Перечень компетенций



Скачать 141.63 Kb.
Дата14.05.2016
Размер141.63 Kb.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психолог образования»

3.

Дисциплина (модуль)

Психология художественного творчества

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

2


Перечень компетенций

ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

ОК-5 - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами

ОПК-3 - готов использовать методы диагностики развития, общения, творческой деятельности детей разных возрастов

ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ПКСПП-1 - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями

ПКСПП-2 - готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКСП-2 - способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся

Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • основных категорий и понятий психологии художественного творчества;

  • основных направлений, подходов, теорий психологии искусства, истории и современных тенденций развития психолого-педагогических концепций;

  • закономерностей и структурных компонентов психологии художественного творчества;

  • особенностей художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности, творческих процессов и факторов их обусловливающих;

  • характеристик личности художника;

  • сущности, специфики и основных компонентов художественно-творческой и психолого-педагогической деятельности.

  • современных методик развития художественно-творческих способностей детей в процессе интеграции искусств;

  • новых технологий психологии художественного творчества

Умения:

  • последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

  • применять методы диагностики художественного творчества и интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях;

  • осуществлять процесс развития общекультурных и социально-личностных компетенций детей в образовательных учреждениях;

  • выявлять интересы к различным видам творческой деятельности обучающихся, и проблемы развития творческих способностей в образовательном пространстве;

  • осуществлять процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях;

  • придерживаться современных концепций психокоррекционной работы с детьми на основе интеграции искусств;

  • анализировать собственную художественно-творческую и профессиональную деятельность с целью совершенствования и эффективности для каждого конкретного случая и др.

Навыки:

  • владения русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, художественно-творческими способностями;

  • владения способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • владения способностью организовать совместную художественно-творческую деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства в процессе интеграции искусств;

  • владения методами диагностики и развития художественно-творческих способностей субъектов образовательного пространства;

  • владения способностью анализировать полученные результаты в исследовательских целях;

Опыт деятельности:


Этапы формирования компетенций

Раздел 1.Теоретические основы психологии художественного творчества

Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества

Методологическая основа художе-ственно-творческого развития личности.

Феномен таланта в социокультурном контексте

Гений, талант и творчество как психофизиологический феномен.

Психологические основы восприятия произведений различных видов искусства. Специфика художественно-познавательных процессов.

Психология в системе комплексных исследований художественного творчества

Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве.

Эмоционально-волевая сфера личности и художественно-образная природа искусства.

Раздел 2. Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности

Исторический аспект исследования проблемы художественно-творческого воспитания и развития личности на основе взаимодействия искусств

Психолого-педагогические проблемы развития таланта в системе образования

Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников и школьников


Преемственность полихудожественного воспитания и развития дошкольников и школьников

Полихудожественное воспитание и развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Современные концепции художественного образования школьников

Модель подготовки педагога к полихудожественному воспитанию и развитию школьников

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Типовое контрольное задание
1. Отрасль психологии, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности; формирование, развитие и структуру творческого потенциала людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве; опыт художника, - это

А) психология творчества

Б) психология развития человека

В) социальная психология

Г) экспериментальная психология

2. Особая одаренность, выражающаяся в склонности к художественному творчеству, в легкости освоения навыков творческой деятельности в определенном виде искусств (литературе, музыке, скульптуре и др.) – это:

А) творческое мышление

Б) воображение

В) идентификация

Г) художественная способность

3. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

А) единства психики и деятельности

Б) деятельностного опосредования межличностных отношений


В) единства строения внутренней и внешней деятельности

Г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека



4. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

А) С.Л. Рубинштейн

Б) А.Н. Леонтьев

В) Г.А. Ковалев

Г) Л.С. Выготский

5. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме используется принцип:

А) детерминизма

Б) развития


В) активности

Г) системности



6. Теорию катарсиса в искусстве разработал:

А) Л.С.Выготский

Б) Б.П.Юсов

В) З.Фрейд

Г) К.Юнг

7. Вид групповой психо­терапии, в котором пациенты выступают в качестве акте­ров и зрителей, а их роли направлены на моделирование жизнен­ных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социаль­ной перцепции, более глубокого самопо­знания, - это

А) психодрама

Б) арт-терапия

В) сказкотерапия

Г) музыкотерапия

8. Развитие человека как вида называется:

А) онтогенезом

Б) филогенезом

В) социогенезом

Г) антропогенезом

9. Понятие и процедура психодрама впервые были предложены:

А) З.Фрейдом

Б) К.Юнгом

В) Д. Морно

Г) ) Ч.Шефером

10. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

А) волей

Б) рефлексом

В) сознанием

Г) эмоциями

11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

А) конкретностью

Б) предметностью

В) всегда высокой степенью (уровнем) ясности

Г) объективностью

12. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

А) самооценкой

Б) самопрезентацией

В) самовосприятием

Г) самоощущением

13. Метод, основанный на занятиях художественным (изобразительным) творчеством, применяется в образовательной практике как средства психической гармонизации и развития личности, как пути к разрешению социальных конфликтов («социального врачевания») или с другими целями - это.

А) психодрама

Б) арт-терапия

В) музыкотерапия

Г) сказкотерапия

14. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

А) нижний абсолютный

Б) дифференциальный


В) временный

Г) верхний абсолютный



15. Восприятие часто принято называть:

А) осязанием

Б) апперцепцией

В) перцепцией

Г) наблюдательностью

16. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, - это:

А) апперцепция

Б) иллюзии

В) наблюдательность

Г) осязание

17. Высшим видом памяти считается память:

А) двигательная

Б) образная

В) эмоциональная

Г) вербальная

18. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

А) объем

Б) концентрация


В) распределение

Г) переключение



19. Теоретическое и практическое мышление различают:

А) по типу решаемых задач

Б) по характеру обобщений

В) по активности субъекта

Г) по ведущему анализатору
20. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется :

А) восприятием

Б) мышлением


В) воображением

Г) вниманием


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключ к тесту (вариант 1):

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

1

А

1

11

Г

1

2

В

1

12

А

1

3

Г

1

13

Б

1

4

А

1

14

А

1

5

А

1

15

В

1

6

А

1

16

Г

1

7

А

1

17

Г

1

8

Г

1

18

Б

1

9

В

1

19

А

1

10

В

1

20

В

1



Перечень вопросов к зачету

  1. Психология художественного творчества: предмет, основные направления психологии и пути исследования искусства.

  2. Психологическая и духовная сущность художественного творчества. Духовность как аксиологический метапринцип художественно-творческого развития личности.

  3. Методологическая основа художественно-творческого развития личности.

  4. Антропологический метапринцип как философско-педагогическая стратегия художественно-творческого развития личности

  5. Психологические аспекты целостного мировоззрения личности.

  6. Методы исследования психологии искусства

  7. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

  8. Специфика проблематики и важнейшие положения психологии художественного творчества

  9. Основные концепции психологии искусства.

  10. Искусство как познание. Искусство как прием.

  11. Искусство как психоанализ.

  12. Творческая одаренность и свойства личности. Проблема таланта.

  13. Феномен таланта в контексте культуры.

  14. Типологическая структура творческого потенциала личности (гениальность, талантливость, одаренность, посредственность).

  15. Изучение процессов психологической эволюции человека на материале искусства.

  16. Психология в системе комплексных исследований творчества.

  17. Психология литературного творчества.

  18. Акцентуированные личности в художественной литературе.

  19. Психологический аспект театрального творчества. Театр как практическая психология.

  20. О взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики.

  21. Психологический аспект музыкального творчества.

  22. Психология изобразительного искусства. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратной связи».

  23. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве.

  24. Психология художественного творчества и нейросемиотика.

  25. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии.

  26. Художественно-познавательные способности, процессы в художественном творчестве, их специфика.

  27. Построение и природа художественного образа. Художественный образ как выразительная умозрительная модель (по В.П.Бранскому).

  28. Рациональное и интуитивное в творческом процессе.

  29. Общение в сфере художественного творчества.

  30. Психологические основы восприятия искусства.

  31. Катарсис как психологический феномен.

  32. Эмоциональная сфера личности и художественно-образная природа искусства.

  33. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Внешние выражения эмоций и чувств. Виды чувств.

  34. Эмоциональная реакция на художественное произведение. Сопереживание и его деформации (по В.П.Бранскому).

  35. Познание искусства как психолого-педагогический процесс. Принципы психологии искусства.

  36. Воспитание творческой личности как психолого-педагогическая проблема.

  37. Художественно-творческое развитие личности в процессе интеграции искусств как психолого-педагогическая проблема.

  38. Понятие и сущность готовности учителя к художественно-творческому развитию детей.

  39. Способности педагога-художника, специфика общения между педагогом и учащимся, учет возрастных особенностей художественного развития детей.

  40. Взаимосвязанные компоненты художественно-творческого развития в процессе интеграции искусств: полифоническое воображение; «живое» искусство; полифоническая иерархия.

  41. Психолого-педагогическая система художественной модальности: «экосистема» и «экзисистема» полихудожественного развития.

  42. Современные концепции художественно-творческого развития детей в процессе интеграции искусств.

  43. Основные направления музыкального и музыкально-двигательного развития школьников на основе интеграции искусств.

  44. Условия приобщения ребенка к «пространству воображения» посредством освоения: пространства истории культуры, народных традиций и пространства разных видов художественно-творческой деятельности.

  45. Модальности литературно-речевого развития школьников в процессе интеграции искусств.

  46. Театрально-творческое развитие младших школьников в процессе взаимодействия искусств.

  47. Общие принципы и условия диагностики художественно-творческого развития детей.

  48. Диагностика художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

  49. Диагностика художественно-творческих способностей школьников.

  50. Развитие художественно-творческих способностей и формирование творческой индивидуальности (тренинг креативности)





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница