Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 040400. 62 Социальная работа



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.8 Конфликтология в социальной работе

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствиис федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению
подготовки бакалавриата



040400.62 Социальная работа

(квалификация (степень) «бакалавр»)


(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 18 июня 2013г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич
2013

Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
1. Программа учебной дисциплины Б3.Б.8 Конфликтология в социальной работе

2. Автор программы: доцент кафедры психологии, канд. психол. наук Недосека О. Н.

4. Цель освоения дисциплины раскрыть общие закономерности протекания любого вида конфликтов и знакомстве с различными способами их профилактики, предупреждения и разрешения.

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:



  • изучить историю развития конфликтологических идей;

  • проанализировать специфику конфликтологических основ ведущих современных концепций;

  • проследить особенности влияния конфликтов на отдельную личность, группу, социальную общность;

  • охарактеризовать основные конфликтологические техники и технологии;

  • определить конфликтологические требования к воздействию и взаимодействию в социальной работе;

  • осознать собственные проблемы, приводящие к конфликтному поведению.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Конфликтология в социальной работе» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, полученные в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.).

Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Социальная психология», «Теория социальной работы»и др. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Конфликтология в социальной работе», необходимы для прохождения производственной практики.



6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:

ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-3 - владеет моральными нормами и основами нравственного поведения.

Компетенции, реализуемые в социально-педагогической деятельности:

ПКСП-2 - способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • основные закономерности общения, социально-психологические феномены групп и общества, пути социализации личности;

  • особенности влияния различных условий на формирование конфликтного поведение личности;

  • психологические закономерности взаимодействия субъектов, приводящие к деструктивным конфликтам;


уметь:

  • выявлять факторы, препятствующие созданию оптимального психологического климата в учреждениях и организовывать условия, способствующие грамотному воздействию на личность;

  • выявлять конструктивные и деструктивные функции конфликта;

  • давать психологически обоснованные рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в социальной работе;

  • осуществлять комплексный анализ конфликта;

  • осуществлять посредническую функцию социального работника в конфликтной ситуации;


владеть:

  • способами профессиональной и личностной рефлексии;

  • навыками определения сторон и предмета конфликта;

  • способами поведения социального работника в конфликте;

  • навыками определения и сохранения собственного эмоционального состояния.



10. Темы для самостоятельного изучения
Раздел I. Становление и предмет конфликтологии
Тема 1. Введение в конфликтологию
Подготовка рефератов

Темы для подготовки реферата:

  1. Предпосылки формирования конфликтологических идей.

  2. Отрасли отечественной конфликтологии.

  3. Проблема эволюции конфликта.

  4. Общая характеристика конфликтов в животном мире.

  5. Типичные внутривидовые конфликты у животных.

3

Защита рефератов


Тема 2. История развития конфликтологии. Этапы становления
Перечень тем для составления таблиц:

  1. Этапы становления конфликтологии.

  2. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта.

  3. Структура научного познания о конфликте.

  4. Связь конфликтологии с другими науками.

3

Проверка таблиц



Раздел II. Общая теория конфликта
Тема 1. Понятия, содержание и структура конфликтов

Темы для подготовки реферата:

  1. Уровни проявления и типология конфликтов.

  2. Конфликт как тип трудных ситуаций.

  3. Проблема классификации в конфликтологии.

  4. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

  5. Поведение человека в трудных ситуациях.

  6. Человек и ситуация.

Перечень тем для составления таблиц:

  1. Структурные элементы конфликта.

  2. Основные признаки и достаточные условия возникновения конфликта.

  3. Основные компоненты психологической структуры конфликта.

  4. Классификация конфликтов.

Соотношение причин конфликта, конфликтной ситуации и конфликта.

3

Защита реферата



Проверка таблиц
Тема 2. Причины, функции и динамика конфликтов

Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Проведите анализ этой ситуации по следующей схеме:

  1. Место

  2. Время

  3. Участники конфликта

  4. Предмет конфликта

  5. Инцидент

  6. Конфликтные действия

  7. Переживаемые эмоции

  8. Позиции

  9. Мотивы

  10. Возможные способы завершения конфликта

Выявите негативные и позитивные последствия данного конфликта.

Перечень тем для составления таблиц:

  1. Основные этапы конфликта.

  2. Основные фазы конфликта.

  3. Соотношение фаз и этапов конфликта.

  4. Основные этапы и фазы динамики конфликтов.

Модели развития конфликта (по Гришиной Н.В.).

3

Письменный отчет



Проверка таблиц

Раздел III. Конфликты на разных уровнях социальной системы и в различных сферах человеческого взаимодействия
Тема 1. Межличностный конфликт
Задание по проведению исследования:

Проведите самообследование для выявления собственного поведения в конфликте, используя анкету конфликтолога (Шкала тактики).

СМ.: Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 47–48.

3

Отчет по самообследованию


Тема 2. Межгрупповой конфликт
Темы для подготовки реферата:

  1. Специфические особенности межгруппового конфликта.

  2. Влияние группы на поведение личности.

  3. Механизм возникновения межгрупповых конфликтов.

  4. Спонтанная межгрупповая враждебность.

  5. Результаты классического эксперимента Музафера Шерифа.

  6. Основные виды межгрупповых конфликтов.

3

Защита реферата


Тема 3. Конфликты в организации
Задание по проведению исследования:

С целью изучения взаимоотношений в рабочем коллективе проведите опрос членов данного коллектива, используя методику Анцупова А.Я (Опросный лист).

См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. –
С. 539–540.
3

Материалы опроса и выводы


Тема 4. Межэтнические и политические конфликты
Темы для подготовки реферата:

  1. Специфика межэтнических конфликтов.

  2. Этно-политическая эволюция.

  3. Этнический парадокс конца ХХ века (В.П. Ратников).

  4. Межгосударственные конфликты и основные направления их предотвращения.

  5. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем.

  6. Межгосударственные конфликты и национальные интересы.

3

Защита реферата


Тема 5. Конфликты в социальной работе
Подготовка и проведение имитационно – моделирующей игры «Социальный работник-клиент».

Цель игры – познакомиться с возможными вариантами конфликтов в социальной работе и предложить возможные способы разрешения их.


3

Проведение игры


Тема 6. Семейные конфликты

Подготовка и проведение игры-тренинга «Супружеские конфликты».

Цель игры – познакомиться с одним из вариантов супружеских конфликтов и попытаться найти возможные варианты решения такого конфликта.

СМ.: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.148 -149.
3

Проведение игры



Раздел 1V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов

Тема 1.

Предупреждение и разрешение конфликтов

Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Предложите варианты предупреждения и разрешения данной конфликтной ситуации.

Темы для подготовки реферата:

  • Специфика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.

  • Тактика избегания конфликта.

  • Основные способы поведения в конфликте.

  • Особенности разрешения конфликтов с «трудными» людьми.

3

Отчет о собственном конфликте


Защита реферата
Тема 2.

Переговоры как способ разрешения конфликтов
Подготовьте аргументы для проведения переговоров в качестве одной из конфликтующей сторон, выбрав одну из предложенных ситуаций:

Ситуация 1.

На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия, Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.



Есть ли, на ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему?

Ситуация 2. Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать ребенок: или с матерью, или с отцом.

Какие объективные критерии для оценки и выбора окончательного решения проблемы вы могли бы предложить? И в чем конкретно они заключаются?
2

Проведение игры


Тема 3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Медиация
Проанализируйте работу посредников в предложенных ситуациях: качестве медиаторов

Ситуация 1. Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овец, средний – одну треть, а младший – одну шестую часть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья поссорились, так девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она. Как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и сказала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить.

Какая модель посредничества имела место в этой притче? К какому типу можно отнести это решение?

Ситуация 2. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем, в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступать. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это руководитель предлагает первому – отправиться в США, а второму – повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым.

К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помощь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель завершения конфликта ориентировались первоначально его участники?
2

Анализ предложенных вариантов


11. Образовательные технологии

Компьютерное тестирование

Дискуссия

Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

4.

Тренинг по формированию толерантного поведения - 12 часов


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В ходе самостоятельного изучения дисциплины методические рекомендации позволяют студентам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии. В методических рекомендациях представлен комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой дисциплины «Социальная психология».



Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения студентов является их. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:



  • конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;

  • необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры;

  • названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;

  • в конспекте дословно записываются определения психологических понятий, законов, остальное должно быть записано своими словами;

  • каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Д – дети, Р – развитие; П - психика и т.п.).

Все используемые сокращения нужно хорошо знать, для того чтобы в них правильно ориентироваться. Для того, чтобы в них не путаться, можно сокращения выписать на последнем листе тетради.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.



Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной педагогической психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Обучение студентов МГГУ включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности". Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины «Социальная психология» являются:


  • изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка к зачету \ экзамену.

В образовательном процессе студентов МГГУ выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Социальная психология» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:


  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание рефератов;

  • подготовка к семинарам и практическим занятиям;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

  • выполнение микроисследований;

  • подготовка практических разработок;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

  • уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

  • ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

  • прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

  • изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

  • прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система обучения студентов МГГУ подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.



Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода). При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Социальная психология».. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.



Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

  1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

  2. Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

  3. Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

  4. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

  5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

  6. Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

  7. Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

  8. Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

  9. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

  10. Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

  11. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

  • информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

  • усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

  • аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

  • творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

  1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

  2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

  3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

  4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

  5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Наиболее интересные мысли следует выписать;



  • сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

  • решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины «Социальная психология» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины «Социальная психология». Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.



На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии дисциплины «Социальная психология» разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:



  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины «Социальная психология»;

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.



Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации! В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Критерии оценивания знаний по дисциплине «Социальная психология»:

Оценка «отлично» («5» – 91-100 баллов) ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «хорошо» («4» – 81-90 баллов) ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «удовлетворительно» («3» – 61-80 баллов) ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «неудовлетворительно» («2» – 60 баллов и менее) ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.

ЗАНЯТИЕ № 1.
ТЕМА: Становление и предмет конфликтологии. Введение в конфликтологию.

План


  1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

  2. Теоретико-методологические основы конфликтологии. Предмет конфликтологии.

  3. Основные достижения конфликтологии на данном уровне развития науки..

  4. Современные проблемы развития конфликтологии.

  5. Значение конфликтологии.

Литература (основная)


  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.



      1. Подготовка к занятию


  1. Используя один из предложенных учебников, заполнить таблицу:

    Временные этапы эволюции конфликтологии

    Теоретическое направление

    Представители

    Основные идеи













  2. Обоснуйте необходимость знания конфликтологии для педагогов и психологов (4).

  3. Укажите связи конфликтологии с другими научными дисциплинами.

  4. Определите предмет науки «Конфликтология».

  5. Ответьте на вопросы:

  • Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

  • Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов?

  • Когда стала складываться конфликтологическая практика и с какими событиями это связано?

  • Где и когда были впервые созданы конфликтологические центры? Имеются ли такие в России ?

  • Что такое «социология конфликта» и «психология конфликта»? Какова их взаимосвязь?

  • Какие отрасли конфликтологии в настоящий момент наиболее разработаны?


ЗАНЯТИЕ № 2, 3


ТЕМА: История развития конфликтологии. Этапы становления

План

  1. Этапы становления конфликтологии. Становление конфликтологии в современной России.

  2. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта.

  3. Структура научного познания о конфликте.

  4. Связь конфликтологии с другими науками. Междисциплинарный характер конфликтологических знаний.

Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

    1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

    2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

    3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

ЗАНЯТИЕ 4,5

Тема: Понятия, содержание и структура конфликтов

  1. Уровни проявления и типология конфликтов.

  2. Конфликт как тип трудных ситуаций.

  3. Проблема классификации в конфликтологии.

  4. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

  5. Поведение человека в трудных ситуациях.

  6. Человек и ситуация.

Литература (основная)

    1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

    2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

    3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

    4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

    5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

    6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

Занятие 6.

Тема: Причины, функции и динамика конфликтов

  1. Основные этапы конфликта.

  2. Основные фазы конфликта.

  3. Соотношение фаз и этапов конфликта.

  4. Основные этапы и фазы динамики конфликтов.

  5. Модели развития конфликта (по Гришиной Н.В.).

Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

Занятие 7.

Тема: Методология конфликта.

    1. Каковы основные методологические принципы выделяют в конфликтологии?

    2. Каково соотношение теоретического и эмпирического и исследовании конфликтов?

    3. Какова последовательность этапов изучения конфликтов (по В.А.Ядову)?

    4. Чем характеризуется программа изучения конфликтного взаимодействия (по В.А.Ядову)?

    5. Какими методами пользуется конфликтология?


Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

Занятие 8.

Тема: Межличностный конфликт.

  1. Межличностные конфликты. Объективные и субъективные причины межличностных конфликтов.

  2. Анализ взаимодействия в межличностных конфликтах.

  3. Типы конфликтогенов.

  4. Эскалация конфликтогенов.

Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

Занятие 9.

Тема: Конфликты в социальной работе.

  1. Специфика конфликтов в социальной работе. Предупреждение конфликтов в социальной работе.

  2. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.

  3. Методы разрешения конфликтов в социальной работе.

Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

Занятие 10,11.

Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов. Модели разрешения конфликтов.

  1. Понятия «урегулирование конфликтов», «разрешение конфликтов», «управление конфликтами», «предупреждение конфликтов».

  2. Модели разрешения конфликтов: переговоры, посредничество, арбитраж.

  3. Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Литература (основная)

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

  2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

  3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

  5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

  4. Хасан Б. И.
       Психология конфликта и переговоры. - М. : Академия, 2008. - 190с.

Практические занятия

ЗАНЯТИЕ № 1.

ТЕМА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ.

План


  1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

  2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

  3. Основные достижения конфликтологии на данном уровне развития науки.

  4. Современные проблемы развития конфликтологии.

  5. Значение конфликтологии.

Подготовка к занятию


  1. Используя один из предложенных учебников, заполнить таблицу:

    Временные этапы эволюции конфликтологии

    Теоретическое направление

    Представители

    Основные идеи













  2. Обоснуйте необходимость знания конфликтологии для педагогов и психологов (4).

  3. Укажите связи конфликтологии с другими научными дисциплинами.

  4. Определите предмет науки «Конфликтология».

  5. Ответьте на вопросы:

  • Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

  • Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов?

  • Когда стала складываться конфликтологическая практика, и с какими событиями это связано?

  • Где и когда были впервые созданы конфликтологические центры? Имеются ли такие в России ?

  • Что такое «социология конфликта» и «психология конфликта»? Какова их взаимосвязь?

  • Какие отрасли конфликтологии в настоящий момент наиболее разработаны?

Литература (основная)

    1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

    2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

    3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

    4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

    5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

    6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

  4. Хасан Б. И.
       Психология конфликта и переговоры. - М. : Академия, 2008. - 190с.


ЗАНЯТИЕ № 2,3.


ТЕМА: МЕТОДОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ НАУКИ О КОНФЛИКТАХ.

План

  1. Методологические принципы исследования конфликтов.

  2. Универсальная понятийная схема описания конфликта.

  3. Программа конфликтологического исследования.

  4. Применение методов в конфликтологии (наблюдение, эксперимент, опросы, исследование документов).


Подготовка к занятию.

1. Подготовьте конспект (4).

2. Прокомментируйте основные принципы исследования конфликтов (по Анцупову А.Я.).

3. Изучите модульный социотест Анцупова А.Я и сделайте выводы об оценке конфликтов и персонала с его помощью.

4. Сделайте краткие выписки из работы Л.А.Петровской (7). Сравните эту схему с универсальной понятийной схемой описания конфликта, предложенную А.Анцупововым.

5. Ответьте на следующие вопросы:



  • Каковы основные методологические принципы конфликтологии выделяют?

  • Каково соотношение теоретического и эмпирического и исследовании конфликтов?

  • Какова последовательность этапов изучения конфликтов (по В.А.Ядову)?

  • Чем характеризуется программа изучения конфликтного взаимодействия (по В.А.Ядову)?

  • Какими методами психологии пользуется конфликтология?


Литература (основная)

    1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2006. - 288 с.

    2. Волков, Б. С.  Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 412 с.

    3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. - М. : Термика, 2004.

    4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с. 

    5. Мириманова, М. С. Конфликтология : учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация воспитательной деятельности . - М. : Академия, 2004. - 320 с.

    6. Сорокина, Е. Г.  Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М. : Академия, 2009. – 208с.

Литература (дополнительная)

  1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya

  2.  Конфликтология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец."Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Гос. и муниц. управление" /Под ред. А. Я. Кибанова. –М.- 2005. - 302 с.

  3. Светлов В. А.    Конфликтология : [учеб. пособие для студ. вузов и послевуз. системы образования. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 350 с.

  4. Хасан Б. И.
       Психология конфликта и переговоры. - М. : Академия, 2008. - 190с.


ЗАНЯТИЕ № 4,5.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница