Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми



Скачать 56.06 Kb.
Дата30.04.2016
Размер56.06 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Активный» – от латинского - деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого – над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

-дефицит внимания;

-импульсивность;

-повышенная двигательная активность.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, , имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

В основе гиперактивности, как правило, лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детей излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего является патология беременности, родов, инфекций и интоксикаций первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновение гиперактивности диагностирует патология беременности и(или) родов. Факторы, считающиеся основными причинами возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.

Гиперактивные дети сталкиваются с особыми сложностями уже в школе. При утомлении трудности моторики увеличиваются, появляется тремор, макро- и микрография. Зачастую они испытывают трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Все это приводит к трудностям в освоении чтения и письма.

Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживают признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).Включение в обучение игровых ситуаций – один из способов стимулирующих успешную работу таких детей.

Специалисты утверждают. Что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности», обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для их включения необходимы определенные условия. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных нагрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе или хотя бы в четырехлетней начальной школе. Если данные условия выполняются и ребенок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3 – 4 года большинство таких детей можно передавать в массовую школу. В том же случае, если перечисленные меры не приняты гиперактивные дети уже в 1- 2 классах испытывают трудности в обучении, а иногда, не смотря на неординарные способности, даже остаются на второй год.

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога…. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Таким образом, врач проводит разъяснительную работу. С этой целью врача – невролога можно пригласить на родительское собрание или направить родителей на индивидуальную консультацию.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально – нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

Педагог осуществляет работу с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку.


Как помочь гиперактивному ребенку?

В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:

-Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);

-Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.

При работе, направленной на развитие дефицитарных функций, необходимо руководствоваться следующим принципом. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на уроке сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.

Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.

СХЕМА ОТРАБОТКИ ФУНКЦИЙ



  1. Внимание;

  2. Мышечный контроль;

  3. Импульсивность;

  4. Внимание + мышечный контроль;

  5. Внимание + импульсивность;

  6. Мышечный контроль + импульсивность;

  7. Внимание + мышечный контроль + импульсивность.



ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

При отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре и т.д.

Необходимо помнить, что инструкции, даваемые гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).

Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

Так как большое количество людей возбуждает гиперактивного ребенка, старайтесь сажать его на первые парты, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.

Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.



При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используйте те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница