Основными задачами курса являются



Скачать 432.31 Kb.
Дата30.04.2016
Размер432.31 Kb.
Цель курса – дать студентам знания об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и психокоррекционной работе с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии и педагогики, медицины, нейролингвистики, нейропсихологии, патопсихологии и др.). В процессе изучения логопсихологии студенты должны научиться творчески и критически оценивать материал логопсихологии как науки, видеть перспективы ее развития, а также творчески использовать приобретенные знания в практической работе.

Необходимость знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционно-воспитательной (психокоррекционной) работе с логопатами.



Основными задачами курса являются:

  • изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различной структурой речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, системные нарушения речи, распад речевой функции, нарушения темпо-ритмической стороны, нарушения голоса, нарушения письменной речи);

  • разработка достоверных психологических методов дифференциальной диагностики в системе речевых нарушений;

  • разработка мероприятий, направленных на коррекцию познавательной деятельности при нарушениях речи;

  • разработка мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях речи;

  • разработка мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;

  • иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;

  • уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;

  • уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Психология изучения детей с нарушениями речи.

-Конспектирование 1 статьи по выбору

(источники № 1-27 списка литературы к ПР №1.)

-Выбор и общая характеристика исследуемой стороны психики ребенка-логопата. (1-я страница зачетного исследования)

-Выбор и описание методики исследования стороны психики ребенка-логопата. (2-я страница зачетного исследования)



5

выполнение тестов

2.

Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи.

Оформление данных об исследованной стороне психики ребенка с речевым нарушением. (3-я страница исследования)

5

Защита исследования на ПР.

3.

Психокоррекционная работа при нарушениях познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений у детей-логопатов.

Оформление рекомендаций, игр для воспитателей и родителей по развитию исследованной стороны психики ребенка. (4-я страница зачетного исследования)

8

Защита исследования на ПР.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тема 2. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей и формирование личности.

План.


  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  8. Логопсихология. Предмет и задачи логопсихологии.

  9. Особенности развития познавательной сферы при речевых нарушениях (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и воображение).

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  8. Логопсихология. Предмет и задачи логопсихологии.

  9. Особенности развития познавательной сферы при речевых нарушениях (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и воображение).


Задания для самостоятельной работы.

Конспектирование статей:

  1. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  2. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи//Дефектология. – 1993. - №2. – С.7.

Литература.

Основная:

  1. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей//Дефектология. – 2000. - №3. – С.3.

  2. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с ТНР. // Дефектология.-2000.-№4. – С.17.

  3. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в I класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования)// Дефектология. – 2000. - №2. – С.51.

  4. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти// Дефектология. – 2000. - №2. – С.13.

  5. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития//Дефектология. – 2003. - №1. – С.23.

Дополнительная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
Тема 3. Особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков у детей с речевыми нарушениями.

План.


  1. Специфические трудности при формировании общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания).

  2. Проблема школьной неуспеваемости.


Вопросы для обсуждения:

  1. Специфические трудности при формировании общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания).

  2. Проблема школьной неуспеваемости.


Задания для самостоятельной работы.

Конспектирование статей:

  1. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  2. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи//Дефектология. – 1993. - №2. – С.7.

Литература



Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

Дополнительная:

Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. – С.419 (о неуспеваемости учащихся).


Тема 4. Особенности складывающихся личных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми). Самооценка и отношение к своему дефекту у детей с речевыми нарушениями.
План.

  1. Особенности эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи.

  2. Общение ребенка-логопата с окружающими людьми.

  3. Характеристика самооценки и уровня притязаний при речевой патологии.

  4. Степень фиксированности детей на своем речевом дефекте.


Вопросы для обсуждения:

1. Особенности эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи.

2. Общение ребенка-логопата с окружающими людьми.

3. Характеристика самооценки и уровня притязаний при речевой патологии.

4. Степень фиксированности детей на своем речевом дефекте.

Задания для самостоятельной работы.

Конспектирование статьи:

Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте// Дефектология. – 1994. - №5. – С.16.



Литература


Основная:

  1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология. – 1995. - №6. – С.7.

  2. Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов.//Дефектология. – 1996. - №3. – С.36.

  3. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте// Дефектология. – 1994. - №5. – С.16.

  4. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.


Дополнительная:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997.

  3. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.


Тема 5. Особенности поступков детей с речевыми нарушениями в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).

План.

  1. Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией.

  2. Особенности изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи.

  3. Особенности учебной и трудовой деятельности при речевых нарушениях.


Вопросы для обсуждения:

1. Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией.

2. Особенности изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи.

3. Особенности учебной и трудовой деятельности при речевых нарушениях.


Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу «Особенности поступков детей с речевыми нарушениями в разных видах деятельности» следующего вида:



Деятельность

Характеристика

Игровая




Учебная






Литература


Основная:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  2. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

  3. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 1998.

Дополнительная:

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997.


Тема 6. Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений у детей-логопатов.

План.

  1. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения: основные направления.

  2. Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.


Вопросы для обсуждения:

1. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения: основные направления.

2. Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать на отдельные карточки 10 игр, которые можно использовать в психокоррекционной работе с детьми-логопатами. К одной или нескольким играм подготовить наглядный материал.

Тематика игр (на выбор студента):


  • стимуляция игровой деятельности;

  • формирование готовности к учебной деятельности;

  • стимуляция общения со взрослыми и сверстниками;

  • развитие внимания;

  • развитие памяти;

  • развитие воображения;

  • развитие мышления;

  • эмоциональное развитие.


Индивидуальные задания:

Подготовить сообщения на основе следующих статей:



  • Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами//Дефектология. – 2003. - №5. – С.45.

  • Мартынова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2. – С.13.

  • Рау Е.Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии.-1984.-№3.-С.67.

  • Кукушкина О.И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии. //Дефектология. – 2003. - №6.

  • Венгер А.Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. //Дефектология. – 2004. - №1.



Литература


Основная:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  2. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

Дополнительная:

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997. – С.131-207.

Тема 7. Готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению.

План.

  1. Основные аспекты готовности к школьному обучению.

  2. Психодиагностический комплекс и составляющие его методики.

  3. Описание основных субтестов, используемых в России.


Вопросы для обсуждения:

1. Основные аспекты готовности к школьному обучению.

2. Психодиагностический комплекс и составляющие его методики.

3. Описание основных субтестов, используемых в России.


Задания для самостоятельной работы.

Подготовить сообщения на основе следующих статей:



  • Бородкина Г.В. Готов ли ребенок к школе?// Начальная школа: плюс-минус. – 2002. - №5.

  • Лобанова Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2.

  • Мартынова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - №2.



Литература


Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

Дополнительная:

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997. – С.201-207.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная.


1Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб., 2001. – С. 244.
2Вакуленко, Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - 54 с. : ил. - Библиогр.: с. 48.
3Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.,1999.
4Волковская, Т. Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т. Н. Волковская// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 6. - С. 45-55.
5Гарбузов В.И. Этиопатогенез и патогенетическая психотерапия психосоматических заболеваний/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб., 2001. – С. 129.
6Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 175 с. - (Коррекционная педагогика).
7Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб.:, 2001. – С. 60.
8Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология.-М., 2006.
9Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.
10Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.
11Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
12Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
13Сиско, Н. О. Формирование речевой готовности к школе у детей с негрубым отставанием в развитии речи / Н. О. Сиско// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 11-15.
14Шевцова, Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е. Е. Шевцова. - М. : В. Секачев : ИОИ, 2009. - 271 с. - (Библиотека логопеда) (Логопедам. Педагогам. Родителям ). - Библиогр.: с. 258-271.

Примерные зачетные тестовые задания.

1 вариант.

1. Для детей с речевой патологией характерен уровень

развития игровой деятельности:

а) невысокий;

б) соответствующий уровню сверстников с нормаль­ным речевым развитием;

в) высокий.
2. У большинства детей с ДЦП отмечается:

а) дизартрия;

б) дислалия;

в) ринолалия.


3. Психическое развитие детей с нарушениями речи:

а) подчиняется тем же законам, что и нормативное развитие, не отставая от него;

б) идёт по особенному пути;

в) подчиняется тем же закономерностям, что и нормативное развитие, но отстаёт от него.


4. Профилактика — это:

а) предупреждение возможных отклонений;

б) выявление нарушений;

в) исправление недостатков.


5. Отсроченная психопрофилактика является частью:

а) первичной психопрофилактики;

б) вторичной психопрофилактики;

в) третичной психопрофилактики.


6. Вид невротических нарушений у детей с речевой патологией, возникающий как вторичное расстройство в возрасте от 7 до 10 лет:

а) аффективный;

б) соматовегетативный;

в) эмоционально-идеаторный.


7. Укажите основные проявлении, которыми характе­ризуется психомоторный уровень невротических наруше­ний у детей с нарушениями речи:

а) гипердинамический синдром;

б) невротическая анорексия;

в) депрессивные переживания;

г) расстройство аппетита;

д) нарушение функций ЖКТ, терморегуляции, сна;

е) страхи;

ж) заикание.


8. Особенно действенной логопедическая профилакти­ка будет в период:

а) возрастных кризисов;

б) сензитивности;

в) поступления ребенка в школу.


9. Сферы, от состояния которых зависит восприятие и развитие устной речи:

а) сенсорная;

б) моторная;

в) сенсорная и моторная.


10. Данные исследования зрительного восприятия у де­тей с речевой патологией показали:

а) что оно отстает от нормы;

б) находится в норме;

в) опережает норму.


11. К детям с речевой патологией, у которых отмечается нарушение фонематического восприятия, относятся:

а) всех дети;

б) часть;

в) никто.


12. Наиболее трудный элемент для восприятия и вос­произведения:

а) буквы;

б) звуки речи;

в) цифры.


13. Восприятие, на которое делается опора в логопедиче­ской работе:

а) слуховое;

б) тактильное;

в) зрительное.


14. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.


15. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.


16. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слу ховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агно зию, амузию, нарушение интонационной сторога речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию собственно слуховую агнозию, нарушение интона­ционной стороны речи.


17. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.


18. Нарушение, для выявления которого ребенку пред­лагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.


19. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нару­шения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.


20. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифференцировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.


2 вариант.

1. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.
2. Агнозия — это:

а) расстройство памяти;

б) нарушение речи;

в) нарушение процессов узнавания.


3. Отделы мозга, поражение которых вызывает различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности:

а) затылочно-теменные;

б) височной доли доминантного полушария;

в) нижней теменной доли левого полушария.


4. Зрительная агнозия, при которой больной не одновременно воспринять несколько зрительных объектов или ситуацию в комплексе:

а) предметная;

б) символическая;

в) симультанная.


5. Предметная агнозия проявляется в неспособности

больного:

а) запоминать лица;

б) зрительно идентифицировать объект;

в) идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания.
6. Нередко симультанная агнозия сопровождается на­рушением:

а) движений глаз;

б) праксиса позы;

в) речи.
7. При диагностике симультанной агнозии больному предлагают:

а) поставить точку в центре круга;

б) описать какой-либо предмет;

в) прочитать текст.
8. Невозможность узнавать на ощупь вкладываемый в руку предмет — это:

а) анозогнозия;

б) аутотопагнозия;

в) астереогноз.


9. Очаг поражения при тактильной агнозии находится:

а) в левой височной доле;

б) левой лобной доле;

в) левом мостомозжечковом углу;

г) вторичных полях коры теменной области головного мозга;

д) продолговатом мозге.


10. «Пальцевая агнозия» — нарушение возможности уз­навать пальцы рук с закрытыми глазами по-другому иног­да обозначается как:

а) синдром Герштмана;

б) синдром Арджила—Робертсона;

в) синдром Бернара—Горнера.


11. Феномен нарушения тактильного опознавания цифр или букв называется:

а) тактильная алексия;

б) лобная атаксия;

в) каузалгия.


12. Симптомы нарушения «схемы тела» называются:

а) гиперестезия;

б) соматоагнозия;

в) аутотопагнозия.


13. Гемисоматоагнозия — это нарушение:

а) ориентировки в одной половине тела;

б) способности нарисовать фигуру, предварительно опознанную на ощупь;

в) опознания материала, из которого сделан предмет.


14. Амнестическая афазия — это:

а) забывание названия предмета;

б) невозможность переключения со слога на слог;

в) повторение согласной в середине слога.


15. Соответствие норме объема зрительной памяти детей с речевыми нарушениями:

а) практически соответствует;

б) значительно отличается;

в) незначительно отличается.


16. Особенности слуховой памяти детей с речевыми рушениями:

а) практически соответствует норме;

б) незначительно отличается от нормы;

в) наблюдается ее общее снижение.


17. Относительно сохранным у детей является запоминание:

а) образное;

б) логическое;

в) как образное, так и логическое.


18. Структура расстройств памяти зависит:

а) от особенностей речевых нарушений;

б) типа доминантности полушарий мозга;

в) уровня психического развития.


19. Особенность памяти детей с моторной алалией:

а) словесные парамнезии;

б) низкий уровень развития логического запоминани

в) хороший уровень отсроченного воспроизведения.


20. Особенность зрительной памяти детей с ОНР:

а) не запоминают картинки;

б) хорошо запоминают написанные буквы;

в) плохо запоминают геометрические фигуры.



Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Логопсихология: определение, объект, предмет, цель и задачи.

  2. Связь логопсихологии с другими науками.

  3. Принципы логопсихологии.

  4. Психофизиологические основы логопсихологии.

  5. Лингвистические основы логопсихологии.

  6. Концепция речи как ключевой высшей психической функции.

  7. Теоретическое и практическое значение логопсихологии.

  8. Концепция речи как ключевой высшей психической функции

  9. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  10. Проблема обучаемости. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  11. Понятие о компенсации и сверхкомпенсации. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  12. Структура логопсихологии.

  13. Общие закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  14. Специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  15. Концепция внутренней картины речевого дефекта

  16. Зрительные агнозии у лиц с речевой патологией. Диагностика зрительных агнозий.

  17. Слуховые агнозии у лиц с речевой патологией. Диагностика слуховых агнозий.

  18. Тактильные агнозии у лиц с речевой патологией. Диагностика тактильных агнозий.

  19. Особенности восприятия при речевых нарушениях.

  20. Особенности внимания при речевых нарушениях. Диагностика нарушений внимания.

  21. Особенности памяти при речевых нарушениях. Диагностика нарушений памяти.

  22. Особенности мышления при речевых нарушениях. Диагностика нарушений мышления.

  23. Особенности воображения при речевых нарушениях. Диагностика нарушений воображения.

  24. Особенности моторики при речевых нарушениях.

  25. Особенности мнестической деятельности при расстройствах речи.

  26. Личностные особенности детей, подростков и взрослых с заиканием, особенности их общения с окружающими.

  27. Особенности моторной организации поведения лиц с нарушениями речи.

  28. Особенности коммуникации при речевых нарушениях. Диагностика коммуникативных способностей.

  29. Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией.

  30. Особенности изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи.

  31. Особенности учебной деятельности при речевых нарушениях. Специфические трудности при формировании общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания).

  32. Особенности трудовой деятельности при речевых нарушениях.

  33. Личностная и эмоционально-волевая сфера детей, подростков и взрослых с речевыми нарушениями. Диагностика нарушений личностной и эмоционально-волевой сферы.

  34. Степень фиксированности на своём речевом дефекте.

  35. Взаимоотношения в различных социальных группах: :взаимоотношения в коррекционно-педагогической группе;

  36. Взаимоотношения в различных социальных группах: взаимоотношения в семье.

  37. Межличностные взаимоотношения в различных жизненных ситуациях: взаимоотношения в условиях фрустрации;

  38. Межличностные взаимоотношения в различных жизненных ситуациях: взаимоотношения с педагогом.

  39. Неадаптивные формы поведения;

  40. Адаптивное поведение лиц с нарушениями речи.

  41. Роль индивидуальных особенностей поведения в протекании речевого нарушения.

  42. Психопрофилактика речевых нарушений. Вторичная профилактика.

  43. Задачи и принципы психологического изучения лиц с речевой патологией.

  44. Методы и организация психологического исследования лиц с нарушениями речи.

  45. Приёмы и технологии психокоррекционной работы с детьми-логопатами при нарушении познавательной деятельности.

  46. Приёмы и технологии психокоррекционной работы с детьми-логопатами при нарушении эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений и социального поведения.


Примерная тематика рефератов.


  1. Логопсихология: определение, объект, предмет, цель и задачи.

  2. Связь логопсихологии с другими науками.

  3. Принципы логопсихологии.

  4. Теоретическое и практическое значение логопсихологии.

  5. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  6. Проблема обучаемости. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Понятие о компенсации и сверхкомпенсации. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  8. Структура логопсихологии.

  9. Общие закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  10. Специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

  11. Задачи и принципы психологического изучения лиц с речевой патологией.

  12. Методы и организация психологического исследования лиц с нарушениями речи.

  13. Зрительная агнозия и ее виды у лиц с речевой патологией.

  14. Слуховая агнозия у лиц с речевой патологией.

  15. Астереогноз у лиц с речевой патологией.

  16. Особенности мнестической деятельности (на примере афазии).

  17. Нарушения мыслительных операций (на примере афазии).

  18. Нарушения внимания (на примере афазии).

  19. Нарушения внимания у детей с моторной алалией.

  20. Нарушения внимания при заикании.

  21. Нарушения внимания у детей с ОНР.

  22. Нарушения мыслительных процессов у детей с ДЦП.

  23. Особенности мыслительной деятельности у детей с ринолалией.

  24. Нарушения мышления при алалии.

  25. Нарушения мышления при афазии.

  26. Нарушения оптико-пространственных представлений при оптической алалии.

  27. Нарушения оптико-пространственных представлений при общем недоразвитии речи.

  28. Личностные особенности детей с речевыми нарушениями, особенности общения с окружающими: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, гиперактивное поведение.

  29. Личностные особенности детей, подростков и взрослых с заиканием, особенности их общения с окружающими.


Примерная тематика курсовых работ.

  1. Особенности мнестической деятельности при афазии.

  2. Особенности мнестической деятельности при моторной алалии.

  3. Особенности мнестической деятельности при ОНР.

  4. Особенности мнестической деятельности при заикании.

  5. Особенности мнестической деятельности при ринолалии.

  6. Особенности мнестической деятельности при дизартрии.

  7. Нарушения мыслительных операций при афазии.

  8. Нарушения мыслительных операций при алалии.

  9. Нарушения мыслительных операций при ОНР.

  10. Нарушения мыслительных операций при заикании.

  11. Нарушения мыслительных операций при ринолалии.

  12. Нарушения мыслительных операций при дизартрии.

  13. Нарушения внимания при афазии.

  14. Нарушения внимания у детей с моторной алалией.

  15. Нарушения внимания при заикании.

  16. Нарушения внимания у детей с ОНР.

  17. Нарушения внимания при дизартрии.

  18. Нарушения внимания при ринолалии.

  19. Нарушения мыслительных процессов у детей с ДЦП.

  20. Нарушения оптико-пространственных представлений при оптической алалии.

  21. Нарушения оптико-пространственных представлений при общем недоразвитии речи.

  22. Нарушения оптико-пространственных представлений при оптической дисграфии и дислексии.

  23. Нарушения оптико-пространственных представлений при дизартрии у детей с ДЦП.

  24. Личностные особенности детей с моторной алалией.

  25. Личностные особенности детей с ОНР.

  26. Личностные особенности детей с ФФН.

  27. Личностные особенности детей с заиканием.

  28. Личностные особенности детей с ринолалией.

  29. Личностные особенности детей с дизартрией.

  30. Особенности игровой деятельности при ОНР.

  31. Особенности игровой деятельности при заикании.

  32. Особенности игровой деятельности при ринолалии.

  33. Особенности игровой деятельности при дизартрии.

  34. Особенности игровой деятельности при алалии.

  35. Особенности игровой деятельности при ОНР.

  36. Особенности учебной деятельности при заикании.

  37. Особенности учебной деятельности при ринолалии.

  38. Особенности учебной деятельности при дизартрии.

  39. Особенности учебной деятельности при алалии.

  40. Особенности диагностики неречевых процессов у лиц с речевыми нарушениями

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ:


  1. Особенности мнестической деятельности при тяжелых нарушениях речи.

  2. Особенности воображения при тяжелых нарушениях речи.

  3. Нарушения мыслительных операций при системных нарушениях речи.

  4. Нарушения внимания при системных нарушениях речи.

  5. Нарушения внимания у детей речевой патологией.

  6. Нарушения эмоционально-волевой сфер при заикании.

  7. Нарушения эмоционально-волевой сфер при ОНР.

  8. Нарушения оптико-пространственных представлений при ТНР.

  9. Личностные особенности детей с речевыми нарушениями.

  10. Личностные особенности детей, подростков и взрослых с заиканием.

  11. Особенности диагностики неречевых процессов у лиц с речевыми нарушениями


Методические указания по изучению дисциплины.
Дисциплина «Логопсихология» относится к циклу предметной подготовки и тесно связана с такими дисциплинами как специальная психология, специальная педагогика, а также с дисциплинами общей педагогической подготовки – педагогикой, общей и возрастной психологией. Важной является её связь с общепрофессиональными дисциплинами: анатомией и физиологией органов слуха, зрения и речи, невропатологией, психопатологией.
Словарь терминов (глоссарий).
Агнозии виды — см. Агнозия апперцептивная, Агнозия вку­совая, Агнозия зрительная. Агнозия обонятельная, Агно­зия осязательная, Агнозия пальцевая, Агнозия простран­ственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая.

Агнозия — нарушение процес­сов узнавания предметов и явлений при сохранности созна­ния и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Агнозия апперцептивная — форма оптической агнозии, при которой окружаю­щие предметы и явления воспринимаются верно, но особен­ности данного конкретного объекта не увязываются с про­шлым опытом (напр., больной не может узнать предметов собственной одежды, хотя знает, для чего они служат и как ими пользоваться); в происхождении А. а. имеет значение локальное поражение корковых полей и состояние тормо­жения в центральных отделах зрительного анализатора.

Агнозия вкусовая — агнозия, проявляющаяся расстройством узнавания веществ по их вкусовым качествам.

Агнозия зрительная — агнозия, характеризующаяся рас­стройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия; А. з. развивается при пораже­нии наружной поверхности левой затылочной доли.

Агнозия обонятельная — агнозия, проявляющаяся расстрой­ством узнавания предметов или веществ по их запаху.

Агнозия осязательная — неспособность узнавать предме­ты на ощупь; А. о. наблюдается при поражении верхней теменной доли.

Агнозия пальцевая — изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук, как собственных, так и пальцев других людей.

Агнозия пространственная — неспособность ориентиро­ваться в пространстве, оценивать пространственные соот­ношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

Агнозия симультанная — зрительная агнозия, при которой сохранено узнавание отдельных объектов, но от­сутствует способность воспринимать группу объектов (изоб­ражений) как целое или ситуацию в целом.

Агнозия слуховая — неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них зву­кам (напр., часы по тиканью); причина А. с. — поражение височной доли головного мозга.

Агонисты — содружественные мышцы, участвующие в осу­ществлении к.-л. движения.

Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечи­вающих грамматическую упорядоченность речевой дея­тельности; при А. наблюдается опускание предлогов, не­правильное согласование слов в роде, числе, «телеграф­ный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Аграмматизм импрессивный — непонимание значения грамматических форм в вос­принимаемой устной речи и (или) при чтении.

Аграмматизм экспрессивный — неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

Аграфия — нару­шение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием обще­го недоразвития речи, связанного с органическим пораже­нием мозга.

Акустическая классификация — классификация гласных звуков по высоте их характерных тонов.

Акустическая фонетика — раздел экспериментальной фо­нетики, изучающий особенности речевого звукообразова­ния в аспекте возникающих при этом звуковых волн.

Акустический — слуховой; относящийся к слуху.

Акустический образ звука — слуховое представление; слу­ховой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от ее фактических звуко­вых воспроизведений.

Акустическое смешение — подмена сходными звуками непра­вильно воспринятых на слух звуков неизвестного слова.

Акцент — 1) ударение; 2) своеобразное про­изношение звуков языка, который не является родным для данного человека.

Акцентирование — см. Акцентуация.

Алалия — отсутствие или недораз­витие речи у детей при нормальном слухе и первично со­хранном интеллекте; причиной А. чаще всего является по­вреждение речевых областей больших полушарий головно­го мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутстви­ем речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризую­щиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, зат­руднениями в усвоении чтения и письма.

Алалия импрессивная — см. Алалйя сенсорная.

Алалия моторная — недораз­витие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в ов­ладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выра­женное, в частности, заменой тонких и сложных артикуля­ционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная — не­доразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка на­рушается понимание речи окружающих, несмотря на хоро­ший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводя­щих путей.

Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстрия – способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой может быть врождённой или выработанной в результате тренировок.

рующим влиянием на центральную нервную систему; уси­ливает жизнедеятельность организма, повышает умственную и физическую работоспособность.



Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, явления, свойства или отношения между пред­метами) на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности; А. неразрывно связан с синтезом.

Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое примене­ние в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее со­ставные части, упрощает ее и облегчает ученикам понима­ние данного явления, а С. дает возможность не только свя­зать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Анализ синтаксический — разложение предложения на его члены, определение типа предложения, разложение сложно­го предложения на составляющие и т. п., производимые для учебных или научных целей.

Анализатор — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нерв­ного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ вне­шних и внутренних раздражителей и формирующего спе­цифические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора — рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга.

Анализатор вестибулярный — анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

Анализатор вкусовой — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ химических раздражителей при воздей­ствии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощущения.

Анализатор двигательный — анализатор, обеспечивающий

«восприятие и анализ положения тела в пространстве, а так­же движений отдельных частей тела.



Анализатор звуковой — см. Анализатор слуховой.

Анализатор зрительный — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы.

Анализатор кожный — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ информации, поступающей через поверх­ность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений.

Анализатор обонятельный — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации о веществах, соприкаса­ющихся со слизистой оболочкой носовой полости, и фор­мирующий обонятельные ощущения.

Анализатор речедвйгательный — анализатор, обеспечива­ющий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

Анализатор слуховой — анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

Анализаторы внешние — анализаторы, рецепторы которых расположены на поверхности тела (экстероцепторы) и вос­принимают внешние раздражения.

Анализаторы внутренние — анализаторы, рецепторы кото­рых находятся во внутренних органах (интероцепторы) и воспринимают внутриорганические изменения.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга — в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздра­жителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т. е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

Аналог [греч. апа!одоз — соразмерный, соответственный] — нечто, представляющее соответствие, сходство или подобие чему-либо (напр., логопат использует аналоги при замене одних фонем, слов или фраз на другие).

Апраксия — нарушение це­ленаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

Апраксия амнестическая — нарушение произвольных действий при сохранении подражательных.

Апраксия графическая — утрата спо­собности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; при А. г. списы­вание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.

Апраксия кинестетическая — апраксия, которая возни­кает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного (левого) полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных дви­жений.

Апраксия кинетическая — апраксия, связанная с пораже­нием заднелобных прецентральных отделов доминантно­го полушария; характеризуется недостаточной плавнос­тью автоматизированных двигательных навыков, т. к. они распадаются у больных на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, дерсеверируя (повто­ряя) его.

Апраксия конструктивная — невозможность составить целый предмет из его отдельных частей.

Апраксия моторная — невозможность осуществить сложный дви­гательный акт при сохранении способности наметить план последовательности действий, необходимых для его выпол­нения.

Апраксия оральная — моторная апрак­сия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движе­ний губ и языка, приводящим к нарушению речи.

Апраксия пространственная— апраксия, проявляющаяся нарушением ориентировки в пространстве.

(апатия, равно­душие, безразличие); А. н. могут возникнуть в связи с фун­кциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы, у детей нередко возникают вследствие неправильного воспитания.



Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

Афферентация — по­ток нервных импульсов, поступающих от экстеро- и интерорецепторов в центральную нервную систему.

Афферентация обратная — термин, предложенный П.К. Ано­хиным для обозначения принципа работы функциональных систем организма, заключающегося в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопостав­ления его параметров с параметрами акцептора результата действия.

Брока центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.

Вернике центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.

Гимнастика речи активная – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная – форма речевой гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателем); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.



Гнозис слуховой – узнавание предмета по характерному для него звуку.

Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма.

Дыхание— 1) совокупность процессов, осуществляющихся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи­вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и удаление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений.

Дыхание брюшное — дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц.

Дыхание грудное — дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения наружных и внутренних меж­реберных мышц.

Дыхание диафрагмальное — см. Дыхание брюшное.

Дыхание патологическое — общее название нарушений дыхания с измене­нием ритма и глубины дыхательных движений.

Дыхание поверхностное — патологическое дыхание, харак­теризующееся малым дыхательным объемом.

Дыхание речевое — дыхание в процессе речи, отличающе­еся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Дыхательная гимнастика — система упражнений, направ­ленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на диф­ференциацию ротового и носового дыхания и т. п.

Дыхательные пути — полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос. полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи),

Дыхательный аппарат — совокупность органов, обеспечи­вающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согре­вание вдыхаемого воздуха.

Дыхательный объём — объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле.

Лексика – вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лепет – голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера; появляются на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Негативизм – один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне: больной не отвечает на вопросы, не позволяет исследовать себя и т.п.

Негативизм детский - форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых; при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка негативные реакции могут стать качествами его личности.

Нейроинфекция – общее название инфекционных болезней, характеризующихся преимущественной локализацией возбудителей инфекции в центральной нервной системе.

Нервные волокна афферентные – центростремительные чувствительные нервные волокна, по которым возбуждение проводится от рецепторов к центральной нервной системе.

Нервные волокна эфферентные – центробежные двигательные волокна, по которым передается возбуждение от центральной нервной системы ко всем органам тела.

Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

Обвитие пуповины – обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища), в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины. О.п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода.

Оральный – относящийся ко рту, расположенный в полости рта.

Органы речи активные – подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник).

Органы речи пассивные – неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов (зубы, альвеолы, твёрдое нёбо, глотка, полость носа, гортань).

Отражённая речь – повторное произнесение (индивидуально или хором) отдельных слов, фраз вслед за кем-либо.

Охранительное торможение – один из видов безусловного торможения; возникает при сильном или очень длительном раздражительном процессе; примером этого вида торможения является сон.

Память — форма психического отражения действительно­сти, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспро­изведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Память ассоциативная — память, при которой элементы запоминаемого свя­заны между собой ассоциативно: по смежности (в простран­стве или времени), сходству или контрасту.

Память двигательная — память на координацию и последо­вательность движений.

Память долговременная — память, способная хранить инфор­мацию в течение практически неограниченного срока.

Память кратковременная — память, способная хранить информацию в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд без повторения); в П. к. сохра­няется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Память логическая — память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. д.); содержанием П. л. являются мысли, воплощенные в различ­ную языковую форму.

Память мгновенная — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органа­ми чувств, без какой бы то ни было переработки получен­ной информации; длительность П. м. в среднем от 0,1 до 0,5 секунд.

Память механическая (не связанный с сознанием, совершающийся без участия воли человека) — память, при котором элементы запоминаемого не связаны между собой к.-л. связью (ассоциативной или логической).

Память непроизвольная — память, при которой отсутству­ет специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Память образная — память на определенные образы (вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые).

Память оперативная — память, рассчитанная на хранение в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчи­тана только на решение данной задачи.

Память произвольная — память, при которой ставится специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Этиология — 1) уче­ние о причинах и условиях возникновения болезней; 2) при­чина возникновения болезни или патологического состояния.

Эффекторы речевые — часть речевого анализатора, испол­няющая речедвижения, заданные из центрального управ­ления.

Эфферентные нервные волокна — центробежные нервные волокна — нервные волок­на, по которым возбуждение передается от центральной нервной системы к рабочему органу (эффектору).

Эфферентный — направленный от чего-то (органа, нервного центра).

Эхолалия — непроиз­вольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница