Педагоги россии ХIХ века 2014 год календарь павел Павлович Максимович



Скачать 335.89 Kb.
Дата07.06.2016
Размер335.89 Kb.
ПЕДАГОГИ РОССИИ

ХIХ века







2014 год

КАЛЕНДАРЬ





Павел Павлович Максимович

(1816-1892)

Павел Павлович Максимович – представитель старого малороссийского дворянского рода, неутомимый ревнитель народного просвещения, ставший благодетелем для тысяч крестьянских девушек, получивших образование и почетное звание – Учитель. П.П.Максимович вошел в историю Тверского края как основатель в 1870 году учительской женской школы нового типа. Сведения о П. П.Максимовиче и его школе вошли в крупные отечественные энциклопедии XIX-XX вв. Уникальность школьной атмосферы и высокий педагогический авторитет школы были обусловлены тем, что она давала бесплатное образование крестьянским девушкам, которые нигде в другом месте и в таком объеме получить его не могли. Образование было всесторонним, с преобладанием гуманитарного направления. Учебная программа была намного шире, чем программа правительственных учительских семинарий и даже гимназий. Школа имела хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, рисования и музыки, а также лаборатории, метеорологическую установку и телескоп, отличную библиотеку, столярную и переплетную мастерские. Процесс обучения формировал у воспитанниц научное мышление.. При школе работало народное училище, где «максимовки» проходили педагогическую практику. Школа Максимовича была крупным методическим центром Твери. В ее стенах размещались справочно-педагогическое бюро, созданное для сбора и обработки педагогической литературы; общественно-педагогический кружок, объединявший педагогов города; музей наглядных пособий тверского губернского земства. Творческая жизнь школы отличалась многообразием и привлекала внимание культурных кругов города. Здесь еженедельно ставились спектакли и проводились концерты. В вопросах педагогики бесспорным авторитетом для Максимовича был К.Д.Ушинский. Коллектив его школы составлял дружную семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места лжи, лести и формальным отношениям. Школа Максимовича стала любимым детищем тверского земства, которое вкладывало в ее развитие значительную часть своего бюджета.




ЯНВАРЬ 2014 JANURY

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31












Константин Дмитриевич Ушинский

( 1823 - 1870)

Константин Дмитриевич Ушинский - сын небогатого дворянина. Высшее образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1854 году Ушинский получил назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. В 1859 году Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. В 1860-1861 годах он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 года. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. В 1870 году на 47 году жизни Ушинского не стало. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». В педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии, второй - идея народности воспитания, третьей - воспитание нравственных чувств.



ФЕВРАЛЬ 2014 FEBRUARY

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28











Герд Александр Яковлевич

(1841-1888)


МАРТ 2014 MARCH

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


















Герд Александр Яковлевич-педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины. В 1863 окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Студентом участвовал в организации воскресных школ, был одним из учредителей и преподавателей Василеостровской бесплатной школы. С 1865 воспитатель и преподаватель естественной истории в петербургской 1-й военной гимназии. В 1870 был командирован за границу, где знакомился с работой исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871—74 годах являлся директором первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приёмами — доверие, взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие физических наказаний. Колонисты делились на группы — «семьи» (до 15 чел., примерно одного возраста), каждая из которых жила в отдельном доме, имела своего воспитателя. Кроме элементарного образования дети при непосредственном участии учителей занимались земледельческим трудом и практическим изучением различных производств в сфере сельского хозяйства. В 70—80-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 преподавал естествознание, зоологию, космографию и педагогику в гимназии Оболенской; в 1882—88 пред, выступал с лекциями на женских педагогических курсах. Выработал систему преподавания естествознания в школе, связывая учебные задачи естествознания с его воспитательным значением, методы преподавания — с содержанием учебных предметов. В 1866—67 выступил с серией статей в журн. «Учитель», критиковавших догматический метод преподавания. Он создал для школы учебники по минералогии и географии; составил для школы «Определитель растений» и «Определитель минералов» и др.; разработал темы экскурсий в природу; поставил вопрос о необходимости разностороннего общения учащихся с живой природой, об организации «живых уголков» в школе и дома





Иван Яковлевич Яковлев

(1848 – 1930)


АПРЕЛЬ 2014 APRIL

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30












Иван Яковлевич Яковлев в 1870 году с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и — материальную поддержку. В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по национальному вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе тюркского языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт. В 1872 году на основе этого алфавита был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.





Сергей Александрович Рачинский

(1833 – 1902)

Сергей Александрович Рачинский — профессор, член-корреспондент Российской академии наук сознательно выбирает скромную судьбу сельского учителя. С 1875 года он целиком отдает себя делу народного образования, работая в Татевской школе и одновременно открывая новые школы для крестьянских детей в Вельском и Ржевском уездах. Народным педагогом Рачинский стал в 42 года. Еще в студенческие годы Сергея Александровича отличали энциклопедические интересы, целеустремленность, огромное трудолюбие и работоспособность. Предметом его научной работы была ботаника, одновременно он занимается богословием и историей искусств, иностранными языками, музыкой, литературой, научными и художественными переводами. Как преподаватель Московского университета, Сергей Александрович много лет провел в Европе, где находился в научных командировках, изучал педагогическую систему Песталоцци, в Веймаре, на родине Гете и Шиллера, посещал музыкальную школу, где наблюдал за работой композитора Ф. Листа с одаренными детьми, но особенно глубоко его заинтересовала деятельность профессора Иенского университета Карла Стоя, основателя народной школы и педагогической семинарии. Богатый и разнообразный опыт, накопленный Рачинским как в России, так и за рубежом, не пропали даром. В историю отечественной педагогики С.А. Рачинский вошел как основатель уникальной сельской школы с интернатом для крестьянских детей. Учебный процесс в Татевской школе строился так, что учитывались общечеловеческая культура, традиции народной педагогики, идеи православия, особенности сельского быта. Крестьянские дети не отрывались от своей культурной среды. В школе учили земледелию, садоводству, пчеловодству, столярному делу, шитью, вышиванию, кружевоплетению. Рачинский, подобно композитору Ф. Листу, растил таланты, выявлял их и давал путевку в жизнь. Яркий пример тому — судьба известного русского художника Н. П. Богданова-Вельского, которому он помог получить художественное образование.




МАЙ 2014 MAY

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31









Корф Николай Александрович

(1834 - 1883)


ИЮНЬ 2014 JUNE

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье



















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


















Николай Александрович Корф - педагог, методист, земский деятель, создатель деревенской земской трехлетней школы. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Автор книги «Наш друг» (1871), дополняющей «Родное слово» К. Д. Ушинского. Считал, что множеству национальных типов населения России необходимы соответствующие типы школ. Организовал работу учительских съездов и учительских курсов, которые повышали уровень подготовленности учителей и привлекали внимание общества к проблемам школы. Применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в 3 отделениях школы. Корф сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности Корфа в Александровском земстве (1867—72) и уезде было открыто около 100 школ. Тип сельской школы, созданной Корфом, распространился в других земских губерниях, в практике школы широко применялась его учебные книга. Корф подчёркивал, что успех народной школы зависит прежде всего от личности учителя. Был инициатором (1867) съездов-курсов для учителей народных школ, организатором учительских библиотек.. Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных народных училищах 1874, не предусматривавшее вариативности типов начальной школы. Требовал обучения на родном языке учащихся.

Деятельность Корфа вызвала враждебное отношение со стороны реакционных кругов; он был забаллотирован реакционной частью земства и вынужден был уехать за границу; в 1880 вернулся в Россию. В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу которых входило закрепление знаний бывших учеников начальной школы.







Илья Николаевич Ульянов

(1831 — 1886)

Илья Николаевич Ульянов - отец В. И. Ленина, родился в Астрахани, рано выделился среди сверстников большими способностями и страстным желанием учиться. В свидетельстве об окончании гимназии говорилось, что ученик И. Н. Ульянов отличился прекрасным поведением и «большими успехами в преподаваемых предметах». По окончании Казанского университета в 1854 году И. Н. Ульянов сдал экзамены на право преподавания математики и физики в средних учебных заведениях и получил должность учителя математики и физики в Пензенский дворянский институт.С 1855 по 1869 год И. Н. Ульянов преподавал эти предметы сначала в Пензенском дворянском институте а затем в Нижнем Новгороде в дворянском институте и гимназии. На педагогическом поприще Ульянов проявил себя высококвалифицированным специалистом в области естественных наук, педагогики и методики, прекрасным воспитателем молодежи, инициатором важных общественных начинаний в области просвещения. Но он вынужден был оставить преподавательскую работу в средних учебных заведениях ввиду несогласия с официальным курсом царизма на принижение естественнонаучного образования в средней школе.Министерство народного просвещения перевело в 1869 году И. Н. Ульянова на высокопоставленные должности — сначала инспектора (1869—1874), а затем директора народных училищ Симбирской (ныне Ульяновской) губернии (1874—1886). За 16 лет неутомимой, плодотворной деятельности в качестве руководителя народного образования, осознаваемой им как выполнение долга перед многострадальным народом, И. Н. Ульянов сумел превратить отсталую в культурном отношении Симбирскую губернию в одну из передовых в сфере просвещения. Об И. Н. Ульянове как деятеле народного образования говорили, что он «известен всей России». И. Н. Ульянов умер рано, не дожив до 55 лет. Он отдал все свои силы и талант делу просвещения народа, борьбе с косностью и невежеством.




ИЮЛЬ 2014 JULY

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31















Лев Николаевич Толстой

(1828 – 1910)

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни. Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода в его педагогической деятельности. Первый период - основная деятельность - 1859-1962 г.г., а именно:благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей, создание школы свободного воспитания, резкая критика и отрицание существующей школы, пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе, издание журнала «Ясная поляна». В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Второй период – методический - 70-е годы. В этот период он написал «Азбуку», «Новую азбуку, «Книгу для чтения», составил курс арифметики, буквослагательный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Им внесен ценный вклад в детскую литературу. Третий период - религиозно-нравственный - 70-90-е годы. В основу воспитания и образования в этот период им положена «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение. «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания»,- считал Л. Н. Толстой.

Л. Н. Толстой показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от практики. Он призывал к творческому поиску, к эксперименту и считал, что школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией».


АВГУСТ 2014 AUGUST

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31







Василий Иванович Водовозов

(1825 - 1886)

Василий Иванович Водовозов - русский педагог, переводчик, методист по русской словесности и начальному обучению детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой. По окончании университета (1847) он преподавал в Варшавской гимназии, с 1851 — в 1-й Петербургской гимназии. Руководил организованной им воскресной школой (1861—1862), преподавал в Смольном институте (1860—1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования. Являясь сторонником «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин, он настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности В. И. Водовозов был замечательным педагогом, последователем и продолжателем идей К. Д. Ушинского. Когда Ушинский был уволен из Смольного института, Водовозов в виде протеста подал в отставку. В собственной книге «Предметы обучения в народной школе» Водовозов изложил психологические базы методики начального обучения и дал ряд ценных указаний для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Он составил «Книгу для начального чтения в народных школах» в двух частях, которая обширно знакомила учащихся с географией, историей, природой и промыслами России. Водовозов предлагал центральным учебным предметом сделать российский язык и литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания гражданственности, общественности и патриотизма.




СЕНТЯБРЬ 2014 SEPTEMBER

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 2

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30





















Николай Иванович Пирогов

(1810 – 1881)

Николай Иванович Пирогов – основатель новой школы в хирургии. Одновременно он был крупным общественным педагогическим деятелем. Он выступал с критиков сословности в образовании, догматическим методов обучения, предлагал ввести начальную школу, прогимназию, университет и высшую специальную школу.. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах.

Считал главной идеей общечеловеческого воспитания полезного гражданина, отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким кругозором.

Он указывал, что основой профессионального образования должно быть широкое общее образование. Воспитание и обучение, по его мнению, должны быть на родном языке, а учителя должны будить мысль ученика, применять новые методы обучения, прививать навыки самостоятельной работы.




ОКТЯБРЬ 2014 OKTOBER

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье







1

2

3

4

5

6

7

18

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

29=7

28

29

30

31












Николай Федорович Бунаков

(1837- 1905)

Бунаков Николай Фёдорович-педагог, теоретик и практик начального обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать русский язык в уездных училищах, а с 1859 в гимназии. В 1866—79 преподаватель русского языка в Воронежской военной гимназии. В 1879 вышел в отставку и полностью посвятил себя всесторонней разработке основ обучения в начальной народной школе. Демократический идеал народной школы сформировался у Бунакова под влиянием сочинений Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова; в практической деятельности его учителями были К. Д. Ушинский и Ф. Ф. Резенер. Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну. Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте. Он подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами, исследование наглядного материала должны давать детям реальные знания и учить их работать с книгой. Школа, по его мнению, обязана обеспечить гармоничное развитие ребёнка в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным школьным порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Для начальной школы он написал такие книги, как: «Азбука и уроки чтения и письма», «Книжка-первинка», хрестоматия «В школе и дома», а для учителей — «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке», «Родной язык как предмет обучения в народной школе с трёхгодичным курсом». Деятельность Бунакова была отмечена Золотой медалью (1882) и Почётным дипломом (1895) Петербургского комитета грамотности.




НОЯБРЬ 2014 NOVEMBER

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30






Владимир Яковлевич Стоюнин

(1826 - 1888)

Владимир Яковлевич Стоюнин – известный педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист (русский язык и литература). Образование получил в Петербургской гимназии и Петербургском университете по факультету восточных языков. Прилежное изучение языков не могло заглушить сильного влечения к поэзии и искусству, и к этому времени относятся первые произведения Стоюнина: "Влияние Пушкина и Крылова на русский язык" и "Наука и искусство в древнем и новом мире". В 1851 году Стоюнин окончил университет, в 1852 году был приглашён в гимназию учителем словесности, и с этого времени начинается его педагогическая деятельность. Превосходный знаток своего предмета, глубоко преданный искусству и науке, Стоюнин оказывал громадное влияние на умственное и нравственное развитие учеников. Он первый ввёл в преподавание русской словесности живые педагогические беседы, будившие самодеятельность учащихся, развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе. Методические его идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно прежде всего воспитание. Школа должна стать основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом. В. Я. Стоюнин стремился использовать в средней школе идеи К. Д. Ушинского, в особенности принцип народности, сочетая его с идеей общечеловеческого воспитания, воспринятой от Н. И. Пирогова. Он приветствовал создание российской педагогики, учитывающей историю российского народа, его быт и психологию. Стоюнин является выдающимся методистом средней школы. Своими трудами он внес много ценного в методику преподавания литературы.




ДЕКАБРЬ 2014 DECEMBER

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31














База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница