Особенности динамики системы представлений студентов о себе как субъекте профессиональной деятельности



Дата30.04.2016
Размер86.9 Kb.
Москаленко С. В.

Россия, ФГАОУ ВПО «НИУ БелГУ»

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СЕБЕ КАК СУБЪЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей динамики системы представлений студентов о себе как субъекте профессиональной деятельности. Образ Я выступает как центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики, основной итог онтогенетического психического развития человека. При этом образ «Я-профессионал» рассматривается нами как объективный показатель динамики профессионального самосознания личности.
Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. При этом образ Я является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом онтогенетического психического развития человека. Самосознание исследуется в трех основных аспектах: процесс формирования самосознания; его строение; его функции [6]. Образ Я, представляя ядро саморегуляции, обеспечивает тождество в изменениях личности, динамике жизни, единство в разнообразии функциональных проявлений. «Я – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании» [5, с. 86]. Активизация собственного Я постоянно пробуждает стремление развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетенции. Процесс объективизации, самоосуществления и самореализации зависит от знания себя, своих целей и стремлений, мотивов и потребностей. Я является механизмом саморегуляции, обеспечивающим тождество всех динамических тенденций, единство самоорганизации.

Образ «Я-профессионал» рассматривается нами как объективный показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его содержании и структуре, достаточно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как субъекту профессиональной деятельности на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом. В исследовании приняли участие студенты НИУ «БелГУ» с 1 по 5 курс обучения. Студенты физико-математического факультета составили контрольную группу. Студенты факультета Иностранных языков были выбраны нами в качестве экспериментальной группы.

С целью выявления особенностей развития системы представлений студентов о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности нами проанализированы содержательные особенности изменений образа «Я-профессионал» в зависимости от этапа обучения. В исследовании содержательных особенностей образов «Я», «Личность», «Профессионал» и структурно-функциональных особенностей образа «Я-профессионал» нами использовался метод свободных ассоциаций. Проведенный нами анализ семантических полей изучаемых образов-представлений включает анализ особенностей содержания каждого из образов в зависимости от этапа (курса) обучения и от особенностей, условий учебно-профессиональной деятельности.

Анализируя список высокочастотных понятий при описании образа «Я» у студентов экспериментальной группы, можно заметить, что на первом курсе в описании чаще всего употребляются понятия, отражающие личностные качества, социальный статус. В описании образа «Личность» происходит «прирост» объема за счет понятия мировоззрение, а в образе «Профессионал» – за счет понятий, отражающих профессионализм (компетентность) и профессиональную роль (педагог). Таким образом, более разработанным, близким и понятным для студентов первого курса является образ «Я».

При анализе списка высокочастотных понятий по образам «Я», «Личность», «Профессионал» на втором курсе обращает на себя внимание рост числа используемых понятий, что является результатом развития системы представлений о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Растет количество студентов, использующих для описания образов близкие понятия, то есть происходит нарастание частоты и согласованности понятий. В описании образа «Я» для студентов второго курса актуальными являются ролевые позиции, а также сфера межличностного взаимодействия – понятия красивый, целеустремленный, добрый. На третьем курсе (по сравнению со вторым курсом) продолжается рост числа высокочастотных понятий, используемых студентами для описания образов «Я», «Личность», «Профессионал». В описании образа «Я» для студентов третьего курса актуальной по-прежнему остается сфера межличностного взаимодействия (понятия человек и доброта). Наряду с этим впервые появляются такие понятия, как коммуникабельность, ответственность и ум (умная), которые можно отнести к средствам достижения уровня профессионализма. На наш взгляд, использование в описании образа «Я» данных понятий характеризует становление профессионального компонента самосознания. Но наибольшую значимость на третьем курсе приобретают образы «Личность» и «Профессионал».

Четвертый курс является особым этапом в профессиональном становлении студентов. Во-первых, именно на четвертом курсе начинается педагогическая практика. Во-вторых, более близким становится окончание высшего учебного заведения, а значит, и возможность заняться непосредственной трудовой деятельностью. Происходит переосмысление своего отношения к приобретаемой специальности. Педагогическая практика позволяет увидеть новые перспективы в применении полученных знаний, сами знания о профессии претерпевают значительные изменения. Продолжается рост объема высокочастотных понятий в описании образов «Я», «Личность», «Профессионал». Качественно анализируя список высокочастотных понятий по этим образам, можно заметить, что наиболее важными для студентов четвертого курса в образе «Личность» являются понятия, характеризующие результат осуществления профессиональной деятельности (самореализация, успех), и средства достижения профессионализма (целеустремленность).

У студентов пятого курса список высокочастотных понятий включает всего шесть понятий. На наш взгляд, уменьшение количества используемых для описания образов «Я», «Личность» и «Профессионал» понятий обусловлено не снижением значимости этих образов для самосознания пятикурсников, а скорее, высокой актуальностью используемых понятий. По мере накопления знаний о человеке как субъекте деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности образы становятся более разработанными, дифференцированными, но в то же время и более обобщенными, не столь конкретными, как на предыдущих курсах и имеют большее значение для студентов.

Анализируя список высокочастотных понятий студентов первого курса контрольной группы по образам «Я», «Личность», «Профессионал», можно заметить, что наиболее близким и понятным для первокурсников является образ «Я», так как для описания данного образа используется большее количество понятий по сравнению с образами «Личность и «Профессионал».

При анализе понятий, используемых для описания образов «Я», «Личность», «Профессионал» студентами второго курса обращает на себя внимание рост числа высокочастотных понятий, что может свидетельствовать о большей согласованности оценок, мнений, содержания исследуемых образов, а также о влиянии содержания учебно-профессиональной деятельности на формирование системы представлений о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Таким образом, наблюдаются качественные изменения в системе представлений о субъекте деятельности и себе как субъекте профессиональной деятельности и количественные изменения как отражение качественных.

На третьем курсе продолжается рост числа высокочастотных понятий в описании образов «Я», «Личность», «Профессионал» (по сравнению со вторым курсом). На четвертом курсе (по сравнению с третьим курсом) заметно увеличение общего количества понятий, используемых для описания образов «Я», «Личность», «Профессионал». Продолжается увеличение зоны интеграции семантических полей образов «Я», «Личность», «Профессионал». Изменения затрагивают не только количественные характеристики, и, что гораздо важнее, меняется содержание зоны интеграции.

В целом на пятом курсе уменьшается количество высокочастотных понятий в описании образов «Я», «Личность», «Профессионал». На наш взгляд, уменьшение количества высокочастотных понятий может свидетельствовать о накоплении знаний о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности, так как нарастает частота используемых понятий и их согласованность. В описании образа «Я» на пятом курсе актуальной остается сфера межличностного взаимодействия (доброта, коммуникабельность); средства достижения профессионализма (целеустремленность, трудолюбие); интеллектуальная сфера (ум). В описании образа «Личность» актуальными также остаются сфера межличностного взаимодействия (коммуникабельность); интеллектуальная сфера (ум); средства достижения профессионализма (целеустремленность). Также значимыми в описании образа «Личность» являются понятия, отражающие результат достижения профессионализма (самореализация, уважение, успех, саморазвитие). То есть, для студентов пятого курса личностный и профессиональный компоненты самосознания взаимосвязаны.

В описании образа «Профессионал» (по сравнению с четвертым курсом) увеличивается количество высокочастотных понятий. Актуальными являются не только понятия, позволяющие достичь уровня профессионализма (целеустремленность, трудолюбие, коммуникабельность, ум, знания), но и отражающие результат деятельности профессионала (успех, образованность, самореализация, карьера, уважение, специалист). Зона интеграции включает понятия ум, целеустремленность, коммуникабельность, трудолюбие и отражает возрастающую осознанность системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности.

Таким образом, для студентов первого курса более разработанным, понятным и близким является образ «Я», по сравнению с образами «Личность» и «Профессионал». На втором курсе у студентов наблюдается рост числа высокочастотных понятий по всем образам. Студенты впервые для описания образов «Я», «Личность», «Профессионал» используют понятия, отражающие уровень и результат достижения профессионализма. Изменения в зоне интеграции семантических полей образов «Я», «Личность», «Профессионал» проявляются как в количественных показателях (объем семантического пространства), так и в содержании «зоны интеграции». Увеличивается согласованность понятий, то есть использование студентами одинаковых понятий.

На третьем курсе у студентов продолжается рост числа высокочастотных понятий в описании образов «Я», «Личность», «Профессионал» (по сравнению со вторым курсом). Увеличивается разработанность образов «Личность» и «Профессионал» по сравнению с образом «Я». Зону интеграции составляют понятия, отражающие значимость для студентов коммуникативной сферы, интеллектуальной сферы, средств достижения профессионализма и результатов осуществления профессиональной деятельности. Увеличивается согласованность понятий.

На четвертом курсе также наблюдается рост числа высокочастотных понятий в описании образов «Я», Личность», «Профессионал». В описании образа «Я» у студентов контрольной группы, наряду с актуальностью ролевых позиций, появляются понятия, отражающие определенные уровни профессионализма, что свидетельствует о возрастающей значимости системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и большей уверенности в себе как профессионале. У студентов экспериментальной группы самыми высокочастотными понятиями в описании как образа «Личность», так и образа «Профессионал» являются понятия, отражающие средства достижения профессионализма и результат осуществления профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, является важным показателем личностно-профессионального развития, обусловленного психолого-педагогическими условиями профессионального становления студентов. Продолжаются количественные и качественные изменения зоны интеграции семантических полей образов «Я», «Личность», «Профессионал». К основным проявлениям тенденции интеграции образов «Я», «Личность», «Профессионал» от первого к пятому курсу относятся: рост объема семантического пространства образов, интеграция семантических пространств, рост «зоны» интегрированных понятий. Зону интеграции составляют понятия, отражающие значимость для студентов коммуникативной и интеллектуальной сферы, средств достижения профессионализма и результатов осуществления профессиональной деятельности.

На протяжении всего процесса освоения учебно-профессиональной деятельности у студентов экспериментальной группы наблюдается рост осознанности, разработанности образов «Я», «Личность», «Профессионал». На пятом курсе происходит уменьшение количества высокочастотных понятий в описании образов, но при этом качественно изменяется их содержание, что проявляется в углублении знаний о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности, росте интегрированности системы представлений.


Литература:


  1. Бодалев, А. А. О психологическом понимании «Я» человека / А. А. Бодалев // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 12–17.

  2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  3. Москаленко, С. В. Особенности развития образа «Я – профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. псих наук : 19.00.07 / С. В. Москаленко.  Курск, 2007.  191 с.


  4. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие / В. Ф. Петренко. – 2-е изд., доп. – СПб : Питер, 2005. – 480 с. – (Мастера психологии).

  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999. – 712 с. : ил.

  6. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М. : Политиздат, 1972. – 303 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница