМ РАБ

1

540600 ПЕДАГОГИКА

4-5

152

58

28

30

-

94

Зачет




1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени



№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.


Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.

1

1







8

2.


Истоки развития идей компетентностного подхода.

3

1

2




6

3


Истоки гуманистических идей педагогики.

5

1

4




8

4.


Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России

8

4

4




10

5.


Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования

8

4

4




12

6.


Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.

10

6

4




12

7.


Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в.

4

2

2




8

8.


Основные реформы образовательной политики XX в.

8

4

4




12

9.


Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.

7

3

4




10

10.


Процесс интеграции национальных систем образования.

4

2

2




8




Итого

58

28

30




94

1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.

История образования и педагогической мысли как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания и обучения. Ее основные функции. История образования и педагогической мысли как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя. Задачи и программа курса.


Истоки развития идей компетентностного подхода.

Истоки идей практико-ориентированного воспитания, утилитарного, прагматического воспитания. Особенности компетентностного подхода в обучении.


Истоки гуманистических идей педагогики.

Гуманистическая сущность воспитания, заботы людей о новых поколения. Практика и особенности воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к ним как зачаточная форма организованного воспитания. Дифференцированный характер воспитания и обучения.

Идея калокогафии – воспитания гармонично развитой личности. Педагогические идеи античных философов.

Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Традиции и особенности проявления идей свободы, права, демократии, гуманизма в воспитании и школе в античном мире. Идея калокогафии – воспитания гармонично развитой личности. Педагогические идеи античных философов, в педагогических концепциях, теориях, системах педагогов позднего времени, заложивших и развивших идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

.

Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования.



Возникновение школы как социального института, изменение характера, содержания и организации школьной жизни в различные эпохи (Античность, средние века, новое время, новая история). Церковные и светские школы. Тривиум и квадривиум. Особенности рыцарского воспитания. Городские школы. Университеты. Схоластика и развитие педагогической мысли. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.).

Влияние крещения Руси на воспитание и обучение. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. Развитие школы в Русском централизованном государстве 17 в.: элементарное обучение и школа повышенного типа, славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

Педагогическая система Я. А. Коменского.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка. Система элитарного образования.

Концепция естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо.
Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.

Просветительские реформы в начале 18 в. в России. Создание государственных школ. Школа и просвещение в России в последней четверти 18 в. Деятельность и педагогические идеи И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова.

Педагогическое творчество И.П. Песталоцци: идея развивающего поэлементного обучения и воспитания; практическая педагогическая деятельность.

Ф.В.А. Дистервег – продолжатель идей Песталоцци в Германии.

Педагогическая система И.Ф. Гербарта.

Общественно-педагогическое движение. Вопросы воспитания и обучения в деятельности и наследии революционных демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова и др.). Роль Н.И. Пирогова в активизации общественно-педагогического движения в середине 19 в. Развитие педагогической науки в России, роль К.Д.Ушинского в формировании научной педагогики в России. Идеи свободного воспитания и опыт их реализации в деятельности Л.Н. Толстого.


Реформаторская педагогика конца 19 – начала 20 века.

Сущность реформаторской педагогики. Ее направления (мануализм, профессионализм, активизм; теория гражданского воспитания; идеи и опыт работы М. Монтессори; педагогика прагматизма Д. Дьюи и его последователей и др.).


Основные реформы образовательной политики XX в.

Школьные преобразования в первые годы Советской власти, поиски решения проблемы содержания образования, форм и методов обучения в 20-е годы. Унификация структуры общеобразовательной школы в 30-е годы, упорядочение организации и методов школьного обучения. Влияние партийно-правительственный постановлений начала 30-х годов на развитие школы и педагогики в стране.

Проявление образовательной политики государства в педагогической деятельности и теоретическом наследии С.Т. Шацкого и А.С.Макаренко.

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

Развитие школы и педагогической мысли в послевоенный период.

Образовательные реформы 2-й половины 20 в. Дескулизация, альтернативные типы образовательных учреждений.

Направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. Передовой педагогический опыт, деятельность учителей-экспериментаторов.
Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.

Поиск новых образовательных технологий: программированное обучение, компьютеризация обучения, разработка стандартов образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. Роль образования в социокультурной модернизации современного российского общества.


Процесс интеграции национальных систем образования.

Тенденции глобализации и их влияние на современное образование. Объединение усилий мирового сообщества в решении проблем образования. Болонский процесс.


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Памятка для студентов.
Изучение истории образования и педагогической мысли играет существенную роль в системе профессиональной подготовки будущего педагога. Знакомство с традициями мирового и отечественного опыта, своеобразное «путешествие» по философско-педагогическим учениям прошлого способствует развитию педагогического мышления, позволяет педагогу найти собственный, индивидуальный стиль в работе с детьми, при взаимодействии с семьей ребенка.

В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, "патентованных" средств. Историко-педагогические знания, их осмысление дают ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов, открывают будущему учителю ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в своей собственной деятельности, вырывают из плена «педагогического фельдшеризма» (М.М.Рубинштейн).

Приобщение к историко-педагогическим знаниям осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы.

На семинарских занятиях под руководством преподавателя осуществляется целенаправленное обсуждение первоисточников, изученных студентами самостоятельно в ходе подготовки к занятию. При этом знания студентов уточняются, корректируются, углубляются. Все обсуждаемые проблемы выносятся на зачет по предмету. Важно, чтобы работа студентов была результативной. Поэтому при подготовке к семинарам стоит обратить внимание на следующее:

1. Составляя конспект, необходимо указывать библиографические данные источника (ФИО автора, название работы, место и год ее издания).

2. Важно ознакомиться с методическими рекомендациями по конкретной теме семинарского занятия ДО конспектирования статьи. В тексте методических рекомендаций, составленных преподавателем, отмечены вопросы, на которые следует найти ответы в первоисточнике. При обсуждении источника в аудитории преподаватель ставит в первую очередь именно эти вопросы.

3. В случае необходимости желательно разделять педагогическую идею автора и приводимую им аргументацию.

4. Для того, чтобы во время занятия быстро ориентироваться в конспекте, можно наиболее важные смысловые части конспекта выделять: подчеркивать, обозначать на полях, нумеровать и т.д.

5. Анализ источника предполагает разбор как продуктивных, верных в педагогическом отношении идей, так и ошибочных; поэтому при подготовке в конспекте можно выделять "+" и "-".

6. Так как высока вероятность, что во время занятия возникает необходимость дополнить подготовленный конспект, то полезно оставлять в тетради свободное место для дописывания.

Выполнение этих рекомендаций поможет полнее осознать одну из важнейших закономерностей педагогической деятельности. "Сущность этой закономерности, – по мысли В.А. Сухомлинского, – сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления".

1.7.1-15. Тематика и планы семинарских занятий

Семинар

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница