Педагогика: психолого-педагогический практикум



Скачать 301.5 Kb.
Дата03.06.2016
Размер301.5 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. 14

ПЕДАГОГИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание»
Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.


Раздел. 1 Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор-составитель программы: Панченко Т.В., к.п.н., доцент

1.2. Рецензенты: профессор, к.п.н. Авдеев А.П., профессор ШГПУ, д.п.н. Арефьев И.П.

1.3. Пояснительная записка

Психолого-педагогический практикум предполагает решение ситуационных задач по проблемам общения в процессе обучения. Основное содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. В процессе взаимодействия с воспитанниками каждый день педагог решает комплекс коммуникативных задач.

Профессионализм современного учителя проявляется в том, что он решает коммуникативные задачи не на интуитивном уровне, а сознательно, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Происходит не только сообщение сведений, но и обучение умениям их практического применения. Формируется качественно новая установка на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда. Развиваются способности творческого принятия решений.

Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогического общения, показать специфику его реализации в практической деятельности.

Программа знакомит не только с принципами, задачами, основными концепциями педагогического общения, а также с конкретными приемами, методиками, технологиями реализация функций педагогического общения.

Программа курса предполагает, что студенты -

- должны знать: основные принципы осуществления педагогического общения, его закономерности и специфику; подходы к структуре педагогического общения; психологические основы коммуникативной деятельности; критерии эффективности коммуникативной деятельности; особенности осуществления коммуникативного процесса на всех его этапах; особенности приемов и методов решения коммуникативных задач;

-должны уметь: осуществлять все этапы профессионально-педагогического общения; подбирать различные приемы педагогического общения согласно поставленным задачам деятельности; анализировать коммуникативные ситуации и составлять прогноз.

1.4. ГОС ВПО. Решение психолого-педагогических задач. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования. Накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

работа


1

050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание»


4,ДО

7

24

10

2

8

14

зачет



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.




№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1

Структура педагогического общения. Общение как психолого-педагогическая проблема. Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

Взаимопонимание в процессе общения.



2

2




2

2

Социально - перцептивная культура учителя.










4

3

Общение как психолого-педагогическая проблема










2

4

Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов

2




2

4

5

Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.


2




2

2

6

Тематический и личностно-ориентированный классный час.

2




2




7

Технология разрешения педагогических конфликтов.

2




2







Всего

10

2

8

14

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.



Общение как психолого-педагогическая проблема. История изучения проблемы общения в педагогическом процессе. Психологический и педагогический подходы в изучении педагогического общения. Коммуникативный аспект общения: особенности взаимодействия. Подходы к разработки структуры педагогического общения. Специфика и функции педагогического общения.

Коммуникативная компетентность (КК) учителя. Понятие и содержание КК. Развитие коммуникативного потенциала личности учителя. Понятие о социальном и академическом интеллекте.

Взаимопонимание в процессе общения. Социально - перцептивная культура учителя. Механизмы понимания. Педагогическая эмпатия. Индивидуально - возрастные особенности эмпатии. Перцептивные ошибки учителя. Типы педагогической перцепции.

Культура речевого поведения учителя. Понятие и функции речевого поведения учителя. Речевые поступки. Коммуникативные особенности речевого поведения. Невербальные выразительные средства педагогического общения.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование темы

Формы сам. раб.

Кол. час.

Формы контроля

1.

Структура педагогического общения.


Анализ работы: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986

2

Проверка конспекта

2

Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

Реферативные сообщения

4

Слушание рефератов

3

Взаимопонимание в процессе общения.

Реферативные сообщения

2

То же

4.

Социально - перцептивная культура учителя.

Реферативные сообщения

4

То же

5.

Общение как психолого-педагогическая проблема

Изучить подходы к разработки структуры педагогического общения. Специфика и функции педагогического общения.



2

Обсуждение на практическом занятии

Всего







14





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Практическая работа №1
Тема: Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов.

Цель: раскрыть роль педагогической диагностики в деятельности педагога; рассмотреть методы педагогической диагностики личности ученика и ученических коллективов.

Основные понятия: педагогическая диагностика, методика исследования, группа, коллектив, межличностные отношения, валидность, объективность, надежность исследования.

План.


  1. Изучение ученических коллективов.

  2. Уровни сформированности коллектива.

  3. Место педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и признаки коллектива. Особенности межличностных отношений в коллективе школьников.

2.Понятие о педагогической диагностике. Практические цели и задачи использования методов изучения личности и коллектива.

3.Требования к методам изучения личности и коллектива школьников. Проблема этики педагогических исследований.

Задание для самостоятельной работы:

на основе рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-8 классы/.

Основная литература:


  1. Аникеев Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.

  2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

  3. Еремкин Ю.Л., Еремкина О.В., Еремкин А.Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. – Рязань, 2000. – С. 83-89; С. 46-47.

  4. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детского коллектива. – М., 1988.

  5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144 с. - С. 101 – 105.

  6. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – М., 1987.

  7. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодежи. – Самара, 1994.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2000.

  9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

Дополнительная литература:

  1. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1990.

  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.

  3. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе /Сост. В.В. Дранищников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  4. Методические рекомендации по изучению старшеклассников. – Мурманск, 1988.

  5. Немов Р.С., Кирпичник Путь к коллективу. – М., 1988.

  6. Программа изучения классного коллектива //Классный руководитель. – 1999. - № 3.

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

  8. Социометрическое изучение школьного класса /Методические рекомендации/. – Краснодар, 1983.

Практическая работа № 2

Тема: Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.

Цель: овладеть методикой создания и реализации коллективной творческой деятельность /формы коллективной творческой деятельности; особенности педагогического воздействия, постановки целей и задач; планирование, подготовка, проведение, подведение итогов КТД и др./.

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие о КТД, виды КТД.

  2. Методические требования к организации и проведению КТД.

Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку коллективного творческого дела с учетом возраста школьников /5-8 класс/, выбора формы работы, тематической направленности КТД.

Литература:



  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 207 с.

  2. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999. С. 49-53.

  3. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе /Сост. В.В. Дранищников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – С.337-344.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000.

  6. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания. – М.: Просвещение, 1993. – С. 63-78.

Практическая работа № 3

Тема: Тематический и личностно-ориентированный классный час.

Цель: научиться составлять план подготовки и проведения классного часа, определять тематику, форму проведения, способы деятельности педагогов и учащихся.

Основные понятия: час классного руководителя, воспитательные функции классного часа.

Вопросы для обсуждения:



  1. Специфика классного часа как формы педагогического воздействия.

  2. Виды классных часов.

  3. Критерии успешности классных часов.

  4. Личностно ориентированный классный час.

  5. Технология проведения ситуационного классного часа в адаптивной школе.

Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/.

Литература:



  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. - 216 с.

  2. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999. С. 54-62.

  3. Разумова В.П., Марфина С.В. Классный час //Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С. 113-117.

  4. Степанов Е.Н., Мизюлина Т.П. Строим воспитательную систему школы самовыражения // Классный руководитель. – 2001. - № 5. – С. 5.

  5. Тема для классного часа /Сост. А.С. Ряшина. – М., 1990.

  6. Штурбина Е.Б. Проблемы воспитания на рубеже веков. Классный час «Смена эпох» //Классный руководитель. – 2001. - № 4. – С. 79-81

  7. Щуркова Н.Е., Финдацевич Н.С. Классный час и его организация. – М., 1981.

Практическая работа № 4.

Тема: Технология разрешения педагогических конфликтов.

Цель: рассмотреть приемы реализации технологических приемов разрешения педагогических конфликтов.

Основные понятия: педагогический конфликт, конфликтная ситуация, участники конфликта, межличностные отношения, педагогическое общение, управление конфликтами, этическая защита, психологическая саморегуляция.

Вопросы для обсуждения:



  1. Понятие о педагогическом конфликте. Структура конфликтной ситуации.

  2. Педагогические стратегии управления конфликтами. Особенности преодоления деловых и личностных конфликтов учителя со школьниками.

Примерные темы реферативных сообщений:

«Основные стили /типы/ поведения личности в конфликтных ситуациях»;

«Основные виды несовместимости людей как источник конфликтных отношений;

«Типология конфликтных личностей»;

«Место саморегуляции в деятельности педагога»;

«Значение рефлексии в деятельности педагога»;

«Механизмы и приемы психологической саморегуляции».

Задание для самостоятельной работы:



  1. Определить собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» / Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). – Глава 7. – С. 208-297. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас). – С. 288-290.

  2. Ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции.

Основная литература:

  1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

  2. Беляев Г.С., Лобзин В.С. Психологическая саморегуляция. – Л., 1983.

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М., 1995.

  5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1989.

  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

  7. Князева М.Н. Конфликт. – М.: ЭКО, 1992, № 2.

  8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

  9. Митина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология //Народное образование. – 1998. - № 9-10.

  10. Некрасов П.В. Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции. – М., 1986.

  11. Основы педагогического мастерства /Под ред. Зюзяна И.А.. – М., 1989.

  12. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М., 1998.

  13. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать… - М., 1996.

  14. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М., 2001.

  15. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…Дубна, 1996.

  16. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

  17. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.

  18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России. – 1998.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:



Литература основная.

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000

  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд. Моск.ун-та, 1975

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М., 1995

  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987

  5. Загвязинский И.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Просвещение, 1987

  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986

  7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Мн.: Нар. асвета, 1984

  8. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995

  9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика, 1984

  10. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для спец.высш.пед.учеб.заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.: Под ред. И.А .Зязюна. – М.: Просвещение, 1989

  11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1999

  12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999

  13. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996

  14. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998

  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – М.: Педагогика, 1995

  16. Технология речевого взаимодействия в системе гуманистических отношений учителя и ученика // Язык и образование. Сборник научных трудов./Ред.колл.: Т.А. Лисицина, Л.А. Гореликов, Р.Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002.

  17. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998


Литература дополнительная.

  1. Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. – М., 1994

  2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988

  3. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ века Россия): Педагогическое исследование. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003

  4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1987.

  5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.

  6. Клаин В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.-Л., 1991

  7. Крупенина А.Л., Крохин И.М. Эффективный учитель. Книга о превращении в хороших учеников. – Ростов-н-Д., 1995

  8. Леви В. Искусство быть другим. – М., 1980

  9. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. – М.: Наука, 1994

  10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994

  11. Мелибурда Е.Я. Я-Ты-Мы. – М., 1988

  12. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993

  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В и др.; под общ.ред. Битяновой М.П. – СПб, : Питер, 2004

  14. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002

  15. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…» Психологический практикум. – Дубна, Изд. центр «Феникс», 1996

  16. Станкин М.И. Психология общения. – М., 1996

  17. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001

  18. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми. – М., 1993


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Контрольно-тестирующий комплект, сборник педагогических задач.



1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Общение -

Педагогическое общение -

Коммуникативная культура -


Задание.

Инструкция. Выберите верное утверждение:

1. Воспитательная результативность общения зависит от учета тех потребностей, которые побуждают воспитанников активно взаимодействовать с педагогом;

2. Воспитательная результативность общения зависит от внешних условий педагогической ситуации;

3. Воспитательная результативность общения зависит от коммуникативной компетентности педагога;

4. Воспитательная результативность общения зависит от уровня коммуникативной культуры школьника;

5. Воспитательная результативность общения зависит от уровня самооценки школьника.

Ответ: ............................
Задание.

Инструкция. Перечислите функции коммуникативного взаимодействия:

1. ........................

2. ........................

3. .......................


Задание.

Инструкция. Выделите из списка реальные индикаторы культуры коммуникативного взаимодействия:

1. адекватность реакций учащегося на педагогические поступки и воздействия педагога;

2. изменяющаяся самооценка учащегося;

3. эмоционально - познавательная активность, атмосфера творчества в коллективе школьников;

4. соблюдение нравственно-этикетных норм в межличностном и деловом общении;

5. соблюдение этикетных норм в отношениях между учителем и учащимися;

6. ситуационное манипулирование взаимодействием;

7. выделение наиболее коммуникабельных школьников в независимую группу.

Ответ: .................................
Инструкция. Дайте определение:

Общительность -

Взаимопонимание -

Эмпатия -


Задание.

Инструкция. Перечислите основные формы профессионального познания ребенка как объекта и субъекта общения:

1. ............................................

2. ..........................................

3. ..........................................


Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Стереотип восприятия -

Сотрудничество -

Педагогический авторитет -


Задание.

Инструкция. Раскройте возникающие в результате стереотипного восприятия особенности восприятия воспитанников.

1. ...............

2. ...............

3. ...............


Задание.

Инструкция. Выберите верные характеристики главных тенденций развития общения у школьников:

1. осознание личных взаимоотношений в коллективе;

2. потребность в общении со сверстниками больше, чем со взрослыми;

3. потребность в общении со сверстниками меньше, чем со взрослыми;

4. начало формирования двух систем взаимоотношений - личной и деловой;

5. четкая ориентация в двух сформированных системах взаимоотношений - личной и деловой.

Ответ: __________________
Задание.

Инструкция. Определите последовательность этапов формирования педагогического авторитета:

а). учитель как носитель изначально верного мнения;

б). учитель как источник необходимой информации;

в). учитель как референтное лицо.

Ответ: 1 этап - ......, 2 этап - ........., 3 этап - ........ .
Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Речевое поведение -

Профессиональная позиция педагога -
Задание.

Инструкция. Выделите условия формирования педагогического авторитета:

1. Уровень развития группового сознания;

2. Уровень воспитанности учащихся;

3. Уровень самооценки учащихся;

4. Система лидерства в данном коллективе школьников;

5. Этикетные отношения в группе;

6. Раскрытие личности учителя;

7. Совместная деятельность учащихся.

Ответ: ....................................
Задание.

Инструкция. Перечислите и поясните основные установки гуманистически ориентированного учителя (по К. Рождерсу):

1. ........................

2. .......................

3. ......................



Задание.

Инструкция. Перечислите функции педагогического общения (по Н.Е. Щурковой):

1. .................

2. .................

3. ................


Задание.

Инструкция. Заполните таблицу:

Функции педагогического общения

Приемы реализации

1.

-

2.

-

3.

-




Универсальные:


Вариант 2.

  1. Последовательность этапов решения педагогической ситуации:

А) определение сущности ситуации

Б) выявление причин ситуации

В) определение и учет закономерностей, необходимых для решения

Г) пути решения ситуации

Д) прогнозируемый результат

2. Следующие суждения педагога являются примерами конструктивной критики:

А) «Ничего, в следующий раз получится»

Б) «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

В) «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»

Г) «Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»

Д) «Что же вы сделали так неаккуратно? Растяпы»



3. Суждения педагога, реализующего субъект-субъектные отношения с воспитанниками:

А) «Друзья мои»

Б) «Попробуем размышлять вместе»

В) «Спасибо вам за сегодняшний урок, дети!»

Г) «Как всегда, Петров не готов к уроку»

Д) «В соответствии с моим планом, мы с вами пойдем в театр…»



4.Суждения педагога, реализующего субъект-субъектные отношения с воспитанниками:

А) «Нет вопросов? А жаль!»

Б) «Подумайте и попробуйте предложить сами, что будет, если…»

В) «У нас с вами получится замечательный урок, друзья мои!»

Г) «Как всегда, Сидоров без тетради на уроке»

Д) «В соответствии с моим планом, мы с вами пойдем в музей…»



5. Следующие суждения педагога являются примерами неконструктивной критики:

А) «Ничего, в следующий раз получится»

Б) «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

В) «Делали, делали и сделали халтуру»

Г) «Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»

Д) «Что же вы сделали так неаккуратно? Растяпы»



6. Ценности детей старшего подросткового возраста, влияющие на педагогическое взаимодействие:

А) требовательны к педагогу, но понимают, что возможности его не безграничны

Б) в требованиях к педагогу проявляется чувство меры

В) живут интересами школы, учителя

Г) наиболее значима деятельность, организованная учителем

7. Последовательность этапов решения педагогической задачи:

1: основные моменты сложившейся ситуации

2: выводы из исходных данных

3: анализ поступка, ситуации в целом

4: применение возможных мер воздействия

5: предупреждение подобных ситуаций



8.Ценности детей старшего подросткового возраста, влияющие на педагогическое взаимодействие:

А) не принимают отношения послабления или чрезмерной силы

Б) в требованиях к педагогу проявляется чувство меры

В) живут интересами школы, учителя

Г) выдвигают высокие требования к педагогу

9. Соотнесите между ситуациями, в которых проявляются функции педагога, и самими функциями:

1. Объяснение детям безударных гласных

А. Обучающая

2. Организация работы в группах для формирования уважения детей друг к другу

Б. Воспитывающая

3. Создание условий для включения учащихся в проектную деятельность

В. Организаторская

4. Анализ статьи из журнала «Педагогика»

Г. Исследовательская




Д. Суггестивная

Е. Коррекционная

10. Соответствие между умениями практической готовности и их характеристикой:

1. Организаторские


А. умения включать учащихся в различные виды деятельности

2. Коммуникативные


Б. умения понимать других людей, общаться

3. Рефлексивные




В. умения выделять в педагогических явлениях существенное, делать выводы, выявлять закономерности



Г. умения, направленные на осмысление и анализ своих учительских действий

Д. умения предвидеть, предусмотреть результат


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Структура педагогического общения.

  2. Общение как психолого-педагогическая проблема.

  3. Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

  4. Взаимопонимание в процессе общения.

  5. Социально - перцептивная культура учителя.

  6. Общение как психолого-педагогическая проблема.

  7. Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов.

  8. Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.

  9. Тематический и личностно-ориентированный классный час.

  10. Технология разрешения педагогических конфликтов.


1.12. Комплект экзаменационных билетов.

Не предусмотрен.



1.13. Примерная тематика рефератов.


  1. Функции школьного класса в формировании и поддержании коммуникативной культуры школьников.

  2. Место эмоций учителя в профессиональной деятельности.

  3. Устная импровизация в деятельности учителя.

  4. Самооценка учителя и особенности его взаимоотношений с учащимися.

  5. Роль контактной группы в формировании коммуникативной культуры школьника.

  6. Место визуальных контактов в процессе взаимодействия с воспитанниками.

  7. Педагогический авторитет.

  8. Формирование доверительных отношений учителя и учащихся.

  9. Педагогическое манипулирование.

  10. Творчество учителя во взаимодействии с воспитанниками.

  11. Классный руководитель и дружба, любовь в школьном классе.

  12. Эмоциональная поддержка школьника.

  13. Разрешение конфликтов учителем.

  14. Педагогический крах.

  15. Профессионализм учителя и формирование коммуникативной культуры школьников.

  16. Личностные качества учителя и контакт со школьниками.

  17. Педагогическая целесообразность эмоциональных проявлений учителя.

  18. Культура ведения педагогического диалога.

  19. Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка.

  20. Педагогическая самопрезентация.

  21. Педагогическое общение как вид творческой деятельности.

  22. Речевые способности педагога и пути их реализации.

  23. Место первого контакта в формировании системы взаимоотношений со школьниками.

  24. Невербальная выразительность учителя.

  25. Перцептивные ошибки учителя.

  26. Педагогическая эмпатия.

  27. Возрастные особенности формирования навыков общения у школьников.

  28. Особенности речевого поведения учителя.


1.14. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена.



1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена.



1.16. Методика исследования.

Нет.


1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

-
Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.



Тема: Общение как психолого-педагогическая проблема.

План:


История изучения проблемы общения в педагогическом процессе.

Психологический и педагогический подходы в изучении педагогического общения. Коммуникативный аспект общения: особенности взаимодействия.

Подходы к разработки структуры педагогического общения.

Специфика и функции педагогического общения.



Тема: Коммуникативная компетентность (КК) учителя.

План:


Понятие и содержание КК.

Развитие коммуникативного потенциала личности учителя.

Понятие о социальном и академическом интеллекте.

Тема: Взаимопонимание в процессе общения.

План:


Социально - перцептивная культура учителя.

Механизмы понимания. Педагогическая эмпатия.

Индивидуально - возрастные особенности эмпатии.

Перцептивные ошибки учителя.

Типы педагогической перцепции.

Тема: Культура речевого поведения учителя.

План:


Понятие и функции речевого поведения учителя.

Речевые поступки.

Коммуникативные особенности речевого поведения.

Невербальные выразительные средства педагогического общения.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Лекции не предусмотрены.



Раздел 4. Словарь терминов

Задача – отражённая в сознании проблемная ситуация и условия, которые необходимы и достаточны для её разрешения наличными средствами, знаниями, опытом.

Классный воспитатель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей в общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Педагогика – наука, изучающая сущность, принципы, формы и методы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, компонентами которой являются: педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога (Е.В. Бондаревская).

Педагогическое мастерство – 1) комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень саморегуляции профессиональной деятельности учителя и включающий гуманистическую направленность личности, профессиональные знания и педагогические способности учителя, а также педагогическую технику (И.А. Зязюн); 2) высший уровень профессионализма учителя.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее учителю дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов (С.А. Смирнов).

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.

Средства воспитания - «инструментарий» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.

Стиль общения – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся (В.А. Кан-Калик); индивидуально-своеобразная манера действования (А.А. Бодалев).

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.

Свободное воспитание — это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни.

Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи.

Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы.

Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций).

Задача 1.

«Сегодня нередко звучит идея самотека в воспитании. Ребенок в этом плане рассматривается исключительно как субъект собственного развития. Всякое вмешательство в процесс его самоопределения – насилие над личностью. Задача взрослых состоит в том, чтобы создавать условия для саморазвития.

Я разделяю эту идею, но не до такой степени, чтобы отказать педагогу-профессионалу в праве на активную позицию.

Те, кто напуган временем тоталитаризма, готов в каждом воспитателе видеть тирана. Это и прежде было не всегда так, тем более неверно теперь. Педагоги меняются, перестраиваются, в школах возникают гуманистические воспитательные системы. В школы приходит много новых людей».

Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен //Мир образования.- М, 1995.- № 10.- С.25


Приведите убедительные доводы в пользу этого высказывания.

Задача 2.

З.И. Васильева предлагает классификацию методов воспитания, в основу которой положен деятельностный подход

«С одной стороны, основанием для выведения новых классов методов служит общепринятая структура деятельности: цель и мотивы деятельности – метод выдвижения воспитательных целей, задач и путей их достижения; содержание и формы деятельности – информационно-просветительный метод воспитания: рассказ, беседа, лекция, доклад. диспут, средства массовой информации, кино; предметные действия, поступки, поведение личности – реализуются в ориентационно-деятельностном методе посредством прямого участия в разных видах деятельности: в познании, труде, игре, спорте, художественном творчестве; общение, взаимодействие – коммуникативные метод или метод общения; результат деятельности и общения – метод оценки. С другой стороны, каждый метод отличается многообразием форм и вместе с тем одни и те же формы могут воплощать разные методы воспитания».

Васильева З.И. Система методов нравственного воспитания учащихся.- М.: Просвещение, 1989
Имеет ли данная система методов воспитания какие-либо преимущества? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3.

К.Д. Ушинский считал, что «метода» хороша лишь в том случае, когда она переходит в убеждение воспитателя. «Гуманизация образования радикализует постановку проблемы. Не менее важен и обратный процесс – превращение убеждений воспитателя, его «Я» в методу воспитания, реализация изначально свойственной ему «сущностной способности к созиданию другого, а через это к самосовершенствованию». (И.А.Колесников)

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии.- Волгоград, 1994.- С.11
Как вы это понимаете? Дайте аргументированный ответ
Задача 4.

«Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. Но не в одном-единственном, даже самом лучшем коллективе, а только будучи одновременно членом нескольких. В каждом из этих коллективов своя жизнь, свой «дух». Поэтому в одном коллективе можно получить то, что не может дать другой. И, что не менее важно, в каждом можно проявить свои возможности».

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.- М., 1990.- С.146-147
Как вы считаете, прав ли автор? Обоснуйте свой ответ.

Задача 5.

«В системе воспитания мы нередко нивелировали личность, всегда приоритет коллективному решении. Отношения коллектива и личности не решаются механистически. Если личность дурно воспитана, то и коллектив таких личностей мало чего стоит. Если в коллективе превалируют эгоисты, тунеядцы, то требовать, чтобы личность подчинялась такому коллективу, безнравственно. Личность достойна уважения и имеет право на свое мнение, выбор, позицию, если это не противоречит закону и нравственности».

Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания.- М., 1998.- С.140-141


Выскажите свое отношение к приведенному утверждению.
Задача 6. Организация деятельности учащихся на уроке.

Изучение по ботанике темы «Основные группы растений». В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор — бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д.

Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

Вопросы и задания

1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?
Задача 7. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).

Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров».

Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».
Вопросы и задания

1. Дайте оценку применяемым методам обучения.

2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?

3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?


Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

Внесены изменения в раздел 7

№ 1 от 25.09.12







Раздел.7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Ведет: Штылева Л.В., к.п.н., доцент

2011-12

ЕФКиБЖД

Биология, специализация «Экологическое воспитание


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница