Особенности формирования алгоритмического мышления при обучении информатике в средних классах общеобразовательной школы



Скачать 52.74 Kb.
Дата10.06.2016
Размер52.74 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Чистяков А.В., Ткаченко В.А.
г. Шахты, Шахтинский институт-филиал Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института)

г. Шахты, гимназия им. А.С. Пушкина

E-mail: dalida28@shakht.donpac.ru
Самая молодая и самая проблемная из всех школьных дисциплин - школьная информатика. Одной из основных проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Существует большое сходство и в способах организации учебного процесса (от теории – к решению задач) и в методиках обучения между информатикой, математикой и физикой. Разумеется, в школе, при преподавании информатики могут и часто используются уже отработанные методики преподавания, например, математике. При этом они нуждаются в корректировании, изменении, учитывая сложность преподавания предмета информатики специфические проблемы [1]: уровень использовании школьником компьютера для выполнения домашних заданий, удовлетворения своих интересов, так как компьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения, и, в силу различия материального и культурного уровня семей, у школьников разные уровни доступа к компьютеру; разный уровень знаний и умений по информатике, так как по информатике, и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках; социально-психологические проблемы, в частности, выявленный современными исследованиями психологов феномен компьютерной тревожности: боязнь испортить или сломать что-нибудь, ощущение незнания и неумения, боязнь нового и незнакомого, что резко снижает эффективность обучения информатике.

Обычно на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Этот стимул в последнее время ослабляется в связи с проникновением компьютера во многие сферы человеческой деятельности. Вот почему, на наш взгляд, так остро стоит проблема разработки и совершенствования методик преподавания школьной информатики.

Изучение информатике в школе можно разделить на два этапа: обучение предмету в средних классах (с 5-го по 9-ый класс) и в старших классах (10 – 11-ый классы). На каждом этапе обучения, методики преподавания курса информатики имеют свои особенности. Обучение в средних классах является наиболее ответственной и сложной задачей. Именно с 5-го по 9-ый класс школьникам даются основные сведения об окружающем мире, идет осознанное формирование мировоззрения, корректируемое их личным внешкольным опытом.

Можно сформулировать основные задачи обучения информатике, которые целесообразно решать в 5-9-х классах: формирование у школьника адекватного представления о современной информационной реальности; выработка представления о целях, задачах и методах информатики как науки; формирование у учащихся навыков сознательного и рационального использования компьютеров; обеспечение овладения учащимися основами знаний о некоторых алгоритмах, используемых человеком при обработке информации; формирование у школьника алгоритмического, т.е. умения принимать продуманное, взвешенное решение;

Обучение школьников алгоритмизации и программированию с методической точки зрения является одной из самых трудных задач. Составление программ – весьма сложный процесс, включающий в себя значительное число качественно разнообразных этапов. Наиболее сложные из них – постановка задачи и ее алгоритмизация. Именно этим этапам необходимо уделять основное внимание при разработке методик по преподаванию разделов алгоритмизации и программирования. Как правило, в учебных пособиях при объяснении данных разделов приводятся конкретные задачи различных типов и соответствующие им алгоритмы с некоторыми частными пояснениями. В основном рассматриваются примеры линейного, разветвляющегося и циклического типов, а также алгоритмов с «вложенными циклами». Если дается решение более сложных задач, то приводятся готовые алгоритмы решения без их описания процесса построения алгоритмов. Считается, что, изучив приведенные примеры, учащийся сможет составить алгоритм любой задачи. Однако это далеко не так.

При обучении алгоритмизации необходимо использовать унифицированную и формализованную процедуру перехода от словесно-формульного описания метода решения задачи к схеме алгоритма этой задачи, причем такой схеме, которая может быть формально перекодирована в программу на алгоритмическом языке. Эта процедура позволяет строго логически выводить формулы и условия, составляющие «начинку» алгоритма (программы). Особенность такого подхода еще и в том, что он требует от учащегося подробного описания процесса вывода алгоритма, поэтому процесс обучения алгоритмизации становится хорошо наблюдаемым для учителя, а значит, и хорошо управляемым. В качестве основного средства описания алгоритмов методически правильно выбирать блок–схемы алгоритмов – наиболее наглядный и понятный, а кроме того, и наиболее естественный для человека способ, т.к. человек мыслит образами и ему легче воспринимать образы, нежели текст.

Данная методика изложена без излишней формализации и математизации в учебном пособии [2], она вполне доступна любой категории учащихся на начальной стадии обучения информатике и программированию. Она базируется на известных подходах к построению программ – структурном программировании и проектировании «сверху вниз» и является их развитием. Методика достаточно универсальна. Как показано в пособии, она применима при решении задач обработки не только числовой, но и текстовой и графической информации.

И в дополнение, по мнению авторов, как обязательный элемент обучения алгоритмизации должна входить отладка алгоритма каждого вида. Она позволяет учащимся «прочувствовать» суть каждого вида алгоритмов, предлагает им правила самоконтроля – правила нахождения ответов к задачам алгоритмизации, позволяет понять и закрепить принципы отладки программ. Как показывает практика, использование в обучении информатике методики формализованного перехода от схемы алгоритма к программе на алгоритмическом языке позволяет научить основную массу учащихся составлять алгоритмы и программы достаточно сложных задач в отличии от традиционного подхода, при котором можно говорить лишь о знакомстве с понятиями «алгоритм», «программа» и пр. в результате изучения этого предмета.

Целесообразно ли проводить обучение использованию современных информационно-компьютерных технологий в 5-9-ых классах? Безусловно, целесообразно. Это связано с тем, что содержание информатики в 10-11 –х классах, с одной стороны, более насыщенное теоретическими положениями, является обобщающим для курса информатики средних классов, а с другой стороны, обучение информатике подразумевает достаточно уверенную работу с компьютером как средством обучения. Другими словами, в 10-11-х классах уже некогда заниматься изучением текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и т.д., ими уже надо пользоваться и учиться применять в различных практических сферах жизнедеятельности человека.

В связи с этим встает вопрос: сколько времени необходимо отводить на изучение теоретической информатики, а сколько на информационные технологии? Каждый учитель информатики должен сам решать этот вопрос в соответствии с конкретными условиями и возможностями: оснащение кабинета информатики компьютерной техникой, программным оснащением компьютеров, уровенем школьников и т.д. Если есть возможность организации интегрированных уроков или проектной деятельности, основанной на связи с другими предметными областями, то этой возможностью также необходимо воспользоваться. Именно при решении задач из других предметных областей вырабатываются навыки работы с компьютером и программными средствами, формируется алгоритмическое мышление, а так как одной из первых информационных технологий является программирование, этот раздел не следует исключать из курса информатики 5-9-ых классов.


Литература

1. Фалина Н.И. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике / «Информатика». - № 37, 2001. С. 2 – 7.



2. Ляхович В.Ф. Основы информатики. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница