Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя социологии имеет важное значение как форма профессионального обучения студентов



страница1/4
Дата29.06.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4






Введение
Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя социологии имеет важное значение как форма профессионального обучения студентов. Она позволяет выявить уровень теоретической и практической подготовки студентов, является своеобразным тестом на профессиональную компетентность будущих специалистов, поскольку деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности преподавателя и способом освоения вузовской действительности с позиций педагога.

Практика - связующее звено между теоретическим обучением студента и его работой преподавателем, создающее оптимальные условия для отработки навыков преподавательской деятельности в реальных образовательных учреждениях. Именно на практике закладываются основы будущего индивидуального стиля работы преподавателя, проявляется способность к самоанализу, вкус к творчеству.

Педагогическая практика - важная составляющая основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Программа учитывает специфику подготовки специалистов по преподаванию социологических дисциплин в вузе.


1. Сроки проведения педагогической практики

Сроки педагогической практики студентов V курса: IX семестр (ноябрь - декабрь ежегодно), в течение шести рабочих недель. Педагогическая практика студентов организуется с отрывом от учебных занятий.


2. Цель педагогической практики


  • ознакомить студентов с современным состоянием социологического образования;

  • способствовать зарождению и закреплению интереса к профессии преподавателя социологии, развитию индивидуальных способностей и устойчивых профессиональных умений студента на основе вузовской подготовки;

  • ознакомить студентов с системой учебной и внеаудиторной работы преподавателя социологии в вузе;

  • способствовать закреплению и совершенствованию профессионально-значимых для будущего преподавателя качеств: потребности в самообразовании, умений использовать теоретические знания для решения конкретных задач, навыков исследовательского подхода к педагогическому процессу, опыта творческой деятельности, методических профессиональных умений преподавателя социологии;

  • содействовать формированию способностей самоанализа результатов своей деятельности;

  • обеспечить процесс прохождения студентами практики в качестве преподавателя социологии.

Практика организуется с учетом квалификационной характеристики специальности и имеет некоторые особенности на выпускном курсе.


3. Задачи педагогической практики
Педагогическая практика студентов – социологов V курса ФИиСН Мурманского государственного гуманитарного университета является завершающим этапом вузовской профессиональной подготовки студентов, важным периодом совершенствования педагогической деятельности и формирования готовности к педагогическому труду.

Основные задачи педагогической практики студентов V курса соответствуют государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и предполагают:



  • закрепление и углубление теоретических знаний студентов по общим профессиональным и специальным дисциплинам предметной подготовки в соответствии с требованиями ГОСВО и учебной программой МГПУ;

  • формирование и закрепление устойчивого интереса к профессии преподавателя, убеждённости в правильности её выбора и желания работать в сфере высшего профессионального образования;

  • формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и нового педагогического мышления;

  • совершенствование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;

  • накопление опыта творческой педагогической деятельности и исследовательского подхода к педагогическому процессу;

  • формирование профессионально - значимых качеств личности будущего преподавателя, активной педагогической позиции и потребности в самосовершенствовании своих педагогических знаний и умений.


4. Содержание и характер деятельности студентов
Педагогическая практика студентов осуществляется в высшем учебном заведении по дисциплинам социологического цикла, с учётом специфики учебного заведения.

Студенты работают преподавателями–стажёрами и выполняют обязанности кураторов.

Содержание деятельности студентов в период стажёрской практики максимально приближено к реальной профессиональной деятельности преподавателя вуза. Реализуется задача по изучению и использованию студентами в ходе практики передового педагогического опыта работы преподавателей предметников и коллектива ППС учебного заведения в целом, с обязательным учётом рекомендаций современных педагогической и методической наук.
Приступая к педагогической практике, студент выпускного курса должен знать:


  • требования государственного образовательного стандарта к содержательному минимуму образования и уровню подготовки выпускников вуза по социологии;

  • образовательные программы курсов социологии и социологических дисциплин;

  • особенности задач и методики изучения социологических дисциплин в системе высшего профессионального образования;

  • иметь глубокие фактические и научно-теоретические знания по социологии;

  • свободно владеть системой теоретических знаний по курсам социологии и социологических дисциплин.


5. Организация деятельности студентов

Содержание и структура педагогической практики

студентов–социологов V курса.
Педагогическая практика пятикурсников включает три этапа:
Первый этап начинается с проведения установочной конференции, определения задач, содержания стажёрской педагогической практики и продолжается в течение первой недели работы в вузе. Студенты знакомятся с составом учебных групп, коллективом преподавателей и внутренним распорядком учебного заведения, активно посещают занятия преподавателей в закреплённых за ними курсах и группах, изучают документацию, планы работы руководителя педпрактики и куратора, составляют тематическое планирование занятий на весь период практики, проводят предварительную методическую работу, необходимую для подготовки к текущим занятиям.

Второй этап является основным в ходе практики и предполагает следующий объём работы пятикурсников.

- начиная со второй недели, студент даёт все занятия по социологическим дисциплинам по учебному плану на закреплённом за ним курсе;

- студент должен посещать все занятия практикантов своего курса и участвовать в их обсуждении.

- студент обязан провести внеаудиторную работу со студентами;

- студенты должны активно участвовать в работе выпускающей кафедры (по заданию руководителя практики);

- студенты, выполняющие дипломные проекты, должны апробировать материалы темы исследования выпускной квалификационной работы.



Третий этап является завершающим. В заключение педагогической практики практикант проводит зачётное занятие, разрабатывает и проводит итоговый срез знаний и умений студентов по сквозным вопросам изученных в ходе педпрактики тем (зачёт, тестирование или контрольная работа); оформляет отчётную документацию, готовится к итоговой конференции.

6. Ожидаемые результаты
В процессе педагогической практики студент должен уметь:

  • самостоятельно творчески осуществлять планирование лекций и семинарских занятий по курсам социологии и социологических дисциплин;

  • осуществлять процесс обучения студентов с учётом профиля учебного заведения и познавательных потребностей студентов;

- отбирать и применять формы, методы, приёмы и средства обучения, соответствующие задачам преподавания социологических дисциплин;

- стимулировать индивидуальную учебно-исследовательскую работу студентов по социологии, осуществлять научное руководство поисковой деятельностью студентов;




7. Формы отчётности

по итогам педагогической практики
Студент должен строго соблюсти сроки отчётности по итогам педагогической практики, установленные решением деканата, кафедры и группового руководителя и объявленные на установочной конференции (в течение трех дней по окончании практики).

Студент, завершив педагогическую практику, должен сдать на кафедру следующие документы:



  1. Учётную карточку, заполненную по всем пунктам с характеристиками по учебной и воспитательной работе, заверенную подписью руководителя практики и гербовой печатью вуза.

  2. Рабочие конспекты всех проведённых студентом занятий по социологии.

  3. Проанализированные и обобщённые результаты итогового среза знаний студентов по темам, изученным в течение педагогической практики.

  4. Письменные ответы студента на вопросы анкеты по анализу собственной педагогической деятельности:

- фамилия, имя студента, место прохождения педагогической практики, фамилия преподавателя и куратора;

- удовлетворены ли Вы в ходе педагогической практики работой в вузе (ответ должен быть развёрнутым и обоснованным);

- назовите запомнившиеся Вам моменты работы и главные трудности в ходе педагогической практики;

- что вызывало наибольшие трудности в учебной работе: постановка цели занятия, планирование, отбор содержания материала к занятию, методическое построение занятия, планирование опроса, сочетание индивидуальной и групповой работы и т.п.

- определите характер сложившихся отношений со студентами, оцените уровень дисциплины на Ваших занятиях, общие впечатления от результатов своей педагогической деятельности;

- ваши предложения по организации педагогической практики.


8. Итоговая аттестация

Примерные критерии оценок

итогов учебной работы студентов-практикантов

Итоговая оценка за педагогическую практику учитывает степень эффективности проведённой студентом учебно-воспитательной работы. Критериями оценки являются:

- уровень теоретического осмысления студентом своей практической деятельности (целей, задач, содержания, методов);

- наличие профессионально-педагогической базы, умение на практике реализовать знания по социологии и социологическим дисциплинам, психологии, педагогике и методике преподавания предмета;

- уровень профессиональной направленности будущих преподавателей: интерес к педагогической профессии, активность, творческий подход, педагогический такт, педагогическая культура.

«Отлично» - ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне намеченный на период практики объём работы, требуемый программой предметов; обнаружил умения правильно определить и эффективно осуществить основные учебно-воспитательные задачи, способы их решения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей студентов; проявлял в работе самостоятельность и творческий подход.

«Хорошо» - ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные учебные и воспитательные задачи, способы их решения, однако не проявлял достаточной инициативы в работе и заинтересованности в творческом росте.
«Удовлетворительно» - ставится студенту, который посредственно выполнил программу педагогической практики, не показал глубоких теоретических знаний по предмету и методике социологии, не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории, допускал ошибки в учебно-воспитательной работе и в нужной степени не учитывал возрастные и индивидуальные особенности студентов.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, не выполнившему программу практики, показавшему слабые знания по предметам социологического цикла и психолого-педагогической теории, не умеющему устанавливать правильные взаимоотношения с аудиторией и организовывать учебно-воспитательную деятельность студентов.





Приложение 1
Примерный список базовых учреждений для прохождения практики


  1. Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области

  2. Мурманская территориальная избирательная комиссия

  3. МУ «Комплексный центр социального обслуживания молодежи» г.Мурманск

  4. МУК Кольский районный Центр культуры

  5. Отдел внутренних дел по Терскому району Мурманской области

  6. Отдел внутренних дел по Первомайскому округу г. Мурманск

  7. Отдел внутренних дел ЗАТО г. Североморск

  8. Отдел по делам молодежи администрации ЗАТО г. Североморск

  9. МОУ СОШ №12 г. Мурманск

  10. МОУСОШ №9 г. Североморск

  11. ГОУ НПО Профессиональный лицей №6

  12. ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

  13. ГУЗ «Кандалакшский областной специализированный дом ребенка»

  14. МУ «Централизованная клубная система г. Полярный»

  15. МОУ ДОД г. Мурманска Первомайский Дом детского творчества

  16. МОУ ДОД «Объединение клубов по месту жительства «Подросток»

  17. МОУ ДОД «Детско-юношеский центр»

  18. МОУ ДОД «Дом детского творчества им. А. Торцева»

  19. Мурманское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»

  20. МОУ Основная общеобразовательная школа № 2

  21. МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

  22. ГООУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

  23. ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям»

  24. ГОУСОССЗН «Кольский комплексный центр социального обслуживания населения»

  25. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей»

  26. Администрация г. Мончегорск

  27. МУ СО Социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района Мурманской области (п. Кильдинстрой)

  28. Мурманский городской Центр социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей

  29. ГОУ ССЗН «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения», отделение постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений (пгт. Зашеек)

  30. ГОУ ССЗН «Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения», отделение постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений (г. Мончегорск)

  31. ГОУ ССЗН «Ковдорский комплексный центр социального обслуживания», отделение постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений (г. Ковдор)

  32. Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения, Отдел оздоровительной реабилитации детей-инвалидов

  33. ГУЗ Мурманский областной наркологический диспансер

  34. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско- юношеский центр по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью»

  35. Негосударственное образовательное учреждение Детская деревня – «SOS Kinder Dorf» г. Кандалакша

  36. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей» («SOS - Kinder Dorf) г. Мурманск

  37. Общественная организация «Надежда», социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов

  38. ГОУ Центр занятости населения г. Мурманск

Приложение 2

Программное заявление студента-практиканта

«Чему я хочу научиться»

  1. Общие сведения о себе: Ф.И.О., адрес, телефон, семейная ситуация.

  2. Профессиональный опыт.

Я имею опыт и навыки работы со следующей группой молодежи:

  • социальными сиротами;

  • девиантными подростками;

  • одаренными детьми;

  • инвалидами;

  • подростками в массовой школе;

  • школьным юношеством;

  • студенческой и учащейся молодежью;

  • рабочей молодежью;

  • военнослужащими срочной службы;

  • другие категории (укажите):

Этот опыт я приобрел/приобрела:

  • на учебной практике курса;

  • в процессе собственной жизни;

  • работая как волонтер в...;

  • работая на платной основе в...;

  • другое (укажите).

  1. Мои профессиональные потребности.

Мне нравится взаимодействовать с:

  • младшими/средними/старшими подростками;

  • учениками старших классов;

  • студенческой и учащейся молодежью;

  • рабочей молодежью

  • разновозрастными детьми и подростками;

  • другое (укажите).

  1. На предстоящей практике я хотел/хотела бы работать:

  • в школе;

  • в органах правопорядка с девиантными детьми и подростками;

  • в детском доме или интернате для детей, лишенных родительского попечения;

  • в диагностико-реабилитационных службах и центрах социальной помощи детям, подросткам, молодежи, семьям;

  • в учебно-воспитательных учреждениях для одаренных детей;

  • в учреждениях, исполняющих наказание;

  • в территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

  • учреждениях здравоохранения, хосписах;

  • в реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

  • в центрах реабилитации инвалидов;

  • в домах детского и молодежного творчества;

  • в клубах по месту жительства;

  • в государственных органах по делам молодежи;

  • другое (укажите).

  1. Я хорошо знаю особенности работы с:

  • одаренными детьми;

  • социальными сиротами;

  • девиантными подростками;

  • детьми-инвалидами;

  • школьниками массовых школ;

  • гимназистами, лицеистами;

  • студенческой молодежью;

  • рабочей молодежью;

  • военнослужащими;

  • другое (укажите)

  1. Я хотел/хотела бы познакомиться на предстоящей практике с организационной работой с молодежью в:

  • детском доме;

  • интернате для детей, лишенных родительской опеки;

  • интернате для одаренных детей;

  • детском приемнике-распределителе МВД РФ, учреждениях, исполняющих наказание;

  • реабилитационном центре для детей и подростков;

  • реабилитационном центре для детей-инвалидов, для взрослых - инвалидов;

  • территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

  • учреждениях здравоохранения, хосписах;

  • реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

  • в центрах реабилитации инвалидов;

  • в домах детского и молодежного творчества;

  • в клубах по месту жительства;

  • в государственных органах по делам молодежи;

  • другое (укажите).

  1. Я хотел/хотела бы проходить практику:

  • самостоятельно по индивидуальной программе по месту работы;

  • самостоятельно по месту жительства по причине;

  • под руководством преподавателя факультета с группой студентов;

  • другое (укажите).

  1. При выборе базы практики я, как правило, руководствуюсь следующими критериями:

  • место расположения базы практики (ее близость к дому, воз­можность легко добраться на транспорте и пр.);

  • профессиональным и учебным интересом;

  • научный руководитель;

  • другое (укажите).

  1. Профессиональное развитие.

Мой способ обучения на практике можно определить как:

  • метод «проб и ошибок»;

  • метод моделирования;

  • планирование действий;

  • концептуализация (действие — анализ — выработка концепции);

  • комбинация всех выше названных способов.

  1. Я обладаю такими профессионально-ценными качествами как... (Укажите пять.)

  2. Как специалист по работе с молодежью я умею... (Назовите свои профессиональные умения.)

  3. Предстоящую практику я хочу использовать для того, чтобы:

  • получить практические знания о...;

  • собрать научную информацию для дипломной (курсовой) работы по теме...;

  • развить способности и умения...;

  • другое.

  1. Предполагаемая база практики; руководитель. (Укажите.)

Приложение 3

образец




Дневник прохождения ______________________практики
студента (ки) ____ курса ______группы

____________________________

(Ф.И.О. студента)
факультета истории и социальных наук

специальность 040201.65 «Социология»

проходившего(ей) практику в ___________________________________________________________

(наименование учреждения)


с _______________ по ________________ 20 __ г.
Групповой руководитель ________________________________

(Ф.И.О)




Приложение № 3а



ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ «ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ»
Цель ведения дневника – в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности учреждения по обслуживанию молодежи, об услугах, предоставляемых ею, о клиентах и ролевом репертуаре специалистов по работе с молодежью.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студента:



  • в выступлении на отчетной конференции по практике,

  • в написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы,

  • в подготовке и участии в студенческих конференциях,

  • в осуществлении коллективных социальных исследований.

В дневнике перед выполнением заданий практики должны быть зафиксированы:

- адрес учреждения, в котором студент проходил практику,

- сведения о структуре учреждения,

- Ф.И.О. директора, руководителя, специалиста по работе с молодежью,

- графики работы персонала.

График своей работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает со специалистом по работе с молодежью. Дневник заверяется подписью руководителя практики от предприятия.
Дневник прохождения производственной практики представляет собой ежедневные записи по следующей форме:
frame1

Заносите в дневник информацию о событиях дня, старайтесь отразить события, факты, явления, с которыми Вы столкнулись в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Старайтесь писать сразу «не шлифуя», не редактируя текст. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч со специалистами по работе с молодежью или клиентами, поручений или заданий выполненных за день, деятельности учреждения (центра, организации), ярких впечатлений, огорчений, потрясений, разочарований, значительных и самых обычных, рутинных событий, трудностей и успехов дня.

Вы можете использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят Вам вести записи в удобной форме.

В последующем, обращаясь к материалам, накопленным в ходе ознакомительной практики первого курса, Вы найдете примеры, иллюстрирующие различные теоретические положения и конкретные проявления многих социальных процессов и явлений.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница