Педагогика: теория обучения



страница1/16
Дата30.04.2016
Размер2.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ОПД.Ф.2.3

ОПД.Ф.8

ОПД.Ф.9

ОПД.Ф.11

СД.ДС.Ф.1
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050104 Безопасность жизнедеятельности

050715 Логопедия

050616 - Специальная психология

050103 – География

050502 - Технология и предпринимательство

050303 - Иностранный язык (английский)

050720 – Физическая культура

050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология

020201 - Биология

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики,

дошкольного и начального образования

психолого-педагогического института

протокол № 2 от 18 октября 2011 г.

Зав. кафедрой_______ А.А.Смага


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы:

доктор педагогических наук, профессор Левитес Дмитрий Григорьевич


1.2 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Рогозина Л.Д.,

к.п.н., доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП в г.Мурманске Возница В.М.



1.3 Пояснительная записка.
Программа «Теории обучения» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Разработанный курс «Теория обучения» (Дидактика) предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, а также может использоваться при составлении учебных программ по дидактике в педагогических колледжах, институтах повышения квалификации педагогов.



Цель курса помочь студентам:

  • освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;

  • сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;

  • приобрести опыт выражения своей педагогической позиции в форме выполненных разработок: фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций, образовательных программ и планов;

  • приобрести умения проектирования и организации обучения, направленного на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию;

В основе курса лежит идея приобщения к дидактике как теоретической основе будущей профессиональной деятельности через рефлексию личного учебного опыта и учебно-проектировочную деятельность.

Цель лекций - создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на семинарских занятиях.
*В перспективе, при появлении дополнительного времени (спецкурсы, курсы по выбору, факультативы) результаты групповых обсуждений во время семинаров могут облекаться в форму практических разработок (проектов), которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.
Требования к уровню подготовки студентов.

Курс предполагает овладение студентами - будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.

По завершению изучения курса студенты должны знать:


  1. Базовые дидактические понятия, категории и принципы: дидактика; обучение, учение, преподавание, образование, процесс обучения: сущность, структура), цели образования, содержание образования, учебная программа, дидактическая концепция, теория, система, образовательный стандарт, базисный учебный план, воспитание, формы организации обучения, методы и средства обучения, закономерности и принципы обучения.

  2. Философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения: методология образования, социокультурный и антропологический подходы в образовании (традиционалистко–консервативная и неогуманистическая парадигмы дидактики); личностно-ориентированный подход, креативный, когнитивный и организационно-деятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем.

  3. Современные теории и системы обучения: отечественные и зарубежные дидактические системы; современное традиционное, личностно-ориентированное, развивающее, проблемное, дистанционное, программированное обучение.

  4. Дидактический инструментарий: дидактическая система; методика обучения; технология обучения; методы, формы и средства обучения; их классификации; виды и стили обучения, уроки и их типы; диагностика и оценка обучения (критерии, процедуры).

умения и способы деятельности

1. Методологические:



  • проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, их принципов, содержания, технологий обучения; распознавать дидактические теории и системы на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;

  • самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию и личностно-актуальную для себя образовательную проблематику;

  • критически переосмысливать ценности традиционного образования, строить собственные смыслы и цели дидактических подходов;

  • планировать и осуществлять дидактическую деятельность; находить ответы на дискуссионные вопросы, качественно выполнять задания из блоков самоопределения и дидактического практикума (при возможном расширении объема часов на изучение дидактики !);

2. Проектировочные:

  • создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников;

  • конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем;

  • разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учеников;

3. Организационные:

  • стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся во время занятий; организовать их продуктивную деятельность;

4. Коммуникативные:

  • устанавливать контакт с учащимися, управлять собой в ситуации педагогического общения;

  • осуществлять педагогическое взаимодействие с коллегами, учителями, администрацией школ, родителями учеников;

  • моделировать уроки и другие занятия, вести их обсуждение и анализ;

  • объяснять, доказывать, убеждать, разрешать конфликты в ходе обучения;

  • выступать с докладом, вести беседу, полемику, дискуссию.

5. Диагностические:

  • оценивать знания, умения и навыки учащихся; давать письменную качественную характеристику образовательной деятельности ученика и всего класса.

6. Исследовательские:

  • видеть и формулировать педагогические проблемы;

  • отбирать и применять методы педагогического исследования;

  • изучать и обобщать опыт работы учителя; работать с дополнительной литературой;

  • применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование и др.); проводить эксперимент по выявленной проблеме;

  • оформлять результаты исследований в виде дидактических разработок, курсовых и дипломных работ.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050104 Безопасность жизнедеятельности

2

3

50

18

12

6

-

32

зачет

2.

050720 Физическая культура

2

3

36

18

12

6

-

18

экзамен

3.

050303 Иностранный язык

2

3

38

18

12

6

-

20

экзамен

4.

050715 Логопедия

1

2

20

18

12

6

-

2

зачет

5.

050616 - Специальная психология

1

2

20

18

12

6

-

2

зачет

6.

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология

1

2

36

18

12

6

-

18

зачет

7.

050502 Технология и предпринимательство

1

2

36

18

12

6

-

18

экзамен

8.

020201 Биология

3

5

50

40

20

20

-

10

экзамен

9.

050103 – География

2

4

40

18

12

6

-

30

экзамен




1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Дидактика: предмет, задачи, функции, основные категории.

2

2







6

2

2







2

2

Процесс обучения: сущность, функции, структура. Закономерности и принципы обучения.

2

2







6

2

2







2

3

Дидактические концепции и системы.

4

2

2







4

2

2







4.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

6

4

2







6

4

2




2

5.

Формы и методы обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы

2




2




6

2




2




4

6.

Современные подходы к проектированию урока: личностный, социальный и культурологический феномены современного урока.

2

2







4

2

2







2

7.

Диагностика обучения. Классификация средств обучения.













6













2

8.

Мотивация учения













4













4

9.

Итого

18

12

6

-

32

18

12

6

-

18

Примечание: Вариант 1 для специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности со специализацией Информационная безопасность



Вариант 2 для специальности 050720 Физическая культура, 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со спец. Семейная коррекционная педагогика, 050502 Технология и предпринимательство



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Дидактика: предмет, задачи, основные категории.

2

2







2

2

2










2

Процесс обучения: сущность, структура, функции. Закономерности и принципы обучения

2

2







2

2

2










3

Дидактические концепции и системы.

Сравнительный анализ моделей обучения. Виды и стили обучения .



4

2

2




4

4

2

2







4.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

6

4

2




4

4

2

2







5.

Формы и методы обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы

2




2




4







2







6.

Современные подходы к проектированию урока: личностный, социальный и культурологический феномены современного урока.

2

2







4




2










7.

Диагностика обучения. Классификация средств обучения




























2

8.

Мотивация учения































9.

Итого

18

12

6




20

18

12

6




2

Примечание: Вариант 3 для специальности 050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью



Вариант 4 для специальности 050715 Логопедия со специализацией Семейная коррекционная педагогика, 050616 - Специальная психология со специализацией Семейное консультирование


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 5

Вариант 6

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Дидактика: предмет, задачи, основные категории.

6

4

2




1
















2

Процесс обучения: сущность, структура, функции. Закономерности и принципы обучения

6

4

2




1
















3

Дидактические концепции и системы.

Сравнительный анализ моделей обучения.



6

2

4




1
















4.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

4

2

2




1
















5.

Формы и методы обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы

6

2

4




1
















6.

Современные подходы к проектированию урока: личностный, социальный и культурологический феномены современного урока.

4

2

2




1
















7.

Диагностика обучения. Классификация средств обучения

4

2

2




2
















8.

Мотивация учения

4

2

2




2
















9.

Итого

40

20

20




10

-

-

-




-

Примечание: Вариант 5 для специальности 050102 Биология со специализацией Экологическое воспитание, 050103 – География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм


Карта-бланк эксперта

для оценивания качества подготовки студента

по курсу «Теория обучения»


К Р И Т Е Р И И

Знание понятийного аппарата

Знание сущности теорий и систем

Проецирование материала курса в современную образовательную систему.

Проецирование материала в предметную область

Владение содержанием материала в режиме взаимодействия.

1

2

3

4

5

А. Достаточно полное, целостное

А. Достаточно полное

А. Показаны сущностные проявления теоретических положений

А. Предположена достаточно полная, обоснованная пединструментовка

А. Дискуссия (ведущий, лидер-студент)

Б. Фрагментарное, частичное

Б.Фрагментарное, частичное

Б. Показаны отдельные, частные проявления теоретических положений

Б. Предложены отдельные идеи, подходы, детали пединструментовка

Б. Дискуссия (ведущий, дидер-эксперт)

В. Недостаточно, хаотично

В. Недостаточно, хаотично

В. Затруднено

В. Затруднено

В. Беседа (паритетное взаимодействие)

Г. Монолог студента

Д. Вопросно-ответное взаимодействие

Результаты экспертизы заносятся в бланк, обобщающий достижения студента по всем критериям, а также по итоговому (интегральному) качеству подготовки по курсу (см. табл. 2). Для этого критерии предлагается использовать пять уровней достижений: от высокого до очень низкого. Оценка по критерию «качество подготовки» осуществляется экспертом по совокупности достижений студента по отдельным критериям: достижения на уровне А по всем критериям соответствуют высокому качеству подготовки; достижения на уровнях Б, В – среднему; на уровнях В, Г, Д – низкому или очень низкому.


Обобщающий бланк оценивания качества

подготовки по курсу «Теория обучения»


ФИО студента

Критерии


Качество подготовки

1 2 3 4 5




Фиксируются уровни достижений по каждому критерию для каждого студента

А – высокое

Б – достаточно высокое

В – среднее

Г – низкое

Д – очень низкое



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

  • Дидактика: предмет, задачи, основные категории.

  • Процесс обучения: сущность, структура, функции. Закономерности и принципы обучения.

  • Дидактические концепции и системы. Сравнительный анализ моделей обучения.

  • Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

  • Формы и методы обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.

  • Современные подходы к проектированию урока: личностный, социальный и культурологический феномены современного урока.

  • Диагностика обучения. Классификация средств обучения.

  • Мотивация учения.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Законы, закономерности, принципы и правила обучения.

  • Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого Вы были в роли ученика, учителя или наблюдателя. Попытайтесь выявить и записать все закономерности обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.



2

представление и обсуждение

2

Государственный образовательный стандарт. Учебный план, учебный программа.

  • Конспектирование статьи №2 Закона РФ об образовании, содержащую принципы государственной политики в области образования.

  • Доклады на тему «Образовательные стандарты в США», «Основные образовательные программы в развитых капиталистических странах»

  • Составьте и обоснуйте проект рабочего учебного плана для основной школы (5-9) классы) по реализации ученического (школьного0компонента образования. Для этого определите учебные предметы, которые будут предлагаться ученикам на выбор, отводимую на них учебную нагрузку. Составьте примерно расписание

2

проверка конспекта

представление докладов



3.

Формы организации обучения.

Подготовка к коллективному обсуждению вопросов:

  1. Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения

  2. С какой целью разрабатываются новые формы организации обучения, альтернативные классно-урочной системе

  3. 3а чем преимущества и недостатки групповой формы обучения

  4. Назовите условия и конкретные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции.

Конспектировать(на выбор):

1. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И.. 2000. с. 284-288.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. стр.297-316

Темы докладов

на тему «Эволюция форм организации обучения», «Инновационный поиск форм организации обучения».

Конспектирование (П.И. Пидкасистый «Педагогика», М., 2000, с.284-288)

Разработать план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена.


4

представление докладов

проверка конспекта

Обсуждение вопросов

Представление докладов, и практических разработок.



4.

Методы обучения в современной школе.

Доклады на тему :

  1. Как выбирать методы обучения.

  2. способы активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

2

представление докладов

проверка конспекта



5.

Формы и методы обучения. Виды и стили обучения.

  • Доклады на тему «Урок-пресс-конференция», «Урок-КВН», «Урок интерактивный», «Урок - лекция», «Урок – дискуссия».

4

представление докладов


6.

Контроль и оценка результатов обучения.

  • Доклады на тему «Контрольная работа как основной метод проверки знаний и умений учащихся», «Реферат как метод проверки знаний».

  • Конспектирование (П.И. Пидкасистый «Педагогика», М., 2000, с. 352-366)

4

представление докладов

проверка конспекта



7.

Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

  • Рефераты на темы «Школа М.П. Щетинина», «Школа диалога культур», «Школа самоопределения А. Тубельского», «Нестандартные» уроки».

4

Защита рефератов

8.

По курсу «Теория обучения»

  • Предэкзаменационная подготовка «Моей дидактической концепции»




  • Рефлексия по курсу «Теория обучения»

4

Защита «Моей дидактической концепции» на экзамене

Знакомство и собеседование




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ).


Лекция 1-2.

Тема: Дидактика: предмет, задачи, основные категории.

Процесс обучения: сущность, структура. функции
Происхождение и развитие дидактики: «Великая дидактика» Я.А.Коменского. Дидактика И. Гербарта. Дидактика прогрессистов. Предмет и задачи дидактики.

Основные дидактические понятия. Образование: социокультурный и антропологический подходы к раскрытию содержания понятия «образование». Типы образования.

Сущность обучение. Единство преподавания и учения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Структура процесса обучения.
Лекция 3.

Тема: Методологические основы теории обучения. Закономерности и принципы обучения.
Структура и особенности деятельности обучения. Системообразующий характер целей обучения. Педагогическая деятельность как управление другой деятельностью. Педагогическая рефлексия

Цели обучения. Цели - планируемые результаты деятельности и цели -векторы (“цели -процесса”). Проблема целеполагания в деятельности учителя.

Закономерности обучения и принципы обучения. Принципы обучения: личностного целеполагания ученика, опоры на личный опыт и развития личного опыта ученика, обучение как соприкосновение с культурой, развитие потребностей и способностей ученика, дидактического кольца (согласование познавательных и развивающих целей с основными компонентами содержания образования), наглядности, доступности, сознательности и осознанности, активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой.
Лекция 4.

Тема: Дидактические концепции и системы.

Сравнительный анализ моделей обучения.
Социокультурный и антропологический подходы в обучении. Традиционалистско–консервативная и неогуманистическая парадигмы дидактики.

Понятие дидактической системы. Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Бэлл-ланкастерская система. Мангеймская система. План Трампа Новая школа Френе. Система Монтессори. Вальдорфская школа. Метод проектов. Продуктивное обучение. Педагогическая мастерская (мастерская знаний).

Современные авторские школы. Школа М.П. Щетинина. Школа диалога культур. Школа самоопределения.

Сравнительный анализ моделей обучения: психологический и дидактический подходы .


Лекции 5-6.

Тема: Содержание образования как фундамент базовой

культуры личности.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования.

Содержание образования как отражение социокультурного опыта.



Знания в системе содержания образования: структура и функции знания. Принцип «ножниц».

Опыт обретения умений. Специальные и надпредметные умения.

Опыт творчества. Типы творческих задач.

Опыт эмоционально-ценностных отношений. Пути формирования опыта эмоционально-ценностных отношений через отбор и конструирование содержания образования.

Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Структура общего среднего образования. Проблема модернизации содержания образования.

Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Учебная и образовательная программы.

Учебники и учебные пособия. Требования к учебнику. Электронный учебник.


Лекция 7.

Тема: Современные подходы к проектированию урока:

личностный, социальный и культурологический

феномены современного урока
Теория урока. Структура и типология урока. Структура комбинированного урока. Анализ урока. Проектирование урока. Личностный, социальный и культурологический феномены современного урока. «Нестандартные» уроки.
Лекция 8.

Тема: Мотивация учения.
Потребности, мотивы и цели обучения. Внешние и внутренние мотивы. Положительные и отрицательные мотивы. Способы мотивации учения школьников.

СЕМИНАР №1.
Законы, закономерности, принципы и правила обучения.
Цель: Анализ и осмысление понятий законы, закономерности обучения; принцип, принципы обучения, правила обучения.
План (вопросы для коллективного обсуждения).


  1. Законы и закономерности обучения.

  2. Внешние и внутренние закономерности обучения.

  3. Принципы обучения как категории дидактики.

  4. Характеристика принципов обучения.

( Принципы обучения: личностного целеполагания ученика, опоры на личный опыт и развития личного опыта ученика, развитие потребностей и способностей ученика, дидактического кольца (согласование познавательных и развивающих целей с основными компонентами содержания образования), наглядности, доступности, сознательности и осознанности, активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой).


  • задания для самостоятельной работы: Вспомните фрагмент реального обучения,во время которого Вы были в роли ученика,учителя или наблюдателя. Попытайтесь выявить и записать все закономерности обучения .котрые проявились в данном фрагменте обучения.


Конспектировать:

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика, стр .79-87.


Темы докладов:

  1. Законы и закономерности обучения.

  2. Современная трактовка дидактических принципов.


Литература основная:

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2001.

  2. Подласый И.П. Педагогика

  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику.Москва,высшая школа-1989
Литература дополнительная:

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит.

Левитес Д.Г. Для чего существует школа. Исследования .практика.Публицистика.


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.

  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994

  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.


Семинар № 2.

Государственный образовательный стандарт.

Учебный план, учебная программа.
Цель: Проанализировать и осмыслить основные понятия по вышеперечисленным темам, познакомиться с основными документами, определяющими содержание основного общего полного среднего образования как необходимого условия для разработки качественных уроков. Знакомство с основными принципами государственной политики в области образования.

План.

  1. Принципы государственной политики в области образования.

  2. Понятие сущности, функций и структуры государственного образовательного стандарта.

  3. Понятия и содержания базисных учебных планов.

  4. Понятие и структура учебной и рабочей программы.

  5. Учебники и учебные пособия.


Конспектировать:

  1. Сделать выписки, позволяющие подготовиться к ответам на вопросы семинарского занятия из основных учебников по педагогике.

  2. Законспектировать статью №2 Закона РФ об образовании, содержащую принципы государственной политики образования в новой редакции.


Темы докладов:

  1. Образовательные стандарты в США.

  2. Основные образовательные программы в развитых капиталистических стандартах (Англия, Франция, Германия, Скандинавские страны).

Задание для самостоятельной работы (дидактический практикум): Составьте и обоснуйте проект рабочего учебного плана для основной школы (5-9) классы) по реализации ученического (школьного0компонента образования. Для этого определите учебные предметы, которые будут предлагаться ученикам на выбор, отводимую на них учебную нагрузку. Составьте примерно расписание.
Литература основная.

  1. Закон РФ Об Образовании.1999.

  2. учебные стандарты школ России. Под ред В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова. М.1998.

  3. Педагогика. Под ред. профессора Пидкасистого П.И.. – Педагог. Общество России. М., 2000.

  4. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

  5. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.


Литература дополнительная.

Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. –М.,1999.



  1. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. Педагогика. № 5., 1993.

  2. Национальная доктрина образования. – 2000, №2.


Семинар № 3.

Формы организации обучения. Современные модели организации обучения. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы
Цель: Анализ и осмысление основные понятий – форма обучения, форма организации обучения. Дать характеристику известных науке форм организации обучения, провести их сравнительный анализ.
Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. Индивидуальные, групповые фронтальные формы обучения: достоинства и недостатки.

Сравнительный анализ организационных форм обучения: классно-урочная, белл-ланкастерская, мангеймская, бригадная, «план Трампа», дистанционная форма организации обучения.



План.

  1. Понятие формы, формы обучения, формы организации обучения.

  2. Виды форм обучения: индивидуальные коллективно-групповые, индивидуально-коллективные.

  3. Характеристика классно-урочной формы обучения.

  4. Сравнительный анализ форм обучения (по таблице).


Вопросы для коллективного обсуждения

1 Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения

2. С какой целью разрабатываются новые формы организации обучения, альтернативные классно-урочной системе.

3в чем преимущества и недостатки группового формы обучения

4.Назовите условия и конкретные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции.
Задание для самостоятельной работы (дидактический практикум) Разработать план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена.
Конспектировать(на выбор):


  1. Педагогика под. ред. Пидкасистого П.И.. 2000. с. 284-288.

2. Хуторской А,В.Современная дидактика. стр.297-316

Темы докладов:

  1. Эволюция форм организации обучения.

  2. Инновационный поиск форм организации обучения.


Литература основная:

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

  2. Подласый И.П. Педагогика.

  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

  4. Оконь В. Введение в общую дидактику. Москва. Высшая школа -1989.

  5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

Литература дополнительная:

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных, заведений. Под. Ред. Смирнова С.А.. – М.: Издательский центр «Академия». 2000.

  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей под ред. Бабанского Ю.К. М., Просвещение, 1983.

  3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

  4. Оконь В. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа. 1986.

  5. Хуторской А.В. Основы общей дидактики. М: Высшая школа. 1986.



Семинар № 4.

Методы обучения в современной школе.
Цель: разобрать основные понятия – метод, методы обучения, приемы обучения; закрепить знания о методах обучения, проанализировать их достоинства и недостатки.
План.

  1. Понятия: метод, методы обучения, приемы обучения.

  2. Классификация методов обучения по Бабанскому Ю.К.

  3. Обзор классификаций методов обучения.

  4. Выбор методов обучения.

Вопросы для обсуждения:

1.Предложите основания для классификации методов личностно-ориентированного обучения;



2. Какова связь целей и методов обучения? Методов и форм обучения?

Конспектировать (на выбор):

  1. Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000. с. 234-258.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. (с.318-318-330).
Темы для докладов:

  1. Как выбирать методы обучения.

  2. способы активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.


Литература основная:

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика.

  2. Выбор методов обучения в средней школе под ред. Бабанского Ю.К. М., 1981

  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

  6. Пидкасистый П.И. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.


Литература дополнительная:

  1. Педагогика под. Ред. Бабанского Ю.К. М., 1988.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. М., 1988.

  3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.


Семинар № 5.

Современный урок.
Цель: закрепить знания о сущности, типах, структуре современного урока: сформировать у студентов гуманистическую профессиональную направленность в проектировании и организации урока.
План (вопросы для коллективного обсуждения):

  1. Особенности классно-урочной системы.

  2. Общие психолого-педагогические требования к современному уроку.

  3. Цели современного урока. Соотношение целей обучения, воспитания, развития.

  4. Типы уроков.

  5. Структура комбинированного урока.

  6. Нестандартные уроки: интегрированный урок, урок-экскурсия, уроки-путешествия и др.

  7. Подготовка урока.

  8. Что такое творческий урок? Предложите свое определение.


Конспектировать:

  1. Из основных учебников по педагогике сделать выписки, позволяющие ответить на вопросы семинарского занятия.


Темы докладов:

Эвристическое обучение

Творческий урок.

  1. Урок – «пресс – конференция»

  2. Урок – путешествие

  3. Урок – портрет- ученого.

  4. Урок – КВН.

  5. Урок – «аукцион- знаний»

  6. Урок – дискуссия.


Литература основная:

  1. Хуторской А.В. Современная дидакткика.

  2. Подласый И.П.Педагогика.

  3. Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000.

  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

  5. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях и развивающего обучения. М., 1980.

  6. Коротяев Б.И. Обучение – процесс творческий: из опыта работы. М, 1980.

  7. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.

  8. Махмутов М.И. Современный урок. Изд. 2-е. М., 1985.

  9. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.


Литература дополнительная:

  1. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.

  2. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М., 1988.

  3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

  4. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской образовательной школе. М., 1987.

  5. Яковлева Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.


Семинар № 6.

Контроль и оценка результатов обучения.
Цель: проанализировать основные понятия – контроль знаний и умений учащихся, оценка, отметка, показать важность и действенность своевременного контроля.

(Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Функции контроля. Диагностика и оценка творческой деятельности. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения. Образовательные характеристики учеников).



План.

  1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия: виды контроля.

  2. Методы и формы контроля.

  3. Оценка знаний учащихся.

  4. Неуспеваемость учащихся: причины и способы устранения.


Конспектировать:

  1. Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000. с. 352-366.


Темы докладов:

  1. Контрольная работа как основной метод проверки знаний и умений учащихся.

  2. Реферат как метод проверки знаний.


Литература основная:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  2. Ингенкам К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М., 1991.

  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.


Литература дополнительная:

  1. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1990.

  3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1976.

  4. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература.




  • Основная литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО “Модек”, 1998.- 544 с.

  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию - М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.

  3. Дидактика современной школы. Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука.- К.: Рад. шк., 1987.- 351 с.

  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М., 1987.

  5. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

  6. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский - М.: Педагогика, 1989.- с. 11-106.

  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. Пер. с польского - М.: Высш. шк., 1986.-368 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница