Педагогические основы использования компьютерных технологий



Скачать 47.65 Kb.
Дата26.06.2016
Размер47.65 Kb.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.Ю.Палий, М.Г.Игнатов

Кубанский государственный университет, Краснодар

Тел.: (8612) 32-20-98, e-mail: pali-n@mail.ru


Применение компьютера в системе образования само по себе открывает новые возможности в способах представления и обработки информации. Например, на уроках теперь можно широко использовать цветные графики, изображенные на экране монитора, моделировать различные процессы и явления, использовать синтезатор речи и другие возможности. Особенно эффективно использование компьютера при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, в частности физики и математики. Важнейшей составной частью процесса обучения этих предметов является решение задач. Решение задач формирует и обогащает физико-математические понятия, обеспечивает доказательность различных законов, формирует мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике, развивает творческие способности.

Однако резкое сокращение общего числа часов, отводимых на изучение физики и математики, превратило процесс решения задач и лабораторный практикум в простую формальность. В школах с гуманитарным уклоном количество часов вообще сведено к одному-двум в неделю. Если учесть, что объем содержательной части при этом уменьшаться не должен, то станет ясно, что физика и математика из предметов, формирующих мышление (причем так, как не формирует его ни один из других школьных предметов), превращается в простую копилку знаний.

В связи с изменением статуса школы изменилась и структура образования. Наряду с основным, гибким, дополнительным блоками, выделился гимназический блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый.

В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны – давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Очень важна роль курса информатики в школе.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-11 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в средней школе можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения по учебным предметам. Не отвергая несомненных достоинств теоретического направления, укажем на некоторые преимущества прикладного направления в средней школе.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения, а узурпирование термина "новые информационные технологии" за компьютерными технологиями не совсем правомочно. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

В школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Использование же в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.



Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе средней школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся. Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неподготовленностью подавляющего большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения.

Таким образом, выбор прикладного направления использования компьютерных технологий в средней школе, на наш взгляд, предпочтительнее, чем теоретического, т.к. соответствует задачам и содержанию учебного процесса и особенностям психофизиологического развития учащихся, допускает простоту в организации занятий и не требует специальной подготовки учителя, что становится одним из решающих факторов в реальных условиях, сложившихся в образовании.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница