Первого этапа (2005-2007 гг.)



Скачать 360.31 Kb.
Дата29.04.2016
Размер360.31 Kb.
IV. Этапы и фазы проекта

Весь комплекс работ, выполняемых в рамках проекта ИСО, можно разделить на два этапа и три фазы (см. рис. 5).

Главные задачи первого этапа (2005-2007 гг.):



  • сформировать в России устойчивый потенциал в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых учебных материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов и работников управления образованием на уровне требований современной экономики;

  • обеспечить развитие действующей системы повышения квалификации и методической поддержки работников образования, создать эффективный механизм повышения квалификации педагогов в области информатизации школы, использования информационных и коммуникационных технологий в практике своей работы;

  • развернуть в регионах, участвующих в проекте, сеть межшкольных методических центров, которые обеспечивают эффективную текущую поддержку процессов информатизации школ.

В результате этих усилий в регионах проекта должно произойти продвижение школ на новую ступень информатизации образования, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Процедуры оценки результативности первого этапа проекта включают в себя инструмент для оценки этого продвижения.

Первый этап разбит на две фазы. На первой фазе (развертывание) ведется разработка комплексов формирования информационной среды образовательных учреждений, коллекций цифровых образовательных ресурсов нового поколения (ЦОР), новых учебно-методических материалов и регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Отрабатываются системы и методика Интернет-обучения школьников. Одновременно с этим в пилотных регионах проекта разворачивается освоение и использование техник и инструментов проектного управления школой. Начинает формироваться система планомерного развития работ по информатизации в школах и муниципальных образованиях, повышается эффективность использования имеющихся ресурсов, в том числе средств ИКТ.

В результате первой фазы в регионах проекта:


  • появятся увязанные между собой программы работ по информатизации образовательных учреждений,

  • начнут выполняться мероприятия по достижению сформулированных в этих программах целей,

  • активизируется привлечение дополнительных ресурсов для развития школы,

  • повысится готовность работников образовательных учреждений сформулировать грамотный запрос на новые разработки, которые выполняются в проекте ИСО.

На второй фазе (реализация) ведется освоение и использование в пилотных регионах экспериментальных версий комплексов формирования информационной среды образовательных учреждений, коллекций цифровых образовательных ресурсов нового поколения и новых учебно-методических материалов, практическая отработка регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Идет практическое опробование моделей Интернет-образования школьников. Одновременно осуществляется подготовка массовых версий всех экспериментально проверяемых и отрабатываемых на практике разработок.

Второй этап проекта (2008-2010 гг.) опирается на результаты, полученные на первом этапе. Главные задачи второго этапа:

  • развернуть в большинстве школ страны практическое использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;

  • повсеместно перейти на современные программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированы на педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента профессионального роста;

  • распространить накопленный в проекте опыт поддержки процессов информатизации школы, использования ИКТ в работе методической службы;

  • развить производство высококачественных учебных материалов, выйти на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.

Второй этап включает в себя третью фазу проекта (распространение). Созданные на первом этапе материалы и опыт их использования, накопленный в пилотных регионах проекта, распространяются во всех регионах страны. Информатизация общеобразовательной школы переходит на новый качественный уровень.

В результате второго этапа проекта большинство школ в регионах проекта и в других регионах России перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе. Сложатся условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса, создания сетевых образовательных сообществ. У большинства учащихся появится возможность достигать образовательных результатов, которые позволяют полноценно подготовиться к жизни в становящемся информационном обществе.



V. Структура проекта

Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем компонентам:

  • Учебные материалы нового поколения (А).

  • Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования (В).

  • Создание системы межшкольных методических центров (С).

При определении состава и содержания этих работ использовались отечественный и зарубежный опыт информатизации школы, практика работы передовых образовательных учреждений страны, опыт региональных программ информатизации школы, результаты региональных и федеральных программ и проектов, включая «Федеральную программу развития образования», федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды», «Инновационный проект развития образования» и др. В схематическом виде структура и основные виды работ проекта показаны на рис. 6.

Взаимосвязь между компонентами проекта показана на рис. 7, где отражены основные субъекты проекта ИСО: разработчики информационных систем, учебных и методических материалов, экспериментальные школы, региональные координационные межшкольные методические центры – РКЦ и ММЦ , организаторы проекта. На схеме двойной пунктирной линией показаны связи между разработчиками учебно-методических материалов и межшкольными методическими центрами (ММЦ), которые ведут методическую поддержку школ и учителей, осваивающих создаваемые материалы. Одинарной пунктирной линией показаны связи между экспериментальными школами (школьными экспериментальными площадками), где осуществляется экспериментальное опробование выполняемых разработок, и учебными заведениями в регионах проекта, которые перенимают опыт внедрения этих материалов.


VI. Компонент А. Учебные материалы
нового поколения

Первый компонент (А) представляет собой содержательный стержень всего проекта. Именно вокруг новых учебных материалов будут формироваться новые способы организации учебного процесса.

Большинство существующих на сегодня цифровых образовательных ресурсов создавались без связи с существующими образовательными стандартами, учебными программами и педагогической практикой, без учета потребностей школы и учителя. Среди них преобладают издания, относящиеся к жанру «Репетитор» и отражающие главным образом представления разработчиков о том, какие знания нужны школьникам. Серьезной проблемой является дефицит методических рекомендаций по использованию данных продуктов. Отсутствие единых технологических требований к разработке цифровых образовательных ресурсов, нестандартизированный интерфейс создают дополнительные технические сложности для пользователей. Во многом именно в силу данных причин цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный образовательный процесс и зачастую оказываются невостребованными в школах.

Основная задача первого компонента проекта ИСО – способствовать изменению сложившейся ситуации, обеспечив школы необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав условия для их активного использования в учебной деятельности.

В первом компоненте проекта выделяются три группы работ (см. рис. 6):

А1. Разработка регламентов создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов.

А2. Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов.

А3. Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования.

Информатизация всех сторон жизни школы, активное включение в учебный процесс новых видов образовательных ресурсов требует нормативно-правового обеспечения. Решить эту задачу призван подкомпонент А1 «Разработка регламентов создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов». В его рамках предполагается ряд работ по формированию правовой основы учебного процесса, общественной и административной жизни школы в ИКТ-насыщенной среде.

На сегодняшний день не существует никаких нормативных документов, устанавливающих правила использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. В частности, неясно, какие действия учителя являются нарушением авторских прав, а какие – нет.

Никак не оговорены правила ведения электронной документации (например, электронного журнала) и доступа к ней.

Существующее типовое штатное расписание затрудняет полноценное использование компьютерного класса учителями других предметов, кроме информатики. Так, эксперты Всемирного банка выяснили, что компьютерный класс в системе начального профессионального образования в течение недели работает в среднем 28 часов, в школах – 38 часов. Можно было бы использовать это оборудование гораздо более интенсивно, но для этого необходимо введение новых штатных единиц – лаборантов, техников. В целом нужно новое организационно-техническое обеспечение работы компьютерных классов.

Образовательное учреждение в настоящее время практически не имеет права оказывать дополнительные услуги населению. Необходимо создать правовые условия для того, чтобы школы могли предоставлять возможность для работы на своем компьютерном оборудовании (возможно, за плату) учащимся из других школ и взрослому населению.

В числе результатов реализации подкомпонента А1 планируется:


  • издать методические рекомендации по организации работы школ в условиях активного использования информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать единые правила, позволяющие использовать цифровые образовательные ресурсы, создаваемые различными разработчиками, в едином информационном пространстве школы;

  • предложить нормативы ведения цифровой внутришкольной документации, формы регистрации хода учебной деятельности (ведение «электронного журнала», хранение работ учащихся);

  • составить типовые штатные расписания, отражающие необходимость использования и обслуживания средств ИКТ;

  • сформулировать предложения по проекту образовательных стандартов и сопровождающих материалов для общего среднего образования в условиях ИКТ-насыщенной среды.

Задачами реализации подкомпонента А2 «Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов» выступают разработка учебных материалов нового поколения, преодоление дефицита цифровых образовательных ресурсов и насыщение рынка новыми качественными продуктами, а также формирование методик организации учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.

В проекте выделяются следующие типы образовательных ресурсов:



  • информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции;

  • инструменты учебной деятельности;

  • информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;

  • учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.

Информационные источники для системы образования могут подразделяться на три группы.

Первая – элементарные информационные источники. К ним относятся, например, графическое изображение астролябии или текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Вторую группу составят информационные источники простой структуры. Например, учебный текст о назначении прибора «астролябия», включающий и его графическое изображение, или учебный текст с анализом стихотворения и сам текст стихотворения.

Наконец, в третью группу входят источники сложной структуры. Это может быть гипертекст, содержащий графическое изображение астролябии и учебный текст о ее назначении, имеющий гиперссылки на исторические условия создания, биографии великих ученых, связанных с разработкой данного прибора и аналогичных измерительных приборов, практические работы с данным прибором и т.д. Или гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портреты автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве и т.д.

На основе анализа потребностей общего и начального профессионального образования в цифровых образовательных ресурсах предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов, по следующим образовательным областям и предметам: начальная школа, математика, литература, естествознание, физика, химия, биология, экономическая география, физическая география, обществознание, история, искусство, иностранные языки.

В коллекцию войдут цифровые копии произведений искусства, художественных и научно-популярных фильмов, фото- и видео-изображения явлений природы, исторических событий и социальных явлений, тексты художественных произведений и научных работ, соответствующие школьной программе и расширяющие ее, интерактивные модели физических явлений и процессов, а также другие объекты.

Будут созданы межпредметные коллекции, в том числе коллекция карт, как в виде графических изображений, так и в виде объектов геоинформационной системы, коллекция цифровых изображений произведений культуры, коллекция изображений представителей растительного и животного мира (включая видеофрагменты поведения животных). В рамках данного подкомпонента предполагается также создание аннотированного каталога образовательных ресурсов, входящих в колекцию.

Ресурсы коллекции будут систематизированы по школьным предметам, содержательным линиям и дидактическим единицам образовательного стандарта. Они будут доступны всем школам России. В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку – вместе с методическими рекомендациями по их использованию.



Для эффективного использования элементов коллекции необходима система инструментов учебной деятельности. Это программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео, а также различные виртуальные лаборатории, гео-информационные системы и т.п. В рамках проекта ИСО запланированы приобретение, адаптация и специальная разработка нескольких сотен таких инструментов для нужд общего и начального профессионального образования.

Отдельный вид цифровых образовательных ресурсов – средства, обеспечивающие организацию учебного процесса. В рамках проекта ИСО предусмотрены приобретение и разработка специализированного программного обеспечения для методистов, учителей и школьных администраторов. Оно позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контроль и анализ знаний учащихся и хода учебного процесса, учет кадров и контингента учащихся, сбор и анализ статистических данных об образовательном учреждении, приведенных в соответствие с системой государственной статистики, работу школьных бухгалтерий, а в конечном счете – информатизировать процесс управления учебным заведением, упростить работу администрации образовательного учреждения.

Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, предполагается осуществлять двумя путями. С одной стороны, будет происходить развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых ресурсов. Эффективное использование возможностей информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ресурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.



С другой стороны, планируется создание инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Инновационные комплексы должны быть построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Для обеспечения качества создаваемых учебных материалов большое внимание в первом компоненте проекта ИСО уделяется их апробации (подкомпонент А3) непосредственно в условиях учебного процесса. На основе апробации последует доработка продуктов с учетом замечаний и предложений, затем еще одна апробация, и лишь затем – широкое тиражирование ресурсов и их размещение в открытом доступе. По мнению разработчиков проекта, такой тщательный контроль качества обеспечит максимально широкое использование в школах материалов, созданных в рамках ИСО.

Предполагается апробация абсолютно всех разрабатываемых ресурсов, в том числе информационных источников, инструментов образовательной деятельности, цифровых дополнений к существующим учебно-методическим комплектам, инновационных учебно-методических комплексов, средств организации учебного процесса, регламентов работы образовательного учреждения в ИКТ-насыщенной среде.

Апробационные площадки будут создаваться как в семи пилотных регионах проекта, так и в других территориях. Площадки в регионах проекта будут осуществлять широкую апробацию всего спектра разрабатываемых материалов. Для обеспечения такой широкой апробации в этих школах будет устанавливаться соответствующая компьютерная техника. Площадки, расположенные вне регионов проекта, будут проводить апробацию отдельных материалов. Им будут передаваться методики апробации и сами апробируемые продукты; осуществлять поставки компьютерного оборудования в такие учебные заведения не предполагается.

Важным отличием процедуры апробации в рамках проекта ИСО от аналогичных мероприятий в рамках других федеральных программ является организация апробации непосредственно в процессе разработки учебных материалов. Это позволит своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта.

VII. Компонент В. Профессиональное развитие педагогов

в области применения ИКТ для целей образования


При формировании второго компонента проекта ИСО – «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» (В) – разработчики исходили из того, что основную роль в информатизации образования играет учитель, подготовленный и мотивированный. Именно поэтому особое внимание в проекте уделяется созданию учебно-методических комплексов, связанных с подготовкой и повышением квалификации различных категорий работников образования: учителей-предметников, школьных библиотекарей, методистов, администраторов.

Задачи второго компонента – способствовать профессиональному развитию работающих и будущих педагогов, а также работников управления образованием в области использования ИКТ для совершенствования образовательного процесса, способствовать производству современных учебных материалов через создание в России необходимого потенциала в области педагогического дизайна и сделать создаваемые материалы, которые нацелены на повышение квалификации педагогов, доступными на всей территории страны. Отдельной задачей является содействие развитию различных форм дистанционного обучения педагогов и учащихся, в том числе – школьников с особыми потребностями.

Соответственно во втором компоненте проекта выделяются три группы работ, составляющие содержание трех подкомпонентов (см. рис. 4):

В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании.

В2. Развитие системы педагогического дизайна при создании учебных материалов.

В3. Развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и, по возможности, дистанционной формам обучения со школьниками, в том числе, со специальными потребностями.

Подкомпонент В1 «Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании» включает в себя четыре программы: формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования, развитие системы повышение квалификации и методической поддержки педагогов, Интернет-поддержка профессионального развития педагогов и обучение будущих учителей.

Первая из перечисленных программ – «Формирование базовой педагогической ИКТ-компетентности работников образования» – продолжает и развивает работы, которые уже на протяжении ряда лет ведутся в России в рамках известных проектов – таких, как «Обучение для будущего» (компания Интел), «Поколение RU» (компания Юкос), «Развитие сети РЦДО» (федеральная целевая программа РЕОИС) и др. Она направлена на массовое освоение педагогических возможностей ИКТ всеми категориями работников образования, включая учителей всех предметов, работников управления, библиотекарей – своего рода «педагогический всеобуч» в области новых технологий.

В результате реализации данного направления проекта будут разработаны вариативная программа (рассчитанная на 72 учебных часа) и учебно-методический комплект для педагогического всеобуча, подготовлены (приобретут базовую педагогическую ИКТ-комптентность) около 150 тыс. работников образования из всех регионов России.

Разработка учебных материалов проводится на основе анализа существующих в России и за рубежом программ подготовки и повышения квалификации работников образования в области ИКТ. При этом предусматривается достижение следующих целей:



  • Формирование у обучаемых представлений о современной компьютерной среде и осознания необходимости ее использования в своей профессиональной деятельности.

  • Формирование у слушателей устойчивых навыков использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

  • Формирование у слушателей способности понимать организацию и устройство ИКТ-среды своего образовательного учреждения и эффективно использовать возможности этой среды в своей повседневной работе.

Вариативная программа и комплект модульных учебно-методических материалов призваны обеспечить индивидуальные образовательные потребности учителей-предметников, библиотекарей, руководителей школ и работников управления образованием. Разработка учебно-методических материалов проводится на основе анализа функциональных обязанностей каждой категории работников образования и выявленных у них дефицитов в области ИКТ-компетентности. Этот анализ определяет выбор возможных учебных средств, а также структуру модульной программы.

Учебные и методические материалы, разрабатываемые для учителей-предметников, включают в себя отдельные модули для учителей естественнонаучного и гуманитарного профилей. В рамках каждого из этих модулей предусматривается возможность для педагога освоить (с учетом преподаваемой им учебной дисциплины) учебную работу с использованием цифровых образовательных ресурсов, которые поставлены в образовательные учреждения в рамках ФЦП РЕОИС и других федеральных и региональных программ.

Программа и учебно-методические материалы позволяют строить индивидуализированные комплекты учебных материалов не менее чем из трех групп модулей: общих, тематических (для определенной категории обучаемых) и специализированных (для углубленного ознакомления с приложениями в специфических образовательных областях, прежде всего, для учителей различных специальностей). При этом ориентация делается на широко используемые в российском образовании технические и системные программные средства, цифровые учебные материалы, которые уже поставлены или поставляются в учреждения образования в централизованном порядке.

Создается комплект модульных учебно-методических материалов, который включает учебные программы для подготовки каждой категории слушателей, учебные пособия для слушателей и методическое пособие для преподавателей с учетом особенностей организации учебного процесса для очной и очно-заочной форм обучения. В комплект также включаются цифровые материалы для обеспечения занятий и методические рекомендации по их применению.

Все материалы представляются как в форме традиционного учебно-методического комплекта (учебное пособие и цифровые материалы для занятий), так и в виде сетевой версии, позволяющей организовать эффективную учебную работу через Интернет (в различных условиях его технической доступности).

Разработанные в проекте ИСО учебные материалы должны быть использованы при массовом обучении педагогов. Это обучение проводится на базе существующих учреждений подготовки и повышения квалификации работников образования, межшкольных методических центров (ММЦ), создаваемых в проекте ИСО (компонент С «Создание сети межшкольных методических центров») и других образовательных учреждений.

Для проведения этой работы в регионах Российской Федерации объявляется конкурс на получение целевого финансирования. Целевое финансирование выделяется для обучения около 150 тыс. работников общего образования и НПО не менее чем из 50 регионов Российской Федерации, включая все регионы проекта ИСО.
В2

Анализ отечественного потенциала в области разработки учебных материалов, который проделала группа экспертов МБРР на стадии подготовки проекта «Информатизация системы образования», позволил сделать вывод о том, что в нашей стране уже начало складываться производство цифровых образовательных ресурсов. Сотни наименований представлены сегодня на рынке, однако далеко не все они удовлетворяют потребностям школы. Наряду с неподготовленностью рядового российского учителя к использованию цифровых учебных материалов, одной из главных причин, по которой эти материалы недостаточно используются в образовательном процессе, является недоучет их разработчиками тех требований, которые предъявляют к этим материалам различные группы потребителей, и прежде всего педагоги. Технологические процессы создания цифровых образовательных ресурсов редко включают в себя действия по контролю методического (образовательного) качества разрабатываемых материалов, их педагогической эффективности. В результате многочисленные CD и Интернет-ресурсы существуют сами по себе. Степень их интеграции в реальную работу учителей и учащихся колеблется между «невысокой» и «нулевой».

Так возникла задача включить в содержание проекта раздел «Развитие системы педагогического дизайна» (подкомпонент В2). Его цель – способствовать систематическому использованию знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов в отечественной образовательной практике.

Термин «педагогический дизайн» предложен разработчиками проекта ИСО как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, рассматривающего вопросы о том, каковы возможные «стратегии учения», как разрабатывать учебные материалы с учетом выбранной стратегии, как формировать учебную среду и строить эффективный учебный процесс. На Западе соответствующую область делят на подобласти: например, instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т.п. В контексте проекта ИСО понятие «педагогический дизайн» включает в себя и instructional design, и learning design, и элементы педагогического проектирования.

В самом общем виде педагогический дизайн может быть определен как систематический процесс преобразования общих принципов обучения и преподавания в учебные планы и материалы. Внутри педагогического дизайна как общего направления можно выделить две основные линии. Первая рассматривает принципы организации поточного массового производства учебных материалов. Вторая определяет, как работать с готовыми образовательными ресурсами и конструировать учебный процесс с их использованием. Обе линии так или иначе затрагивают четыре «горячие области» педагогического дизайна:


  • отработка процедур (этапы производственного цикла по созданию того или иного образовательного продукта, схема взаимодействия педагогического дизайнера с другими членами команды разработчиков или авторского коллектива, правила организации последовательности учебных действий в рамках того или иного урока или педагогического события и т.д.);

  • применение новых форм и способов работы, обеспечивающих мотивацию учащихся, связь учебного процесса с жизнью, интерес к предмету и т.п.;

  • обучение коммуникации и работе в команде (авторов и разработчиков учебных материалов, учителей, школьников);

  • способы учета индивидуальных учебных стилей (или индивидуальных особенностей познавательной деятельности) учащихся при проектировании учебных материалов и организации учебного процесса.

Все эти составляющие должны войти в повседневную педагогическую культуру. Каждый учитель в идеале должен так же хорошо ориентироваться в подобных вопросах, как он сегодня работает с раздаточными материалами, организует фронтальный опрос или контрольный зачет. Задача проекта – через деятельность методических служб всех уровней донести до учителей основы работы с современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, формирования собственных «образовательных коллекций».

Подкомпонент проекта, посвященный педагогическому дизайну, ориентирован на три целевые группы: разработчиков учебных материалов нового поколения, практикующих учителей и студентов педагогических вузов – будущих учителей.

Развертывание работ по подготовке и повышению квалификации в области педагогического дизайна (разработчики учебных материалов, студенты и педагоги) будет проходить по двум линиям. Во-первых, ее будут вести подготовленные эксперты на базе своих организаций (вузы, организации по повышению квалификации педагогов, учебные центры и т.п.). Во-вторых, ее будут вести педагогические вузы в ходе выполнения учебных программ по подготовке педагогов. Работа, которая ведется в педагогических вузах, будет поддержана в рамках проекта ИСО. Цель этой поддержки – изменение практики методической подготовки студентов (будущих учителей) в педагогических учебных заведениях путем включения в содержание учебного процесса методики работы с учебно-методическими комплектами, разработанными в и внедряемые в практику работы общеобразовательных учреждений в рамках проекта ИСО, а также методических разработок в области педагогического дизайна (включая введение специализации по педагогическому дизайну при подготовке будущих учителей).

Каждый педагогический вуз, которые выиграет в конкурсе на участие в этой работе, будет дополнительно оснащен комплексом оборудования учебно-производственной лаборатории для разработки современных цифровых учебных материалов. В результате, проект поддержит внедрение новых курсов по подготовке студентов более чем в десяти вузах страны.

Результатами осуществления работ станут:


  • Разработка квалификационных требований к педагогическим дизайнерам.

  • Подготовка не менее 400 специалистов, в том числе не менее 100 разработчиков ИУМК, не менее 16 ключевых российских специалистов в области педагогического дизайна (авторская группа), не менее 30 авторов и разработчиков учебно-методических материалов, не менее 230 методистов и педагогов (из них не менее 200 в регионах проекта ИСО), не менее 30 преподавателей педагогических вузов.

  • Разработка, подготовка к изданию и издание пилотным тиражом (по 1000 экз.) комплектов учебно-методических материалов для трех целевых групп: авторов и разработчиков учебно-методических материалов, методистов и педагогов, преподавателей педагогических вузов.

  • Создание общедоступной коллекции (в том числе Интернет-библиотеки) материалов по педагогическому дизайну, включающей как образцы, которые созданы за рубежом и в нашей стране, так и разработки специалистов, которые прошли обучение в рамках данной работы.

  • Разработка и апробация модели обучения вопросам педагогического дизайна различных групп специалистов; создание предпосылок для развития системы повышения квалификации в области педагогического дизайна.

  • Предложения для Министерства образования и науки РФ по дальнейшему развитию работ в области педагогического дизайна в нашей стране, в том числе – по включению основ педагогического дизайна в образовательный стандарт по каждой педагогической специальности.

В рамках третьего подкомпонента «Развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками, в том числе, со специальными потребностями» (В3) основное внимание уделяется развитию системы заочного, или дистанционного обучения школьников и учащихся системы НПО (обучения на расстоянии).

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации организует переход старшей школы на профильное обучение. Однако по ряду причин (нехватка педагогов, отсутствие материальных возможностей и т.п.) многие общеобразовательные учреждения (прежде всего в сельской местности) не в состоянии предоставить своим ученикам этот вид образовательных услуг. Для решения указанной проблемы в проекте ИСО предусматривается разработка новых организационных форм образовательной работы, основывающихся на использовании потенциала отечественной системы заочных школ и на обучении школьников через Интернет.

На этапе подготовки проекта ИСО был проведен анализ, который показал, что в стране отсутствует методическая и кадровая основа для проведения этой работы. Чтобы организовать углубленную подготовку учащихся школ через Интернет, необходимо разработать учебно-методические материалы, подготовить педагогов, способных вести учебную работу со школьниками на расстоянии, наладить их постоянную методическую поддержку, а также разработать комплекс организационных решений, которые обеспечат эффективность, легитимность и финансирование этой формы обучения в школах.

Работы по созданию и отработке технологий для обучения школьников на расстоянии построены в проекте ИСО таким образом, чтобы ускорить возможность предоставления всем учащимся углубленной подготовки по выбранным учебным предметам.

Для выполнения работ создается консорциум исполнителей, включающий головного исполнителя (федерального уровня) и соисполнителей (регионального уровня). В качестве головного исполнителя работ федерального уровня может выступать отечественный или зарубежный университет, исследовательский центр, коммерческий разработчик учебно-методических материалов, провайдер образовательных услуг и т.п. Его задачей является обеспечить разработку и внедрение целостной системы обучения школьников на расстоянии.

Интернет-поддержку учебной работы учащихся, их аттестацию и текущее финансирование этих работ на местах естественнее всего вести через соисполнителя работ на региональном уровне. Поэтому в партнерстве с головным исполнителем выступают не менее двух соисполнителей работ регионального уровня (университет, региональная организация, коммерческий поставщик образовательных услуг и т.п.). Региональные соисполнители представляют интересы региона и обеспечивают проведение соответствующих работ на местах – заключают необходимые договоры, проводят набор учащихся и учителей-кураторов, осуществляют текущую и итоговую аттестацию школьников. Соисполнители работ отбираются из регионов проекта ИСО.

Работа выполняется параллельно не менее чем тремя консорциумами исполнителей, отобранными на конкурсной основе. Каждый исполнитель должен продемонстрировать достаточный задел в области разработки учебных материалов для обучения через Интернет, подготовки сетевых педагогов, опыт в организации обучения на расстоянии, включая необходимые средства ИКТ. Конкурсные предложения исполнителя должны быть поддержаны органами образования не менее чем двух регионов проекта ИСО.

Интернет-обучение школьников будет опробоваться в первую очередь в регионах проекта. Учебная работа будет развертываться на базе образовательных учреждений (школ, межшкольных методических центров и т.п.), которые выделяют кураторов для организационной помощи обучаемым, обеспечивают условия для самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе, доступ в Интернет). Школьники занимаются индивидуально или в группах. Текущая и итоговая аттестация учащихся проводится с участием работников соответствующих образовательных учреждений и регионального исполнителя.

Итогом первой стадии работ должны стать рабочие прототипы учебных материалов и программ для преподавания через Интернет обязательных общеобразовательных дисциплин на профильном уровне (по 14 учебным предметам). Каждый исполнитель должен предложить технологию обучения школьников на расстоянии на основе этих материалов и способы методической поддержки педагогов, а также комплекс программных средств для реализации этой технологии. Поскольку задачей второго этапа является экспериментальное обучение школьников через Интернет, исполнителю необходимо подготовить необходимое количество сетевых педагогов, технического и административного персонала в регионах для проведения этой работы. Кроме того, он должен представить пакет организационных и нормативных материалов для организации экспериментального обучения школьников на расстоянии в выбранных регионах.

Разработка учебно-методических материалов и программ обучения школьников через Интернет должна проводиться, в том числе, с использованием цифровых учебных материалов, разрабатываемых в рамках компонента А «Учебные материалы нового поколения» проекта ИСО.

На второй стадии каждый из исполнителей проводит экспериментальное обучение школьников и выполняет необходимую доработку и развитие подготовленных на первой стадии материалов в соответствии с результатами эксперимента. Кроме того, исполнитель подготавливает программу широкомасштабного обучения школьников на расстоянии, предусматривающую, в том числе, софинансирование этой работы потребителями образовательных услуг.

На третьей стадии происходит внедрение созданной системы в регионах проекта в рамках широкомасштабного эксперимента по обучению школьников через Интернет. Результаты этой работы широко пропагандируются и предлагаются к использованию во всех регионах страны. Исполнители заключают договоры с другими регионами о проведении систематического обучения школьников на расстоянии.

К моменту завершения первого этапа проекта (лето 2008 года) должны сформироваться эффективно действующие системы обучения школьников на расстоянии, которые функционируют и развиваются за счет средств заинтересованных в этих услугах потребителей (региональный, муниципальный, школьный бюджеты, средства родителей). На втором этапе проекта (четвертая стадия) эти системы начнут тиражироваться, предоставлять свои услуги, в том числе, за пределами тех регионов, где проводился широкомасштабный эксперимент. В результате не менее чем в семи регионах России должны быть развернуты и экспериментально опробованы не менее трех действующих систем обучения школьников через Интернет.

В итоге реализации данной программы будут разработаны четырнадцать учебно-методических комплектов для преподавания через Интернет обязательных общеобразовательных дисциплин на профильном уровне, пригодных для массового обучения школьников. Управления образования регионов получат пакет типовых организационных и нормативных материалов для развертывания систематического обучения школьников через Интернет. В широкомасштабном эксперименте примут участие не менее 2 тыс. учащихся. Результатом учебной работы должно стать, в том числе, формирование у них способности успешно выполнить задания единого государственного экзамена по соответствующей дисциплине на профильном уровне.

Еще одна возможность для детей из отдаленных и сельских школ получить доступ к качественному образованию – это заочные школы. Они возникли около сорока лет назад и служили социальным эквалайзером, предоставляя доступ к качественным образовательным услугам детям из малых городов и сельской местности на всей территории станы. В последние годы эти школы переживали кризис вместе со всей системой образования. Поэтому предлагаемая в проекте ИСО программа призвана помочь трансформации этих школ, превращению их в центры заочной работы с детьми, желающими получить углубленную, профильную подготовку в условиях отсутствия соответствующим образом подготовленных педагогов на местах.

Основная задача, которая ставится в проекте ИСО по развитию потенциала заочного образования – это расширение ассортимента и повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются по программам профильных классов школы, увеличение количества учащихся и педагогов, работающих, в том числе, в режиме «коллективный ученик», и получающих образовательные услуги через заочные школы.

В проекте предусматривается предоставление целевого финансирования на развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками. Целевое финансирование будет присуждаться для обеспечения качественного развития существующих заочных школ в соответствии со специально разрабатываемыми программами развития (бизнес-планами) этих образовательных учреждений на базе широкого использования средств ИКТ. Всего предполагается поддержать до тридцати заочных школ.

Каждая заочная школа в своем бизнес-плане должна продемонстрировать пути решения задач профильной подготовки школьников, прежде всего в отдаленных и сельских школах, увеличение количества потребителей предоставляемых школой образовательных услуг, в том числе за счет использования ИКТ. Одним из главных критериев при отборе заочных школ выступает устойчивость планируемых изменений, способность заочной школы продолжительное время функционировать на новом качественном уровне после завершения целевого финансирования.

Средства целевого финансирования могут быть направлены на разработку учебно-методических пособий нового поколения, перевод имеющихся методических материалов в современные компьютерные форматы хранения и предоставление доступа к ним широким массам учащихся, учителей и родителей, оплату приобретения и поставки в заочные школы технических и программных средств ИКТ, подключение к Интернету, подготовку персонала заочных школ.

Все учебные и методические материалы, разрабатываемые заочными школами на средства целевого финансирования, должны быть размещены в Интернет и доступны без дополнительной оплаты всем. Они, в том числе, передаются в НФПК для размещения на национальном образовательном портале и распространения по регионам проекта ИСО (через систему РКЦ и ММЦ). На основе полученного опыта информатизации работы заочных школ будут подготовлены рекомендации Министерству образования и науки РФ об эффективных путях развития заочного обучения школьников в России, в том числе при решении задач профильного обучения.
На территории России действует сеть образовательных учреждений (школы, интернаты, детские дома), ведущих обучение детей со специальными потребностями. В рамках подкомпонента В3 проекта ИСО планируется организация конкурсов для этих учреждений с выделением грантов наиболее подготовленным к использованию ИКТ в ходе учебно-воспитательной работы со школьниками со специальными потребностями. Должны быть поддержаны до 20 учебных заведений для четырех категорий детей: слабослышащих, глухих, слабовидящих и слепых. Следствием работы явится развитие этих учреждений и повышение качества предоставляемых ими образовательных услуг. В результате реализации подкомпонента не менее 2 тыс. учащихся в школах для детей со специальными потребностями получат образовательные услуги, основанные на использовании ИКТ.
Освоение нового содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации школы – сложный и длительный процесс, который связан с существенными преобразованиями деятельности образовательного учреждения. Эту работу невозможно вести без постоянной методической поддержки педагогов. В проекте ИСО предлагается сформировать систему региональных координационных и межшкольных методических центров (РКЦ и ММЦ), которые должны обеспечить развитие современных форм повышения квалификации и методической поддержки учителей. Эти работы разворачиваются в пилотных регионах и объединены в третий компонент проекта (С).

Задачи компонента – расширение доступа к информации, учебно-методическим и техническим ресурсам для учреждений общего и начального профессионального образования, накопление и распространение опыта модернизации образовательной и управленческой деятельности школ и учреждений НПО на основе использования ИКТ в обучении, развитие и поддержка программно-технического компьютерного оснащения образовательных учреждений.

Основная идея компонента – поддержка процесса информатизации школ и учреждений НПО через создание инфраструктуры в форме системы методических центров, предоставляющих образовательные, методические и технические услуги на основе ИКТ для всех школ и учреждений НПО. Методические центры представляют собой отдельные структурные подразделения или образовательные учреждения, реализующие поддержку непосредственно для конкретной группы школ и учреждений НПО, максимально приближая образовательные ресурсы и услуги к потребителям – учителям и ученикам. Они объединяются в единую сеть средствами телекоммуникаций и образуют единое информационное образовательное пространство. Осуществление данного компонента должно привести к появлению устойчивых моделей формирования современной муниципальной методической службы, определить их возможное место в целостной системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов для школы информационного века.

Формируемые в рамках компонента региональные координационные и межшкольные методические центры должны стать потенциальными «точками роста» с точки зрения использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.



Задачи региональной системы межшкольных методических центров:

  • Осуществление регулярной методической поддержки педагогических кадров всех учреждений общего и начального профессионального образования региона проекта на базе РКЦ и ММЦ.

  • Осуществление регулярной информационной, технической и аппаратно-программной поддержки образовательной деятельности РКЦ и ММЦ и консультационной поддержки всех учреждений общего и начального профессионального образования региона на базе РКЦ и ММЦ.

  • Осуществление повышения квалификации в области использования ИКТ в учебном процессе педагогических кадров учреждений общего и начального профессионального образования региона на базе ММЦ.

  • Использование информационных ресурсов системы РКЦ-ММЦ для предоставления доступа к федеральным и региональным хранилищам учебно-методических материалов нового поколения, а также для дистанционной поддержки на базе ММЦ педагогов и учащихся учреждений общего и начального профессионального образования, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг на местах.

  • Организация и проведение конкурсов для поддержки педагогических инициатив и телекоммуникационных образовательных проектов.

  • Осуществление процесса мониторинга хода реализации Проекта в регионе и оценка его результативности.

  • Освещение опыта методической образовательной деятельности системы РКЦ-ММЦ для педагогической общественности и заинтересованных структур во всех субъектах Российской Федерации.

Основные формы поддержки информатизации образования на основе сети РКЦ-ММЦ:

1. Проведение региональных выставок-конференций. Выставка-конференция проводится в основном для специалистов управления образованием различных уровней и директоров учреждений общего образования. Цель – демонстрация результатов Проекта и достижений в области информатизации образовательных учреждений в регионе, определение приоритетных направлений развития региональной и муниципальных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации.

Региональные выставки-конференции проводятся на базе РКЦ для межрегионального обмена опытом в рамках Проекта. Рекомендуется проводить одну региональную выставку-конференцию в год с 2005 года (март-май). Длительность мероприятия – от 3 до 5 дней, количество участников одного мероприятия – 100 человек.

2. Проведение региональных конференций и семинаров. Подготовка конференций осуществляется РКЦ. Конференция проводится в рамках отчета по выполнению научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инициатив по следующим направлениям (предположительно в ноябре):


  • «Опыт развития процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе и пути его распространения».

  • «Новые педагогические технологии в области использования ИКТ учителями и методистами в регионе и опыт их внедрения».

  • «Формирование среды открытого образования средствами дистанционного обучения и опыт расширения доступа участников образовательного процесса к нему».

Региональные семинары (летние и зимние школы) организуются РКЦ с привлечением баз отдыха. Эти мероприятия ориентированы на всех учителей-новаторов в регионе, особенно тех, которые активно участвуют в НИР в качестве разработчиков. Семинары предусматривают активное обучение методом погружения, предпочтительно в период каникул. Они являются одной из коллективных форм обучения и передачи опыта в использовании новых образовательных технологий для учителей, управленцев, методистов.

Каждое мероприятие представляет собой 36-часовой модуль обучения. Рекомендуется засчитывать эти часы участникам региональных семинаров как модуля курсов повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательном процессе с накоплением часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов по итогам обучения за весь период Проекта.

Все мероприятия летних и зимних школ фиксируются техническими специалистами РКЦ с помощью аудио-видео ресурсов и формируются как учебно-методические материалы для использования в работе с ММЦ и для формирования регионального учебно-методического хранилища в рамках информационной методической службы в РКЦ.

Количество участников семинаров определяется в соответствии с количеством учителей в регионе. Так, от каждого района ММЦ рекомендует участие 1-5 педагогов из прикрепленных образовательных учреждений и по 1 методисту ММЦ. Периодичность проведения – 2 семинара в год (июль-август и январь) – летняя и зимняя школы. Длительность каждого мероприятия – 7 дней.

3. Проведение муниципальных выставок-конференций. Муниципальные выставки-конференции проводятся на базе ММЦ для межшкольного обмена опытом в рамках Проекта. Цель – определение приоритетных направлений развития школьных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации на основе функционирования региональной системы РКЦ-ММЦ.

Эти мероприятия проводятся в виде «Дня открытых дверей» один раз в год (март-май), начиная с 2005 года. Длительность мероприятия –1 день, количество участников одного мероприятия – до 100 человек (по одному представителю от ОУ и УНПО, прикрепленных к ММЦ). Основной состав участников - специалисты управления образованием, директора и методисты ОУ и УНПО.

4. Проведение муниципальных семинаров (мастер-классов). Муниципальные семинары (мастер-классы) предназначены для представления живого опыта команд школьных учителей и методистов, специалистов УНПО по использованию ИКТ в учебном процессе. Они проводятся на базе ММЦ.

Форма организации мастер-классов: открытые уроки педагогов-предметников (специалистов ММЦ), презентация лучших курсовых работ учителей (слушателей курсов повышения квалификации на базе ММЦ), лучших образовательных проектов и технологий, лучших телекоммуникационных проектов, разработанных в рамках НИР педагогическими коллективами и авторскими коллективами в муниципальных образованиях, передача опыта реализации этих инициативных проектов и образовательных технологий (учебные секции семинара).

5. Проведение обучения педагогов базовой ИКТ-компетентности в ММЦ. Обучение педагогов учреждений общего и начального профессионального образования, прикрепленных к ММЦ, проводится без отрыва их от работы в рамках еженедельного методического дня, предоставляемого педагогическим работникам учреждений общего и начального профессионального образования, и субботних дней.

Обучение педагогов базовой ИКТ-компетентности по 72 часовой программе осуществляется в период с января 2006 года по май 2008 года. Программы обучения и учебно-методические материалы к ним направляются в ММЦ из РКЦ. Обучение проводят педагоги ММЦ, которые прошли обучение по 72-часовой программе в РКЦ в первый год Проекта. Аттестацию слушателей по итогам повышения квалификации базовой ИКТ-компетентности в объеме 72 часов осуществляет РКЦ на базе ММЦ.

6. Проведение учебных семинаров и консультаций в ММЦ. В ММЦ регулярно проводятся следующие виды однодневных учебных семинаров в объеме – 6 часов каждый для различных целевых групп:


  • учебный семинар для специалистов муниципального управления образованием и директоров прикрепленных к ММЦ образовательных учреждений (ежегодно);

  • учебные семинары для педагогов-предметников учреждений общего образования и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования по вопросам использования ИКТ- ресурсов (один раз в неделю с января 2006 года по июнь 2008 года);

  • учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов учреждений общего и начального профессионального образования с новыми поступлениями УМК, медиатеки и дистанционными курсами (один раз в квартал с января 2006 года по июнь 2008 года).

7. Организация накопительного обучения. 18-часовые модули и 6-часовые учебные семинары будут засчитываться слушателям в качестве прохождения курсов повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательном процессе с накоплением ими часов до 72 и дальнейшей аттестацией.

Для организации такого накопительного обучения рекомендуется ввести зачетную книжку учителя, утвержденную РКЦ, где фиксировать все часы участия в учебных семинарах в течение учебного года и зачеты по итогам учебного семинара (реферат, доклад, проект), а также предложить педагогу по накоплению 72 часов обучения пройти итоговую аттестацию в ММЦ. Форму итоговой аттестации предлагается согласовать с РКЦ. Например, это может быть доклад на конференции, презентация на выставке, учебно-методические материалы, предложенные педагогами для ММЦ и размещенные в хранилищах информационной методической службы как имеющие практическую ценность.

9. Поддержка педагогических инициатив. В бюджете РКЦ предусмотрены целевые средства на оплату научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инициатив, которые должны проводиться в период с 2005 года по 2008 год. Тематика НИР представлена тремя направлениями:


  • «Поддержка процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе».

  • «Новые педагогические технологии в области использования ИКТ учителями и методистами в регионе и опыт их внедрения».

  • «Расширение доступа обучающихся к конкурсам и олимпиадам средствами сети Интернет».

Задачей подкомпонента С4 «Формирование общественной поддержки информатизации школы» является обеспечение поддержки проекта профессиональным сообществом и широкой общественностью, а также широкого участия всех заинтересованных сторон (учащихся, родителей, педагогов, представителей бизнеса) в обсуждении и реализации проекта. Деятельность осуществляется посредством привлечения к участию в семинарах, выставках и конференциях, предусмотренных в компоненте, представителей местных сообществ: образовательного, культурного, технического. Предусмотрены также специальные семинары для депутатов местных законодательных собраний, представителей общественных организаций. На базе РКЦ создаются материалы для теле- и радиопрограмм. Сопровождается сайт проекта, включающий в себя все разработки в рамках проекта, в том числе дистанционные курсы и учебные материалы, разработанные в рамках компонентов А и В. Формируется сетевое педагогическое сообщество, создаются сайты – результаты научно-исследовательских работ по школьным телекоммуникационным проектам.



Задачами подкомпонента С5 «Поддержка региональных проектов в области информатизации образования» являются привлечение к проекту других регионов, активизация их деятельности в области информатизации образования, модернизации региональных программ информатизации на основе результатов проекта и распространение результатов проекта. В рамках данного подкомпонента в 2007 г. будет финансироваться конкурс среди регионов, не участвующих в пилотной стадии проекта. Результатом конкурса должны явиться выбор 13 новых регионов.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница