Отчет о реализации программы Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи (мэшдом), структурного подразделения мбоудо цртдиЮ



Скачать 177.62 Kb.
Дата29.04.2016
Размер177.62 Kb.

ОТЧЕТ

о реализации программы Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурного подразделения МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей


Наименование программы : Программа комплексной смены нравственного воспитания и социализации подростков «Герои нашего времени»

Количество дней – 21день

Период проведения программы с «17» июля по «06» августа 2015 г.

Наименование показателя

Значение показателя в соответствии с программой

Фактические показатели

Планируемый территориальный охват

Калужская область, Жуковский район, г.Жуков, Боровский район, дер.Петрово

Калужская область, Жуковский район, г.Жуков,

Контингент участников программы

Количество участников по плану – 90 человек

Количество участников фактическое 90 человек

Планировалось ли участие в программе детей особых категорий*

Участниками программы являются учащиеся МЭШДОМ и вновь поступившие. Среди них дети под опекой и дети-инвалиды



Участниками программы стали учащиеся МЭШДОМ и вновь поступившие. Среди них 2 ребенка под опекой и 2 ребенка-инвалида.

Набор детей проводился по следующей схеме:

- презентация и обсуждение программы лагеря с детьми и родителями на общем собрании;

- доработка программы лагеря с учетом предложений родительского комитета и школьного актива «Домоуправление;

- индивидуальное собеседование с детьми и родителями.


Цель и задачи программы

Наименование цели и задач программы

Программа комплексной смены нравственного воспитания и социализации подростков «Герои нашего времени»



Цель программы:

Организация полноценного отдыха и оздоровления подростков и молодежи с интеллектуальной составляющей формирования образа современного молодого человека с активной жизненной и гражданской позицией, ориентирующегося в системе моральных норм и ценностей, обладающего знаниями в области мирового культурного наследия, стремящегося к саморазвитию и самоопределению.



Задачи:

Образовательные

- познакомить участников смены с лучшими образцами мировой литературы и искусства;

- способствовать освоению социальных ролей человека;

- расширять кругозор.

Развивающие

- формировать потребность в приобретении знаний в области культуры, а именно литературы и искусства:

- формировать потребность обучающихся в саморазвитии, непрерывном образовании и личностном самоопределении;

- развивать познавательную активность, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, а также моральную компетентность личности.

Воспитательные

- воспитывать интерес и уважение к культурному наследию;

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству;

- воспитывать толерантное сознание;

- воспитывать сознательное отношение к труду;

- воспитывать волевые и моральные качества обучающихся: целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.


Вывод относительно степени достижения поставленной цели и задач (обосновать)
Одним из главных подтверждений успешности реализации программы являются результаты мониторинга, представленного в Приложении 1.

Во-первых, они говорят о том, что, поскольку подростковый возраст является сензитивным периодом усвоения моральных норм и правил, работа с такими категориями как мораль, моральное поведение является актуальной. Показатели говорят об эффективности реализации программы лагеря и акцентировании внимания учащихся на проблемах поведения в сложных моральных ситуациях и понимания их важности.


Во-вторых, учащиеся в большей степени ориентированы на учет прав личности, универсальные этические принципы.

Очень важно, что при составлении учебного плана МЭШДОМ на 2015-2016 уч.год были учтены пожелания учащихся и родителей ввести такие учебные курсы, как «Психология успешной личности» и «Мировое культурное наследие». Это подтверждает правильность постановки задач смены и результативность в их достижении.

В первые две недели сентября в МЭШДОМ пришло более ста новичков, которые следили за ходом лагерной смены в социальной сети. И это тоже является эффективности реализации программы «Герои нашего времени».

Отзывы родителей и школьных учителей, а также наблюдения педагогов МЭШДОМ также свидетельствуют о позитивных изменениях детей-участников смены.




План-график реализации программы

Количество мероприятия по плану - 19

Количество мероприятий, проведенных фактически – 18

Некоторые названия мероприятий были изменены в соответствии с логикой хода смены и ее текущими результатами.

В соответствии с погодными условиями ряд мероприятий проводились не в намеченные сроки.


Кадровое обеспечение

Количество специалистов соответствующей квалификационной категории и опыта по плану

Количество специалистов фактически:


  1. Хохлов А.А. – гл.реж. ТРК «Ника»;

  2. Аркадий Глушенков – корреспондент телекомпании «» член российского юниорского клуба «Что? Где? Когда?;

  3. Крикунов В.В. - к.м.с., член федерации спортивного ориентирования, отделения по Калужской области;

  4. Евстигнеев Р.О. – преп. Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации;

  5. Мачехина Е.А. – аспирант кафедры развития и образования, преп. Калужского государственного университета им.К.Э.Циолковкского

  6. Дмитрий Филиппов - член «Студенческой лиги» КВН г. Калуги;

  7. Никита Юдаев – студ. Калужского областного колледжа культуры и искусств, член «Студенческой лиги» КВН г. Калуги;

  8. Евгений Прытков - Пейнтбольный клуб «АВЕНТОДОР»;

  9. Алексей Баньков - Пейнтбольный клуб «АВЕНТОДОР»;

  10. Гомель А.Е. – боевой лётчик, член Калужского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»;

  11. Болтунов С.И. – зам.председателя Калужского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»;

  12. Крикунов О.В. – выпускник МЭ/ШДОМ, игротехник;

  13. Сотрудники компания «Мосигра»;

  14. Карина Мостовая – студ. Академии эстрадного искусства;

  15. Грибанова Н.В. – руководитель молодежного театра «Открытые двери»;

  16. Виталий Юдкин – член Молодежного парламента Калужской области;

  17. Владимир Картушин - член Молодежного парламента Калужской области;

  18. Сотрудники мемориального музея Герой Советского Союза Г.К.Жукова в г.Жуков

  19. Сотрудники этнографического парка-музея «Этномир»




Наличие специальной системы подготовки кадров (специальная подготовка для работы именно по данной программе):

«Школа советников МЭШДОМ» с привлечением психологов, специалистов по интерактивным формам работы с подростками, деятелей культуры, игротехников.




Количество специалистов, прошедших специальную подготовку для работы именно по данной программе:

Советники (вожатые) и методисты смены в количестве 15 человек



Ресурсная обеспеченность программы

Перечень ресурсов по плану

Материально-техническая база:

Для успешной реализации программы мены организатор-исполнитель программы располагает достаточной материально-технической базой.



  1. Обеспечение работы команд в Интернете: -ноутбуки – 10 шт.;

- сотовые модемы 3 G – 10 шт.;

- локальная сеть.



  1. Оборудование пресс-центра и телецентра:

- видеокамеры miniDV – 3 шт.; - видеомагнитофон miniDV – 1 шт.; - монтажная станция – 1 шт.; - телевизор – 1 шт.; - РС – 3 шт.; - лазерные принтеры (3/1) – 2 шт.; - проектор – 1 шт.; - экран – 1 шт.

  1. Обеспечение звукового и светового сопровождения мероприятий программы смены:

- комплект звуковой усилительной аппаратуры – 1 шт.; - комплект световой аппаратуры – 1 шт.; - микрофоны проводные – 2 шт.; - радиомикрофоны – 2 шт.

  1. Аппаратура для репетиций в командах: - музыкальные центры – 6 шт.

  2. Техническое обеспечение работы пед отряда: - рации – 10 шт.

Финансовое обеспечение:

  1. Муниципальный бюджет;

  2. Доплата родителей.

Перечень фактически задействованных ресурсов

Материально-техническая база:

Для успешной реализации программы мены организатор-исполнитель программы располагает достаточной материально-технической базой.



  1. Обеспечение работы команд в Интернете: -ноутбуки – 10 шт.;

- сотовые модемы 3 G – 10 шт.;

- локальная сеть.



  1. Оборудование пресс-центра и телецентра:

- видеокамеры miniDV – 3 шт.; - видеомагнитофон miniDV – 1 шт.; - монтажная станция – 1 шт.; - телевизор – 1 шт.; - РС – 3 шт.; - лазерные принтеры (3/1) – 2 шт.; - проектор – 1 шт.; - экран – 1 шт.

  1. Обеспечение звукового и светового сопровождения мероприятий программы смены:

- комплект звуковой усилительной аппаратуры – 1 шт.; - комплект световой аппаратуры – 1 шт.; - микрофоны проводные – 2 шт.; - радиомикрофоны – 2 шт.

  1. Аппаратура для репетиций в командах: - музыкальные центры – 6 шт.

  2. Техническое обеспечение работы пед отряда: - рации – 10 шт.

Финансовое обеспечение:

  1. Муниципальный бюджет;

Доплата родителей.

Наличие обратной связи с участниками

По плану (наличие инструментов обратной связи: форумов, групп в социальных сетях, «горячих линий» и т.д.)

Анкетирование, опросы, ток-шоу, газета лагеря, отчеты специалистов, освещение хода смены в социальной сети



По факту (оценка степени активности контингента данной смены)

В течение смены проводились беседы, опросы, анкетирование, ток-шоу с участием детей и родителей, юношеским пресс-центром МЭШДОМ издавалась газета смены «Starteen», а также снимались, монтировались и демонстрировались выпуски теледайджестов.

Все материалы, освещающие ход и результаты смены размещены в социальной сети ВКонтакте в группе МЭШДОМ (https://vk.com/meshdom)


Планируемые показатели результативности программы:

- освоение теоретических материалов;

- формирование практических навыков (компетенций);


усвоение основных понятий и представление об их специфике: нравственность, мораль, норма социального поведения, патриотизм и следующих практических навыков:

Умение аргументировать свою точку зрения

Умение выслушивать своего оппонента

Умение бесконфликтного взаимодействия

Умение высказывать конструктивную критику

Развитие навыков творческого самовыражения посредством знакомства с лучшими образцами мировой культуры, истории, литературы



Основными методами оценки усвоения теоретических понятий и практических навыков были дискуссионные площадки: киноклубы, ток-шоу, беседы, анкетирование, тренинг.

Усвоение теоретических понятий и практических навыков было проявлено в их практическом применении в ходе реализации запланированных мероприятий смены.



- здоровьесбе-регающие показатели;

План

  • Мероприятия по физическому оздоровлению; 

  • Комплекс мероприятий, направленных на укрепление психического и социального здоровья.

  • Система мероприятий программы смены, способствующих духовно-нравственному оздоровлению подростков.




Факт

Физическое здоровьесбережение:

  • ежедневные утренние физические зарядки;

  • ежедневные спортивные часы;

  • турниры по спортивным играм в течение смены;

  • день сдачи нормативов ГТО.

Психическое и социальное здоровьесбережение:

  • Развитие культуры здорового образа жизни;

  • Мероприятия, направленные на привитие этических норм поведения в обществе;

  • Развитие мотивации к саморазвитию и самореализации через вовлечение подростков в интеллектуально-творческие мероприятия смены и участие в органах самоуправление лагеря;

  • Тренинги на бесконфликтное взаимодействие.

Нравственное и духовное здоровьесбережение:

  • Мероприятия патриотического характера;

  • Мероприятия, направленные на развитие эстетического вкуса;

  • Мероприятия, направленные на расширение кругозора и эрудиции подростков;

  • Мероприятия, направленные на стремление к обогащению личности подростка и формирование системы ценностей и убеждений через знакомство с лучшими образцами мировой культуры, искусства, литературы, истории.

Наличие системы мониторинга эффективности программы

По плану (описать применяемую системы, инструменты и методы мониторинга)

Основными методами мониторинга стали анкетный и опросный методы.

Была использована анкета «Нравственные ориентации» и опросник «Справедливость-забота» Молчанова.


Фактически (описать результаты мониторинга)

Описание результатов мониторинга приведено в Приложении 1 к отчету




Методы оценки эффективности программы (количественные, качественные)

Дискуссионные методы, беседа, социально-психологический тренинг

Беседа


Реализация дискуссионных методов достигалась путем использования таких мероприятий как ток-шоу «Герои нашего времени», дебаты «Школьная реформа не способствует духовно-нравственному развитию личности», встреча и беседа с писателем, Игорем Ксенофонтовым и др.

В результате учащиеся усвоили понятия нравственность, мораль, норма поведения, патриотизм; могли привести и оценить примеры морального, патриотического поведения на примерах литературы, искусства, кино и реальных жизненных ситуаций, а также проблем воплощения их в действии.

Социально-психологический тренинг был направлен на знакомство и отработку таких навыков как конструктивное взаимодействие.

Показателями результативности сформированности навыков стало изменение характера взаимодействия между командами от негативно-соревновательного и критического в пользу уважительного отношения к своим оппонентам; снижение уровня негативной критики внутри командной работы и повышения конструктивного взаимодействия посредством решения проблем в рамках самоуправления; увеличение количества и новое качество специфики продуктов деятельности команд и отдельных участников по созданию творческих работ по анализу проблем человека, представленных образцами культуры, литературы, истории.




Степень удовлетворенности участников программы:

- участников;

- родителей


Наименование показателей, характеризующих степень удовлетворенности:

- бытовые условия;

- интересность программы;

- полезность программы;

- степень профессионализма педагогического коллектива (компетенции + степень морально-психологического комфорта при общении);

- степень психологического комфорта в коллективе сверстников;

- желание вновь попасть в этот лагерь;

- иные аспекты.



Описание значений показателей, характеризующих степень удовлетворенности:
Бытовые условия всегда зависят от базы, предоставляемой для проведения смены. В этом смысле лагерь «Галактика», расположенный в Жуковском р-не Калужской области удовлетворяет требованиям санитарно-гигиенических норм и требованиям к проведению программы смены:

  • наличие благоустроенных корпусов для проживания;

  • столовая с хорошо организованным режимом питания;

  • наличие спортивных площадок, оснащенного актового зала, летних эстрад и аудиторий для занятий;

  • живописная русская природа, окружающая лагерь.

Программа лагеря, по мнению детей и родителей, была нова и очень интересна.

Степень психологического комфорта и профессионализм педагогического коллектива подтвержден не только устными высказываниями детей и родителей, но также тем фактом, что в течение смены из лагеря домой уехали только двое детей и только по причине болезни.

С начала учебного года к администрации МЭШДОМ обратилось уже более 40 детей с просьбой о предварительной записи на участие в такой лагерной смене.



Приложение 1

Анкета «Нравственные предпочтения»

Анкета направлена на выявление ведущих предпочтений учащихся, среди которых было выделено три: правовая сфера, моральная, социально-адаптивная.

Нравственные предпочтения предполагают обращенность человека в сферу человеческих взаимоотношений, поведения человека в сложных жизненных ситуациях, включая моральные. Это такой вид предпочтения, в котором приоритет отдается проблемам выбора и поведения человека в ситуациях морального выбора, приоритет моральных норм над другими. Т.е. главным здесь выступает просоциальное поведение, ставящее в приоритет моральные нормы и нравственные требования перед личными интересами.

Следующий вид предпочтений - социально-адаптивные, предполагающие ориентацию прежде всего на успех, достижение своих целей в современном обществе, построение карьерных, выгодных отношений, и тем самым высокая адаптация в социуме.

Правовой тип предпочтений предполагает ориентацию человека прежде всего на проблемы реализации правовых норм и последствия их нарушений.

Анкета состояла из 8 утверждений, анализировалось каждое утверждение в отдельности.

Приведен анализ по каждому из утверждений и тип ориентации.


  1. В фильмах Вас больше всего привлек бы сюжет со следующим содержанием:

А) О людях, вершащих правосудие - правовая;

Б) О выборе человека в сложных жизненных ситуациях - нравственная;

В) Об успехах человека и возможностях их достижения в современном мире – социально-адаптивная.

46% выбрали нравственную ориентацию, 33 % - социально-адаптивную, 21% - правовую.




  1. Наиболее интересным и вызывающим у Вас уважение мог бы быть:

А) Человек, защищающий жизнь и благополучие других людей - правовая;

Б) Человек, способный выжить в любой ситуации – социально-адаптивная;

В) Человек, способный быть ответственным за свои поступки - ориентация.

44% выбрали нравственную ориентацию, 25 % - социально-адаптивную, 31% - правовую.




  1. Представьте, что проводится конкурс «Лозунг дня». Какое из высказываний Вы бы предложили:

А) Цель оправдывает средства - в этом кроется успех - социально-адаптивная;

Б) Защищай закон – это приведет к успеху - правовая;

В) Ваша дружба с совестью приведет Вас к успеху - нравственная.

68% выбрали нравственную ориентацию, 26 % - социально-адаптивную, 6% - правовую.




  1. Если бы Вы Вам предложили выбрать факультатив, то Вы бы предпочли такие занятия, в которых:

А) Рассматриваются взаимоотношения людей в сложных жизненных ситуациях - нравственная;

Б) Раскрываются особенности поведения людей в ситуациях нарушения закона;

В) Изучаются способы достижения успеха в современном мире.

49% выбрали нравственную ориентацию, 37 % - социально-адаптивную, 14% - правовую.




  1. Если бы организовывалась дискуссия, то Вам было бы интересно обсудить:

А) Последствия нарушений правовых норм - правовая;

Б) Возникающие в жизни моральные ситуации и способы их разрешения - нравственная;

В) Возможности достижения карьерного роста в современном обществе – социально-адаптивная.

56% выбрали нравственную ориентацию, 23 % - социально-адаптивную, 21% - правовую.




  1. Представьте, что Вам необходимо написать сочинение на свободную тему. Наиболее привлекательной для Вас была бы следующая тема:

А) О способностях человека достигать задуманного и идти по пути к своей мечте – социально-адаптивная;

Б) О способностях человека жертвовать своими интересами, ради интересов другого человека - нравственная;

В) О готовности человека уважать законы своего государства и отстаивать права граждан - правовая.

38% выбрали нравственную ориентацию, 46 % - социально-адаптивную, 16% - правовую.




  1. Представьте себе, что Ваш знакомый просит у Вас совета в сложном для него выборе. О чем Вы бы попросили его подумать в первую очередь:

А) Хорошо или плохо он поступает - нравственная;

Б) Принесет ли это ему пользу или нет – социально-адаптивная;

В) Законно ли это - правовая.

65% выбрали нравственную ориентацию, 31 % - социально-адаптивную, 4% - правовую.


8. Представьте себе, что Вам дали задание придумать образ идеального учащегося. За основу вы бы взяли следующие характеристики:

А) Ответственность, справедливость - нравственная;

Б) Успешность, целеустремленность – социально-адаптивная;

В) Законопослушность, гражданская активность - правовая.

56% выбрали нравственную ориентацию, 34 % - социально-адаптивную, 10% - правовую.

Таким образом, мы видим, что учащихся преобладающим типом ориентации является нравственная, на втором месте – социально-адаптивная. Подростковый возраст является сензитивным периодом усвоения моральных норм и правил, поэтому работа с такими категориями как мораль, моральное поведение является актуальной. Полученные показатели говорят об эффективности реализации программы лагеря и акцентировании внимания учащихся на проблемах поведения в сложных моральных ситуациях и понимания их важности.

Результаты по опроснику С.В. Молчанова представлены ниже. В основу методики положена концепция Л.Колберга , К.Гиллиган, Н.Айзенберг. Анализировались показатели, основанные на теории Л.Колберга.

Результаты представлены по таким показателям как: ориентация на власть авторитетов, боязнь наказаний; инструментальный обмен «ты-мне, я – тебе»; на мнение других, стремление быть «хорошим»; на социальный закон и порядок; учет прав личности, социальный контракт» и универсальные этические принципы. Приведены средние значения в таблице № 1.



Таблица 1. Распределение испытуемых по стадиям морального развития (ориентация), среднее значение.

Результат

Среднее значение

ориентация на власть авторитетов, боязнь наказаний

7,8

инструментальный обмен «ты-мне, я – тебе»

8

ориентация на мнение других, стремление быть «хорошим»

9,4

ориентация на социальный закон и порядок

10

ориентация на учет прав личности

12

ориентация на универсальные этические принципы

11

Как видно, учащиеся в большей степени ориентированы на учет прав личности, универсальные этические принципы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница