Персональный информационно-образовательный портал



Скачать 43.63 Kb.
Дата01.05.2016
Размер43.63 Kb.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Э.П. Макаров, О.Г. Инюшкина


Уральский государственный технический университет УПИ

E-mail: cnit@ustu.ru

Информационные технологии дистанционного обучения и методы современной педагогике основаны на концептуальных принципах персонификации интеллектуального научно образовательного потенциала университета. Реализация этих принципов в условиях виртуальной информационно образовательной среды УГТУ (ВИОС) предполагает создание программных средств поддержки личностно ориентированных техно-логий Интернет и управления персональными информационно образовательными ресурсами.

Персональный информационно-образовательный портал (ПИОП) рассматривается как информационная технология, которая предназначена для создания преподавателями (тьюторами): персональных информационно-образовательных ресурсов (контента) и рабочего пространства с управляемой инфраструктурой (квазинтернета), интегрированного в единое информационное академическое пространство университета на базе технологий корпоративного информационно образовательного портала кафедры и сетей Интернет [1]. Применение ПИОП позволяет применять современные педагогические технологии в процессе образовательной деятельности в соче-тании с дистанционными формами и сетевыми Интернет технологиями достигнуть его большей эффективности на основе персональной самоорганизации участников и сотрудничества в виртуальных сообществах (академи-ческих группах), использовать для управления информационно образовательными ресурсами университета методы информационного менеджмента.

Разработка информационной технологии и программных инструментальных средств создания и применения в дистанционном обучении ПИОП преподавателя в условиях ВИОС на базе Корпоративной сети университета (КС УГТУ) является актуальной задачей.

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ УПИ) разработана интегрированная инструментальная программная оболочка (ИПО) на базе сервера Lotus Domino для создания применения ПИОП в процессе дистанционного обучения наукоемким и гуманитарным дисциплинам [1].

ИПО обеспечивает поддержку следующие функции организации образовательного процесса.

1. Доступ на базе ВИОС и Интернет технологий к учебному материалу на ПИОП: поддержка виртуальной персональной библиотеки преподавателя для накопления и хранения информационных Интернет ресурсов; организация гиперссылок на информационные ресурсы Интернет в условиях контролируемого адресного пространства; контроль информационных ресурсов предметно образовательной среды; публикация на информа-ционном сервере (сайте) учебно методических материалов и организация доступа к из КС УГТУ.

2. Обучение на основе методов современной педагогики ("метод проектов" и "метод сотрудничества") в условиях ВИОС: персональные виртуальные рабочие столы преподавателей и рабочие тетради студентов; база заданий "Дидактический материал"; регистрация студентов и зачисление к преподавателю в виртуальные учебные группы (организация академических сообществ); выдача заданий; консультации с преподавателем; коллоквиумы, рецензии, архив; сотрудничество в учебных группах (дискуссионный форум), централизованная координация учебного процесса со стороны деканата (модуль "Административный офис") и кафедры (модуль "Кафедра").

ИПО имеет Web-ориентированный пользовательский интерфейс и поддерживает следующие функции взаимодействия пользователя с ПИОП:

- инструментарий проектирования и создания ПИОП;

- организацию единой точки доступа ко всем необходимым информационным ресурсам, включая внешние ресурсы Интернет;

- управление доступом к документам (или группам документов) в виртуальных библиотеках;

- дискуссионные форумы; сотрудничество в академических сообществах (Web-конференции); Web корреспонденцию;

- управление содержанием;

- информационную безопасность;

- четыре уровня доступа к информационным ресурсам (общедоступный, доступный учебной группе, выборочный, защищенный).

ИПО поддерживает следующие функции пользователя по управлению информационными ресурсами и знаниями:

- создание Персонального информационного рабочего пространства (ПИРП) в среде Интернет [2];

- накопление информации и знаний, как из различных корпоративных информационных систем - электронных библиотек, так и из внешних источников в сети Интернет;

- организация доступа к информации и знаниям для других пользователей (корпоративных и внешних);

- проводение Web конференций;

- обмен мнениями об опубликованной информации в интерактивном режиме;

- переписка через Web;

- предоставление пользователю персонального виртуального рабочего стола как индивидуальной точки входа в корпоративное информационное пространство университета и обмена информацией с другими участниками образовательного процесса на базе Интернет технологий.

ИПО является тиражируемым информационным продуктом и представляет собой набор файлов формата NSF, которые функционируют на любой аппаратно программной платформе (Sun, Solaris; IBM, Windows) под управлением сервера Lotus Domino. Доступ к ПИРП осуществляется посредством Web-браузера с любого удаленного компьютера сети Интернет.

Персональный информационно-образовательный портал внедрен в Секции информатики и когнитологии Регионального центра НИТ УГТУ для обучения дисциплине "Информатика" (http://sic.ustu.ru/dcl/makarov.nsf).

Персональный информационно-образовательный портал обеспечвает персонификацию пользователя, как глобальном в информационном пространстве Интернет, так и в корпоративной ВИОС университета, создает условия для применения формализованных методов управления информационно образовательными ресурсами университета в корпоративном образовательном пространстве Интернет .
Литература

1. Программный комплекс "Корпоративное информационное рабочее пространство руководителя научно-практического учреждения" (КИРП-Р-НПУ). Авторы: Инюшкина О.Г., Макаров Э.П. Свидетельство об официальной регистрации программ № 2002610017. Реестр программ для ЭВМ. г. Москва, Российская федерация. Роспатент, 3 марта 2002 г.



2. Программный комплекс "Персональное информационное рабочее пространство" (ПИРП). Авторы: Инюшкина О.Г., Макаров Э.П., Свидетельство об официальной регистрации программ № 2000610395. Реестр программ для ЭВМ. г. Москва, Российская федерация. Роспатент, 18 мая 2000 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница