Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям: гсэ. В 1 Мировая художественная культура



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

Учебно- Методический комплекс Дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям:



ГСЭ.В.1.1 Мировая художественная культура
050720 – Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм
ГСЭ.В.2.1 Мировая художественная культура
050301 – Русский язык и литература со специализацией Преподавание русского языка в школах гуманитарного профиля

________________________________________________________________________________

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

Культурологии

Факультета культуры и искусств

(протокол № 10 от 07.05.2008 г.)

Зав. кафедрой

_________________________Л.С. Вагинова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы:

Т.А. Короткова, к.п.н., доцент кафедры Культурологии и МКТЯиЖ.



1.2. Рецензенты:

Сапрыкин В.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.

Кириллова А.В.., канд. пед. наук, завуч гимназии № 10
1.3. Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды.

Задачи курса:

- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней;

- охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства;

- охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира;

- дать представление о направлениях и стилях.

В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран.

В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства.

Данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами как «История литературы», «История религии», «История искусства» и др.

При составлении программы были использованы следующие учебные материалы: Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 448 с.; Культурология. История мировой культуры / под. ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с.; Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб.пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 559 с.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов

Региональный компонент



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семест

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкост

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам раб.

1

050301 – Русский язык и литература со специализацией

3

5

91

42

28

14

49

зачет

2

050720 – Физическая культура со специализацией

2

3

75

36

20

16

39

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Для специальности 050301 – Русский язык и литература со специализацией



п/п



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры

2

2







4

2

Изобразительное искусство в системе культуры

1

1







4

3

Архитектура в системе культуры

1

1







4

4

Музыка в системе культуры

1

1







4



Зрелищные искусства в системе культуры

1

1







4

6.

Искусство балета в системе культуры

1

1







2


7.

Художественная культура первобытного общества

4

2

2




2

8.

Искусство в культуре Древнего Востока

3

1

2




2


9.

Художественная культура Античности

6

2

4




2


10.

Художественная культура Западноевропейского Средневековья

4

2

2




2


11.

Художественная культура Византии и Древней Руси

4

2

2




4


12.

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

3

1

2




2



13.

Художественная культура Нового Времени. Барокко. Просвещение

1

1







2



14.

Художественная культура XIX века. Европа и Россия

1

1







2


15.

Современная художественная культура: тенденции и противоречия

3

1

2




3






Итого:

36

20

16




49

Для специальности 050720 – Физическая культура со специализацией




п/п



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры

4

2

2




3

2

Изобразительное искусство в системе культуры

2

2







2

3

Архитектура в системе культуры

2

2







2

4

Музыка в системе культуры

1

1







2



Зрелищные искусства в системе культуры

2

2







2

6.

Искусство балета в системе культуры

1

1







2


7.

Художественная культура первобытного общества

2

2







2

8.

Искусство в культуре Древнего Востока

2

2







4


9.

Художественная культура Античности

4

2

2




4


10.

Художественная культура Западноевропейского Средневековья

2

2







4


11.

Художественная культура Византии и Древней Руси

4

2

2




4


12.

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

4

2

2




2



13.

Художественная культура Нового Времени. Барокко. Просвещение

4

2

2




2



14.

Художественная культура XIX века. Европа и Россия

4

2

2




2


15.

Современная художественная культура: тенденции и противоречия

4

2

2




2






Итого:

32

28

14




39

1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры
Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус".

Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры

Возникновение и развитие изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. «Язык» изобразительного искусства (рисунок, колорит, пластика, фактура, символика цвета и др.). Общая характеристика разновидностей и жанров изобразительного искусства с использованием методов анализа произведений изобразительного искусства.


Тема 3. Архитектура в системе культуры

Архитектура - искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Здание как вариант формирования архитектурной среды. Понятие функции в архитектуре. Художественный язык в архитектуре. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром).



Тема 4. Музыка в системе культуры

Музыка как вид искусства и явление культуры. Античные концепции толкования музыки. Разновидности и жанры музыкального искусства. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Выразительные средства музыкального языка. Функции музыки в культуре.


Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры

Синтетическая природа зрелищных искусств: поэзия, танец, музыка. Основные компоненты зрелищных искусств: драма, актер, сценографии. Литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское мастерство. Спектакль как художественное целое. Характеры и их взаимодействие в спектакле. Маска, тип, герой.



Тема 6. Искусство балета в системе культуры

Балет как вид искусства. Русская балетная школа: истоки и особенности развития. Балетный спектакль 19 в. и его особенности. Образ в балете. Мариинский театр и творческие судьбы великих артистов балета.



Тема 7. Художественная культура первобытного общества

Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире.



Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока

Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира.



Тема 9. Художественная культура античности

Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика.




Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья

Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве.

Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация.
Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси

Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии.

Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка.
Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве.


Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства.

Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и классицистский синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Cовершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны.
Тема 14. Художественная культура 19 в. Европа и Россия

Развитие капитализма и "децентрализованность" духовного содержания художественной культуры. Романтизм и реализм как основные художественные направления. Сущность романтического умонастроения: понимание природы, культуры, истории; концепции гения в русском искусстве. Реалистический тип творчества и его формы, принцип типизации. Особенности национальных вариантов романтизма: идеализация Средневековья (Англия), доминанта музыки и становление философии (Германия), «героический» и «трагический» этапы становления русского романтизма. Романтическая концепция природы в литературе и живописи России, миф и сказка в музыке (М.Глинка, Н. Римский – Корсаков). Панорама художественной жизни России рубежа веков.


Тема 15. Современная художественная культура: тенденции и противоречия

Двадцатый век: изменение характера бытования художественных ценностей, проблема тиражирования, становления массовой культуры. Визуализация современной культуры и технический прогресс.

Художественное творчество и восприятие. Миф и культуре 20 века. Роль импровизации (музыка: джаз, рок, поставангард, светомузыка, технические усовершенствования). Искусство кино: тенденции и принципы. Основные направления и стили в архитектуре. Модернизм: понятие, характеристика, разновидности. Постмодернизм: принципы и формы. Диалогичность современной культуры.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наиме-нова-

ние раздела дисциплины



Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоя

тельной работы









1. Культура народов Северной Америки

3

рефе-

рат


защита рефера-

тов








2. Культура Московской Руси

3

рефе-рат

защита рефератов







3. Культура Арабского Востока


3

рефе-рат

защита рефератов







4. Культура Средневековой Индии

3

рефе-рат

защита рефератов







5. Культура Средневекового Китая

3

рефе-рат

защита рефератов







6. Культура Средневековой Японии

3

рефе-рат

защита рефератов







7. Культура Мезоамерики

3

рефе-рат

защита рефератов







8. Культура цивилизаций Южной Америки

3

рефе-рат

защита рефератов







9. Культура США XVII-XIX веков

3

рефе-рат

защита рефератов







10. Культура США ХХ века

5

рефе-рат

защита рефератов



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Семинарские занятия

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница