Педагогическая практика по предмету. Программа курса «Теория и методика обучения биологии»



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.17 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
ОПД.Ф.16 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ: МЕТОДИКА БИОЛОГИИ
СД.ДС.Ф.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050102 Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью география

020201 Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 1 от 13 сентября 2011 г.)

Зав. кафедрой


__________________М.Н. Харламова
Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: доцент Е.Г. Митина

1.2. Рецензенты: к.б.н., доцент Е.Н. Луппова, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, к.п.н. Г.В. Коган

1.3. Пояснительная записка:

Курс теории и методики обучения биологии является важнейшим звеном профессиональной подготовки учителя. Методика обучения биологии тесно связана с педагогикой, психологией и естественными науками. Логическим продолжением курса является полевая практика по методике обучения биологии, ряд курсов по выбору и факультативов, посвященных отдельным проблемам обучения биологии в школе, учебно-воспитательная и стажерская педагогическая практика по предмету. Программа курса «Теория и методика обучения биологии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения.



Цель курса – подготовка студентов – биологов к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Задачи: 1. расширение и углубление теоретических знаний у студентов по методике обучения биологии; 2. раскрытие целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач школьной биологии; 3. ознакомление с содержанием, методами и формами обучения биологии в школе; 4. выработка профессиональных умений и навыков по организации процесса обучения биологии в школе.

Курс рассчитан на обучение студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета, обучающихся по специальности 050102 «Биология», и включает в себя лекции, практические и лабораторные занятия. Лекционный материал построен в соответствии со структурой методической науки. В нем отражены цели биологического образования, функции образовательного стандарта предметной области «Биология», вопросы содержания, методов, форм, средств обучения и результатов биологического образования. В программе представлены не только классические взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса обучения биологии, но современные проблемы методической науки и школьного биологического образования.

В ходе практических занятий рассматриваются вопросы, направленные на осмысление лекционного материала, осуществляется формирование методических умений. Лабораторные занятия предполагают ознакомление с передовым опытом учителей города и области, проведение деловых игр и тренингов с целью совершенствования методических умений и навыков.

По окончании изучения курса «Теория и методика обучения биологии» студент должен:

овладеть знаниями о целях, значении, структуре, содержании, методах и формах школьного биологического образования;

умениями в соответствии с задачами отдельных тем и курсов и возрастными особенностями учащихся отбирать содержание, применять наиболее эффективные методы, формы, средства обучения, осуществлять целеполагание, правильно оформлять конспект урока, ориентироваться в современных проблемах методики обучения биологии; осознать мировоззренческое значение биологии как науки и учебного предмета.

В процессе подготовки программы использовалась программа А.И. Никишова, опубликованная в сборнике «Биология. Программы дисциплин предметной подготовки». М. 1999г.


1.4. Извлечение из ГОСВПО: Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии. Развитие методов и методических приемов. Активные методы. Проблемный, частично- поисковый, исследовательские подходы в обучении биологии. Формы обучения биологии: урок, лабораторное занятие, экскурсия, практическая работа. Факультативные занятия по биологии. Внеклассная работа. Материальная база обучения биологии. Частные методики обучения биологии. Выполнение курсовых и дипломных работ. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Работа


1.

050102 Биология (стационар)

3,4

5,6,7

320

160

80

44

36

160

Зачет, экзамен

2.

050102 Биология (стационар) по уч. плану г.Шахты

3,4

5,6,7

320

174

90

42

42

146

Зачет, экзамен

3.

050102 Биология (ОЗО)

3,4

5,6,7

320

26

18

8




294

Зачет, экзамен

4

050102.00 Биология с дополнительной специальностью география

3,4

5,6,7

320

160

80

44

36

160

экзамен

5

020201 Биология

3

5,6

200

120

60

60

-

80

зачет


1.6.Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

1

Методика обучения как педагогическая наука

6

4

2




10

6

4

2




10

2

2







30

2

История развития методики естествознания в отечественной школе

14

10

4




20

12

10

2




10













40

3

Содержание биологического образования

28

12

6

10

20

32

14

6

12

20

6

4

2




40

4

Методы обучения биологии

26

10

6

10

20

30

12

6

12

20

4

2

2




40

5

Формы организации учебного процесса

26

10

6

10

20

30

12

6

12

20

4

2

2




40

6

Средства обучения биологии

20

10

6

4

20

22

12

6

4

20

4

2

2




30

7

Материальная база обучения биологии

14

8

4

2

20

14

8

4

2

16

2

2







16

8

Методика изучения отдельных тем курса

20

12

8




20

18

10

8




20

4

4







40

9

Личность учителя биологии

6

4

2




10

10

8

2




10













18







160

80

44

36

160

174

90

42

42

146

26

18

8




294



№ п/п

Наименование раздела, темы

Вариант 4

Вариант 5

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Методика обучения как педагогическая наука

6

4

2




10

6

4

2




4

2

История развития методики естествознания в отечественной школе

14

10







20

10

8

2




10

3

Содержание биологического образования

28

12

6

10

20

22

10

12




12

4

Методы обучения биологии

26

10

6

10

20

18

8

10




10

5

Формы организации учебного процесса

26

10

6

10

20

18

8

10




10

6

Средства обучения биологии

20

10

6

4

20

18

8

10




10

7

Материальная база обучения биологии

14

8

4

2

20

6

4

2




8

8

Методика изучения отдельных тем курса

20

12

8




20

18

8

10




12

9

Личность учителя биологии

6

4

2




10

4

2

2




4







160

80

44

36

160

120

60

60

-

80

Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология стационар

Вариант 2 для специальности (050102 Биология стационар по учеб. плану г. Шахты).

Вариант 3 для специальности (050102 Биология ОЗО).

Вариант 4 для специальности (050102.00 Биология с дополнительной специальностью география)

Вариант 5 для специальности (020201 Биология ОФО).
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Методика обучения как педагогическая наука. Цели и задачи методики обучения биологии. Методы исследований. Статистическая обработка результатов методических исследований. Связь методики обучения биологии с другими науками.

История развития методики естествознания в отечественной школе. Зарождение отечественной методики естествознания. Преподавание естествознания в начале 19 века. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики естествознания.

Методика естествознания во второй половине девятнадцатого века. Метода А. Любена ее распространение в русской школе. Вклад А.Я. Герда в теорию преподавания естествознания.

Развитие методики в двадцатом веке. Работы В.В. Половцова, В.П. Вахтерова.

Советский период школьной биологии. Комплексные программы, лабораторный метод и метод проектов в обучении естествознанию. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания биологии. Труды Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, К.П. Ягодовского, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой в отечественную методическую науку.



Содержание биологического образования. Биология как наука и учебный предмет. Цели и задачи биологического образования.

Образовательный стандарт, его значение. Функции образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования.

Принципы построения программ, структура и содержание основных и альтернативных программ по биологии.

Основные положения теории развития понятий (Н.М. Верзилин). Классификация научных понятий. Этапы формирования понятий. Уровни развития биологических понятий.

Умения, как компонент содержания образования. Взаимосвязь знаний и умений. Классификация, состав, этапы формирования, развитие умений и навыков.

Опыт творческой деятельности в обучении биологии. Приемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Функции межпредметных связей. Развивающие возможности школьной биологии.

Воспитание в процессе обучения биологии.

Системный подход в изучении биологических явлений и предметов. Межпредметные и внутрипредметные связи в школьном курсе биологии.



Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методические приемы их классификация. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения.

Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Использование и активизация словесных методов.

Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся.

Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.


Формы организации учебного процесса. Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика. Структура комбинированного урока. Урок - лекция, урок - семинар, урок -зачет, урок - конференция, урок - мастерская.. Подготовка учителя к уроку. Состав методических умений учителя.

Организация деятельности учеников на уроке. Использование дифференцированного подхода в обучении. Специфика уроков биологии в 6-11 классах.

Экскурсия, как форма организации учебно - воспитательной работы по биологии. Значение экскурсий. Тематика учебных экскурсий. Этапы экскурсии. Организация наблюдений природных объектов и явлений в ходе экскурсии.

Внеклассная работа по биологии. Значение внеклассной работы. Индивидуальная, групповая и массовая работа. Организация занятий кружка и факультатива.

Внеурочная работа по биологии, ее задачи и содержание. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе.

Домашние работы по биологии, ее задачи и содержание. Виды домашних работ. Организация самостоятельных и практических работ учащихся. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.

Средства обучения биологии. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения и их использование. Учебник, как средство обучения. Использование ТСО, экранных средств и ЭВМ в обучении.

Материальная база обучения биологии. Кабинет биологии. Требования к организации и оформлению кабинета. Лабораторное оборудование и наглядные пособия в кабинете.

Уголок живой природы. Требования к организации. Техника безопасности. Подбор растений и животных для содержания. Основные виды работ в уголке живой природы.

Учебно - опытный участок. Назначение участка. Планирование участка. Характеристика отделов участка. Подбор объектов в условиях Кольского заполярья. Организация наблюдений и опытническая работа на участке.

Организация экологической тропы в условиях Кольского заполярья.



Методика изучения отдельных тем курса. Эволюционное учение, теории происхождения жизни, клеточная теория, основы генетики.

Личность учителя биологии. Функции учителя биологии. Квалификационная характеристика специалиста. Система повышения квалификации педагогических кадров
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

050102 Биология.

050102.00 Биология с дополнительной специальностью география (стационар)

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.
3.

4.

5.

6.



7.

8


9.

Методика обучения как педагогическая наука

История развития методики естествознания в отечественной школе

Содержание биологического образования


Методы обучения биологии

Формы организации учебного процесса

Средства обучения биологии


Материальная база обучения биологии

Методика изучения отдельных тем курса
Личность учителя биологии

Подготовка к тестированию

Развитие методики обучения за рубежом

Анализ учебников по плану

(«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии»)

Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»

Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»


Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»
Заполнение аттестационного листа кабинета биологии

Составление конспекта урока


Составление профессиограммы учителя биологии



10

20
20

20

20

20



20

20


10


10

10
20

20

20

20



16

20


10


- выполнение тестов

- доклад на практическом занятии

- выполнение тестов

- выполнение тестов

Проверка тетрадей

Проверка тетрадей

Проверка тетрадей

Обсуждение на практическом занятии


Проверка конспектов


Обсуждение






050102 Биология (ОЗО)

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.
3.

4.

5.

6.



7.

8

9.



Методика обучения как педагогическая наука

История развития методики естествознания в отечественной школе

Содержание биологического образования


Методы обучения биологии

Формы организации учебного процесса

Средства обучения биологии


Материальная база обучения биологии

Методика изучения отдельных тем курса
Личность учителя биологии

Подготовка к тестированию

Развитие методики обучения за рубежом

Анализ учебников по плану

(«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии»)

Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»

Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»


Работа с тетрадью

«Задания и упражнения для самостоятельной работы по курсу «методика обучения биологии» (раздел «Методы обучения»
Заполнение аттестационного листа кабинета биологии

Составление конспекта урока

Составление профессиограммы учителя биологии


30

40
40

40

40

30



16

40

18



- выполнение тестов

- доклад на практическом занятии

- выполнение тестов

- выполнение тестов

Проверка тетрадей

Проверка тетрадей

Проверка тетрадей

Обсуждение на практическом занятии

Проверка конспектов

Обсуждение





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практическое занятие 1

Анализ учебно – методических комплектов по биологии

План

1. Вариативность, как современный принцип обучения

2. Структура и функции образовательного стандарта

3. Принципы построения и структура программ по биологии

4. Учебно - методические комплекты по биологии
Литература:

Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 6-11

класс. Составитель В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2000

Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического

образования - М.: Просвещение, 1991

Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое

образование: проблемы и пути их решения - СПб, 2000. С . 22-37

Бурцева О.Ю. Модульные программы: раздел « Животные» // Биология в

школе. 2000, № 4, 5

Концепция биологического образования в 12-летней школе . Проект//

Биология ( Прштожение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 8

Коровин В.А. Информационно-методическое письмо о новом учебно-

методическом комплекте по биологии для 5-11 классов общеобразовательных

учреждений // Вестник образования . 2001, № 10. С . 66-68



Практическое занятие 2

Методика тематического и поурочного планирования раздела «Растения» на примере темы «Общее знакомство с цветковыми растениями»

План:

1. Правила подготовки учителя к уроку

2. Тематическое планирование на примере темы «Общее знакомство с цветковыми растениями»

3. Поурочное планирование на примере темы «Строение цветка»

4. Анализ и самоанализ урока

Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М., 1983

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие

для учителя. - М., Просвещение, 1989

Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии: Пособие для учителя. -Минск.:

Нар. Асвета, 1988

Кузнецова В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. - М.: Просвещение,

1985

Максимова В.Н. и др. Современный урок биологии: пособие для учителя .- М.



: Просвещение, 1985

Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985

Методика обучения ботанике : пособие под ред. Н.В. Падалко, В.Ф.

Федоровой. -М.: Просвещение

Планирование учебного материала. Раздел «Бактерии. Грибы. Растения» 6

класс // Биология в школе. 1998, № 1,2,3,5; 1999, №1- 6.

Примерное планирование учебного материала : разделы «Растения, бактерии,

грибы, лишайники» // Биология в школе. 2001, № 1-6; 2000, № 4-8

Примерное планирование учебного материала : раздел « Животные // Биология

в школе. 2000, № 6-8; 2001, № 1, 6

Мягкова А.Н. Тематическое планирование учебного материала по общей

биологии// Биология (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998, №№ 33-

43

Поурочное тематическое планирование курса 7 класса по учебнику В.Б.



Захарова, Н.И. Сонина « Биология. Многообразие животных организмов» //

Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, № 10

Безденежных, В.В., Коблова Р.К. Технологическая карта-прогноз, 4как основа

планирования инновационно- образовательного процесса // Биология (

Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 27

Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Многообразие живых организмов: тематическое

планирование. Биология 7 кл. // Биология ( Приложение к газете « Первое

сентября» ). 2000, №№ 33-36

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию:

тематическое планирование 5 кл. // Биология ( Приложение к газете « Первое

сентября» ). 2000, №№ 37, 38, 39
Практическое занятие 3

Методика проведения уроков с анатомо-морфологическим содержанием

План:

1. Структура и содержание уроков с анатомо-морфологическим содержанием (на примере раздела «Растения»)

2. Выбор методов обучения (на примере раздела «Животные)

3. Методика использования средств обучения (на примере раздела «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека»)

4. Контроль знаний и умений (на примере раздела по выбору)

Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М, 1983

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие



для учителя. - М., Просвещение, 1989

Кузнецова В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. - М.: Просвещение,

1985

Методика обучения ботанике : пособие под ред. Н.В. Падалко, В.Ф.



Федоровой. -М.: Просвещение

Планирование учебного материала. Раздел «Бактерии. Грибы. Растения» 6

класс // Биология в школе. 1998, № 1,2,3,5; 1999, №1-6.

Проверка знаний учащихся по разделу «Животные»/В.З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2004 – 152 с.


Практическое занятие 4

Методика проведения уроков биологии с физиологическим содержанием

План:

1. Место и роль уроков с физиологическим содержанием в школьной биологии

2. Структура и содержание уроков с физиологическим содержанием (на примере раздела «Животные»)

3. Методика демонстрационного эксперимента при изучении физиологических процессов в разделе «Растения»

4. Формирование физиологических поиятий в разделе «Анатомия, физиология и гигиена человека»

Литература;

Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение,1990

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:

Просвещение, 1987

Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 5-7 кл. - М.

Просвещение, 1989

Кузнецова В.И. Уроки биологии 5-7 класс - М.: Просвещение, 1991

Методика обучения ботанике / под ред. Федоровой Н.В.- М.:. Просвещение,

1982

Тетбрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. М. :



Просвещение. 1980. 184с.

Преподавание биологии в школе : человек и его здоровье. Составитель

Кучменко В.С. - М.:. Просвещение, 1997

Яковлев В.П. Ботаника для учителя, Т.1,2. - М.: Просвещение, 1996

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т.1,2. - М.: Просвещение, 1968
Практическое занятие 5

Межпредметные связи в обучении биологии

План:


  1. Межпредметность, как важнейший принцип обучения биологии

  2. Внутрицикловые и межцикловые связи

  3. Результаты использования МПС

Литература:

Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 6-11

класс. Составитель В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2000

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:

Просвещение, 1987

Максимова, Груздева Межпредметные связи в обучении биологии

Янушкевич Л.В. Междупредметные связи : биология-физика // Биология (

Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 39, 40, 41


Практическое занятие 6

Наблюдение, как метод обучения биологии

План

1. Наблюдения, как метод обучения естествознанию и как этап познания действительности

2. Организация наблюдений за объектами природы

3. Развитие деятельности наблюдения в процессе обучения биологии


Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1984

Воронин А.Г., Маш Р.Д. Методика проведения наблюдений и опытов по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение. 1983160 с. Опыты и наблюдения на уроках биологии: учебное пособие /под ред. Лукьяновича Л.М./Минск.: Универсистет.1991. 206 с.

Практическое занятие 7

Методика уроков по изучению систематики живой природы

План:

1. Систематика, как научная дисциплина и раздел школьной биологии

2. Формирование систематических понятий в разделе «Растения»

3. Формирование систематических понятий в разделе «Животные»

4. Формирование систематических понятий в разделе «Общая биология»

Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1984

Кавтарадзе Д.Н., Чернышова Ю.Н. Систематика растений: имитационная игра // Биология в школе. 1999, № 5. С. 38-43
Практическое занятие 8

Методика проведения обобщающих уроков биологии

План

1. Значение и место обобщающих уроков в процессе обучения биологии

2. Обобщающие уроки в разделе «Рартения»

3. Обобщающие уроки в разделе «Животные»

4. Обобщающие уроки в разделе «Анатомия, физиология и гигиена человека»

5. Обобщающие уроки в разделе «Общая биология»



Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Исаков В.В. Ролевая игра на уроках обобщения и закрепления учебного

материала по учебному предмету « Человек» // Биология ( Приложение к

газете « Первое сентября» ). 2000, № 17

Афанасьева Т. В. и др. Обобщающие уроки : работа в группах. // Биология в

школе. 1997, № 4. С. 33-37


Практическое занятие 9

Формирование экологических понятий в школьном курсе биологии

План:

1. Экологическое образование и воспитание в средней школе

2. Система экологических понятий школьного курса биологии. Специфика экологических понятий.

3. Развитие экологических понятий в разделах школьной биологии

4. Экологические наблюдения и опыты

Литература:

Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования//

Биология в школе.1996, №.С. 29-32

Суравегина И.Т., Синкевич В.М. Кучер Т.В. Экологическое образование в

школе // Сов. Педагогика 1990 12. С.;7-51

Дежникова Н. Экологическая культура: грани воспитания //Биология в школе.

1995, №З.С. 20-22

Артюхова И.С. «Я и окружающий мир «: заиятия с подростками// Биология в

школе. 2001, № 6. С.24-26; 2000, № 2,3, 5, 7; 2001, № 1, 2

Теплов Д.Л. 6 Всероссийская экологическая олимпиада// Биология в школе.

1999, № 6; 2000, №5; 2001, № 1, 3

Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы

образования // Педагогика. 2001, № 1. С. 32-40

Исаков В.В. Экологический аукцион. Деловая игра по экологии для учащихся

10 классов // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 37

Кломакова Л.И. Введение в экологию. Решение экологических задач :

интегрированный урок биология-информатика // Биология ( Приложение к

газете « Первое сентября» ). 2001, № 23

Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в школьном

курсе биологии: учебное пособие. Л.: ЛГПИ. 1979.87с.


Практическое занятие 10

Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе биологии

План:

1. Анализ структуры и содержания раздела «Эволюция»

2.Активные формы и методы изучения темы «Эволюция»

3. Поурочное планирование раздела « Эволюция»



Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе биологии. Сост.

Сухорукова Л.Н.- Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1992

Г.А. Петрова Активные методы изучения эволюционной теории. Петрозаводск,

1993

Белоусова Е. Эволюция по правилам: урок-конференция по биологии в 10-11



кл. // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 48
Практическое занятие 11

Методы контроля и проверки знаний учащихся по биологии

План:

1. Значение проверки знаний в учебно-воспитательном процессе

2. Влияние контроля знаний на мотивационную сферу ученика

3. Устная проверка знаний учащихся по биологии

4. Письменный контроль знаний учащихся по биологии

5. Практические методы контроля знаний

6. Критерии оценки знаний учащихся по биологии

Литература:

Примерные итоговые проверочные работы по биологии// Биология в

школе.2001, № 3. С. 23-28

Калшюва Г.С. Контроль знаний а умений учащихся. Зачеты // Биология в

школе. 2000, № 8. С. 27-32

Калинова Г\С. Зачеты по ботанике // Биология ( Приложение к газете « Первое

сентября» ). 1999, №№ 2-8

Резникова В.З Зачеты по биологии. Раздел « Животные» // Биология (

Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 15-18

Чупина Н.И. у Шишкина И.Л. Задания для контроля знаний по анатомии,

физиологии и гигиене человека // Биология ( Приложение к газете « Первое

сентября» ). 1999, №№ 39,41,42, 43

Смирнов ВА. Компьютерное тестирование на уроках биологии // Биология (

Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998, №15

Маш Р.Д. Тестовые задания по теме « Поведение и психика» // Биология (

Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998,, №№ 10, 11, 12

Канищева Т.Л. Контроль знаний: системный подход // Биология в школе. 1997,

№ 4. С. 38-47


Практическое занятие 12

Методика внеклассной работы по биологии

План:

1. Внеклассная работа, как форма обучения биологии. Взаимосвязь внеклассной работы с другими формами обучения биологии

2.Формы внеклассной работы по биологии

З.Внеклассная работа в уголке живой природы, в школьной теплице и на

пришкольном участке
Литература:

Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе

// Классный руководитель. 1999, № 6. С. 52-63

Коршунова Н.В. Природоохранное просвещение на внеклассных занятиях по

биологии и химии // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября»).

1998, №45

Павловская С.М., Косогорова С.Ю. Что такое старение: можно ли продлить

молодость? Интегрированное факультативное занятие по химии и биологии//

Химия ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 2-8

Внеклассная работа по биологии: пособие для учителя / Никишов А.Н, и др./

М.: Просвещение, 1980. 239 с.

Зверев И.Д., Суравегина ТИ.Т. Экологическое образование во внеклассной

работе : пособие для учителя М.6 Просвещение. 1984. 159 с.

Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии:

внеклассная работа по биологии в сельской школе . М.: Просвещение. 1992.

159с.


Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии

в школе /под. ред А.Н. Хрипковой/ М.: Просвещение. 1975. 126 с.

Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе: книга для учителя.

1986.111с.

Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: пособие для учителя. М.: Просвещение. 1980.256 с.

Клинковская Н.Н., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение. 1986. 141 с.


Практическое занятие 13

Организация исследовательской работы школьников по биологии

План;

1. История исследовательского метода обучения в школьном естествознании

2. Формирование и развитие исследовательских умений у школьников

3. Содержание исследовательской работы, ее значение для развития учащихся

4. Развитие опыта творческой деятельности школьников в процессе исследовательской работы

Литература:

Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы по

биологии // Биология в школе. 1999, № 6. С. 34-38, № 4-6, 1998; №1, 2, 3, 5 ,

1999


Кулев А.В. Экологические исследования в лабораторных условиях // Биология

в школе. 1999,Ш. С. 58-61

Луняк Н.Н. Учебно- исследовательская работа учащихся// Биология в школе.

2000, № 8. С. 55-58

Кузнецов В.Н. Организация исследовательской работы школьников по

экологии: методические рекомендации// Дидакт -учитель. 2000 № 3. С. 53-58

Кастальева Т.Б. Как написать реферат по биологии// Биология ( Приложение к

газете « Первое сентября» ). 2000, № 31, 32

Шилова С.Д., Анастасова Л.П. Познавательные задачи по биологии //

Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998, №№ 5, 6, 7, 10, 15,

22

Кулев А.В. « Отряд перепончатокрылые» . Решение биологических задач //



Биология в школе. 1997, № 5. С. 35-37
Практическое занятие 13

Средства обучения биологии

План

1. Классификация средств обучения биологии

2.Наглядные средства обучения, методика их использования в процессе обучения

3. Технические средства обучения методика их использования в процессе обучения биологии

4. Учебник, как средство обучения биологии. Формирование культуры работы школьников с учебной и научной литературой

Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:

Просвещение, 1987

Мещерский И.Г. Компьютер для учителя биологии// Биология (Приложение к

газете «Первое сентября». 1998, № 36, 37, 44

Дмитриева О.С. Компьютерная графика и мультипликация // Биология в школе

1997, № 5. С. 39-41
Практическое занятие № 15

Домашние работы по биологии

План:

1. Значение домашних работ в обучении биологии

2. Самостоятельная работа с учебником

3. Развитие познавательной самостоятельности школьников в процессе выполнения домашней работы по биологии

4.Домашие наблюдения и опыты по биологии
Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Третьякова С. В. Домашняя работа: идея и методические рекомендации...

//Физика ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 30

Древелов X., Хесс Д., Век X. Домашние задания. Книга для учителя. М.:

Просвещение. 77с
Практическая работа 16 (семинар)

Современный урок биологии
Вопросы для обсуждения:

1. «Современный» и «традиционный» урок, их сходство и различие Типология и структура урока биологии

3. Воспитательные возможности современного урока биологии
Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -

М.: Просвещение, 1984

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.:

Просвещение, 1987

Махмутов М.И. Современный урок. М.: 1985

Понуркевич В.М. Каков он, урок биологии сегодня?// Биология в школе. 1999,

№1.С. 27-31

Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в

школе. 1999, № 2. С. 26-29

Прохорова Е.Б. Развивающее обучение. Из начальных классов - в основную

школу // Биология в школе. 2001, № 3. С .29-37

Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.
Лабораторная работа 1

Организация кабинета биологии

(проводится на базе школы)



Цель: ознакомиться с организацией кабинета биологии и организацией труда учителя

1. Оборудование кабинета биологии

2. Организация рабочего места учителя

3. Размещение средств наглядности в кабинете биологии

4. Правила техники безопасности в кабинете биологии

5. Аттестация кабинета биологии



Литература:

Пугал Н. А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Владос. 2000. 191 с.

Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. М., 2005
Лабораторная работа 2,3

Комбинированный урок

(посещение и анализ урока; составление конспекта урока,)



Цель: формирование умения анализировать урок и составлять конспект урока
Лабораторная работа 4

Фронтальная и групповая формы работы учащихся на обобщающем уроке

биологии

(посещение и анализ урока)



Цель: ознакомиться с опытом организации групповой и фронтальной работы на уроках биологии
Лабораторная работа 5

Организация работы с учебником на уроке биологии

(посещение и анализ урока)



Цель: изучить опыт работы учителя по использованию учебника на уроке биологиии

Лабораторная работа 6

Экскурсия, как форма обучения биологии

Цель: изучить методику проведения экологической экскурсии по городу
Лабораторная работа 7

Лабораторные наблюдения и опыты на уроке биологии

(посещение и анализ урока)



Цель: изучить организацию деятельности учителя и учеников в ходе лабораторной работы
Лабораторная работа 8

Использование технических средств обучения биологии

(посещение и анализ урока)



Цель: выявить взаимосвязь технических, логических и организационных приемов обучения на уроке с использованием ТСО

Лабораторная работа 9

Использование наглядных пособий при изучении раздела «Закономерности наследования»

(деловая игра)



Цель: изучить методику использования наглядных пособий при изучении раздела «Закономерности наследования»

Работа в группах:

задание 1

1 группа: работа е методической литературой: из уроков по данному разделу выбрать список наглядных пособий и сгруппировать их по содержанию;

2 группа: по брошюре «Оценка качества знаний» выбрать список наглядных пособий, касающийся данного раздела

3 группа: просмотрите серию таблиц по «Общей биологии», выберите таблицы по законам наследственности, обоснуйте их педагогическую ценность



задание 2 (для всех групп)

Составьте проект пособия по теме «Цитологические основы гипотезы чистоты гамет» и подготовьтесь к его демонстрации. Какие трудности могут возникнуть у учащихся в процессе работы с этим пособием и как их преодолетъ?


Лабораторная работа № 10

Самонаблюдения на уроках раздела «Биология. Человек»

(деловая игра)

Цель: ознакомиться с организацией самонаблюдений на уроке, Пользуясь пособием Рохлова В.С. Школьный практикум: Биология. Человек. подготовиться к проведению самонаблюдений на лабораторном занятии. Полученные результаты зафиксировать и оформить.

Лабораторная работа 11

Методика проведения школьной лекции

(посещение и анализ урока)



Цель: ознакомится с методикой проведения школьной лекции

Лабораторная работа 12

Урок-игра

(посещение и анализ урока)



Цель: изучить методику проведения урока-игры

Литература: Притуляк СЛ. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников //Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 14
Лабораторная работа 13

Интегрированный урок

(посещение и анализ урока)



Цель: ознакомиться с организацией работы учителя и учеников ш интегрированном уроке

Литература: Арефьева Г.Я., Смирнова М.В. Интегрированный урок ш географии и биологии « Взаимосвязь растений, животных и природны: условий в природных зонах Русской равнины» // География в школе, 2000,№ 4 С. 60-67

Лобода Л.В., Умнова М.В. Самое необыкновенное вещество в мире интегрированный урок по химии и биологии// Биология ( Приложение к газет< « Первое сентября» ). 2000, № 3

Бабий Т.М. , Беликова С.Н. Нуклеиновые кислоты и АТФ: интегрированньн урок по химии и биологии// Химия ( Приложение к газете « Первое сентября; ). 1999, №№2-8
Лабораторная работа № 14

Школьная олимпиада

Цель: ознакомиться с опытом организации школьной олимпиады по биологии.
Литература:

Виноградов Г.М. Письменная олимпиада по биологии. Принципы состаления вопросов и проверки ответов // Биология в школе. 2001, №:6. С. 34-35



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:
Основная литература




  1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы / [авт. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 28, [4] с.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы / [Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 32, [1] с.

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология : 5-11кл. / сост. В. С. Кучменко ; М-во образования РФ. - 3-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2002. - 224 с.

  4. Биология. 10 кл. : поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. И. Чайка. - Волгоград : Учитель, 2007. - 205 с.

  5. Биология. 6-7 классы [Текст] : развернутое тематическое планирование по программе Н. И. Сонина. В. Б. Захарова, А. А. Плешакова / сост. М. В. Высоцкая. - Волгоград : Учитель, 2007. - 131 с.

  6. Байбородова Л. В. Методика обучения биологии : пособие для учителя / Байбородова Л. В., Лаптева Т. В. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 176 с.

  7. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Богоявленская А. Е. - М. : Просвещение, 1996 ; Учеб. лит. - 191 с.

  8. Методика преподавания биологии : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

  9. Никишов А. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 кл. / Никишов А. И., Теремов А. В., Петросова Р. А. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 112 с.

  10. Никишов А. И. Как обучать биологии : животные : 7 класс / Никишов А. И. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

  11. Методика преподавания биологии : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

  12. Методические идеи В. М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии : сб. материалов Герценовских чтений, посвящ. памяти В. М. Корсунской 20 апр. 2005 года, Санкт-Петербург : Вып. 4 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии. - СПб. : ТЕССА, 2005. - 176 с.

  13. Методологические и методические основы исследований в области биологического и экологического образования : материалы методологического семинара, 12-13 ноября 2002 г., Санкт-Петербург / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. биологии, Каф. методики биологии и экологии. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 220 с.

  14. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии : [сб.] / сост. В. С. Кучменко ; М-во образования РФ. - 4-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2002. - 96 с.

  15. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии : [сб.] / сост. В. С. Кучменко ; М-во образования РФ. - М. : Дрофа, 2001. - 128 с.

  16. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.пособие для студ.пед.вузов / Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

  17. Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования : материалы II научно-практической конференции, 27-29 января 2004 года, Санкт-Петербург : Вып. 2, ч. 1 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. биологии, Каф. методики обучения биологии и экологии. - СПб. : ТЕССА, 2004. - 141 с.

  18. Сборник нормативных документов. Биология : федер. компонент гос. стандарта, федер. базисный учеб. план / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев ; М-во образования РФ. - М. : Дрофа, 2006. - 168 с.

  19. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии / Трайтак Д. И. ; Междунар. академия наук пед. образования. - М. : Мнемозина, 2002. - 304 с.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница