Педагогика: педагогические технологии



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.12
ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050403 Культурология (заочная форма обучения)

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы:

доктор педагогических наук, профессор Левитес Дмитрий Григорьевич



1.2 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Рогозина Л.Д.,

канд. пед. наук, доцент, декан экономического факультета ЧОУ ВПО БИЭПП Возница В.М.



1.3 Пояснительная записка:
Разработанный курс «Педагогические технологии» предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений. Также он может служить в качестве методологической и содержательной основы для проектирования рабочих программ по данной дисциплине в педагогических колледжах, институтах повышения квалификации педагогов.

Если рассматривать складывающуюся социально–педагогическую ситуацию в целом, то следует признать, что инновационные процессы в российском образовании в силу своей хаотичности и фрагментарности часто остаются в стороне от глобальных образовательных тенденций, к числу которых относятся:

- ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации;

- постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности при одновременно идущей адаптации образовательного процесса к уже сформированным психическим структурам личности;



- самоактуализация обучающегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности;

- подготовка к активному освоению ситуации социальных перемен.

В этих условиях разработка и конструирование содержания образования и технологий обучения в значительной степени перемещается в конкретное учебное заведение, в него включаются как педагогические коллективы, так и отдельные учителя.

Это в свою очередь, формирует социальную потребность в учителе, способном самостоятельно осуществлять проектировочную функцию в условиях выбора образовательных альтернатив.

Однако в сложившихся условиях этот педагогический выбор часто носит технократическую направленность, что является источником проблемы педагогической защиты ребенка в учебном процессе. Один из возможных путей разрешения сложившегося противоречия понимается нами как подготовка учителя к педагогически и психологически обоснованному конструированию гуманистически ориентированных образовательных технологий как предпосылки гуманизации образования в целом.

Подготовка учителя-гуманиста, который является не только носителем данной педагогической ориентации, но и владеет набором профессиональных качеств и техник, позволяющих воплощать эти идеи при создании и реализации собственных образовательных проектов, становится одной из наиболее значимых проблем как в системе вузовского обучения, так и в последипломном образовании педагога.

При наличии высокой степени целостности и углубленной проработки на содержательно-целевом, процессуально-деятельностном, оценочно-результативном и контрольно-управленческом уровнях такой образовательный проект может быть квалифицирован как «образовательная технология».



Цель курса:

  • познакомиться с современными эффективными технологиями обучения и самообразования;

  • научиться выбирать (конструировать) технологии обучения в соответствии с преобладающей образовательной целью;

  • научиться выражать и обосновывать собственную педагогическую позицию при выборе (конструировании) соответствующей педагогической технологии или ее фрагментов;

Требования к уровню подготовки студентов.

Курс предполагает совершенствование и углубление студентами - будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.



Знания:

  1. Базовые технологические понятия: педагогическая деятельность, педагогические цели, цели-векторы и цели–планируемые результаты деятельности, педагогическая концепция, педагогическая система, педагогическая теория, педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения (в широком и узком смысле слова), признаки технологичности учебного процесса, диагностичный способ постановки цели, таксономия педагогических целей, критериальный контроль, структурно-технологическая карта.

  2. Философские, методологические и психолого-педагогические основания педагогических технологий: семантико–генетический подход к анализу содержания понятия «Образовательная технология»; место и функция педагогической технологии в системе объектов теоретической педагогики; теоретические основы педагогических технологий.

  3. Эффективные технологии обучения.

Умения и способы деятельности.

1. Методологические:



  • проводить сравнительный анализ различных педагогических технологий на предмет их преимущественного соответствия познавательным, развивающим и воспитательным педагогическим целям.

  • самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию через выбор или конструирование соответствующей педагогической технологии;

2. Проектировочные:

  • Формулировать цели обучения на диагностической основе; конструировать учебное содержание в соответствии с заявляемыми целями обучения; разрабатывать критерии оценки результатов обучения.

  • конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных технологий обучения (структурно-технологическая карта, мастерская знаний, модульная программа, учебный проект, обучение как учебное исследование и др.)


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость/ЗЕТ

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050403.65 Культурология (заочная форма обучения)

3




34/1

10

6

4




24

экзамен






1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Введение. Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики. Концепция модернизации российского образования. Приоритетные направления реформирования образования в РФ.

2

2







4
















2.


Методологические и теоретические основы педагогических технологий.

2

2







4
















3.

Технология педагогического проектирования, организации и регулирования и коррекции образовательного процесса

2




2




4
















4.

Предметно-ориентированные технологии обучения.

2




2




6
















5.

Личностно – ориентированные технологии обучения.

2

2







6



















Итого

10

6

4




24

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

  • Введение. Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики. Концепция модернизации российского образования. Приоритетные направления реформирования образования в РФ.

  • Методологические и теоретические основы педагогических технологий.

  • Технология педагогического проектирования, организации и регулирования и коррекции образовательного процесса.

  • Предметно-ориентированные технологии обучения.

  • Личностно – ориентированные технологии обучения.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Методологические и теоретические основы педагогических технологий.

Разработка и самоанализ структурно–технологической карты по предмету

(структурно–технологическая карта)


Изучение главы №1 монографии Д.Г. Левитеса «Автодидактика» и уроков 1,2,3 «Школы для профессионалов» Д.Г. Левитеса.

8

Защита проектов «Планируемые результаты обучения по заданной теме учебного курса» и «Структурно – технологическая карта»


2.

Предметно-ориентированные технологии обучения.

Изучение параграфа 2.2 монографии Д.Г. Левитеса «Автодидактика» и урока 5 «Школы для профессионалов» Д.Г. Левитеса.

8

Защита модульных программ и проекта «Проблемный модуль»


3.

Личностно – ориентированные технологии обучения.

Изучение параграфа 2.3 монографии Д.Г. Левитеса «Автодидактика» и уроков 5, 6 «Школы для профессионалов»

Проектирование педагогических мастерских. Педагогический анализ фильмов «Доживем до понедельника» и «Общество мертвых поэтов».



8

Защита проектов «Педагогическая мастерская».

Педагогический анализ фильмов «Доживем до понедельника» и «Общество мертвых поэтов».




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:


1. Введение. Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики.

Основные тенденции развития образования. Проблемы целей образования. Проблемы содержания образования. Педагогическая защита и поддержка ребенка в процессе обучения как комплексная психолого–педагогическая проблема. Реформы отечественного образования конца 80-х - начала 90-х годов: общественно–педагогическое движение, Всесоюзный съезд работников образования. Принципы реформирования образования: дифференциация, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, вариативность. Результаты реформирования образования и прогнозные варианты развития образования в России конца 90–годов. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Приоритетные направления реформирования образования.


2. Методологические и теоретические основы педагогических технологий

Технократическая парадигма дидактики как историко-педагогическая предпосылка возникновения педагогических технологий. Место педагогической технологии в системе объектов теоретической педагогики (образовательные концепции, педагогические теории, дидактические системы, модели обучения).

Семантико–генетический анализ содержания понятия «педагогическая технология». Образовательная технология, педагогическая технология, технология обучения (в широком и узком смысле слова). Признаки технологичности учебного процесса.

Уровни анализа и проектирования образовательных технологий: общепедагогический (стратегический), частнометодический (тактический), элементный (оперативный).

Основные качества современных педагогических технологий: научная база, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость

Научные основы педагогических технологий. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения ( И.М.Сеченов,И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский и др), бихевиористские теории научения (Э.Торндайк,Д.Уотсон,Б.Скиннер и др.), теория поэтапного усвоения умственных действий (П.Я.Гальперин,Н.Ф. Талызина),

Суггестивные теории (В.Н.Мясищев,Д.Н.Узнадзе,Г.К.Лозанов и др.


3. Технология педагогического проектирования, организации и регулирования и коррекции образовательного процесса: цель как системообразующий компонент педагогического проектирования и педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управление другой деятельностью. Рефлексия как инструмент самоанализа и коррекции педагогической деятельности. Два вида педагогических целей: цели –«планируемые результаты» и цели – «векторы»

Диагностический способ постановки педагогических целей. Таксономия педагогических целей. Планируемые результаты обучения. Проектирование процесса обучения с помощью структурно–технологической карты.

Личностно и социально ориентированные подходы к отбору содержания. Технология отбора и конструирования содержания образования на уровне учебного предмета и на уровне учебных планов.

Классификация педагогических технологий. Образовательные технологии, педагогический технологии, технологии самообразования, технологии воспитания, технологии обучения.

Предметно – и личностно–ориентированные технологии обучения.



  1. Предметно–ориентированные технологии обучения репродуктивные и алгоритмические).

Технология полного усвоения (репродуктивные технологии).

Технология концентрированного обучения.

Технология уровневой дифференциации

Технология модульного обучения.

Технология проблемно –модульного обучения.


  1. Личностно – ориентированные технологии обучения (продуктивные технологии)

Обучение как учебное исследование.

Проектное обучение.

Педагогическая мастерская.

Технология коллективной мыследеятельности.

Мозговой штурм.
Тема 1.

Введение. Актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики. Концепция модернизации российского образования. Приоритетные направления реформирования образования в РФ.

(4 часа)
План

1. Основные тенденции развития образования в мире.

2. Реформы отечественного образования конца 80-х - начала 90-х годов: общественно–педагогическое движение

3. Всесоюзный съезд работников образования. Принципы реформирования образования: дифференциация.

4. Результаты реформирования образования и прогнозные варианты развития образования в России конца 90–годов.

5. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Приоритетные направления реформирования образования.


Вопросы для коллективного обсуждения и дальнейшей самостоятельной проработки.

  1. Чем было вызвано начало общественно–педагогического движения в России в конце 80-х годов?

  2. В чем состоит общественно–педагогическое значение Всесоюзного съезда работников образования (декабрь1988г.)?

  3. Каковы положительные и отрицательные результаты реформирования образования в конце 80-х середине 90х годов?

  4. Выскажите собственные суждения относительно следующих положений концепции модернизации российского образования до 2010 года:

- «Возвращение» воспитания в школу

- возрастосообразная школа

- Компетентностный подход в образовании

- Повышение качества образования



Тема 2.

Методологические и теоретические основы

педагогических технологий
Технократическая парадигма дидактики как историко-педагогическая предпосылка возникновения педагогических технологий.

Место педагогической технологии в системе объектов теоретической педагогики (образовательные концепции, педагогические теории, дидактические системы, модели обучения).



Семантико–генетический анализ содержания понятия «педагогическая технология». Образовательная технология, педагогическая технология, технология обучения (в широком и узком смысле слова). Признаки технологичности учебного процесса.

Уровни анализа и проектирования образовательных технологий: общепедагогический (стратегический), частнометодический (тактический), элементный (оперативный).

Основные качества современных педагогических технологий: научная база, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Научные основы педагогических технологий. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения ( И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский и др), бихевиористские теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер и др.), теория поэтапного усвоения умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), суггестивные теории (В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе, Г.К.Лозанов и др.)
(Для самостоятельно повторения и дополнительной проработки)

Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.

  1. В чем, на ваш взгляд слабость и ограниченность технократической парадигмы дидактики как теоретического основания для проектирования современных образовательных практик?

  2. Изложите основные положения ассоциативно–рефлекторной, бихевиористической и суггестивной теорий обучения.


Тема 3.

Технология педагогического проектирования, организации и регулирования и коррекции образовательного процесса.
1. Цель как системообразующий компонент педагогического проектирования и педагогической деятельности. Два вида педагогических целей: цели – «планируемые результаты» и цели – «векторы»

2 . Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управление другой деятельностью. Рефлексия как инструмент самоанализа и коррекции педагогической деятельности.

3. Диагностический способ постановки педагогических целей. Таксономия педагогических целей. Планируемые результаты обучения. Проектирование процесса обучения с помощью структурно–технологической карты.
Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.


  1. Почему педагогическую цель называют системообразующий компонент педагогической деятельности

  2. В чем состоит проблема выбора педагогической цели. Как Вы понимаете следующее выражение: «Любая образовательная система обладает ограниченным потенциалом в достижении своих целей»

  3. Какую деятельность ученика В.В.Давыдов называл «вымороченной» деятельностью?

4. Заполните таблицу:
Учебный предмет___________

Тема____________________

Количество часов___________

Характеристика класса__________

После изучения этой темы ученики


Должны уметь Могут уметь


Тема 4.

Технология отбора и конструирования содержания образования на уровне учебного предмета и на уровне учебных планов.
План.


  1. Содержание общего образование как педагогически адаптированное содержание социокультурного опыта.

  2. Знание и опыт познания в структуре социокультурного опыта и в структуре содержания образования. Структура и функции знания. Место и воспитательное значение концепций и ведущих идей учебного курса в структуре знания.

  3. Специальные и надпредметные умения в структуре содержания общего образования. Компетентностный подход в отборе и конструировании содержания образования.

  4. Типы творческих задач.

  5. Опыт формирования ценностных отношений в структуре содержания общего образования.


Вопросы и задания для коллективного обсуждения и самостоятельной работы.

  1. Приведите примеры мировоззренческой и оценочной функции знаний в курсе географии (биологии, экологии, иностранного языка).

  2. Обоснуйте необходимость приоритетного формирования надпредметных умений в курсе биологии (географии, экологии и др.)

  3. Составьте перечень важнейших надпредметных умений, которые позволяет формировать содержание вашего учебного предмета.

  4. Придумайте или подберите творческие задания по любой учебной теме в соответствии с предложенной классификацией творческих задач.

  5. Обоснуйте условия формирования опыта эмоционально-ценностных отношений в процессе изучения учебного содержания по предмету.


Тема 5.

Классификация педагогических технологий.
План.

  1. Образовательные технологии, педагогические технологии, технологии самообразования, технологии воспитания, технологии обучения.

  2. Предметно – и личностно–ориентированные технологии обучения.


Классификация педагогических технологий. Образовательные технологии, педагогические технологии, технологии самообразования, технологии воспитания, технологии обучения.

Предметно – и личностно–ориентированные технологии обучения.

Предметно–ориентированные технологии обучения (репродуктивные и алгоритмические).

Технология полного усвоения (репродуктивные технологии).

Предметно–ориентированные технологии обучения репродуктивные и алгоритмические).

Технология полного усвоения (репродуктивные технологии).


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М. 2003

  1. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М. -2001г.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.


Дополнительная литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.- Мн.: Беларусь, 1994.- 479 с.

  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 1999.- 88 с.

  3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубеж. опыта)-Рига: НПЦ “Эксперимент”, 1995.- 176 с.

  4. Лернер И. Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974.- 64 с.

  5. Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1-3.- Воронеж, 1997-1999.

  6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.

  7. Махмутов М. И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1985.- 184 с.

  8. Новые ценности образования. Вып. 1-7 / Ред. серии Н. Б. Крылова.- М.,1995-97.- 248 с.

  9. Оконь В. Основы проблемного обучения/Пер. с польск.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.

  10. Окунев А. А. Как учить не уча.- Спб.: Питер Пресс, 1996.- 448 с.

  11. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1, 2 / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой.- М.: ТЦ сфера, Прометей, 1998.- 380 с.; 336 с.

  12. Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1990.- 304 с.

  13. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению.- М.: ИОСО РАО, 2000.- 304 с.

  14. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 320 с.- (Педагогическая мастерская)

  15. Хуторской А. Современная дидактика.М.,2001.

  16. Хуторской А. В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика.- М.: Международная педагогическая академия, 1988.- 266 с.

  17. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 160 с.

  18. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., Народное образование, 1996. - 160 с.

  19. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. - М., 1997.- 111 с.

  20. Шамова Т. И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 208 с.

  21. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1979.- 136 с.

  22. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза.- М.: Педагогика, 1980.- 96 с.

  23. Шаталов В. Ф. Точка опоры.- М.: Педагогика.- 1987.- 160 с.

  24. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сб. Научн. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 1999.- 308 с.

  25. Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. С. Ю. Курганов.- Красноярск, 1991.- 52 с.

  26. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский.- М.: АО “Политекст”, 1994.- 480 с.

  27. Щетинин М. П. Объять необъятное. Записки педагога.- М.: Педагогика, 1986.-

  28. Эффективная школа. Под редакцией С.Вершловского - С.-Пб., 1995. - 107 с.

  29. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас,1989.271 с.

  30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Библ-ка журнала “Директор школы”, N 2, 1996. - 95 с.

  31. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., Педагогика, 1978. - 144 с.

  32. Янг Д. Разработка стандартов естественнонаучного образования в США. (Материалы международной конференции "Гуманизация естественно-научного образования: проблемы и перспективы".) - СПб., Крисмас, 1996. - 28 с.

  33. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптативная модель. - М., Новая школа, 1996. - 352 с.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств.



  • компьютер

  • телевизор

  • видеомагнитофон

  • проектор

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.



  • Художественные фильмы педагогической направленности

  • видеоматериалы с конкурсов «Учитель года» и «Учитель города».


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Контрольный срез знаний по данному курсу проводится в форме контрольной работы.



Вариант 1.
ДЕ-1. Методологические основы педагогических технологий.

Вопрос 1.

Раскройте сущность культуроцентрического подхода в образовании как методологического основания для проектирования педагогических технологий.
Вопрос 2.

Каковы основные направления проектирования процесса обучения в школе с позиций Концепции модернизации российского образования до 2010 года.


ДЕ-2. Сущность педагогических технологий

Вопрос 1.

В каких аспектах может рассматриваться понятие «педагогическая

технология».


Вопрос 2

Раскройте содержание следующих критериев технологичности обучения: «концептуальность» и « управляемость»


ДЕ-3 Классификация педагогических технологий

Вопрос 1.

Перечислите и коротко охарактеризуйте уровни рассмотрения педагогических технологий
Вопрос 2

По какому признаку некоторые педагогические технологии можно объединить в группу «предметно-ориентированные технологии обучения»


ДЕ-4 Виды педагогических технологий

Вопрос 1.

Дайте короткое описание одной из предметно-ориентированных технологий обучения (портфолио, модульное обучение, дифференцированное обучение – на выбор)
Вопрос 2.

Дайте короткое описание одной из личностно - ориентированных технологий обучения (обучение как исследование, проектное обучение – на выбор)


Вариант 2.
ДЕ-1. Методологические основы педагогических технологий.

Вопрос 1


Раскройте сущность антропоцентрического подхода в образовании как методологического основания проектирования педагогических технологий в школе
Вопрос 2.

Раскройте содержание понятия «качество образования».


ДЕ-2. Сущность педагогических технологий

Вопрос 1.

Перечислите критерии технологичности процесса обучения.
Вопрос 2.

Раскройте содержание следующих критериев технологичности обучения:

«воспроизводимость» и « эффективность»
ДЕ-3 Классификация педагогических технологий

Вопрос 1.

Классификация образовательных технологий (по Левитесу Д.Г. или по Селевко Г.П.- на Ваш выбор)
Вопрос 2

По какому признаку некоторые педагогические технологии можно объединить в группу «предметно-ориентированные технологии обучения»


ДЕ-4 Виды педагогических технологий

Вопрос 1.

Дайте короткое описание одной из предметно-ориентированных технологий обучения (технология полного усвоения, технология концентрированного обучения – на выбор)
Вопрос 2.

Дайте короткое описание одной из личностно - ориентированных технологий обучения (технология «педагогическая мастерская», технология развивающего обучение – на выбор)


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

Зачет (экзамен) по данному курсу проходит в форме защиты индивидуальных и групповых проектов:



              1. Структурно – технологическая карта по теме (применительно к конкретному учебному предмету).

        1. Педагогическая мастерская (применительно к конкретному учебному предмету).

        2. Проблемно – модульный блок по теме.

  1. Модульная программа по теме.

        1. Разработка творческих заданий по заданной теме учебного курса.

  1. Разработка образовательного веб-сайта.

  2. Итоговая рефлексия по курсу «Педагогические технологии».

  3. Педагогический анализ художественных фильмов («Общество мертвых поэтов»», Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» и др.


1.12 Комплект экзаменационных билетов.

Отсутствует. Экзамен не предусмотрен.


1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Проектное обучение.

  2. Обучение в школе Френе.

  3. Школа Монтессори.

  4. Обучение как исследование.

  5. Педагогические мастерские.

    1. НЛП в образовании.

  1. Дистанционное образование.


1.14 Примерная тематика курсовых и дипломных работ.

  1. Педагогические основы образовательного веб-сайта.

  2. Организация работы школьного телекоммуникационного центра.

  3. Принципы построения электронных учебников.

  4. Дистанционное обучение: достоинства и ограничения.

  5. Интернет – ресурсы и дистанционные коммуникации в образовании.

  6. Эвристическое погружение по заданной теме учебного курса.

  7. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных программ.

  8. Особенности обучения одаренных учащихся.

  9. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

  10. Таксномия целей личностно-ориентированного обучения.

  11. Компетентностный подход в обучении школьников.

  12. Сопоставительный анализ дидактических систем русской школы и Школы диалога культур.

  13. 15. Эвристические формы и методы обучения.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

(см. выше).


1.16 Методика (и) исследования (если есть).

Отсутствует.


1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Отсутствует.


РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Не предусмотрено изучение на заочном отделении


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница