Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы, оцениваемых по результатам защиты выпускной квалификационной работы



Скачать 126.01 Kb.
Дата14.05.2016
Размер126.01 Kb.
Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы, оцениваемых по результатам защиты выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3)

Способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7)

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1)

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2)

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4)

способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5)

способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6)

способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7)

готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8)

готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9)

способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10)

готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11)

способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12)

готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13)

способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14)


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: в области экономических проблем и общественных процессов (в том числе в сфере образования); нормативных правовых документов, регламентирующие профессиональную деятельность в области специального образования; современного русского литературного языка

Умения: рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; организации коррекционно-развивающей среды, ее методического обеспечения и проведения коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; осуществления коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; к взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными; организации и осуществления психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья; использования знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, лингвистического анализа

Навыки: осуществления динамического наблюдения за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности сбору; анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности

Опыт деятельности: анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; использования данных медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ; формирования общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействия с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; осуществления работы по популяризации дефектологических знаний среди населения



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ВКР
1.Организация подготовки и защиты ВКР
Руководителем выпускной квалификационной работы назначается преподаватель кафедры или ППИ, имеющие опыт педагогической деятельности и высокую квалификацию. Темы ВКР, их руководители, консультанты и рецензенты утверждаются на заседании кафедры и Совета ППИ, а затем оформляются приказом по ВУЗу не позднее ноября месяца.

Защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, обозначенные графиком учебного процесса Психолого-педагогического института МГГУ.

Требования по выполнению, структуре и защите выпускной квалификационной работы, а также формы отзыва научного руководителя и рецензента отражены в «Положении о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в Мурманском государственном гуманитарном университете».

Работа подписывается обучающимся и научным руководителем, сдается в виде рукописи не позднее двух недель до защиты ВКР специалисту по учебно-методической работе выпускающей кафедры.

Научный руководитель дает на работу письменный отзыв , показывая динамику его развития обучающегося как исследователя, отмечая научный и методический рост в период работы над ВКР.

Рецензентом назначается преподаватель по данной или смежной дисциплине. В рецензии, как правило, оценивается теоретическая и практическая значимость работы, новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методов ее выполнения. Обращается внимание на степень самостоятельности выполнения работы, на этику цитирования литературных источников, подчеркиваются достоинства и недостатки работы, дается ее оценка в целом.

Доклад по ВКР работе составляет примерно 6-10 минут. Раскрываются основные положения по выполненному исследованию, особое внимание уделяется раскрытию новизны, теоретической и практической значимости. Рекомендуется применять на защите мультимедийные презентации. По завершению выступления обучающегося члены комиссии задают ему вопросы.

Далее зачитываются отзыв научного руководителя и рецензия (или освещается их краткое содержание).

Обучающийся отвечает на замечания, высказанные в рецензии.

Оценка выставляется экзаменационной комиссией по защите ВКР и объявляется в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания ГЭК. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и оглашаются открыто в присутствии всей группы студентов, участвовавших в публичной защите.

При обсуждении представленных к защите ВКР государственная экзаменационная комиссия руководствуется критериями, которые позволяют объективно оценить качество выполненных исследований: качество оформления ВКР и приложений; соответствие структуры работы требованиям ФГОС ВПО; наличие заявки учреждений, организаций и пр. на выполнение ВКР; результаты внедрения (наличие подтверждающего документа); раскрытие основных теоретических понятий; представление результатов опытно-экспериментальной части работы; качество публичного выступления; полнота, точность, логичность ответов на вопросы; аргументированность, научная эрудиция, использование профессиональной терминологии; использование электронных средств презентации.

2. Примерная тематика выпускных квалификационных работ


        1. Система работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

        2. Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        3. Формирование лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием малых фольклорных форм

        4. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению загадок с использованием элементов ТРИЗ-технологии

        5. Использование дидактических игр в процессе формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

        6. Малые фольклорные жанры как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития

        7. Особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта

        8. Использование персонифицированных образов в системе подготовки к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

        9. Формирование диалогической речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи в играх-драматизациях

        10. Профилактика нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи на этапе подготовки к школьному обучению



3.Требования к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

В процессе выполнения ВКР у обучающиеся развиваются профессиональные компетенции в области методов научного исследования, работы с научной литературой, проведения экспериментального исследования, обобщения и интерпретации полученных данных, практического применения результатов в профессиональной деятельности.

Результаты исследования обучающиеся представляют на заседаниях кафедры СПиСП, факультетских и межвузовских студенческих научно-практических конференциях, на конкурсах научных исследований, публикуют в сборниках научных трудов и методических статей.

Основные этапы выполнения ВКР


Работа над ВКР состоит из четырех этапов:

  1. подготовка к исследованию;

  2. научно-исследовательская работа;

  3. работа над текстом ВКР;

  4. оформление ВКР и подготовка к ее защите.

Последовательность выполнения ВКР может быть представлена следующим образом:

  • выбор и обсуждение темы;

  • подбор, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

  • обоснование методологии исследования;

  • составление плана опытно-экспериментального исследования и разработка его методики;

  • проведение опытно-экспериментального исследования;

  • получение экспериментальных данных;

  • оформление работы, ее проверка руководителем, доработка по замечаниям;

  • предзащита ВКР;

  • рецензирование работы, подготовка доклада и презентации;

  • защита ВКР.

Выполнение данного графика работы фиксируется в листе сопровождения ВКР и учитывается руководителем при оценке выполненного выпускником исследования.
Выбор темы ВКР

При выборе темы ВКР обучающийся, прежде всего, ориентируется на ее актуальность, которая определяется нормативно-правовой базой развития образования и потребностями региона.

Тема для проведения исследования может быть предложена преподавателем, осуществляющим руководство ВКР, или выбрана обучающимся из примерного списка тем, утвержденных на кафедре специальной педагогики и специальной психологии. После чего тема утверждается на заседании кафедры СПиСП, а также соответствующим приказом ректора МГГУ.

В начале учебного года научный руководитель составляет индивидуальный график выполнения ВКР, после чего обучающийся приступает к изучению и анализу научной и методической литературы по проблеме исследования.

В основу исследования должна быть положена ведущая теоретическая идея или идеи, которая определяет концепцию исследования.

Обоснование актуальности исследования включает раскрытии актуальности, новизны изучаемой проблемы. Обучающийся должен показать, что нового вносит его исследование в теорию вопроса (или какую известную в литературе гипотезу подтверждает его исследование), какова практическая значимость исследования. На этом этапе важно продумать возможные варианты решения поставленных в работе задач.

Важной составляющей технологии научно-исследовательской деятельности является разработка общего пути (логики) исследования проблемы - определение стратегии поиска, т.е. последовательности основных шагов, ведущих к открытию неизвестного или недостаточно изученного.

Планирование экспериментального исследования и разработка его методики должна включать два основных момента:


  1. Составление общего плана работы, который, несомненно, должен отражать творческий процесс работы. Здесь студент должен отразить «стратегию» предстоящей работы.

  2. Выбор методик (не менее трех-четырех), соответствующих теме и позволяющих решить поставленные задачи исследования.

Своевременное выполнение подготовительного этапа имеет решающее значение для хода дальнейшего исследования.
Проведение опытно-экспериментального исследования - обязательная часть ВКР. Для данного этапа исследования рекомендуется разработать подробный, максимально конкретный план исследовательской деятельности.

Для исследования определяется база и создается выборка: подбираются экспериментальная и контрольная группы детей, готовится стимульный материал и документация (протоколы) для проведения диагностического обследования. При анализе полученных данных важно выделить факты, характеризующие конкретную группу испытуемых и сопоставить полученные данные и имеющимися в науке данными.

Далее составляет программа формирующего эксперимента (экспериментального обучения), которая включает разработку режима занятий с детьми, этапы формирования, описание задач и содержания каждого этапа, определение средств и условий формирующей работы, а также разрабатывается перспективный план формирующей деятельности.

После реализации программы формирующего эксперимента проводят контрольный этап, сравнивая диагностируемые показатели до и после формирования.

Важно доказать, что формирующий эксперимент оказал положительное влияние на развитие ребенка с ОВЗ.

Работа над текстом ВКР

Данный этап включает анализ, обобщение и теоретическое объяснение научных фактов, полученных в результате исследования, а также подготовку рукописи ВКР.

Работа не должна ограничиваться описательно-эмпирическим уровнем исследования, а должна предполагать глубокое осмысление полученных данных на основе выделения механизмов, связей и закономерностей полученных фактов.

В выводах раскрываются связи между явлениями. Эта стадия требует от студента разработки специального плана, наличие которого также влияет на оценку работы обучающегося руководителем.

Важным моментом подготовки ВКР является подготовка доклада, в котором в краткой форме обучающийся должен информативно представить свое исследование, доказать его актуальность, показать практическую значимость выполненных разработок.

Рекомендуется разработать мультимедийную презентацию, которая позволяет наглядно представить полученные обучающимся результаты.


Шкала оценивания результатов подготовки и защиты ВКР
Критерии оценивания и баллы (максимальное количество баллов – 100)

  • актуальность темы ВКР – 0-4 балла;

  • практическая значимость ВКР– 0-4 балла;

  • широта обзора современных теоретических и методических подходов к проблеме исследования– 0-5 баллов;

  • соответствие структурных компонентов исследования заявленной теме-– 0-5 баллов;

  • соответствие диагностических методик задачам и проблемам исследования – 0-3 балла;

  • полнота количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных-– 0-5 баллов;

  • использование методов математической статистики при обработке результатов– 0-5 баллов;

  • методическая проработанность формирующего эксперимента – 0-5 баллов;

  • обобщенность и содержательность выводов –– 0-3 балла;

  • научность языка и стиля изложения – 0-3 балла;

  • аргументированность, логичность изложения материала в рукописи ВКР – 0-4 балла;

  • правильность оформления ссылок и списка литературы – 0-2 балла;

  • правильность использования профессиональной терминологии в рукописи ВКР – 0-3 балла;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок – 0-2 балла;

  • содержательность анализа законодательной базы – 0-2 балла;

  • иллюстративность и доказательность изложения результатов исследования в рукописи ВКР – 0-3 балла;

  • информативность презентации – 0-5 баллов;

  • соблюдение эстетических требований к оформлению результатов выполненной мультимедийной презентации – 0-5 баллов;

  • качество графического представления результатов исследования в презентации –– 0-5 баллов;

  • информативность доклада на защите ВКР – 0-4 балла;

  • правильность использования профессиональной терминологии в процессе зашиты ВКР-– 0-5 баллов;

  • аргументированность, логичность изложения материала в докладе, правильность использования профессиональной терминологии– 0-4 балла;

  • соблюдение регламента выступления– 0-4 балла;

  • убедительность и профессиональная компетентность в ответах на вопросы членов ГЭК– 0-5 баллов;

  • работа выполнена по заявке работодателя – 0-2 балла;

  • результаты исследования апробированы на студенческих научно-практических конференциях, семинарах разного уровня, имеются публикации результатов исследования – 0-3 балла.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница