Отчет по итогам 1 летней смены 2015 года «легенды командора»



Скачать 121.48 Kb.
Дата01.05.2016
Размер121.48 Kb.

[отчет по итогам 1 летней смены 2015 года «ЛЕГЕНДЫ КОМАНДОРА»]

АНО ООЦ СТ «Энергетик»


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР САНАТОРНОГО ТИПА «ЭНЕРГЕТИК»



ОТЧЕТ

по итогам 1 летней смены



«Легенды Командора»

(30.05.15. – 19.06.15.)

Тюмень, 2015
На первой летней смене «Легенды Командора», прошедшей на базе АНО ООЦ СТ «Энергетик» с 30 мая по 19 июня 2015 года отдохнули и оздоровились дети и подростки из города Тюмени, Тобольска, Сургута и Омутинского района в количестве 201 человек. Также в реализации смены приняли активное участие сопровождающие делегации г. Сургута в количестве – 2 человека (специалисты с первых дней были включены в совместную деятельность, имели возможность в ознакомлении и обобщении опыта в области отдыха и оздоровления детей, накопленного в центре).

На смене работали вожатые из г.Тюмени (ТюмГНГУ, ТюмГУ), Тобольска (Филиал ТюмГУ в г. Тобольске) и Шадринска (ШГПИ), которые прошли обучение в Областной школе подготовки вожатых, успешно сдали квалификационный экзамен и получили сертификаты.

Воспитательная, психолого-педагогическая, научно-методическая и спортивно-оздоровительная работа на первой летней смене проходила в несколько этапов:

Подготовительный этап

В декабре 2014 года была утверждена программа смены «Легенды Командора», целью которой, стало создание благоприятных оздоровительно-образовательных условий для активного отдыха детей и подростков, способствующего воспитанию активной жизненной позиции, развитию творческих, коммуникативных, физических и организационных способностей через возрождение традиций и культуры проведения дворовых игр.

Задачами программы явились:

1. Расширить кругозор участников смены в области разнообразия детских дворовых игр.

2. Способствовать формированию интереса и устойчивой мотивации детей и подростков к самостоятельному проведению и участию в разнообразных дворовых играх.

3. Развивать творческие, коммуникативные и физические способности детей и подростков в процессе их участия в дворовых играх, творческих мероприятиях, спортивных состязаниях, а также посещения развивающих центров.

4. Способствовать развитию организаторских способностей и личностного роста детей и подростков через активное участие в органах системы соуправления.

5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков путем включения их в различные физкультурно-оздоровительные, игровые и профилактические мероприятия смены.

Программа успешно прошла экспертизу в Ассоциации организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе». По итогам экспертизы была выдана справка (№ 149 от 12.05.15), которая подтверждает, что данная программа полностью соответствует предъявляемым требованиям.

С января по май 2015 года на территории центра прошло несколько этапов инструктивного лагеря (в рамках Областной школы подготовки вожатых), во время которого педагоги ОШВП (Баженова М.А., Поповских А.К.) сформировали и обучили группу вожатых (в том числе, для потенциальной работы на 1 летней смене). По итогам обучения, как было обозначено выше, данные вожатые сдали квалификационный экзамен на «отлично» и «хорошо», составив основное количество от всех работающих на смене вожатых.

Также для работы на 1 летней смене 2015 года были приглашены вожатые, работавшие на базе нашего центра ранее, при этом - положительно зарекомендовавшие себя.

Все вожатые, приглашенные для работы на смене (из расчета 2 вожатых на 1 отряд), своевременно прошли медицинский осмотр, имели медицинскую книжку и сертификат вожатого.

На смену был принят и временный педагогический персонал: педагоги – организаторы, воспитатель, инструктор по спорту, педагоги дополнительного образования, руководитель развивающих центров и другие специалисты.

Инструктивный сбор для педагогического персонала смены

Подготовительный период, также включал в себя инструктивный сбор, проведенный непосредственно перед сменой (28-29 мая 2015 года). В ходе инструктивного сбора с вожатыми и педагогами велась активная практическая работа по созданию благоприятного психологического климата внутри их коллектива, формированию доверительных отношений, дружественного, положительно настроя на работу в коллективе. Методическое и психологическое просвещение вожатых было ориентировано на повышение эффективности взаимодействия с участниками временного детского коллектива (знакомство с возрастными особенностями детей и подростков, способами создания благоприятного психологического климата во временном детском коллективе, методами бесконфликтного общения, психологическим особенностями формирования коллектива, выявления лидера и т.д.). Психологическое просвещение вожатых было организовано в ходе инструктивного сбора, а затем и в ходе всей смены в рамках решения проблемных ситуаций (как в группе, так и индивидуально). При этом процесс обучения основывался на методах активного социально-психологического обучения, реализуемых путем обучающего тренинга с содержанием техник деловой игры, дискуссии, моделирования проблемных ситуаций.

С временными сотрудниками были проведены инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, охране труда, правилах пребывания детей на территории центра, а также о способах оказания первой медицинской помощи и соблюдению правил личной гигиены. Вожатые и педагоги были повторно ознакомлены с планом работы на смену, легендой, тематикой и особенностями смены. Вожатым были выданы методические материалы, необходимые для обучения детей дворовым играм и проведения Турнира Дворовых игр.

В подготовительный период была организована и диагностика вожатых (проведение анкетирования). Анкета содержала информационные вопросы и позволила наиболее эффективно подобрать пары и распределить их по личностным особенностям и предрасположенности к работе с детьми определенного возраста. При распределении вожатых на пары учитывались их пожелания (в аспекте совместимости), что, в свою очередь, позволило снизить вероятность возникновения конфликтов. После распределения вожатых по отрядам, напарники разработали план отрядной работы, с учетом возрастных психофизиологических особенностей. Был составлен график работы развивающих центров.


Основной этап

30 мая был организован заезд детей и распределение по отрядам. Велся строгий контроль за расселением ребят, работой вожатых по знакомству, сплочению, включению детей в жизнь отряда и лагеря, знакомством с правилами и традициями центра, установлением дисциплины. В первые 3 часа пребывания детей на территории центра был проведен медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и Правилах пребывания детей в центре под подпись.

В течение смены было организованно проведение большого количества кружков и секций, которые дети посещали с удовольствием.

Необходимо отметить, что все мероприятия и дела, проводимые на смене, активно способствовали привлечению внимания детей и подростков к дворовым играм, знакомым не одному поколению детей в прошлом. Вожатые и педагоги ежедневно создавали атмосферу, которая позволяла не только эффективно знакомить участников смены с доступными и не требующими большого количества инвентаря дворовыми играми, но и формировать у детей и подростков устойчивый интерес к ним. Став непосредственными участниками ярких дел и событий, описанных в произведениях В.П.Крапивина, дети и подростки приехавшие на смену, смогли ощутить на себе весь воспитательно – развивающий потенциал, который заложен в дворовых играх. А вернувшись из лагеря домой, могут организовать игры во дворе по примеру игр, понравившихся на смене, возрождая и развивая тем самым, традицию дворовых игр в своих детских сообществах.

Высокой степени эффективности достижения ожидаемых результатов на данном этапе способствовало систематическое научно-методическое сопровождение реализации программы смены – регулярно осуществлялись: мониторинг результативности реализации программы, мониторинг затруднений методического и дидактического характера у педагогов и вожатых, методическая помощь по запросам педагогов и вожатых, методическое сопровождение внедрения новых сценариев и форм работы, посещение мероприятий различного уровня с целью оказания практической методической помощи и контроля качества досуговой, развивающей и оздоровительной деятельности в центре.

Яркой особенностью комплексной воспитательной, развивающей и спортивно-оздоровительной работы на смене стало проведение «Литературной спартакиады», основанной на эффективной интеграции литературы и физической культуры. Реализация разработанных в центре дисциплин – «Книжные старты», «Умная мишень», «Литературная атлетика», «Интеллектуальный снайпер», «Веселый ДАРЛИТ», «ФриДОМ» позволили нам эффективно совершенствовать процесс оздоровления детей и подростков в рамках тематической смены, посвященной творчеству В.П.Крапивина, через внедрение технологии, направленной на приобщение к физической культуре и развитие творческих и интеллектуальных способностей. Разработанные педагогами центра различные модификации спортивных дисциплин, позволили не только получить массу положительных отзывов у детей и взрослых, но и развивать детей физически и интеллектуально, а также влиять на положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом у каждого участника смены, вне зависимости от их возраста, физической подготовленности и состояния здоровья. Особенностью предложенной технологии стала системная опора на детскую инициативу и вариативность поведения, которая позволила каждому ребенку ощутить себя во время подготовки и проведения спартакиады ловким, сильным, выносливым, способным вместе с друзьями справляться с самыми разнообразными задачами.



Психологическая работа на смене велась по следующим направлениям:

  1. организационно-методическая работа, которая состояла в разработке программы психологического сопровождения на смену «Легенды командора», на основе комплексной программы психологической работы «Энергия улыбки», комплектации пакета диагностических методик, подборе и разработке психологических техник групповой и индивидуальной работы;

  2. психологическое просвещение вожатых и детей по проблемам адаптации и развития в условиях лагеря;

  3. психодиагностическая работа, состоящая в диагностике детей и детских коллективов с целью выявления детей «группы риска» в аспекте адаптации к лагерю, оценки динамики развития временных коллективов и комфортности пребывания каждого ребенка в отряде и центре, а также оценки эффективности программы смены;

  4. психологическая профилактика, направленная на предупреждение социально-психологической дезадаптации детей и подростков в условиях лагеря: профилактические консультации детей, родителей, педагогов и вожатых (по проблемам агрессивного и конфликтного поведения детей, тоски по дому, активных форм проявления гиперактивного и демонстративного поведения, фактов присвоения чужих вещей, непослушания и т.д.), психологические огоньки, проводимые по индивидуальному запросу вожатых, мероприятия, ориентированные на сплочение временных детских коллективов и организацию командной работы в отряде;

  5. коррекционно-развивающая работа была ориентирована на развитие детей и детских коллективов, коррекцию сложившихся в них отношений, а также детей, требующих индивидуального подхода.

Особо следует отметить психолого-педагогическую работу, проведенную с детьми категории «группы особого внимания», отдыхающих на 1 смене в количестве 40 человек. Дети были распределены по отрядам согласно их возрасту. С каждым ребенком и с их вожатыми были проведены предварительные беседы, которые позволили выделить группу, состоящую из 28 детей, которым были показаны индивидуальный подход и проведение профилактической работы по предупреждению социальных отклонений в их поведении. Психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей состояло в переориентации позиции педагогов и вожатых с обобщенного знания о детях на понимание логики индивидуальной жизни отдельного ребенка с опорой на это понимание в своей работе, а также регулярных встречах и развивающих занятиях психолога с детьми. Данный субъект-субъектный подход во взаимодействии с воспитанниками позволил прийти к тому, что к 11 дню смены в числе данной группы было показано пребывание 22 детям, к 17 дню смены – 16 детям, в асоциальных действиях (попытка ударить другого ребенка, присвоение чужих вещей, оскорбления и т.п.) во второй половине смены были замечены – 6 детей (на этапе организационного периода смены – 21 ребенок). Все дети уезжали домой с хорошим настроением, 92,5% опрошенных в итоге смены детей отметили, что им полностью понравилась смена, а 82,5% детей отметили в выходной анкете, что будут организовывать с друзьями в городе дворовые игры, которые узнали на смене, возрождая и развивая, тем самым, традицию дворовых игр в своих детских сообществах.

Во время пребывания в Центре все дети проходили оздоровительные процедуры: фито- и кислородные коктейли, физиопроцедуры (светолечение, ингаляции, парафинолечение, УВЧ, Дарсонваль, электрофорез и пр.), массаж, ЛФК согласно назначениям врачей, указанных в санаторно-курортных картах.

Мероприятия были организованы таким образом, чтобы учесть интересы всех детей и обеспечить их активное участие.

В число ежедневно проводимых мероприятий входили:



  1. Общий сбор, основная задача которого: задать тему дня и сформировать устойчивую мотивацию у детей на активное участие во всех мероприятиях. Для этого использовались рекомендованные к просмотру социальные ролики, короткометражные фильмы и мотиваторы, а также много внимания уделялось поощрению дипломами и призами всех достижений детей (как способ положительного подкрепления).

  2. Мероприятия, целью которых стал сбор детьми информации о разнообразных дворовых играх.

  3. Турнир дворовых игр, за время проведения которого дети узнали большое количество разнообразных дворовых игр, к концу смены каждый отряд разработал и провел свою дворовую игру, которая стала их авторской идеей.

  4. Спортивные мероприятия, в которые включались все дети и подростки, согласно возрастным подгруппам и интересам к тем или иным видам спорта (включая «Литературную спартакиаду»).

  5. Интеллектуальные и творческие мероприятия, направленные не только на развитие способностей детей, но и на сплочение коллектива, выявление лидеров, организацию командной работы в отряде, развитие умения слушать и слышать, снятие тактильных барьеров и различных комплексов, формирование ценностного отношения к своему психологическому здоровью и т.д.

  6. Рефлексии, организуемые в конце дня и по результатам определенного вида деятельности с целью решения различных проблем, отработки и закрепления приобретенного положительного опыта, а также формирования ценностных установок у участников смены.

Также на смене велась систематическая работа с родителями детей: по запросу родителей, и в случае необходимости коррекции детско-родительских отношений проводились регулярные консультации (телефонные переговоры и личные встречи) с родителями вожатыми, педагогами, заместителями директора, а также психологом центра; ежедневно осуществлялось обновление информации о детях, их занятиях, ходе смены в социальных сетях и официальном сайте центра, с важной информацией, касающейся жизнедеятельности детей, их питания и лечебно-оздоровительных процедур в центре родители могли ознакомиться на информационных стендах.

Заключительный этап

Проводилась системная методическая и просветительская работа с вожатыми с целью разъяснения специфики данного этапа, форм работы, которые необходимо провести с детьми. Организован заключительный концерт, где были вручены дипломы каждому ребенку и отряду в различных номинациях.

19 июня был организован выезд для детей.

Итоги

Основной целью программы смены было формирование ответственного, осознанного отношения детей и подростков к собственному здоровью, а также необходимость показать участникам смены, каким интересным может быть их реальный отдых во дворе с друзьями - без компьютеров и виртуального мира. Анализируя систематические наблюдения за участниками смены, продукты их деятельности, а также положительные отзывы участников в ходе итогового периода смены, возможно говорить о том, что цель смены была достигнута полностью, поставленные задачи были решены. Благодаря активному включению детей в игровую модель смены, участники 1 летней смены «Легенды Командора» узнали много нового, отрыли в себе разнообразные таланты, достигли высокого уровня сплочения в своих отрядах. Ни один ребенок не уехал со смены ранее положенного срока по собственному желанию (в одном случае, родителям пришлось отложить поездку к родственникам по причине того, что ребенок плакал, увидев приехавших за ним родителей, отказывался уезжать со смены). Коллективу центра удалось организовать достойный, разнообразный, продуктивный и интересный досуг для детей и подростков.



В ходе смены были обозначены следующие проблемы:

  1. Значительное увеличение количества змей, выползающих на пешеходные зоны в жаркие дни. Учитывая данную проблему, были предприняты следующие шаги по ее нейтрализации: проведены дополнительные инструктажи детей и вожатых по правилам поведения при встрече со змеей; осуществлялись регулярные рейды сотрудников хозяйственной службы с целью обнаружения и устранения змей с территории центра.

  2. Недовольства родителей в первые дни смены по поводу изменения правил посещения детей (согласно утвержденного графика дни посещения на смене: суббота и воскресенье с 11.00 до 13.00 и с 15.30 до 19.00). После проведения индивидуальной разъяснительной работы данная проблема была устранена.

  3. Недовольство родителей тем, что в лагере вместе и их детьми отдыхают дети, состоящие на учете в органах КДН и ПДН. Разъяснительная индивидуальная работа в каждом случае также позволяла получать положительный результат и значительно снижать уровень недовольства родителей.


Дата составления отчета: 19.06.2015 г.

Заместитель директора по УВР ________________ Баженова М.А.

Руководитель научно-методической службы ________________ Поповских А.К.

Недовольство родителей тем, что не могут предать детям привычные для них продукты – чипсы, сухарики со специями, ягоды, торты, газированную воду. В каждом отдельному случае сотрудниками медицинского корпуса, воспитателями и руководителем смены проводилась индивидуальная разъяснительная работа. В некоторых случаях, она не давала положительного результата, родители прибегали к оскорблению сотрудников центра, уезжали домой недовольными невозможностью удовлетворить желание детей. На основании данных фактов принято решение разработать дополнительные социально-активные и игровые формы ознакомления детей с информацией о продуктах, которые не рекомендуются для питания в центре, также прилагаются дополнительные усилия по отработке данного вопроса с родителями, которые собираются отправить своих детей в центр впервые.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница