Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «050700-Педагогика»



страница1/8
Дата27.04.2016
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ДИСЦИПЛИНЫ
ДН (М) Р.5 Основы профориентологии

Основная образовательная программа подготовки бакалавра


по направлению
«050700-Педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 9 от 09 июня 2010г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич
2010 г.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы: М.А. Тишкевич, ст. преподаватель кафедры психологии


1.2 Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

А.В. Прялухина, к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии и социальной работы ФРГСУ в г. Мурманске


    1. Пояснительная записка:

Успешность достижения целей обучения может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей курса «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Специальная психология», «Дифференциальная психология» и др.



Цель курса: ознакомление студентов с моделями психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения человека.

Задачи курса: 1) развитие у студентов рефлексии; 2) формирование умения осуществлять анализ психологических явлений, сопутствующих выбору профессии; 3) формирование умения оказывать психологическую помощь в ситуациях профессионального самоопределения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:



Студенты должны знать:

  1. Цели и задачи профориентационной работы.

  2. Типологию проблем в выборе профессии.

  3. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

  4. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора.

  5. Критерии успешности профессиональной деятельности.

  6. Классификацию профессий, современный мир профессий и тенденции в его развитии.

  7. Профессиографию, психологические основы способностей, типы профпланов.

  8. Условия успешного профессионального самоопределения, этапы профессионализации.

Студенты должны уметь:

  1. Планировать и организовывать профориентационную работу в школе.

  2. Осуществлять диагностику сформированности профессионального плана.

  3. Владеть техникой профессионального консультирования и методами коррекции выбора профессии.

При подготовке УМК учебной дисциплины были использованы следующие источники:

1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1992.

2. Основы профориентологии: Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика» / Авторы-сост. Е.Н. Гошева, М.А. Тишкевич. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 64 с.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 352 с.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО

ОПД.Ф.08 - Основы профориентологии

Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и
наименование специальности


Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид
итогового контроля


Трудоемкость

Все

го

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.

«050700 - Педагогика»

2

3,4

120

48

22

26




72

экзамен


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






п/п


Наименование раздела, темы



Количество часов

Всего

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.
Цели и задачи профориентационной работы
















2.
Типология проблем в выборе профессии
















3.
Планирование и организация профориентационной работы в школе
















4.
Возрастные особенности профессионального самоопределения
















5.
Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора
















6.
Критерии успешности профессиональной деятельности
















7.
Классификация профессий
















8.
Современный мир профессий. Тенденции его развития
















9.
Профессиография
















10.
Психологические основы способностей
















11.
Типы профпланов
















12.
Условия успешного профессионального самоопределения
















13.
Этапы профессионализации


















Всего

48

22

26




72

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Цели и задачи профориентационной работы
Профессиональная ориентация как научно обоснованная система мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей общества в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности. Профессиональная ориентация как социальная и психологическая проблема. Общая цель профессиональной ориентации. Цели и задачи профессиональной ориентации на разных ступенях школьного обучения. Профессиональная ориентация как междисциплинарное научное направление. Социально-экономический, психофизиологический, психолого-педагогический подходы к проблеме профессиональной ориентации. Принципы осуществления профориентации: связь теории с практикой, воспитывающий характер профориентации, принцип политехнизма и др. Функции профориентации: социальная, экономическая, психолого-педагогическая, медико-физиологическая. Профессиональная ориентация как целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов. Направления профориентационной работы: профессиография, профпросвещение, развитие интересов и склонностей школьников и др. История развития профессиональной ориентации за рубежом. Исследования индивидуальных различий Ф. Гальтоном. Создание Ф. Парсонсом первого бюро профориентации молодежи (г. Бостон (США), 1908г.). Принципы деятельности и задачи первых бюро профориентации молодежи. Работы Г. Мюнстерберга и других психотехников в области профессионального отбора. Разработка проблемы профпригодности в годы 1 мировой войны. Начало профориентационной деятельности в России. 4 этапа в истории системы управления профориентацией в нашей стране. Современное состояние профориентационной работы за рубежом и в России. Проблема школьной профориентации в современной России.

Тема 2.Типология проблем в выборе профессии
Проблемы построения человеческой судьбы в работах Э. Берна,
М.В. Розина. Понятия «стиль жизни» и «образ жизни», «социальная роль» (по Д. Миду), «социальный стереотип» (по У. Липману). Типология выделенная Б.С. Братусем, Л.Н. Гумилевым, А.Ф. Лазурским, Ле Сенна,
А. Сцонди, Э. Фроммом, Дж. Холландом, Э. Шпрангером. Взгляды на профессиональное и жизненное самоопределение М.Р. Гинзбурга и выделенные им типы личностного самоопределения. Профессиональные типы личности, выделенные Энн Ро. Исследование профессий Джоан Гилфорд, представления о профессионалах К. Уокера. Ситуации выбора профессии. Факторы, определяющие выбор профессии, выделенные Е.А. Климовым: позиция старших членов семьи, позиция сверстников, позиция педагогов и др. Уровни влияния на самоопределяющегося человека (по Н.С. Пряжникову): культура, государство и др.Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности (по С.Н. Чистяковой и Н.Н. Захарову): общие (факторы макросреды), региональные (внешние), индивидуальные (внутренние). Анализ основных затруднений при выборе профессии школьниками. Вида причин неправильного выбора профессии (Е.А. Климов). Ошибки, допускаемые при выборе профессии. Условия успешного профессионального самоопределения.

Тема 3. Планирование и организация
профориентационной работы в школе

Основные организационные принципы профориентационной работы по Н.С. Пряжникову. Организационные модели профориентационной помощи. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами. Требования и структура программ профориентационной помощи. Планирование и проведение профориентационных занятий и профконсультаций. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик. Методы и методики профессионального и личностного самоопределения (по О.С. Анисимову, А.А. Вербицкому, А.В. Филиппову, Ю.Д. Красовскому, Е.А. Климову, В.И. Загвязинскому). Модель практической психолого-педагогической методики в профессиональном самоопределении (по Н.С. Пряжникову). Общая классификация методов профконсультирования (по Н.С. Пряжникову). Информационно-справочные и просветительские методы. Диагностические методы. Методы морально-эмоциональной поддержки. Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития. Профессиональное просвещение как важное направление профессиональной ориентации. Профессиональная информация. Профпропаганда. Профагитация. Особенности профессионального просвещения школьников 4–11 классов (основные задачи, содержание, формы работы). Профессиональная диагностика как важнейшее направление профориентационной работы в школе (методы изучения профессиональной направленности, методики исследования ощущений, восприятия, памяти, мышления, методики исследования темперамента и характера, методики исследования самосознания, самооценки, уровня притязаний в профессиональной диагностике). Диагностика и коррекция профессиональных планов оптантов. Профессиональное воспитание, его цель, задачи, формы, методы. Подходы к оценке эффективности профориентационной работы. Основные группы отсроченных по времени показателей эффективности (по Е.А. Климову). Оперативные показатели эффективности самоопределения. Проблема несоответствия запланированных профессиональных выборов и реальных выборов. Гибкость, уточнение и корректировка ЛПП. Проблема изначальной готовности (или неготовности) оптанта к решению своих проблем. Проблема соотношения формальных и реальных показателей эффективности работы. Количественные показатели эффективности работы (по Н.С. Пряжникову). Проблема психологических, физиологических и материальных «затрат» человека на реализацию намеченных планов. Основные требования к критериям и показателям оценки эффективности работы (по Н.С. Пряжникову). Прогностичность профессионального самоопределения. Анализ возможностей и ограничений профконсультационного прогноза (по Е.А. Климову). Прослеживание профессиональных судеб. Формирование готовности у оптанта находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности. Этапы уточнения главного критерия эффективности профконсультационной помощи (по Н.С. Пряжникову). Схема определения согласованности, внутренней непротиворечивости ЛПП (по Н.С. Пряжникову). Критерии определенности личных профессиональных планов (по Е.А. Климову). Связь успешности профессионального самоопределения с временными характеристиками, с осознанием самоопределяющимся человеком себя как субъекта, развивающегося во времени (по М.Р. Гинзбургу). «Физическое» и «психологическое» время. Психологический возраст (по Е.И. Головаха, А.А. Кронику). Результативные и процессуальные критерии и соответствующие им показатели эффективности работы (по С.И. Вершинину). Возможности использования в качестве показателей эффективности профессионального самоопределения результатов различных психодиагностических методик. Метод использования специальных задач-ситуаций (по Н.С. Пряжникову). Возможности использования профессиональных и личностных типологий при оценке качества профессиональных планов и перспектив (по Н.С. Пряжникову). Оперативные способы оценки эффективности отдельных занятий и профконсультаций (по Н.С. Пряжникову). Основные виды средств, используемых для достижения требуемых результатов профконсультационной помощи (по Н.С. Пряжникову). Роль профконсультанта в достигнутых результатах профконсультационной работы.

Тема 4. Возрастные особенности профессионального самоопределения
Понятие «профессиональное самоопределение» (по Е.А. Климову, Н.С. Пряжникову, И.С. Кону, П.Г. Щедровицкому и др.). Понятия «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» (по А. Маслоу, К. Ясперсу, В. Франклу). Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «карьера», «профориентация», «профконсультация», «профессиональный выбор». Типы самоопределения и уровни самоопределения (по Н.С. Пряжникову). Два уровня в понимании профессионального самоопределения (по Е.А. Климову). Структура изменений, характеризующие ход профессионального самоопределения. Категория «психосоциальная идентичность» (Э. Эриксон). Линии развития неадекватной идентичности. Четыре этапа развития идентичности (Д. Марсиа). Этапы развития самоопределения (Н.С. Пряжников). Этапы развития профессионального самоопределения (И.С. Кон). Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка. Особенности профессиональной ориентации взрослого человека. Профессиональная ориентация в службе занятости: социальные и психологические принципы работы.

Тема 5. Принципы организации и проведения
профконсультации и профотбора

Профессиональная консультация как система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Индивидуальная профконсультация (по Е.А. Климову). Цели и задачи профконсультации (по Е.А. Климову,


В.Ф. Витиньш, П.А. Шавиру, Б.А. Федоришину, Н.Н. Захарову). Схема основных задач профсамоопределения и уровней их решения (по Н.С. Пряжникову). Основные группы профконсультационных задач. Уровни решения задач. Функции профессионального консультирования. Формы профконсультации: директивная и недирективная. Виды директивной профконсультации: диагностическая и воспитательная. Виды недирективной профконсультации. Формы профессиональной консультации (по Н.Н. Захарову). Этапы профконсультационной работы (по К.К. Платонову). Очная и заочная формы проведения консультаций. Индивидуальная и групповая формы профессионального консультирования (по И.М. Лущихиной). Уровни индивидуальной психологической профконсультации. Содержание деятельности психолога при проведении профконсультации (по И.М. Лущихиной, Р.В. Овчаровой). Теоретический анализ профконсультационных ситуаций (по Е.А. Климову). Мотивы обращения на профессиональную профконсультацию. Классификация профконсультационных ситуаций, (по Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой, В.В. Зацепину). Функции профконсультанта. Этапы в работе психолога при проведении профконсультации (по Е.М. Борисовой). Тактика проведения профессиональной консультации (по Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой, В.В. Зацепину). Требования к профессиональному консультанту (по И.М. Лущихиной, Р.В. Овчаровой). Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением. Принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением (по Е.А. Климову). Особенности проведения профконсультации с разными категориями клиентов (по И.М. Лущихиной). Консультационная беседа, ее специфика. Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы. Виды беседы. Степень стандартизации и управляемости (директивности) беседы. Типы вопросов. Особенности беседы с детьми и подростками. Функции консультационной беседы. Аспекты беседы. Композиция профконсультационной беседы (по И.М. Лущихиной). Схема индивидуальной беседы с учащимися, разработанная Р.В. Овчаровой. «Дискуссионный диалог» как один из приемов профориентационной работы с учащимися (по В.В. Зацепину). Профессиональный отбор (подбор). Профессиональная пригодность. Виды профпригодности. Цель профессионального отбора. Виды профотбора (профподбора): констатирующий и организующий. Особенности профессионального отбора (подбора) в условиях общеобразовательной школы.

Тема 6. Критерии успешности профессиональной деятельности
Профессионализм и мастерство в профессиональной деятельности. Индивидуально-психологические факторы успешности профессиональной деятельности. Психологические особенности разрешения профессиональных конфликтов. Понятие успеха в профессиональной деятельности. Динамика профессионального успеха. Эффективный темп профессионального успеха. Прогнозирование профессионального успеха. Фактор целеполагания и профессиональный успех. Пути перестройки, коррекции и совершенствования профессиональной деятельности. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры.

Тема 7. Классификация профессий
Обзор психологических классификаций профессий (В.Н. Татищева, С.П. Струмилина, Л.А. Йовайша, К.М. Гуревичем, Е.А. Климова). «Формула профессии» (по Е.А. Климову). Обзорная классификация профессий по признакам предметной области труда и формам необходимого образования, предложенная Е.А. Климовым для целей профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на его начальных этапах.


Тема 8. Современный мир профессий. Тенденции в его развитии
Динамичность и изменчивость мира профессий. Противоречия мира профессий (противоречие между длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда; замещение идеального образа профессионала на «идеальный образ жизни»; безработица). Понятие профессиональной компетенции и конкурентоспособности. Многопрофильность и полипрофессионализм как основные требования к современному специалисту на рынке труда. Краткая характеристика новых профессий различных типов, особенности регионального рынка труда.

Тема 9. Профессиография
Психологическое профессиоведение. Понятия «профессия», «трудовой пост», «специальность», «профессиография», «профессиограмма», «психограмма», «системная профессиограмма». Принципы профессиографии (К.К. Платонов) Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы. Способы фиксации профессиографического материала. Профессиограммы различных профессий.

Тема 10. Психологические основы способностей
Способности как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности и не сводящиеся к имеющимся знаниям, умениям, навыкам. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Динамичность способностей. Пластичность способностей, их компенсаторные возможности. Индивидуальные структуры способностей. Особенности диагностического испытания способностей.

Тема 11. Типы профпланов
Личные профессиональные планы как разновидность внутренних регуляторов поведения. Основные характеристики профессиональных и жизненных перспектив (Е.И. Головаха), характеристики ЛПП (Г.Ф. Корольковой). Признаки профессионального плана (Е.А. Климова).Общая структура личного профессионального плана (Е.А. Климова). Схема построения ЛПП, модифицированная Н.С. Пряжниковым. Интересы и склонности («хочу»), способности и состояние здоровья («могу») и потребность общества в кадрах («надо») как аспекты профессионального плана. Интересы и склонности, их роль в выборе направления профессионализации. Виды интересов. Устойчивость интересов. Возрастные особенности интересов. Познавательный интерес и его роль при выборе профессии. Влияние склонностей на процесс выбора профессии. Классификации интересов и склонностей школьников Л. Йовайша, Ю.В. Шарова, В.Н. Грибанова, В.А. Шумилина. Классификация склонностей в соответствии с типологией профессий Е.А. Климова. Необходимость учета состояния здоровья школьников при выборе профессии. Знание потребности общества в кадрах как одно из важнейших условий выбора профессий. Классификация профессиональных планов, разработанная Н.С. Пряжниковым. Варианты реализации ЛПП. Общая схема принятия решения о выборе профессии (по Е.А. Климову). Этапы планирования трудового жизненного пути.
Тема 12. Условия успешного профессионального самоопределения

Активность личности как условие успешного профессионального самоопределения. Соотношение понятий «активность» с понятиями «мотив», «воля», «действие» (по К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну). Рассмотрение внешней и внутренней активности в профессиональном и личностном самоопределении Н.С. Пряжниковым. «Надситуативная активность» и «неадаптивная активность» (исследования В.А. Петровского и А.Г. Асмолова, И.В. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова). Интеллектуальная активность (по Д.Б. Богоявленской). Интеллектуально-логическая и эмоционально-чувственная сферы проявления человеческой активности, действие и поступок (по С.Л. Рубинштейну, В.В. Столину). Схема проявления человеческой активности (по Н.С. Пряжникову). Схема соотношения внешних и внутренних профессиональных выборов (по Н.С. Пряжникову). Активизация и самоактивизация клиентов в процессе профессионального самоопределения. Проблема соотношения внутренней активности самоопределяющегося человека и его активизации со стороны профконсультанта. Влияние на развитие внутренней активности человека природной и культурной среды (по М. Мамардашвили, В.С. Библеру, В.С. Ротенбергу). Основные линии конструирования методов, способствующих повышению активности в профессиональном и личностном самоопределении (по Н.С. Пряжникову). Специфика активизирующей профориентационной методики. Методы активизации. Возможности игры для повышения внутренней активности оптантов. Понятие игры у Й. Хейзинга, Э. Берна, Т. Харриса, Ф.В. Широкова. Условность (двухплановость) игрового действия. Основные характеристики игры. Стадии развития игры в онтогенезе. Связь игры и труда (по Д.Б. Эльконину). Возможности игры в профконсультировании. Основные концептуальные установки профконсультанта при активизации профессионального самоопределения личности (по Е.А. Климову, по А.Г. Асмолову). Профессиональное самоопределение как судьба, предначертание как постоянное расширение возможностей человека для освоения новых видов труда и способов жизнедеятельности (с точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения).


Тема 13.Этапы профессионализации
Основные этапы развития человека как субъекта труда по В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачеву, Е.А. Климову, В.А. Бодрову, Э. Эриксону; формирование ценностно-нравственной, смысловой и личностной структуры по А.Н. Леонтьеву, по Н.С. Пряжникову; основные этапы самопознания по Ю.Б. Гиппенрейтер; периодизация выбора профессий учащимися
Э. Гинзберга; теория Ш. Бюлер; классификация стадий профессиональной жизни Д. Сьюпера, типы карьеры по Д. Сьюперу; периоды наиболее продуктивной деятельности для различных профессий по Б.Г. Ананьеву и Ю.В. Укке. Основные варианты и фазы развития профессионала (по
Е.А. Климову): оптант, адепт, адаптант и др.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование
раздела
дисциплины, темы


Форма самостоятельной
работы


Кол-во часов

Форма
контроля


1.

Раздел и тема 2. Типология проблем в выборе профессии

Письменный опрос старшеклассников, родителей и педагогических работников с целью анализа типичных проблем мурманских старшеклассников в выборе будущей профессии




Индивидуальное
собеседование

2.

Раздел и тема 3. Планирование и организация профориентационной работы в школе

Моделирование профессиональной деятельности профконсультанта (составление годового плана профориентационной работы в школе)




Индивидуальное
собеседование

3.

Раздел и тема 5. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора

Моделирование профессиональной деятельности профконсультанта с целью разработки профориентационных мероприятий в школе




Презентация мероприятия на семинарском занятии

4.

Раздел и тема 6. Критерии успешности профессиональной деятельности


Прогнозирование успешности профессиональной деятельности профконсультанта на основе составления психологического портрета успешного профконсультанта




Презентация модели на семинарском занятии

5.

Раздел и тема 8. Современный мир профессий. Тенденции в его развитии

Письменный анализ популярных и востребованных на рынке труда Мурманской области профессий




Отчет об исследовании на практическом занятии

6.

Раздел и тема 9. Профессиография

Письменное составление 2 профессиограмм новых популярных профессий




Индивидуальное
собеседование




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу.

Занятие № 1 (практическое)

Тема. Понятие профессиональной ориентации.



История развития профессиональной ориентации
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации.

  2. Основные подходы к проблеме профориентации. Профессиональная ориентация как социальная и психологическая проблема.

  3. Принципы осуществления профориентации. Функции профориентации. Направления профессиональной ориентации.

  4. История развития профориентации за рубежом. Трехфакторная модель профориентации Ф. Парсонса. Принципы деятельности и задачи первых бюро профориентации молодежи.

  5. Проблема профессионального отбора в работах Г. Мюнстерберга и других психотехников. История системы управления профориентацией в России.

  6. Современное состояние профориентации за рубежом и в России.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профориентация, профессиография, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание.

  2. Зарисовать и проанализировать схему «Система профориентации» (см. источник 6).

  3. Зарисовать и проанализировать таблицу «Основные цели профориентации в средней общеобразовательной и профессиональной школе (по классам)» (см. источник 7).

  4. Познакомиться с документом Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ.

  5. Читать источники 1, 2, 3, 4.


Основная литература

  1. Головей Л.А., Грищенко Н.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал. –1987. – Т. 8. – № 1.

  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 61–72 .

  3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика. – 1993. – № 4. – С. 106–110.

  4. Пряжников Н. Школьная профориентация: реальность и мечты // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 12–13.

  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образо-вательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 118–129.

  6. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988 (форзац учебника).

  7. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – С. 64– 65.


Дополнительная литература

  1. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация: Методическое пособие. – Л., 1990.

  2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

  3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 5–78.

  4. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников / Сост.
    Г.А. Урунтаева, О.И. Цикина. – Мурманск, 1984.

  5. Пряжников Н.С. Психологических смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. – С. 7–25.

  6. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. – Минск: Университетское, 1993. – С. 7–23.

  7. Рыжов В.А. Организация профориентационной ра­боты в развитых капиталистических странах. – М.: Вы­сшая школа, 1987.



Занятие № 2 (практическое)

Тема: Методы профессионального самоопределения


Вопросы для обсуждения

  1. Проблема предмета профессионального самоопределения.

  2. Методы и методики профессионального и личностного самоопределения.

  3. Модель практической психолого-педагогической методики в профессиональном самоопределении (по Н.С. Пряжникову).

  4. Профконсультационная методика, критерий ее выделения.

  5. Общая классификация методов профконсультирования:

а) информационно-справочные и просветительские методы;

б) диагностические методы;

в) методы морально-эмоциональной поддержки;

г) методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития.



  1. Принципы психологического исследования личности. Онтологические и гносеологические (функциональные) принципы психологического исследования.

  2. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент.

  3. Построение логики и содержания научно-исследовательской работы. Компоненты научно-исследовательской работы. Основные элементы (этапы) организации и проведения профориентационного исследования (эксперимента).


Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: предмет профессионального самоопределения, метод, практическая психолого-педагогическая методика, профконсультационная методика, профориентационное исследование, профориентационный эксперимент.

  2. Сделать конспект источника 1, с. 257–268.

  3. .Читать источники 1, с. 268–315, 2.



Основная литература

  1. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. – С. 257–268 (конспект), С. 268–315 (читать).

  2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: Институт психологии РАН, 1994.


Дополнительная литература

  1. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – С. 58–62.

  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ,
    1988. – С. 99–197.

  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

  4. Кузнецова И.В. Методологические основы исследо­вания процесса выбора профессии // Способности и де­ятельность. – Ярославль, 1989, С. 35–46.

  5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  6. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. –
    С. 91– 94.


Занятие № 3 (практическое)

Тема. Возрастные особенности профессионального самоопределения
Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни самоопределения.

  2. Этапы развития профессионального самоопределения.

  3. Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда.

  4. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка.


Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор, профессиональные планы, профессиональные перспективы, жизненные планы.

  2. Зарисовать таблицу «Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп» (см. источник 4).

  3. Зарисовать и проанализировать схемы процесса профессионального самоопределения личности (см. источник 2).

  4. Сделать конспект источника 6.

  5. Читать источники 1, 3, 5.


Основная литература

  1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание лич­ностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52 (конспект).

  2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение. – 1988. – С. 77–85; С. 102.

  3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59 .

  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 77–110.

  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный инст-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – С. 20–25.

  6. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в стар­шем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989. – № 2. – С. 27–35.


Дополнительная литература

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профес­сиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.

  2. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии. – 1988. –
    № 2. – С. 138–142.

  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 97–106.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 193–204.

  5. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределе-
    ния // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 86–93.

  6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как про­блема психоло-
    гии // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 103–109.

  7. Митина Л.М. Формирование профессионального са­мосознания педагога // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 58–64.

  8. Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Вли­яние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 45–51.

  9. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 65–73.




Занятие № 4 (практическое)

Тема. Личный профессиональный план и его составляющие.


Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности

Вопросы для обсуждения

  1. Личные профессиональные планы как разновидность внутренних регуляторов поведения. Основные характеристики ЛПП. Схемы построения ЛПП.

  2. Классификация профессиональных планов.

  3. Этапы планирования трудового жизненного пути. Общая схема принятия решения о выборе профессии. Причины неправильного выбора профессии. Ошибки, допускаемые при выборе профессии.

  4. Уровни влияния на самоопределяющегося человека (по Н.С. Пряжникову).

  5. «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по
    Е.А. Климову). Возможности его использования как профконсультационной методики.

  6. Интересы и склонности как фактор выбора профессии. Классификации интересов и склонностей школьников.

  7. Способности, их роль в построении ЛПП. Задатки и способности. Общие и специальные способности.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница