Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальные проблемы педагогики
ОПД. В. 1.1

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050301 Русский язык и литература
Утверждено на заседании кафедры

_________ педагогики___________

(протокол №1 от 14.09.2009 г.)
Зав. кафедрой Рычкова Н.А.

_______________________________




Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1. Составить: к.п.н., ст. препод. Тишулина С.Г.

1.2.Рецензенты: д.п.н., проф. ШГПУ Арефьев И.П.; к.п.н., проф. Манухин В.П.
1.3 Пояснительная записка

В становлении и формировании учителя большое место принадлежит педагогической науке. От того, в какой мере он владеет всем накопленным научным потенциалом педагогической науки, зависит уровень его профессиональной зрелости. Чтобы выполнить поставленные перед школой задачи, учителю необходимо обладать глубоким научно-материалистическим мировоззрением, высоким уровнем теоретико-педагогического мышления, педагогической культуры и эрудиции. В последнее время в педагогике накопился большой объем научных сведений, знаний, концептуальных систем и учений.



Целью курса по выбору «Актуальные проблемы педагогики» как раз и является обобщение накопленных педагогических знаний.

Задачами курса являются:

- формирование научно-материалистического мировоззрения будущего учителя;

- повышение уровня теоретико-педагогического мышления;

- знакомство студентов с общим состоянием педагогической науки и ее основными проблемами;

- представление педагогики как совокупности педагогических теорий, упорядоченных на основе законов диалектической и формальной логики.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

- принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки, в сопоставлении различных подходов;

- принцип междисциплинарного подхода, позволяющий интерпретировать педагогические теории с позиций отдельных отраслей научных знаний;

- принцип историзма, требующий рассмотрения педагогических теорий в ракурсе общественно-исторического развития.

В основу настоящих методических рекомендаций положена рабочая программа курса по выбору «Актуальные проблемы педагогики», предусмотренного учебным планом Мурманского государственного педагогического университета.

Количество часов на различные виды аудиторных занятий варьируется в зависимости от учебных планов факультетов.

Данные методические рекомендации могут быть использованы как студентами очной формы обучения, так и студентами заочного отделения.

На лекционных занятиях студенты знакомятся с современным состоянием развития педагогической науки, ее актуальными проблемами, перспективами развития образовательного пространства, методологическими подходами к развитию педагогических теорий, проблемами народного образования региона.

Практические занятия призваны осуществлять конкретизацию педагогических проблем с использованием первоисточников. Практические занятия могут проходить в различных формах: фронтальное обсуждение поставленных вопросов, заслушивание и обсуждение заранее подготовленных сообщений и рефератов студентов, совместный анализ творческий работ.

Студент должен знать: методологические основы педагогики; факторы становления педагогических теорий; актуальные проблемы и пути развития педагогических систем.

Студент должен уметь: репрезентировать в практике учебно-воспитательного процесса полученные педагогические знания.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО. (КПВ)

1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

работа


1

050301Русский язык и литература

2, ДО

4

60

26

10

16

34

3ачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

Раб.


1.

Педагогика в системе современного человекознания.

4

2

2

2

2.

Воспитание в целостном педагогическом процессе: тенденции и принципы гуманистического воспитания.

2

2

2




3.

Обучение в целостном педагогическом процессе, современные дидактические концепции.

2




2

2

4.

Современная система образования в России и перспективы ее развития. Современный учитель.

2




2

2

5

Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности.

2




2

2

6

Теория воспитания как формализованная система.


2

2

2

2

7

Оптимизация и интенсификация обучения.

2







4

8

Новые технологии обучения .Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения.


2

2

2

4

9

Формирование социально-педагогического климата в педагогическом коллективе. Конфликты в школе.

2







4

10

Принципы управления государственной политики в области образования. Основные документы в области образования.

2




2

4

11

Новые технологии обучения. Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения.


2

2




4

12

Педагогическое общение. Педагогическая техника. Стили педагогического общения.

2







4




Всего:

26

10

16

34

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.



Общая теория педагогики.

Понятия «педагогическая наука» и «педагогическая теория». Структурный состав и свойства теории. Фундаментальные и частные теории. Теория как содержательная

система – совокупность научных знаний и фактов, добытых на основе научных исследований и практической деятельности человека. Теория как формализованная система – совокупность добытых научных знаний, выстроенная на основе законов и правил формальной логики. Объект и предмет теории. Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности.

Общая теория педагогики как содержательная система знаний. Педагогика как наука. Уточнение и расширение объекта педагогической науки. Методология педагогики. Основные категории и понятия педагогики – воспитание, образование, обучение. педагогический процесс, педагогические закономерности, педагогические принципы.

Общая теория педагогики как формализованная система. Структурный состав общей теории педагогики ( идеи, понятия, закономерности, принципы ).
Теория воспитания как содержательная и формализованная система.

Теория воспитания как содержательная система. Личностно-ориентированный подход

в воспитании. Комплексный подход к воспитанию. Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Взаимосвязь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

Теория воспитания как формализованная система.

Характеристика идеи гуманистического подхода к личности и коллективу. Закономерности и методы воспитания. Принципы воспитания. Формирование цели воспитания.

Умственное, нравственное, экологическое, эстетическое, физическое, гражданское воспитание. Комплексный подход в процессе воспитания. Формирование научного мировоззрения.

Формирование детского воспитательного коллектива и сознательной дисциплины.

Теория обучения как содержательная и формализованная система.

Теория обучения как содержательная система. Основные понятия теории обучения –

образование, обучение, учение, процесс обучения, преподавание, знания, умения, навыки.

Оптимизация и интенсификация обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Соотношение понятий общей и частных дидактик. Содержание образования.

Теория обучения как формализованная система. Основные закономерности и принципы обучения.

Новые технологии обучения. Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения.

Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Проблемное обучение.

Понятие о развивающем обучении. Его основные принципы.

Понятие о современном уроке. Типы и виды уроков. Пути повышения эффективности современного урока. Требования к уроку.
Теория управления и руководства школой.

Основы управления образовательным учреждением. Функции управления. Понятия «управления школой» и «внутришкольное управление». Содержание управления.

Развитие педагогического коллектива. Формирование социально-педагогического климата в педагогическом коллективе. Конфликты в школе. Образовательная среда.

Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическая деятельность и ее составляющие. Требования к личности учителя. Квалификационные характеристики и модель личности педагога. Профессионально-значимые личностные качества педагога. Профессиограмма педагога.

Педагогическое общение. Педагогическая техника. Стили педагогического общения. Стили обучения, преподавания индивидуальная дидактическая система. Истоки педагогического творчества.

Основные направления развития системы образования в России. Образовательное пространство. Принципы государственной политики в области образования. Основные документы в области образования.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование темы

Формы сам. раб.

Кол. час.

Формы контроля

1.

Педагогика в системе современного человекознания. Понятия «педагогическая наука» и «педагогическая теория».

Составление словаря основных педагогических категорий. Составьте опорную схему лекции.

Определите круг понятий для педагогического словаря.

в какую группу включены основные категории педагогики?

среда

знания

воспитание

созревание

наследственность

умения

обучение

система

воспитание

навыки

образование

социализация




2

Проверка словаря, схемы

2.

Теория воспитания как содержательная и формализованная системы

Анализ основных концепций воспитания.

В чем многомерность современного воспитания? Докажите свою позицию, используя статью В.А. Караковского «Современное воспитание».




2

Проверка конспекта

3.

Теория обучения как содержательная и формализованная системы

Анализ современных технологий обучения

2

Проверка конспекта

4

Оптимизация и интенсификация обучения

Напишите текст-рассуждение на тему «Взаимосвязь обучения и развития сущностных сфер человека».


2




5

Новые технологии обучения

Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения.



Проанализируйте (на выбор студента) и сделайте сравнительный анализ предметно-ориентированных и личностно-ориентированных технологий обучения.

Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997. – С. 121-197.




2

конспект

6

Формирование социально-педагогического климата в педагогическом коллективе. Конфликты в школе.

Определить собственное реагирование на кофликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте»; ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции.


2

Беседа и анализ

7

Принципы управления государственной политики в области образования. Основные документы в области образования.


Изучить законодательные и нормативно-правовые документы по управлению системой образования в РФ:

Конституция РФ, ст. 43;

Закон РФ «об образовании» ст.2,8,9,10,11,12,14,28,30,31,37;


2

Беседа и анализ

8

Новые технологии обучения Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения.


Изучение первоисточников, конспектирование

4

Обсуждение конспектов

9

Педагогическое общение. Педагогическая техника. Стили педагогического общения.

Подготовить практическое задание на оценку «Первое знакомство с ученическим коллективом» из предложенной вам литературы.


2

Обсуждение работ




Всего часов




20




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Практическая работа № 1

Тема: Педагогика как наука, искусство и учебный предмет.

План.


  1. Современные взгляды ученых на сущность педагогики:

    • Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания;

    • Педагогика – прикладная наука;

    • Педагогика – самостоятельная научная дисциплина.

  2. Педагогические проблемы на страницах периодических изданий.

  3. Рынок и воспитание: мечты и реальность.

  4. Социализация и воспитание: общее и особенное.

  5. Обучение и воспитание: сходство и различие.

  6. Взаимосвязь теории и практики воспитания.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница