Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое образование»



Скачать 304.95 Kb.
Дата27.04.2016
Размер304.95 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИE РЕКОМЕНДАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ


М1.Б.3

Проектирование и экспертиза образовательных систем
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению
050400.68 «Психолого-педагогическое образование»,

магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 09 сентября 2013 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор-составитель: Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики
Цель освоения дисциплины: формирование у магистрантов теоретических и практико-ориентированных знаний о возможностях и перспективах проектирования «образовательных систем», путях и формах измерения эффективности их деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП: Место дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» заключается в том, что она:

- формирует представления магистрантов о подходах к организации «образовательных систем» и современных требованиях к их проектированию и экспертизе, осуществляемых как участниками, так и внешними экспертами;

- обеспечивает совершенствование личностных и профессиональных компетенций через личное участие магистрантов в процессах проектирования и экспертизы существующих «образовательных систем»;

- формирует навык комплексного, системного использования достижений гуманитарных, социальных, педагогических, психологических наук для построения «образовательных систем»;

- формирует мотивацию педагогической деятельности и профессионального саморазвития, направленную на дальнейшее развитие российского образования на новом уровне.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем», являются: реализация образовательного процесса в современных условиях, готовность к исполнению функций проектирования и экспертизы в педагогике и образовании, широкая культурно-просветительская деятельность и др. Освоение данной дисциплины сможет содействовать последующей научно-исследовательской и профессионально-образовательной деятельности, самообразованию.



Дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем» направлена на формирование у магистрантов:

знаний

  • о современных тенденциях развития образовательной системы;

  • о критериях инновационных процессов в образовании;

  • о принципах проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;

  • об основных направлениях проектирования «образовательных систем» на современном этапе развития российского образования;

  • о путях и формах личного и профессионального самообразования в современных условиях;

  • о современных требованиях к организации образовательного процесса;

  • о специфике обеспечения качества образования в учебных заведениях различных типов;

  • об особенностях научных оснований процессов проектирования и экспертизы в образовании;

  • о ценностных основах профессиональной деятельности в области образования;

  • об особенностях организации социального партнерства в системе образования.


умений

  • осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

  • внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;

  • выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития в условиях деятельности различных образовательных систем;

  • системно анализировать и отбирать образовательные концепции, теории, идеи;

  • анализировать и критически оценивать современное развитие теории и практики образования, предлагаемых инноваций, систем, проектов, программ и др.;

  • осуществлять мониторинг качества обучения и анализ результатов мониторинга с целью внесения корректив в содержание и организацию существующих «образовательных систем»;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал педагогических наук и учебных дисциплин;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных требований;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.) при проектировании и экспертизе «образовательных систем»;

  • создавать педагогически целесообразную и безопасную образовательную среду.

готовности

  • к овладению способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

  • к участию в проведении опытно-экспериментальной работы, проектированию «образовательных систем»;

  • владеть современными методами мониторинга качества обучения в различных типах учебных заведений;

  • к проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных программ, дисциплин, модулей, курсов;

  • к осуществлению постоянной рефлексии и профессионального развития, выстраиванию на этой основе собственной педагогической деятельности, проектированию дальнейшего личного образовательного роста;

  • к обоснованию собственной профессионально-педагогической позиции.

  • к ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • на инновационном уровне использовать в своей профессиональной деятельности полученные в магистратуре знания.


Содержание дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем».


п/п


Разделы дисциплины (название)


Всего


часов

Количество часов

ЛК

ПР

СМ

1

Содержание понятий «образовательная система», «проектирование», «экспертиза». Различные уровни и структура образовательных систем.

2

2

-

6


2

Определение целесообразности формирования новой образовательной системы избранного уровня и типа, проектирование ожидаемых результатов данной системы, создание перспективного плана развития и т.п. как начальные этапы проектирования системы.

4

-

4

6


3

Этапы проектирования «образовательных систем» различных уровней и видов.

2



2


6


4

Анализ «образовательных систем». Характеристика предложенных образовательных систем по заданным компонентам и представление результатов работы.

4/2


-


4



5

Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы». Экспертиза как метод исследования.

2

2

-




6

«Самоэкспертиза» отдельных участников «образовательной системы» и управленческие решения.

2/1

-

2




7

Экспертиза образовательного учреждения.

2/1




4

20

8

Критерии экспертной оценки программы развития ОУ. Процедура согласования и экспертизы программы развития «образовательной системы».

4/2

-

4

10

ИТОГО

24/8

4

20

48



Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. «Проектирование образовательных систем»

Задачи дисциплины. Содержание понятий «образовательная система», «проектирование», «экспертиза». Различные уровни «образовательных систем»: авторские, образовательного учреждения, муниципалитета, города и пр. Образовательная система Российской Федерации. Структура образовательных систем (система управления, система нормативно-правового обеспечения, система содержания, система участников, система мониторинга и оценки качества функционирования). Подходы к организации «образовательных систем» и современные требования к их проектированию.

Этапы проектирования «образовательной системы. Определение целесообразности формирования новой образовательной системы избранного уровня и типа, проектирование ожидаемых результатов данной системы, создание перспективного плана развития и т.п. – начальный этап проектирования системы. Обеспечение совершенствования личностных и профессиональных компетенций участников – одна из ведущих задач проектируемой «образовательной системы». Содействие решению государственных задач в области образования – другая важнейшая задача проектируемой «образовательной системы».

Проблемы социального проектирования.

Личное участие магистрантов в процессах проектирования собственных «образовательных систем». Формирование навыков комплексного, системного использования достижений гуманитарных, социальных, педагогических, психологических наук для построения «образовательных систем». Формирование у магистрантов готовности к осмысленному участию в процессе построения собственной образовательной системы как внутреннего мира специалиста-профессионала в области педагогической и образовательной деятельности.


Раздел 2. «Экспертиза образовательных систем».

Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы». Экспертиза как метод исследования. Экспертиза – один из значимых этапов мониторинга качества образования, содержательных, управленческих, кадровых и иных возможностей функционирования «образовательной системы».

Участники процедуры экспертизы. Понятие «внутренней» и «внешней» экспертизы. Идея экспертизы на этапе проектирования «образовательной системы». «Самоэкспертиза» отдельного участника «образовательной системы» и управленческие решения. Научно-исследовательская деятельность, направленная на повышение эффективности осуществления экспертизы «образовательных систем».

Экспертиза образовательного учреждения. Три важных направления этой процедуры: анализ формальных результатов, анализ динамики развития участников и анализ психолого-социальной организации образовательной системы. Содержание каждого из направлений.

Моделирование новых путей экспертизы «образовательных систем».

10. Темы для самостоятельного изучения

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение проекта «Проектирование развития образовательного учреждения». Целью работы может быть разработка проекта по проектированию развития какого-либо вида образовательного учреждения (средней школы, учреждения дополнительного образования и др.), а также обзор проектов по различной тематике (исходя из Интернет поиска). Например, экологические проекты, проекты школ с инновационной образовательной средой, бизнес-проекты). Задача: увидеть общее, что объединяет эти проекты, их специфику, разнообразие результатов.





№ п/п

Наименование раздела

дисциплины



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Основные понятия педагогического проектирования (Определение целесообразности формирования новой образовательной системы избранного уровня и типа, проектирование ожидаемых результатов данной системы, создание перспективного плана развития и т.п. как начальные этапы проектирования системы) .

Подготовка сообщение по заданным темам.


6

6


Доклады и их обсуждение. Дискуссия-самоопределение участников в вопросе используемой терминологии и понимания сущности понятия «образовательная система», проектирование образовательных систем и их экспертиза.


2

Теоретические основы педагогического проектирования

(Анализ «образовательных систем». Характеристика предложенных образовательных систем по заданным компонентам и представление результатов работы.).



Подготовка сообщение по заданным темам.


Доклады и их обсуждения. Диагностика ситуации, проблематизация,

концептуализация и выбор формата проекта.



3

Виды педагогических проектов

Анализ «образовательных систем». Характеристика предложенных образовательных систем по заданным компонентам и представление результатов работы..



Подготовка сообщений по заданным темам. Этап запуска проекта «Проектирование развития структурного подразделения МГГУ «Психолого-педагогический институт»)


6

Доклады и их обсуждения. Диагностика ситуации . проблематизация,

концептуализация и выбор формата проекта.




4

Результаты и оценка проектной деятельности

(Экспертиза образовательного учреждения).



Подготовка сообщений по заданным темам. Выполнение проекта: «Проектирование развития структурного подразделения МГГУ «Психолого-педагогический институт»


20

Доклады и их обсуждение. Индивидуальное консультирование по выполняемым проектам.

5

Подведение итогов достижения целей дисциплины


Оформление индивидуальных проектов

10

Защита проектов и их обсуждение.




Всего часов

48




Кроме приведенных в таблице, в индивидуальный план магистранта могут быть включены и другие виды самостоятельной работы:

- работа с первоисточниками;

- подготовка краткого сообщения;

- изучение отдельной темы и разработка спорного конспекта по ней;

- решение исследовательских задач;

- составление словаря научных понятий;

- составление аннотированного списка литературы по одной из тем;

- другие виды работы.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для магистрантов — не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.

Готовясь к семинару, магистранты должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.

Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям.

В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Практическая работа 1.

Тема: Основные понятия педагогического проектирования (составление глоссария)

План


  1. Доклады и обсуждения по темам

  2. Педагогический проект.Педагогическое проектирование.

  3. Соотношение понятий: проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Практическая работа 2.

Тема: Теоретические основы педагогического проектирования

План


  1. Доклады и обсуждения по темам.

  2. Педагогическая сущность проектирования. Уровни педагогического проектирования.

  3. Принципы проектной деятельности

Практическая работа 3.

Тема: Логика и организация проектной деятельности

План


  1. Доклады и обсуждения по темам

  2. Этапы проектирования. Предпроектный этап.

  3. Программирование и планирование хода проекта

  4. Этап реализации проекта

  5. рефлексивны и послепроектный этап.


Практическая работа 4.

Тема: Виды педагогических проектов (этап запуска проекта «Проектирование развития структурного подразделения МГГУ «Психолого-педагогический институт»)

План


  1. Доклады и обсуждения по темам.

  2. Выбор Индивидуальных проектов

  3. Учебные проекты

  4. Досуговые проекты

  5. Социально педагогические проекты.

  6. Проекты личностного становления

Практическая работа 5 -7

Тема: Основные объекты педагогического проектирования.

План


  1. Проектирование образовательной программы.

  2. Проектирование учебных планов.

  3. Проектирование педагогических технологий.

  4. Проектирование контекста педагогической деятельности.



Практическая работа 8
Тема: Результаты и оценка проектной деятельности

План


  1. Доклады и обсуждения по темам.

  2. Результаты проектной деятельности

  3. Оценка проектной деятельности

  4. Опасности и риски проектной деятельности.


Практическая работа 9.

Тема: Составление проектной заявки.

План


  1. Доклады и обсуждения по темам.

  2. Проектное предложение.

  3. Описание результатов (поэтапных).

  4. Процедуры оценки и показателди эффективности результатов проекта.


Практическая работа 10.

Защита индивидуальных проектов.



Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Основная литература.

  1. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.

  2. Инновационная образовательная среда университета/ Под общ. ред. В. П. Соломина. - СПб.: Акад. исслед. культуры, 2008. - 92 с.

  3. Колесникова И. А.  Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. Сластёнина В.А., Колесниковой И.А. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

  4.  Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии / Под ред. Н.Ф. Радионовой; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - 192 с.

  5. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КноРус, 2010. - 432 с.

  6. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / Программно-методическое пособие. – М., 2000.

  7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - Изд. 2-е., стер. - М. : Академия, 2005. - 384 с.

  8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Сост.: Е.И. Соколова / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

Дополнительная литература.




  1. Артемов А, Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 1999. № 4. - С. 121-125.

  2. Багишаев, З.А. Формирование стратегических векторов развития российского образования / З.А. Багишаев // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. – 2004. - № 2. – С. 85-90.

  3. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов // Педагогика. – 2006. - №.1. – С. 22-31.

  4. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использо­вание модульной системы обучения в профессиональной под­готовке кадров // Персонал. - 2000. - № 1. - С. 24-30.

  5. Бушуев В. С., Крылова Н. В. Актуальные проблемы современной педагогики. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2002. – 87 с.

  6. Геворкян Е.Л., Матова Г.Л. Болонский процесс и сотрудничес­тво в области обеспечения качества образования: опыт Россий­ской Федерации //Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С.150-165.

  7. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы «круглого стола». – М.: Альфа-М, 2004. 168 с.

  8. Государственные образовательные стандарты высшего профес­сионального образования: перспективы развития: Моногра­фия /Колл. авт. под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

  9. Гребнев Л.С. Гуманитарное образование. Размышления о «фор­ме» и «содержании» //Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 3-20.

  10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

  11. Звонников, В.И. Инновационные методы оценки учебных достижений студентов / В.И. Звонников // Высш. образование сегодня. – 2006. - № 5. – С. 12-17.

  12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма резуль­тата образования //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

  13. Кашлачева, Т.С. Оценка качества образования: общеевропейский и национальные подходы / Т.С. Кашлачева // Качество. Иновации. Образование. – 2007. - № 3. – С. 21-28.

  14. Кольчугина, М. Международная интеграция в сфере высшего образования / М. Кольчугина // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2005. - № 11. – С. 55-64.

  15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р // Официальные документы в образовании. - 2002.-№ 4.-С. 3-31.

  16. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

  17. Муравьева А.Л, Кузнецова Ю.Н., Червякова ТЛ. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для препод. - М.: Альфа-М, 2005. – 96 с.

  18. Мясников, В.А. Исследования качества образования / В.А. Мясников // Мир образования – образование в мире. – 2007. - № 1. – С. 70-82.

  19. Никулина, И. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг / И. Никулина // Ученый совет. – 2007. - № 9. – С. 36-40.

  20. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы. //Профильная школа. – 2005. - № 1. – С. 4-12.

  21. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «портфолио»: теория вопроса и практика реализации. М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

  22. О практике взаимного признания и установления эквивален­тности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах: Приказ Министерства образова­ния РФ от 6 ноября 2001 г. № 3561 // Вестник образования. - 2002. - № 6.-С. 49-50.

  23. Общеевропейское пространство образования – достижение целей: коммюнике конференции европейских министров образования (Берген, 19-20 мая 2005 г.) // Высш. образование в России. – 2005. № 10. С. 164-169;

  24. Онокой, Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования / Л.С. Онокой // СОЦИС - 2004. - № 2. - С. 80-85.

  25. Пинский А.А. и др. Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения. Материалы семинара./ Ред. А.А. Пинский, Н.Ф. Родичев, С.С. Кравцов. – М.: Альянс-пресс, 2004. – 44 с.

  26. Попков В.А. Идеалы педагогики и антипедагогическая идеология: Российские парадоксы Болонского процесса / Попков В.А., Жирнов В.Д. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 126 с.

  27. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов, Б.А. Сазонов, А.М. Салецкий, В.В. Тихомиров. – М.: Изд-во МГУ, 2005 – 131 с.

  28. Смирнов С.Л. Практикуемые модели социально-гуманитар­ного образования //Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / Под ред. Л.Г. Ионина. - М.: Логос, 2003. - С. 153-170.

  29. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе /Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

  30. Стандарты деятельности тьютора: теория и практика / Науч. ред. Т.М.Ковалева. М.: АПКиППРО, 2009. – 188с.

  31. Трубина Л.А. Вариативная подготовка педагогических кадров: традиции, новые подходы, проблемы: [докл. из материалов к седьмому заседанию методол. семинара, 17 мая 2005 г.] / Л. А. Трубина. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. - 108 с.

  32. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. – Красноярск: КГПУ, 2009. – 136с.

  33. Формирование единого научно-образовательного пространства на Европейском Севере как ответ на вызовы XXI века: сб. ст. / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова и др.; сост.: Крылов А.С. и др. - Архангельск, 2005. - 239 с.

  34. Чекмарев В.В. "Оболонивание" как жизненное кредо, или стратагемы Болонизации / Чекмарев В.В. // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Экономика науки: "Экономика образования". - 2006. - N 1. - C. 43-46.



Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Формы промежуточной и итоговой аттестации по результатам освоения 2-х основных разделов дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем»:

Мониторинг знаний, умений, компетенций студентов в ходе работы на семинарских занятиях в течение семестра.

Самостоятельная работа студентов с нормативно-правовой, научно-теоретической, публицистической литературой по проблематике дисциплины, выполняемая в соответствии с предлагаемым комплектом заданий.

Итоговая аттестация за семестр (зачет) на основе компетентностно-ориентированных заданий.


Требования к реализации текущей аудиторной, самостоятельной работы и итоговой за семестр аттестации:

Все задания для организации самостоятельной деятельности студентов и итоговой за семестр аттестации предлагаются студентам в начале занятий по дисциплине с разъяснением принципов и условий работы с ними.

К зачету студентам предоставляется программа учебного курса, анализ результатов выполненных ими заданий и характера работы каждого студента в течение семестра.

Все виды заданий должны рассматриваться студентами как средства, обеспечивающие достижение поставленных в Программе задач и обеспечения определенных компетенций.

Варианты оценочных средств самостоятельной работы студентов с научной литературой, промежуточной и итоговой аттестации по результатам освоения 2-х основных разделов дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» представлены ниже.
Варианты заданий, отражающих результаты самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности магистрантов.

Задания, направленные на координацию и проверку самостоятельной деятельности студентов. На основе самостоятельно подобранной литературы и документов из предложенного к разделу дисциплины списка, необходимо выполнить следующие задания:

- объясните собственное понимание подхода к понятию «система» в образовании и укажите основные, с Вашей точки зрения, признаки, характеризующие образование как систему;

- представьте в виде схемы спроектированную Вами «образовательную систему» конкретного уровня и вида. Дайте комментарии к данной схеме;

- обоснуйте или опровергните тезис о том, что учебное занятие может представлять собой целостную образовательную систему;

- обоснуйте Ваше понимание открытости и динамичности «образовательной системы».


Задания для итоговой аттестации за семестр (зачет).

Каждое задание является комплексным и включает в себя вопрос и два задания.

Вопрос направлен на проверку знания студента по материалу первого и второго разделов дисциплины.

Первое задание подразумевает отражение небольшого самостоятельного исследования студента, направленного на осуществление внутренней или внешней экспертизы в образовании как инструмента мониторинга качества образования. В ходе ответа необходимо показать знание документов и научной литературы, умение их анализировать.

Второе задание направлено на проверку умения студента выстраивать собственную проектную деятельность в области образования.
Задание 1.

Вопрос: Этапы становления инновационной модели в российском образовании и за рубежом.

Задание 1: На основе самостоятельно проведенной работы с документами и литературой по одной из выбранных «образовательных систем» раскрыть ее целесообразность для российского образования, этапы становления, степень эффективности и перспективы развития.

Задание 2: Спроектировать модель собственной образовательной системы на уровне образовательного учреждения ступени общего среднего образования. Дать развернутую характеристику предлагаемому проекту.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Понятие «технология» и педагогический процесс. Классификации современных технологий обучения.

  2. Современные образовательные реформы, их влияние на проектирование содержания высшего образования.

  3. Концепция модернизации образования в России на период до 2010 г.

  4. Государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров, их характеристика (на примере конкретного направления).

  5. Государственные образовательные стандарты подготовки специалистов, их характеристика (на примере конкретной специальности).

  6. Государственные образовательные стандарты подготовки магистров (на примере конкретного направления).

  7. Место и задачи циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, СД в системе профессиональной подготовки. Элективные и факультативные учебные дисциплины.

  8. Функции ГОС. Основные критерии и базовые основания ГОС.

  9. Сущность и объекты педагогического проектирования.

  10. Моделирование, проектирование, конструирование как этапы педагогического проектирования.

  11. Технология проектирования рабочей учебной программы курса. Методические требования к оформлению учебной программы.

  12. Учебно-методическое сопровождение программы курса. Создание учебно-методического комплекса.

  13. Принципы и формы проектирования учебного занятия. Конструирование отрезков учебного материала с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучаемых.

  14. Структура профессиональной педагогической деятельности.

  15. Проектирование целей педагогической деятельности

  16. Проектирование содержания образования на уровне учебной дисциплины

  17. Проектирование технологий обучения.

  18. Основные функции и профессиональные компетенции преподавателя современного вуза.

  19. Проектирование вузовской лекции. Методические аспекты лекционной формы организации обучения в высшей школе.

  20. Технология проектирования вузовских семинарских, лабораторных и практических занятий.

  21. Самостоятельная работа студентов: руководство, организация и контроль. Активизация СРС и пути ее совершенствования.

  22. Проектирование учебных и производственных (педагогических) практик в системе высшего образования.

  23. Активные методы преподавания в высшей школе. Интерактивное обучение. Методика конструирования эвристической беседы, мозгового штурма, дискуссии, круглого стола, деловой игры, конференции и др.

  24. Репродуктивные и проблемные методы обучения как объект педагогического проектирования.

  25. Анализ и оценка педагогических проектов, процессов и результатов их реализации. Организационные принципы и функции педагогического контроля.

  26. Проектирование системы контроля и оценки знаний по учебной дисциплине. Виды контроля. Критерии оценки.

  27. Педагогический тест. Критерии качества теста. Технология конструирования теста.

  28. Типы и формы тестовых заданий (ТЗ). Структура ТЗ. Требования к содержательной части ТЗ. Оценка уровня сложности ТЗ.

Комплект экзаменационных билетов - не предусмотрен.


Примерная тематика рефератов – не предусмотрена.

Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрено.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ -не предусмотрено


Методика исследования — не предусмотрена.

Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения.
Дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем» направлена на дальнейшее формирование профессиональной позиции педагогов, развитие их личных и профессиональных компетенций на основе знакомства с целями, содержанием, формами процедур проектирования и экспертизы различных образовательных систем. Содержание дисциплины рассматривается как основание для творческого осмысления и вариативной реализации полученной информации в собственной педагогической деятельности.

В основу построения и отбора содержания дисциплины положены ведущие принципы современной науки: культуросообразности, открытости, проблемности и др. Утверждение личностно и ценностно ориентированного и компетентностного подходов в педагогической науке определяет логику преподавания курса. Оно не может сводиться к прямой трансляции академических знаний. Получаемая информация должна быть востребованной, являться результатом ее самостоятельного освоения магистрантами. Иными словами, студент становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем деятельность по проектированию открытых, развивающихся систем в образовании. В связи с этим, особое значение приобретает организация обучения как сотрудничества студентов и преподавателя, включение студентов в контекст изучаемого материала. Для этого лекции и семинары должны носить проблемный, ценностно-ориентированный характер. Целесообразно использовать приемы совместного проектирования занятий, дискуссии по наиболее проблемным аспектам реализации изучаемых образовательных систем.



Словарь терминов (глоссарий).

Глоссарий

Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности

Система - совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.

Модель - образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)

Педагогическое моделирование - метод исследования педагогических объектов на их моделях. Это процесс определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов. На этапе моделирования определяется состав и структура проектируемых педагогических объектов. Результатом моделирования является модель (см. Модель).

Проект - (от лат. "брошенный вперед") система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач.

Педагогическое проектирование - прикладное направление педагогической науки и практической педагогической деятельности. Нацелено на решение таких общих задач, как развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных педагогическая системах (педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образовательная программа) . Процесс создания педагогического проекта, дальнейшая детализация созданной педагогической модели в логике проектирования и доведения ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, то есть до практического использования.

Педагогический проект - комплект документов, отражающих цели и ценности проектирования, состав и структуру объекта проектирования, логику проектирования, ресурсное обеспечение реализации проекта (мотивационное, правовое, методическое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое и т.д.).

Педагогическое конструирование - процесс создания конструкта, дальнейшая детализация созданного педагогического проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Объект педагогического проектирования - часть педагогической реальности разного уровня сложности, подлежащая совершенствованию (воспитательная система, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, технология и пр.)

Состав процесса педагогического проектирования - логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла педагогического проекта до получения полезного педагогического результата.

Структура педагогического проектирования - связи между отдельными шагами (этапами) педагогического проектирования. Основное свойство этих связей - преемственность, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.

Состав педагогического проекта - состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.

Структура педагогического проекта - описание связей между элементами (компонентами) проектируемой педагогической системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.

Логика педагогического проектирования - выбираемая разработчиками проекта последовательность действий по анализу, преобразованию и оценке эффективности разработанного педагогического проекта. Выбор логики определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степени теоретической и практической разработанности проблемы.

Формы педагогического проектирования - см. Педагогический проект.

Принципы педагогического проектирования - основные ценности, которыми руководствуются разработчики при создании проекта: принцип человеческих приоритетов, принцип системности, принцип саморазвития проектируемых систем, принцип непрерывности организации проектирования, принцип реальности и диагностичности, принцип общности и уникальности в проектировании и т.д.

Теоретическое обеспечение педагогического проектирования - определение методологических основ проектирования, тех научных закономерностей, которые лежат в основе проектируемых педагогических явлений, процессов, систем. Формулирование целей и ценностей педагогического проекта.

Методическое обеспечение педагогического проектирования - описание конкретных задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия субъектов для реализации проекта (планы, перечень мероприятий, необходимые методические разработки и пр.).

Ресурсное обеспечение педагогического проектирования - систематизированное описание необходимых ресурсов: условий реализации проекта (кадровых, научно-методических, организационных, материально- технических, юридических, финансовых и пр.).

Диагностика в логике педагогического проектирования - комплекс методов научного исследования (социологического, педагогического, психологического, валеологического, акмеологического и др.), конкретные исследовательские методики, применяемые разработчиками на разных этапах проектирования для: выявления потребности в проекте; противоречий; наличия тех или иных условий для проектирования; ценностей, исповедуемых субъектами проектируемой педагогической системы; изменений в качестве функционирования системы в целом и отдельных ее элементах; изменения в личности субъектов; эффективности проектирования и пр.

Экспертиза педагогического проекта - необходимый этап в логике педагогического проектирования, организуемый для анализа и оценивания актуальности, значимости и результативности проекта, прогноза его реализации и развития. Различают внутреннюю экспертизу (самоэкспертизу) и внешнюю, организуемую независимыми экспертами- специалистами. Функции экспертизы: дать многоаспектный анализ проекту, поставить диагноз, осуществить прогноз, определить приоритеты, смягчить последствия, принять решение о судьбе проекта.

Презентация педагогического проекта - представление разработанного проекта заинтересованным лицам (потребителям, общественности), субъектам педагогического проектирования в разнообразных формах (доклад, сообщение).



 

«Экспертиза в образовании».

Экспертиза как гуманитарная технология. Этическая экспертиза как основа гуманитарной технологии. Проблемы экспертизы в зарубежных исследованиях. Экспертиза как феномен. Особенности гуманитарной экспертизы. Деятельность эксперта. Компетентность эксперта. Объекты экспертизы Гуманитарная экспертиза инновационной деятельности. Гуманитарная экспертиза научно–исследовательской деятельности. Процедура экспертизы. Методы, средства приема экспертизы. Организация экспертизы. Экспертные заключения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница