Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050201 Математика Утверждено на заседании кафедры



страница1/7
Дата19.05.2016
Размер1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ОПД. Ф. 2. 5
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050201 Математика


Утверждено на заседании кафедры

общей и специальной педагогики

(протокол № 1 от 10.09.2010г.)


Зав. кафедрой Н.А. Рычкова

_______________________________



Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор-составитель программы: Тишулина С.Г., к.п.н., доцент

1.2. Рецензенты: Зимина А.Н., д.п.н., д.п.н., профессор кафедры педагогики МГПУ;

Дранишников В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики МГПУ



    1. Пояснительная записка:

Цель курса – изучение истории отечественной и зарубежной педагогики в контексте всемирной истории человеческой цивилизации.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- воспитание у будущих учителей интереса к педагогической науке и педагогической деятельности;

- осмысление студентами процесса развития практики воспитания;

- развитие педагогического мышления и повышение педагогической культуры у будущих учителей;

- формирование умений ориентироваться в сложной панораме подходов к

педагогическому процессу;

- стимулирование свободы педагогического творчества.


Место курса в общей системе подготовки специалиста:
Совершенствование профессионально-педагогической подготовки

будущих учителей в современных условиях должно быть максимально ориентировано на становление их индивидуальности и развитие творческого мышления, что немыслимо без осознания глубинных связей педагогических явлений в их исторической целостности и взаимодействии с общекультурным процессом в мире. Содержание курса вводит студентов в исторический круг актуальных проблем воспитания и образования.



Студент должен знать: философские аспекты целеполагания в образовании; историю образования и педагогических учений; культурно-исторический характер воспитания; закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления.

Студент должен уметь: выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства воспитания, разработанные поколениями прогрессивных педагогов; раскрывать пути развития педагогической науки; связывать цели, содержание и организацию процесса воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху.

Общий объем времени представлен следующими видами занятий: лекционными, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование первоисточников, выполнение творческих семестровых работ, подготовку рефератов и их защиту.


При подготовке учебной программы использовались материалы из учебно-методических пособий З.И.Васильевой, А.Н.Джуринского, Г.М. Коджаспировой, А.И.Пискунова и др.

1.4. Государственные требования к минимуму содержания образования по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х. годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.


1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ем-кость



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.


1

050201 Математика

2

4

30

16

10

6

-

14

зачет


1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов

Вариант 1


Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1

Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире

2

2







2

2

Воспитание и школа в эпоху средневековья

2

2







4

3

Школа и педагогика в новое время

10

4







4

4

Школа и педагогика в новейшее время

2

2







4

5

Разработка целей воспитания педагогами-мыслителями

Западной Европы.









2







6

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.).







2







7

Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли.







2










Всего

16

10

6




14

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:


1. Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.



2. Воспитание и школа в эпоху средневековья

Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.).



3. Школа и педагогика в новое время

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХУ11 -XIX в. (до 80-х. годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917г.).



4. Школа и педагогика в новейшее время

Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



№ п/п

Наименование темы

Формы сам. работы

Количество часов


Формы контроля

1

Воспитание в первобытном обществе и в Древнем мире

Написание реферата

2

Защита реферата


2

Воспитание и школа в эпоху средневековья

реферат

4

Защита

реферата


3

Школа и педагогика в новое время

реферат

4

Защита реферата

4

Школа и педагогика в новейшее время

реферат

4

Защита реферата

Всего







14





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:


Практическое занятие №1

Тема: Разработка целей воспитания педагогами-мыслителями

Западной Европы.
План (вопросы для коллективного обсуждения):


  1. Различные подходы к разработке целей воспитания (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарт.).

  2. Развитие принципа природосообразности в педагогическом наследии (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарт).

  3. Анализ основных педагогических теорий:

-классно-урочной системы Я.А.Коменского;

-теории свободного естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо;

-теории развивающего обучения И.Песталоцци;

-теории воспитывающего обучения И.Гербарта;

-теорий дисциплины Ж.-Ж.Руссо и И.Гербарта.


  1. Сравнительный анализ возрастных периодизаций (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо.).

Задание для самостоятельной работы

Для упорядочения знаний составьте таблицу, в которой должны быть отражены мировоззренческие, религиозные взгляды педагогов, цели воспитания, принцип природосообразности, возрастные периодизации и основные педагогические теории.






Миро- воззре-

ние


Цель

воспи-


тания

Принцип

природо-


сообраз-

ности


Возрастная

периодизация



Основные

педагогические

теории


Коменский

















Локк

















Руссо

















Песталоцци

















Гербарт

















Основная литература:


  1. Джуринский А.Н. История педагогики.- М.: Владос,2000.

  2. История педагогики и образования /Ред. А.И.Пискунов.-М.: Творческий центр,2001.

  3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики.- М.: Просвещение,1982.

  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост.А.И. Пискунов.-М.: Просвещение,1971.


Дополнительная литература:

1. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.- М.: Академия, 2002

2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос, 2003
Конспектировать:
При выполнении практического задания используйте выписки из первоисточников:

1.Я.А.Коменский «Великая дидактика».

2.Д.Локк «Мысли о воспитании».

3.Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о Воспитании».

4.И.Песталоцци «Лингард и Гертруда».

5.И.Гербарт «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Все вышеперечисленные первоисточники представлены в «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики»/ Сост. А.И.Пискунов.- М.,1971.
Практическое занятие №2
Тема: Проекты реформ народного образования в эпоху Великой

Французской революции (1789 – 1794 гг.).


План (вопросы для коллективного обсуждения):
1.Характеристика общественной ситуации во Франции в конце 80-х гг. XYIII века.

2.Анализ проекта организации народного образования во Франции Жана Антуана Кондорсе («Доклад об общей организации народного образования»).

3.Анализ проекта организации народного образования во Франции Луи Мишеля Лепелетье («План национального воспитания»).
Задание для самостоятельной работы

Чей проект организации народного образования носил более демократический и революционный характер? Аргументируйте свой ответ, используя знания первоисточников.


Основная литература:

1.Доклад об общей организации народного образования // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов.-М.: Просвещение,1971.-С.287-293.

2.План национального воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение,1971.-С.294-301.
Дополнительная литература:


  1. Джуринский А.Н. История педагогики.- М.: Владос, 2000.-С.195-198.

  2. История педагогики образования /Ред.А.И.Пискунов.- М.: Творческий центр,2001.-С.221-225.

  3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики.- М.: Просвещение,1982.-С.58-62.

  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1971.-С.287-301.


Практическое занятие № 3

Тема: Развитие идей трудового воспитания в истории

передовой педагогической мысли.

План (вопросы для коллективного обсуждения):

1.Идея трудового воспитания в работах социалистов-утопистов (Томас Мор, Роберт Оуэн).

2.Вопросы трудового воспитания в сочинениях передовых зарубежных буржуазных мыслителей (Жан-Жак Руссо, Иоганн Песталоцци).

3.Русские революционеры демократы и выдающиеся педагоги о трудовом воспитании (Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский).

4.Педагогическая мысль советского периода о трудовом воспитании (Н.К.Крупская,

А.С. Макаренко).

Задание для самостоятельной работы

Почему идеи организации процесса трудового воспитания Т.Мора, Р.Оуэна утопичны? Аргументируйте свой ответ, используя выдержки из первоисточников.
Основная литература:


  1. Антология педагогической мысли в 3-х т.

Т.1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом

воспитании и профессиональной подготовке /Сост. К.И. Салимова.-

М.: Просвещение,1988.


  1. Джуринский А.Н. История педагогики.- М.: Владос,2000.

  2. История педагогики и образования /Ред. А.И. Пискунов.- М.: Творческий центр,2001.

  3. О трудовом воспитании (хрестоматия) /Сост. Д.Е.Аксенов.- М.:Просвещение,1983.

  4. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики.- М.: Педагогика,1995.


Дополнительная литература:
1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.- М.: Академия, 2002

2.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос, 2003


Конспектировать:


  1. Р.Оуэн «О новом нравственном мире» / О трудовом воспитании (хрестоматия) /Сост. Д.Е.Аксенов.- М.: Просвещение,1983.-С.53-68.

  2. И.Песталоцци «О воспитании бедной сельской молодежи» / О трудовом воспитании (хрестоматия) /Сост. Д.Е.Аксенов.- М.: Просвещение,1983.-С.75-78.

  3. К.Д.Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении» /История педагогики в России (хрестоматия) /Сост. С.Ф.Егоров.- М.: Прсвещение,1999.-С.217-227.

  4. Н.К.Крупская «Народное образование и демократия» /Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров.- М.: Просвещение,1986.-С.398-405.

  5. А.С.Макаренко «Воспитание в труде» /О трудовом воспитании (хрестоматия) /Сост. Д.Е.Аксенов.- М.: Просвещение,1983.-С.232-240.



Защита творческих работ.
План проведения:
Студенты защищают творческие работы, которые они готовили в течение семестра. Тематика творческих работ прилагается. Студент самостоятельно выбирает тему творческой работы.
Тема 1. Ведущие идеи педагогов прошлого.

Целесообразно начать подготовку творческой работы с определения круга педагогов, к идеям которых вы решили обратиться. Разберитесь в том, что нового внес в развитие педагогической науки данный педагог. Оцените и

обоснуйте новизну педагогических идей педагогов-мыслителей.

Тема 2. Этапы становления и развития педагогики как науки.

Творческая работа должна содержать ретроспективный анализ школы и педагогической мысли следующих экономических формаций: первобытное общество, рабовладельческий строй, эпоха феодализма, новое время.



Тема 3. Развитие идей гуманизма в истории образования.

В работе должны быть проанализированы гуманистические идеи как в период домонополистического капитализма, так и в новое время.



Тема 4. Крупные педагогические открытия.

Творческая работа должна раскрывать сущность и доказывать новизну педагогических теорий различных педагогов (например, теория воспитывающего обучения И.Гербарта).



Тема 5. Системы воспитания в истории образования.

Прежде всего следует дать понятие и характеристику системе образования. Далее следует определиться, какие системы вы будете характеризовать. В творческую работу могут быть включены как исторические системы, так и системы нового времени (например, система образования эпохи средневековья). Вам необходимо описать сеть реализующих данную систему образовательных учреждений, проанализировать содержание образования, раскрыть систему органов управления образованием, выделить основные цели и задачи данной системы.



Тема 6. Роль философии в становлении и развитии педагогики.

Написание творческой работы следует начать со знакомства с книгой

Гессена С.И. Основы педагогики (введение в прикладную философию).-М.,1995. Необходимо обосновать факторы, определившие отсоединение педагогической науки от философии, показать их общие и специфические задачи. В работу следует включить разъяснение педагогических идей педагогов прошлого, опираясь на их философские и мировоззренческие взгляды (например, философия пансофии в педагогических идеях Я.А.Коменского).

Тема 7. Сословный характер воспитания: сущность и проявления.

Данная тема предполагает анализ педагогических систем эпох средневековья и домонополистического капитализма. В работу следует включить анализ системы образования в России в 17-18 веках. Также необходимо привести примеры педагогических теорий педагогов, отстаивающих сословный характер воспитания (например, теория воспитания предприимчивого джентльмена Д.Локка).



Тема 8.Гуманистическая педагогика, ее возникновение и сущность.

Необходимо раскрыть истоки возникновения гуманистической педагогики (например, эпоха просвещения). Проанализируйте педагогические теории педагогов-гуманистов прошлого и современности.



Тема 9. Социальная педагогика, ее возникновение и сущность.

Написание работы начните со знакомства с книгой Мудрика А.В. Введение в социальную педагогику.- М.,1997. Раскройте задачи, решаемые социальной педагогикой. Определитесь по кругу педагогов, внесших вклад в развитие социальной педагогики, и по их педагогическим теориям, составляющим основу социальной педагогики (например, теория детского коллектива А.С.Макаренко).



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница