Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706- «Педагогика и психология» 050703- «Дошкольная педагогика и психология»



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.08, ОПД.Ф.8 Основы профориентологии

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050706- «Педагогика и психология»

050703- «Дошкольная педагогика и психология»

050708 «Педагогика и методика начального обучения

с дополнительной специальностью «социальная педагогика»»


Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2012


РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

1.1 Автор программы: М.А. Тишкевич, ст. преподаватель кафедры психологии





    1. Пояснительная записка:

Успешность достижения целей обучения может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей курса «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Специальная психология», «Дифференциальная психология» и др.



Цель курса: ознакомление студентов с моделями психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения человека.

Задачи курса: 1) развитие у студентов рефлексии; 2) формирование умения осуществлять анализ психологических явлений, сопутствующих выбору профессии; 3) формирование умения оказывать психологическую помощь в ситуациях профессионального самоопределения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:



Студенты должны знать:

  1. Цели и задачи профориентационной работы.

  2. Типологию проблем в выборе профессии.

  3. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

  4. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора.

  5. Критерии успешности профессиональной деятельности.

  6. Классификацию профессий, современный мир профессий и тенденции в его развитии.

  7. Профессиографию, психологические основы способностей, типы профпланов.

  8. Условия успешного профессионального самоопределения, этапы профессионализации.

Студенты должны уметь:

  1. Планировать и организовывать профориентационную работу в школе.

  2. Осуществлять диагностику сформированности профессионального плана.

  3. Владеть техникой профессионального консультирования и методами коррекции выбора профессии.

При подготовке УМК учебной дисциплины были использованы следующие источники:

1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1992.

2. Основы профориентологии: Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика» / Авторы-сост. Е.Н. Гошева, М.А. Тишкевич. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 64 с.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 352 с.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.


1.4. Темы для самостоятельного изучения


п/п

Наименование
раздела
дисциплины, темы


Форма самостоятельной
работы


Кол-во часов

Форма
контроля


1.

Раздел и тема 2. Типология проблем в выборе профессии

Письменный опрос старшеклассников, родителей и педагогических работников с целью анализа типичных проблем мурманских старшеклассников в выборе будущей профессии

10

Индивидуальное
собеседование

2.

Раздел и тема 3. Планирование и организация профориентационной работы в школе

Моделирование профессиональной деятельности профконсультанта (составление годового плана профориентационной работы в школе)

10

Индивидуальное
собеседование

3.

Раздел и тема 5. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора

Моделирование профессиональной деятельности профконсультанта с целью разработки профориентационных мероприятий в школе

8

Презентация мероприятия на семинарском занятии

4.

Раздел и тема 6. Критерии успешности профессиональной деятельности


Прогнозирование успешности профессиональной деятельности профконсультанта на основе составления психологического портрета успешного профконсультанта

8

Презентация модели на семинарском занятии

5.

Раздел и тема 8. Современный мир профессий. Тенденции в его развитии

Письменный анализ популярных и востребованных на рынке труда Мурманской области профессий

14

Отчет об исследовании на практическом занятии

6.

Раздел и тема 9. Профессиография

Письменное составление 2 профессиограмм новых популярных профессий

10/8

Индивидуальное
собеседование

    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу.
Занятие № 1 (практическое)

Тема. Понятие профессиональной ориентации.



История развития профессиональной ориентации
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации.

  2. Основные подходы к проблеме профориентации. Профессиональная ориентация как социальная и психологическая проблема.

  3. Принципы осуществления профориентации. Функции профориентации. Направления профессиональной ориентации.

  4. История развития профориентации за рубежом. Трехфакторная модель профориентации Ф. Парсонса. Принципы деятельности и задачи первых бюро профориентации молодежи.

  5. Проблема профессионального отбора в работах Г. Мюнстерберга и других психотехников. История системы управления профориентацией в России.

  6. Современное состояние профориентации за рубежом и в России.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профориентация, профессиография, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание.

  2. Зарисовать и проанализировать схему «Система профориентации» (см. источник 6).

  3. Зарисовать и проанализировать таблицу «Основные цели профориентации в средней общеобразовательной и профессиональной школе (по классам)» (см. источник 7).

  4. Познакомиться с документом Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ.

  5. Читать источники 1, 2, 3, 4.


Основная литература

  1. Головей Л.А., Грищенко Н.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал. –1987. – Т. 8. – № 1.

  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 61–72 .

  3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика. – 1993. – № 4. – С. 106–110.

  4. Пряжников Н. Школьная профориентация: реальность и мечты // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 12–13.

  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образо-вательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 118–129.

  6. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988 (форзац учебника).

  7. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – С. 64– 65.


Дополнительная литература

  1. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация: Методическое пособие. – Л., 1990.

  2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

  3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 5–78.

  4. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников / Сост.
    Г.А. Урунтаева, О.И. Цикина. – Мурманск, 1984.

  5. Пряжников Н.С. Психологических смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. – С. 7–25.

  6. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. – Минск: Университетское, 1993. – С. 7–23.

  7. Рыжов В.А. Организация профориентационной ра­боты в развитых капиталистических странах. – М.: Вы­сшая школа, 1987.



Занятие № 2 (практическое)

Тема: Методы профессионального самоопределения


Вопросы для обсуждения

  1. Проблема предмета профессионального самоопределения.

  2. Методы и методики профессионального и личностного самоопределения.

  3. Модель практической психолого-педагогической методики в профессиональном самоопределении (по Н.С. Пряжникову).

  4. Профконсультационная методика, критерий ее выделения.

  5. Общая классификация методов профконсультирования:

а) информационно-справочные и просветительские методы;

б) диагностические методы;

в) методы морально-эмоциональной поддержки;

г) методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития.



  1. Принципы психологического исследования личности. Онтологические и гносеологические (функциональные) принципы психологического исследования.

  2. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент.

  3. Построение логики и содержания научно-исследовательской работы. Компоненты научно-исследовательской работы. Основные элементы (этапы) организации и проведения профориентационного исследования (эксперимента).


Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: предмет профессионального самоопределения, метод, практическая психолого-педагогическая методика, профконсультационная методика, профориентационное исследование, профориентационный эксперимент.

  2. Сделать конспект источника 1, с. 257–268.

  3. Читать источники 1, с. 268–315, 2.


Основная литература

  1. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. – С. 257–268 (конспект), С. 268–315 (читать).

  2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: Институт психологии РАН, 1994.


Дополнительная литература

  1. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – С. 58–62.

  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ,
    1988. – С. 99–197.

  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

  4. Кузнецова И.В. Методологические основы исследо­вания процесса выбора профессии // Способности и де­ятельность. – Ярославль, 1989, С. 35–46.

  5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  6. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. –
    С. 91– 94.



Занятие № 3 (практическое)

Тема. Возрастные особенности профессионального самоопределения
Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни самоопределения.

  2. Этапы развития профессионального самоопределения.

  3. Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда.

  4. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка.


Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор, профессиональные планы, профессиональные перспективы, жизненные планы.

  2. Зарисовать таблицу «Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп» (см. источник 4).

  3. Зарисовать и проанализировать схемы процесса профессионального самоопределения личности (см. источник 2).

  4. Сделать конспект источника 6.

  5. Читать источники 1, 3, 5.


Основная литература

  1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание лич­ностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52 (конспект).

  2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение. – 1988. – С. 77–85; С. 102.

  3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59 .

  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 77–110.

  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный инст-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – С. 20–25.

  6. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в стар­шем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989. – № 2. – С. 27–35.


Дополнительная литература

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профес­сиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.

  2. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии. – 1988. –
    № 2. – С. 138–142.

  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 97–106.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 193–204.

  5. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределе-
    ния // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 86–93.

  6. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как про­блема психоло-
    гии // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 103–109.

  7. Митина Л.М. Формирование профессионального са­мосознания педагога // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 58–64.

  8. Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Вли­яние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 45–51.

  9. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 65–73.





Занятие № 4 (практическое)

Тема. Личный профессиональный план и его составляющие.


Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности

Вопросы для обсуждения

  1. Личные профессиональные планы как разновидность внутренних регуляторов поведения. Основные характеристики ЛПП. Схемы построения ЛПП.

  2. Классификация профессиональных планов.

  3. Этапы планирования трудового жизненного пути. Общая схема принятия решения о выборе профессии. Причины неправильного выбора профессии. Ошибки, допускаемые при выборе профессии.

  4. Уровни влияния на самоопределяющегося человека (по Н.С. Пряжникову).

  5. «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по
    Е.А. Климову). Возможности его использования как профконсультационной методики.

  6. Интересы и склонности как фактор выбора профессии. Классификации интересов и склонностей школьников.

  7. Способности, их роль в построении ЛПП. Задатки и способности. Общие и специальные способности.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница