Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология»



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.1, ФТД.3, ФТД.7

«ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050706 «Педагогика и психология»

«050708-Педагогика и методика начального образования»

«050711-Социальная педагогика»

«050720 — Физическая культура»

«050104 -Безопасность жизнедеятельности»

(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры психологии

  3. Психолого-педагогического

  4. института

  5. (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)



  6. Зав. кафедрой

  7. ____________ (Синкевич И.А.)















  8. 2012

РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины


    1. Автор программы: Недосека О.Н., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии МГГУ.

    2. .Пояснительная записка

Цель освоения дисциплины – повышение уровня личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности в области применения групповых методов психологического воздействия с целью личностного роста потребителей образовательных и социальных услуг в будущей практической деятельности.

Задачи курса:

  1. Проанализировать основные методы психологического воздействия (МПВ) – их цели, формы, содержание, механизмы, эффекты (лекционные занятия);

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий (практические занятия);

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста (лабораторные занятия).

Структура курса:

Курс включает лекционные и практические занятия.

Практические занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой.

Организационная специфика практических занятий.Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого лабораторного занятия включает:



  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Зна-ния о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объ-еме курса «Педагогическая психология».

В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения»

Студенты должны знать:


  • теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга;

  • теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга личностного роста;

  • психолого-педагогическую специфику обучения взрослых;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.

Студенты должны уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • организовывать и реализовывать в практике групповой работы различные формы и виды социально-психологических тренингов;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.


Требования для получения оценки по курсу

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля результатов усвоения дисциплины учебным планом не предусмотрены традиционные формы контроля, т.к. факудьтативная дисциплина не является обязательной.

Текущий контроль. Для контроля процесса усвоения дисциплины предусматриваются:

  • контрольные опросы по вопросам для самостоятельнго изучения;

  • защита рефератов.

  • отчёты о результатах выполнения практических заданий;


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

для специальности: 050706 «Педагогика и психология»,

«050708-Педагогика и методика начального образования»


п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

«Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты.

8/6

  • выполнение тестов,

  • защита рефератов,




2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

8

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 4-6 и № 14 – 15;

8

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 7-9 и № 16 – 17;

8

5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 10-11 и № 18 – 20;

8/6

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий

Темы для самостоятельного изучения

для специальности: «050711-Социальная педагогика»


п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

«Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты.

6

  • выполнение тестов,

  • защита рефератов,




2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 1-3 и № 12 – 13;

6

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 4-6 и № 14 – 15;

6

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 7-9 и № 16 – 17;

8

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий

5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 10-11 и № 18 – 20;

8

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий

Темы для самостоятельного изучения

для специальности: «050720 — Физическая культура»


п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

«Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты.

2

  • выполнение тестов,

  • защита рефератов,




2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 1-3 и № 12 – 13;

2

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 4-6 и № 14 – 15;

2

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 7-9 и № 16 – 17;

1

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий

5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 10-11 и № 18 – 20;

1

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Содержание практических занятий по теме № 1

«Социально – психологический тренинг как метод практической психологии»
Практическое занятие № 1.

«Барьеры личностного роста»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение техники самопознания, первоначальная постановка задач саморазвития.

  3. Освоение навыков анализа жизненного пути (потребностей, целей, жизненных позиций), оценки их адекватности, разработки личных жизненных планов.

  4. Освоение навыков выявления барьеров саморазвития и возможных путей и способов их преодоления.

  5. Выработка уверенности в себе и коррекция неуверенных и самоуверенных (агрессивных) форм поведения.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные подходы к решению проблемы личностного роста в современной практике немедицинской групповой психотерапии.

  2. Специфика трансактного анализа как метода развития личностного потенциала.

  3. Специфика гештальт-групп личностного роста.

  4. Специфика психодраматического метода позитивных изменений.

  5. Специфика телесно-ориентированного подхода к проблеме личностного роста.

  6. Экзистенциально-гуманистическая психология как основа современной практики групповой работы, направленной на развитие личностного потенциала.

  7. Оценка эффективности и перспективы движения за развитие человеческого потенциала.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Осуществить самодиагностику перцептивной, потребностно-мотивационной, морально-нравственной, экзистенционально-бытийной, действенно-практической сфер и сферы отношений личности. (Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. с. 180-303).

  3. Проанализировать свои эмоции, чувства, переживания, возникшие при знакомстве с результатами самодиагностики. Интерпретацию этих переживаний занесите в дневник самонаблюдения и самоанализа.



Практическое занятие № 2

«Преодоление внутренних конфликтов»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение техник «транзактного анализа»: выявление негативных фантазий, мысленных игр («катастрофа», «Если бы я…», «Это он виноват…», «идеальный вариант», «Как я ужасен…», «я опять все сделала не так…», «Что скажут другие…» и т.д.) ретроспективный и проспективный анализ жизненных сценариев; принятие конструктивных решений.

  3. Освоение техник «психосинтеза»: выявление субличностей, диалог субличностей, психодрама субличностей и т.д.

  4. Освоение техник «гештальт-тренинга»: расширение сознания, интеграция противоположностей, внимание к чувствам, работа с мечтами, принятие ответственности, преодоление сопротивления и др.

  5. Освоение техник «экзистенциального анализа»: самотрансценденция, самоотсранение, парадоксальная интенция, анализ смысловых потенциалов ценностей творчества, переживания, отношения, анализ экзистенциальной фрустрации, поиск смысла в конкретной жизненной ситуации и др.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные понятия и процедуры «трансактного анализа».

  2. Основные понятия и процедуры гештальт-подхода.

  3. Основные понятия и процедуры «психодрамы».

  4. Основные понятия и процедуры «психосинтеза».

  5. Основные понятия и процедуры телесно-ориентированного подхода.

  6. Основные понятия и процедуры «экзистенциального анализа».

  7. Основные понятия и процедуры клиенто-центрированного подхода.

  8. Основные понятия и процедуры терапевтических подходов, разработанных в рамках (на выбор):

  • аналитической психологии К.Г.Юнга;

  • индивидуальной психологии А.Адлера;

  • характерологического анализа К.Хорни;

  • гуманистического психоанализа Э.Фромма;

  • интерперсональной психотерапии Г.С.Салливана;

  • психоаналитической психотерапии (Гилл, Стоун, Бибринг, Кляйн, Кернберг и др.);

  • патогенетической психотерапии В.Н.Мясищева;

  • реконструктивной психотерапии Б.Д.Карвасарского;

  • рационально-эмоциональной терапии А.Эллиса;

  • нейролингвистического программирования Гриндера и Бендлера.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Проанализировать несколько литературных источников (в т.ч. первоисточники) по одному из обсуждаемых подходов к решению проблемы личностного роста и составить подробный конспект об организационно-методических особенностях данного подхода (на выбор).


Содержание практических занятий по теме № 2

«Понятие о личности и личностном росте» или

«СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»
Практическое занятие № 3

«Барьеры сензитивности»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка проблем социальной перцепции.

  3. Освоение навыков переформулирования проблем таким образом, чтобы осознавалась значимость адекватного взаимовосприятия в развитии межличностных отношений и собственная ответственность за решение перцептивных проблем.

  4. Освоение навыков диагностики и самодиагностики индивидуальных стратегий взаимопонимания («рационалистическое» и «эмпирическое» взаимопонимание).

  5. Освоение навыков выбора стратегии взаимопонимания в соответствии с требованиями межличностной и групповой ситуации.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие сенситивности. Виды сенситивности.

  2. Диагностика сенситивности.

  3. «Т-группы» и «группы встреч» как формы тренинга сенситивности.

  4. Обратная связь как основной принцип СПТ сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие наблюдательской сенситивности ( Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Хрящёвой Н.Ю. – Спб., 1999. с. 93-113).


Практическое занятие № 4.

« Наблюдательская сензитивность»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков наблюдения особенностей речевых актов: их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация.

  3. Освоение навыков наблюдения особенностей графических проявлений: почерк (почерк, рисунок); выразительных движений (лица и тела); перемещения и поз, межличностной дистанции; скорости и направления движений, оранжировки в межличностном пространстве; тактильной и ольфакторной наблюдательности.

  4. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Формирование позитивного впечатления, позитивное восприятие и эмпатия к людям как основа наблюдательской сенситивности.

  2. Сенсорные и экспрессивные качества человека. Особенности индивидуальных перцептивных стилей.

  3. Особенности мифологического и научного мышления.

  4. Теории личности как основа теоретической сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

    2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие межличностной чувствительности ( Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Хрящёвой Н.Ю. – Спб., 1999. с. 113-172).


Практическое занятие № 5.

« Идеографическая сензитивность»

План:

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков диагностики «скрытых» мотивов, намерений, состояний на основе наблюдения всевозможных сочетаний акустических, визуальных, тактильных и ольфакторных сигналов.

  3. Освоение навыков ситуативной диагностики состояний, свойств, качеств, отношений и неповторимого своеобразия участников группы.

  4. Освоение навыков ситуативной диагностики структуры, динамики, норм и состояний группы в целом.

  5. Освоение навыков самодиагностики на основе самонаблюдения (интроспекции) и обратной связи.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Позитивное восприятие и эмпатия к группам как основа номотетической сенситивности.

  2. Чувствительность и понимание групподинамических процессов как результат развития номотетической сенситивности.

  3. Методы развития идеографической сенситивности: «обратной связи»; «программированного случая»; «типичного случая».

  4. Принципы тренинга сенситивности. Принципы создания программ СПТ сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

    2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие чувствительности к групподинамическим процессам. ( Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Хрящёвой Н.Ю. – Спб., 1999. с. 113-172).



Содержание практических занятий по теме № 3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»
Практическое занятие № 6

«Коммуникативные барьеры»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка коммуникативных проблем, возникающих в реальной жизни у участников группы в процессе межличностного общения.

  3. Освоение навыка группового обсуждения сформулированных проблем и выработки единого мнения по поводу профессионально и личностно значимых качеств психолога.

  4. Освоение навыков выявления (осознания) коммуникативных барьеров (внутренних и внешних), затрудняющих общение в группе и поиска путей их преодоления.

  5. Освоение навыков и техник приема и подачи обратной связи в группе по поводу переживаемого опыта взаимодействия «здесь и сейчас».

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие общения, его функции, виды, уровни, структура, средства.

  2. Понятие СПТ межличностного взаимодействия (общения); история его формирования.

  3. Основные понятия «Т-группы»: обучающая лаборатория; обучение тому, как учиться; «здесь и теперь».

  4. Методические основы организации Т-групп: поведение руководителя; коммуникативные умения; структурированный подход; применение в организациях; оценка эффективности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить вводное задание (12 проб) и задания № 1-10 по теме «Самопознание и саморазвитие в общении» (1 с. 9-27).

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».


Практическое занятие № 7

«Установление контакта»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка проблемы психологического контакта в процессе ее обсуждения. Осознание факторов влияния на состояние и поведение партнера.

  3. Освоение навыков установления психологического контакта в ролевой игре; осознание неэффективных стереотипов поведения при установлении и поддержании психологического контакта.

  4. Тренировка навыка установления и поддержания контакта в различных ситуациях («сухие» и «полусухие» упражнения).

  5. Закрепление навыков установления и поддержания психологического контакта в ролевой игре.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Фазы контакта.

  2. Позиции партнёров в контакте.

  3. Уровни общения и контакт.

  4. Невербальное общение в контакте.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить задания № 11-27 по теме «Эмоции и чувства» (1 с. 29-48).

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».


Практическое занятие № 8

«Понимание партнёра»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Определение уровня коммуникативной компетенции (самодиагностика): неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.

  3. Освоение навыков выявления помех в процессе слушания: нетерпеливое желание прервать говорящего; поспешность выводов; сосредоточенность на выработке своего ответа; наличие предубеждений и предвзятых мнений; отвлечение на воспоминания; недостатки в речи говорящего; наши собственные потребности.

  4. Освоение навыков применения психотехник активного слушания: вербализация, перефразирование, развитие идеи партнера, открытые и закрытые уточняющие вопросы и т.д.

  5. Закрепление навыков активного слушания в ситуации ролевой игры.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Неумение и умение слушать.

  2. Рефлексивное слушание.

  3. Нерефлексивное слушание.

  4. Эмпатическое слушание.

  5. Техника постановки вопросов.

  6. Техника нейтрализации замечаний.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить задания № 40-46 по теме «Слушание» и № 28-32 по теме «Саботажники общения» (1 с. 49-56; 62-73).

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».


Практическое занятие № 9.

«Нейтрализация манипуляций»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Обсуждение особенностей уловок – манипуляций в общении: организационно-процедурных, психологических и логических.

  3. Выявление путем экспериментирования в ролевой игре общих правил нейтрализации логических уловок – манипуляций.

  4. Выявление путем экспериментирования в ролевой игре общих правил нейтрализации психологических уловок – манипуляций.

  5. Закрепление навыков применения общих правил нейтрализации манипуляций в ситуации ролевой игры.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие и виды психологического влияния и противостояния влиянию.

  2. Истинные цели влияния.

  3. Понятие психологически конструктивного влияния.

  4. Техники влияния и противостояния влиянию.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить задания № 47-51 по теме «Власть и влияние в общении» и № 55-66 по теме «Общение в конфликте» (1 с. 73-83; 89-109).

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».


Практическое занятие № 10.

«Убеждающее воздействие»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Выявление неэффективных способов убеждающего воздействия в процессе групповой дискуссии и осознания необходимости выработки более эффективных стратегий аргументации.

  3. Выработка путем экспериментирования общих правил логических доказательств: точность формулировки тезиса; неизменность тезиса; истинность оснований; доказательство оснований; построение доказательств по общим правилам умозаключения.

  4. Освоение навыков применения техники аргументации: простота и ясность понятий; учет темперамента собеседника; недопущение пустых фраз; обдуманное (без спешки) приятие решения; использование двусторонней аргументации; использование приема «Да и …», «Да, но…» и др.

  5. Освоение приемов, стимулирующих общение: открытость для убедительных аргументов; условность принятия доводов оппонента, оттягивание возражений обращение за советом, вовлечение оппонента в совместную выработку решений, настройка на волну оппонента, использование «метода Сократа», избегание категоричности в высказываниях, использование позитивных вопросов и стратегии «мы - высказывание», использование приема «я - утверждение» и правила бонтона.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Цели, техники и тактики аргументации.

  2. Технология ведения переговоров.

  3. Техники принятия решений и завершения беседы.

  4. Психологические приёмы убеждения в споре.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить задания практикума «Противодействие равнодействию» (с. 121); теста «Трудно ли Вас вывести из себя?»; тестов «Речевые барьеры при общении», «Умеете ли Вы влиять на других людей?» (с. 150-151); теста «Моя тактика ведения переговоров» (с. 99) и теста «Стиль взаимодействия (с. 51) в книге Бороздиной Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие.

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».



Практическое занятие № 11.

«Доверительные отношения»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение искусства комплимента. Отработка навыков комплимента с учетом основных правил его построения, его отличий от лести и похвалы и с учетом специфических требований к нему (возрастных и половых).

  3. Выработка умения задавать вопросы. Экспериментирование с различными типами вопросов: явный – скрытый, сложный – простой, уточняющий – восполняющий, открытый – закрытый, узловые – наводящие, корректные – некорректный; вопросы – сомнения; вопросы – внушения; контрольно – подтверждающие вопросы; изолирующие, возвратные и др.

  4. Освоение навыков избегания конфликтогенов. Совместное обсуждение особенностей конфликтогенного поведения и слов; саморекомендации по их преодолению и предупреждению.

  5. Освоение навыков завершения разговора не обижая собеседника.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Функции доверия в жизни человека.

  2. Факторы, влияющие на формирование различных видов доверия.

  3. Особенности личности, доверяющей себе и другому.

  4. «Взгляд психотерапевта на хорошую жизнь» (К.Роджерс).


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить задания на саморегуляцию, проанализируйте свои ощущения (1 с. 146-211).

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».



Содержание практических занятий по теме № 4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»
Практическое занятие № 12.

«Барьеры креативности»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков осознания этапов творческого процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка.

  3. Осознание качеств и особенностей поведения, помогающих и препятствующих развитию креативности.

  4. Осознание особенностей собственной креативности: способов ее проявления и барьеров развития.

  5. Освоение навыков видения одного итого же явления с непривычных, неожиданных, нетрадиционных сторон.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Классификация методов, стимулирующих творчество.

  2. Методы, позволяющие избежать инерционности в направленности поиска («мозговой штурм», «синектика», «метод фокальных объектов», «метод абсурда», «метод рекодификации», «ТРИЗ» и др.).

  3. Методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов решения творческой задачи («морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «метод Дельфи», «метод дневников» и др.).

  4. Психологический портрет творческой личности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить 5-6 упражнений (на выбор) на осознание того, что такое креативность, каковы её проявления, этапы, барьеры (Психогимнастика с. 198-215).



Практическое занятие № 13.

«Условия креативности»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков снятия «мышечного зажима».

  3. Освоение навыков эффективного «мышечного контроля».

  4. Освоение техники глубокой релаксации.

  5. Освоение навыков целенаправленного самоподкрепления и позитивного мышления (использование аффермаций, создание внутреннего ресурсного образа и др.).

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Диагностика креативности: основные подходы.

  2. Теоретические подходы к пониманию сущности творчества.

  3. Процессуальные и результативные аспекты творчества.

  4. Проблема организации творческого мышления и рефлексии.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие креативности (Психогимнастика с. 215-244).



Практическое занятие № 14.

«Алгоритмы творчества»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков использования при решении творческих задач методов эвристического обучения (эмпатии; смыслового, образного и символического видения; эвристических вопросов, гиперболизации, инверсии и др.).

  3. Освоение навыков применения при решении творческих задач методов стимулирования творчества (мозговой штурм, синектика, фокальных объектов, абсурда, рекодификации, ТРИЗ, морфологического анализа, контрольных вопросов, Дельфи, дневников и др.).

  4. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. К.Роджерс об условиях, способствующих созидательному творчеству (признание безусловной ценности индивида, создание безоценочной обстановки; эмпатия; психологическая свобода).

  2. Методы эвристического обучения: метод эмпатии; метод смыслового, образного и символического видения; методы эвристических вопросов, гиперболизации, инверсии и др.

  3. Эвристические стратегии решения творческих проблем.

  4. Характеристика этапов творческого процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие креативности (Психогимнастика с. 215-244).



Практическое занятие № 15.

«Эффекты групповой дискуссии»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков группового обсуждения профессиональных проблем психологической практики (“балинтовская группа”)

  3. Освоение навыков группового обсуждения профессиональных проблем управленческой практики и принятия управленческих решений («мозговой штурм»).

  4. Освоение навыков организации и проведения «перекрестной дискуссии» и «совместного поиска» как средств развития критического мышления на семинарских занятиях.

  5. Освоение навыков управления процессами группового принятия решения профессиональных задач.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Преимущества и недостатки групповых решений по сравнению с индивидуальными.

  2. Эффекты «сдвига к риску» и «сдвига к осторожности».

  3. Эффект «групповой поляризации».

  4. Эффект «огруппления мышления».

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить сначала индивидуально (самостоятельно), а затем в группе задание № 7.1. «Принятие решений» (Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000. с. 276-280).



Практическое занятие № 16.

«Технологии групповой дискуссии»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков осознания проблем межличностного взаимодействия в данной группе.

  3. Освоение навыков переформулирования в процессе групповой дискуссии межличностных проблем таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за их решение.

  4. Освоение навыков группового обсуждения норм отношений в данной группе.

  5. Освоение навыка группового обсуждения конкретного инцидента «здесь и сейчас» («конструктивный конфликт»).

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные технологии группового обсуждения и их особенности: групповое интервью; мозговой штурм; групповая дискуссия; обсуждение отдельного случая; выступление дискуссия.

  2. Соотношение основных технологий группового обсуждения с типами групповых задач: проблемные; продуционные; дискуссионные. Эффекты (следствия) этого соотношения.

  3. Соотношение основных технологий группового обсуждения с 4-мя стадиями (этапами) процесса: сбор информации; оценка информации; поиск решения; принятие решения.

  4. Условия эффективного проведения основных технологий группового обсуждения.

  5. Требования к ведущему и типичные ошибки ведущего групповое обсуждение.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Составить таблицы соотношений основных технологий с типами задач, их содержанием, результатами и этапами группового обсуждения.

  3. Подготовить и по-возможности провести групповое обсуждение по одной из изученных технологий в лабораторной группе.

Практическое занятие № 17.

«Технология решения проблем в команде»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков осознания проблемной ситуации морального выбора.

  3. Освоение навыков группового обсуждения возможных последствий морального выбора.

  4. Освоение навыков принятия личной ответственности за осуществляемый выбор.

  5. Освоение навыков группового обсуждения проблемы соотношения личной и групповой ответственности за осуществляемый выбор («экзистенциальный анализ»).

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие ситуационного анализа.

  2. Ситуационный анализ в технологии «восьми шагов».

  3. Условия эффективного взаимодействия в команде.

  4. Организация эффективного внутрикомандного и межкомандного взаимодействия.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Осуществить самодиагностику с использованием следующих тестов: «Администратор или лидер»; «Ваша деловая ориентация»; «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение». (Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. (Серия «Психологический тренинг»). – Спб., 2002. с. 205-212).


Содержание практических занятий по теме № 5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»
Практическое занятие № 18.

«Педагогическое общение»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка проблем педагогического общения и педагогической перцепции.

  3. Освоение навыка переформулирования проблем таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за их решение.

  4. Освоение навыков поддержки применительно к школьным ситуациям на основе выявленных отличий между похвалой, знаком внимания и поддержкой.

  5. Освоение техник «Я - слушание» и «Я - высказывание» в ситуации педагогического общения.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие педагогического общения.

  2. Условия эффективности педагогического общения.

  3. Коммуникативная компетентность педагога.

  4. Психологические проблемы педагогического общения.

  5. Стили педагогического общения.

  6. Структура педагогических воздействий.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Выполнить задания на осознание напряжённости педагогической деятельности и на выработку поведенческих стратегий (способов) решения конфликтной педагогической ситуации. (Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога учителю. – М., 2002. с. 11-26).


Практическое занятие №20.

«Педагогическая перцепция»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков адекватного понимания индивидуальных особенностей учеников.

  3. Освоение навыков выбора стратегии взаимодействия с учениками с учетом их индивидуальных особенностей.

  4. Освоение навыков адекватного понимания мотивов поведения «трудных учеников».

  5. Освоение навыков конструктивного взаимодействия с учетом мотивов «трудного» поведения (привлечение внимания, власть, месть).

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблема понимания «трудных» детей.

  2. Проблема понимания «трудных» родителей.

  3. Проблема диагностики и прогнозирования групповой динамики в детском коллективе.

  4. Проблема самовосприятия, самовыражения и саморегуляции педагога.

  5. Педагогическая интуиция.

  6. Манипуляции в педагогическом общении.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Выполнить по 3 упражнения на выбор из числа игр-релаксаций; адаптационных игр; игр-формул; игр-освобождения; позиционных игр «учитель-ученик» и «учитель-родитель»; игр для развития педагогической интуиции и игр-защита от манипулирования. (Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - М., 2000. с. 11-53, 77-106).


Практическое занятие № 21.

«Педагогическое самосознание»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков осознания собственных личностных особенностей и оптимизации отношения к себе.

  3. Освоение навыков саморефлексии в ситуации педагогического общения и выработка способов саморегуляции в эмоционально-напряженных ситуациях.

  4. Освоение навыков саморефлексии в ситуации педагогической деятельности и выработка на этой основе индивидуального стиля деятельности.

  5. Составление комплексного профессионального психологического автопортрета, включающего перспективы профессионального и личностного роста.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определение самооценки и интерпретация результатов.

  2. Психолого-поведенческие профили педагогов с позитивной и негативной «Я-концепциями».

  3. «Я-концепция» и педагогические установки.

  4. «Я-концепция» и профессиональная успешность педагога.

  5. «Я-концепция» и творческий потенциал педагога.

  6. «Я-концепция» и физическое, психическое, социальное и семейное благополучие педагога.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Выполнить задания на определение самооценки; на развитие профессионального самосознания; на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; на развитие позитивного самовыражения. (Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога учителю. – М., 2002. с.27-44).



Практическое занятие № 22.

«Методический тренинг тренеров»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков организации и проведения ролевой игры с последующим анализом результатов и методическими рекомендациями-уточнениями.

  3. Освоение навыков организации и проведения деловой игры с последующим анализом результатов и методическими рекомендациями-уточнениями.

  4. Оценка эффективности проделанной работы как за время данного занятия, так и за весь 3-ёхгодичный цикл обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Моделирование и игра. Понятие роли. Принятие роли. Разыгрывание роли.

  2. Преимущества, недостатки и сферы применения ролевой игры.

  3. Типы ролевых игр. Скрытый сценарий. Дебрифинг.

  4. Подготовка и проведение ролевых игр.

  5. Особенности учебной, исследовательской, управленческой и аттестационной деловых игр.

  6. Подготовка и проведение деловых игр.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Самостоятельно подготовить сценарий, необходимый рабочий материал, организовать и провести ролевую или деловую игру в группе во время лабораторного занятия.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература

  1. Бакли Р Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д. Кэйпл ; пер. с англ. А. Татлыбаевой. - 4-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002. - 352 с.

  2. Бекоева, Д. Д.Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009

  3. Бороздина Г. В.Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец.] / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.

  4. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  6. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  7. Горянина В. А.Психология общения : учеб. пособие для студ. фак. соц. работы / В. А. Горянина. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 416 с.

  8. Зельдович Б.З. «Деловое общение»-учебное пособие,-М.Альфа-прогресс-2007.с.-456.

  9. Истратова О. Н.Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 443

  10. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. - М.: Всероссийский центр по проблемам общения. - 1990.- 212с

  11. Кипнис М.Тренинг межкультурных отношений. Ч. 2 / М. Кипнис. - М. : Ось-89, 2006. - 144 с.

  12. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  13. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 185 с.

  14. Мананикова Е. Н. Деловое общение : [учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов] - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 207

  15. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология . - М. : Академия, 2007

  16. Мирошниченко А. А.Деловое общение [Электронный ресурс] : практическое руководство для менеджера . - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск. - (Электронный справочник профессионала). - Систем. требования: Windows 2000/XP; Pentium II ; ОЗУ 256 Мб; CD привод 24х.

  17. Пахальян В. Э.Групповой психологический тренинг : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии . - СПб. : Питер, 2006.

  18. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

  19. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.

  20. Рудестам К. Групповая психотерапия. /Пер. с англ.-СПб., 2001

  21. Самыгин С. И Деловое общение : [учеб. пособие для студентов эконом. и управлен. спец. вузов]. - М. : КноРус, 2010. - 436 с.

  22. Как встать на путь тренера// Психологическая газета –2004.- № 9,10

  23. Тренинговая процедура "Спор" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 3.02.2010. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/spor.html (3.02.2010).

  24. Упражнение группового тренинга "Тонкие нити" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web- сайт]. 17.04.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/tonkie_niti.html (17.04.2011)

  25. Шевцова А. Анатомия тренинга// Психологическая газета.-2003.- № 7-8.- С28-31.

  26. Шевцова И.В. Тренинг личносного роста.- СПб: Речь,2003.- 144с.

  27. Шепелева Л. Н.Программы социально-психологических тренингов. - СПб. : Питер, 2008. - 160 с.

Дополнительная литература

  1. Биркенбиль Ф.В. Коммуникативный тренинг: Наука общения для всех. / пер. с нем. Н. Чупеева. - М.,: ФАИР- ПРЕСС, 2002.

  2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации.- СПб.: Речь,2001.-40с.

  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

  4. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

  5. Ковалев Г.А., Коряк Н.М, Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения. - Вопросы психологии, 1982, № 5 с. 166-167.

  6. Ковальчук Г.А., Петровская Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. - Вопросы психологии, 1982 №2 с. 140-146.

  7. Козьяков Р.В. Упражнения для развития компетентности в общении. -Тула, 2000

  8. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем., 2000.

  9. Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового общения».- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. -- 415 с.

  10. Лингарт И. Перлаки И. Модель активного социального учения. - Вопросы психологии, 1977. - № 6, с.30-39

  11. Лоос В.Г. Об Активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы). - Психологический журнал., 1982, т. 3, №5 с. 73-81.

  12. Методы социальной психологии. / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. - Л., 1997.

  13. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996.-224с.

  14. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянникова П.В. Диагностика и развитие компетенции в общении. - М.1990.

  15. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие.- Спб.: Речь, М.: Смысл,2002.-80с.

  16. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - Спб.: Речь.2003.- 144с.

  17. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург.1997.

  18. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - 3-е изд. ,стер.- М.: Генезис.1999.-191с.

  19. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге.- СПб.: Питер,2001.- 208с.

  20. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –512с.

  21. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. - М.: ТЦ сфера, 1999.- 128с.

  22. Петровская Л.А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг). - М., 1986.

  23. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе( методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек).- 3-е изд.- М.: Академический Проект,2004.-256с

  24. Практикум по социально-психологическому тренингу, 3-е изд., испр. и доп./ Под. ред. Б.Д. Парыгина.- СПБ: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352с.

  25. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 2000.

  26. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного роста. - М. - Воронеж, 1997.

  27. Рай Л. Развитие навыков тренинга.- Спб.: Питер,2002.-208 с.

  28. Растянников П.В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения// В кн. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.-2-е испр. изд.- М.: Смысл,1996.- С305-334.

  29. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- Спб: питер.2001.- 176с.

  30. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. - СПб.: Речь,2003.- 160с

  31. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. - Дубна: «Феникс».1996.- 160с.

  32. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). -М., 1992

  33. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2001.-256с.

  34. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь,2003.-208с.

  35. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция// Вопросы психологии.-20004.- № 5.- С.6371.

  36. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго,1996.-192с.

  37. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности// Психологический журнал. - 1998.- № 2.- с.144-160.

  38. Туник Е. Опросник креативности Джонсона// Школьный психолог.-2000.-№ 47.- с.8.

  39. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления// Школьный психолог.- 2001.-№ 45 (книга в газете).

  40. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. – М.: Генезис,2001.- 240с.

  41. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х т. /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1998.

  42. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2002.

  43. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер.с нем.- М.: Генезис,2003.-160с.

  44. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-изд.- М.: Генезис,2004.-267с.

  45. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гиштальт. - Мн.:Изд-во В.П. Ильин,1998.-352с.

  46. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.-СПб, 2000.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница