Поддержка принятия и исполнения решений на предприятии 1 Поддержка принятия и исполнения решений на предприятии



Скачать 381.64 Kb.
Дата30.04.2016
Размер381.64 Kb.
Раздел 2. Поддержка принятия и исполнения решений на предприятии
2.1 Поддержка принятия и исполнения решений на предприятии
Современная наука в сфере принятия административных решений достигла качественно нового уровня, на ее базе разработаны эффективные управленческие технологии, которые позволяют решать сложнейшие управленческие задачи.

Особое внимание уделяется резкому увеличению объема и сложности информации, которую необходимо учитывать при разработке управленческого решения в настоящее время, современным вычислительным системам с их возможностями переработки огромных массивов качественной и количественной информации.


Рис.1. «Черный ящик» процесса принятия управленческого решения

В настоящий момент применение современных технологий принятия административных решений - жизненно важная задача руководителя, одним из профессиональных основных навыков которого является навык принимать эффективные управленческие решения. В жесткой конкурентной борьбе, при иных равных условиях, достигают успеха и стабильно развиваются лишь те организации, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия административных решений.

Тезис об узком определении принятия решения выдвинул Г. Саймон еще в 50-е годы в связи с исследованием содержания понятия «управление». Согласно Саймону, управление - совместное поведение группы людей в организации. Тем не менее, термин «управление» применяется им и в более узком смысле - в отношении моделей поведения, общих для самых разных групп взаимодействующих между собой людей, не зависящих ни от определенных целей, ради которых было выполнено это взаимодействие, ни от определенных технологических методов, применяемых для достижения целей. За разработку концепции «Экономического бихевиоризма» Саймон получил Нобелевскую премию по экономике. Главный смысл его концепции заключается в том, что структура организации и принятие внутриорганизационных решений рассматриваются с точки зрения группового кооперативного поведения. Решения в организации, таким образом, утверждаются ее членами совместно, а их способности к целесообразным действиям лимитируются симпатиями, предубеждениями, личными стремлениями людей и такими психологическими ограничителями, как скорость обработки и передачи информации емкость памяти организации. Развитая в более поздних трудах Г. Саймона концепция принятия решений на микроэкономическом уровне в полной мере может быть использована в системах и технике планирования, бюджетной работе и контроле, необходимых как в государственном администрировании, так и в бизнесе.

Принятие решений - одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность производства.

В развитии интенсивной экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском. Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.

Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).

Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям. Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве. Еще решения классифицируются на решения принятые индивидуально и коллективно.



Организационные решения

Человека можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.



Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.

Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.

Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.

Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.

Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей.

В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.

В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.

В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.

Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.

Этапы решения проблем

Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.

.Причины затруднений чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных руководителей: возможно, это недостаточное количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как руководства различными процессами, связанными с функционированием организации, так и непосредственно производственным процессом; острая конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной стране.

Формулировка набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально важным моментом. Очень часто непродуманные немедленные действия приводят к усугублению данной проблемы. Желательно выявить максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а затем проран жировать возможные действия по своей эффективности и реализуемости. Рассмотрим процесс анализа альтернатив:

а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто.

б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.

Решение окажется более оптимальным, если оно будет согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.

После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.

Оценка результатов реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в последующей работе.

Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений.

Личностные оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки, которая определяет его действия, и влияет на принимаемое решение. Подход к принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной системе ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального, эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в отсутствии должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна рабочих помещений.

На принятие решений влияют поведенческие ограничения, то есть факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации. Например, часто руководители по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между ними в процессе принятия и реализации решений.

В организации все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто важное решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие такой способностью, часто являются кандидатами на повышение по службе.

Методы анализа и решения проблем

Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.

Ее отличительными особенностями являются:

Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.

Системная ориентация.

Использование различных моделей.

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы.

Количественные методы прогнозирования.

Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.

Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее.

Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Другие качественные методы прогнозирования.

Мнение жюри. Его суть состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.

Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке.

Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. И возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.

"Байесовский подход", базирующийся на известной теореме Байеса- используется при решение задачи в условиях неопределенности (когда то или иное действие или оба действия приводят к множеству возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны)

2.2 Эволюция поддержки решения и поколения ИС
По мнению академика А. И. Берга, система является сложной, если может быть описана на более чем одном языке. Одним из основных свойств ИС выступает делимость на подсистемы, которая имеет ряд преимуществ с точки зрения ее разработки и эксплуатации. В число таких достоинств входит упрощение: разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам; внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ; эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области [11].

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС. Функциональные подсистемы информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко установленным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.). Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам: предметному, функциональному, проблемному, смешанному (предметно-функциональному).

С учетом предметного признака для промышленных предприятий выделяют следующие подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: управление материально-техническим снабжением, управление производством готовой продукции, управление персоналом, управление сбытом готовой продукции, управление финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Для реализации функций управления различают следующие функциональные подсистемы: прогнозирование, нормирование, планирование (технико-экономическое и оперативное), учет, анализ, регулирование. Эти подсистемы реализуются на различных уровнях управления и объединены в контуры управления: маркетинг, производство, логистика, финансы (табл. 1).

Примером применения функционального принципа к выделению функциональных подсистем может служить многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает в себя четыре контура автоматизации в соответствии с функциями управления: планирования, оперативного управления, учета и контроля, анализа.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение задач бизнес планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе пакета прикладных программ Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ИС (например, ИС руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС осуществляется на основе разделения ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

Функциональный принцип: стратегическое развитие, технико-экономическое планирование, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

Предметный принцип (подсистемыуправления ресурсами): техническая подготовка производства, основное и вспомогательное производство, качество продукции, логистика, маркетинг, персонал.

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. Структура подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу, приведена на рис.4.

Обеспечивающие подсистемы информационных систем являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. К ним относятся (рис. 5): функциональная структура, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое и организационное обеспечение, а также обеспечение трудовыми ресурсами. На фазе разработки ИС иногда дополнительно включают правовое, лингвистическое, технологическое, методологическое обеспечение и интерфейсы с внешними ИС.

В целом работу ИС в контуре управления описывают функциональная структура и информационное обеспечение. Поведение человека в контуре управления характеризуют организационное обеспечение и обеспечение трудовыми ресурсами. Поведение автомата в контуре управления описывают математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура (рис.6) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции. Информационные функции, в свою очередь, включают в себя функции: централизованного контроля 1, 2, вычислительных и логических операций 3, 4.

В число управляющих функций должны входить функции: поиска и расчета рациональных режимов управления 5; реализации заданных режимов управления 6 (см. рис. 6).

Информационное обеспечение (рис. 7) -- это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Внешнее информационное обеспечение включает в себя: правила классификации и кодирования информации, нормативно-справочную информацию, оперативную информацию, методические и инструктивные материалы. Внутреннее информационное обеспечение предусматривает описание: входных сигналов и данных, промежуточных информационных массивов, выходных сигналов и документов.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмическогои программного (рис. 8). Алгоритмическое обеспечение --это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (операционные системы, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение (комплекс технических средств) состоит (рис. 9) из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода (вывода) информации и исполнительных устройств.

Организационное обеспечение -- это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления; анализ системы управления и путей ее совершенствования; разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала; внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Организационное обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В составе такого обеспечения можно выделить четыре группы компонентов.

Первым компонентом являются важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС; типовые проектные решения; методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятия; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

Вторым компонентом выступает совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, в том числе типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры управления предприятием, унифицированные системы документов, общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.). Третий компонент подсистемы организационного обеспечения -- техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

Четвертым компонентом является персонал, который представлен организационно-штатным расписанием, определяющим, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.

Обеспечение трудовыми ресурсами -- это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Целью такого обеспечения является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Обеспечение трудовыми ресурсами предусматривает методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение -- это совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, предусматривающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ИС. Языковые средства, включенные в подсистему лингвистического обеспечения, делятся (рис. 10) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Технологическое обеспечение соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

· первичной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);

· организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов);

· технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);

· баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);

· научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя две подсистемы:

1). OLTP -- оперативная обработка данных транзакционного типа, обеспечивает высокую скорость обработки большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки данных БД;

2). OLAP -- оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают: анализ и моделирование данных в оперативном режиме, работу с предметно-ориентированными хранилищами данных; реализацию запросов произвольного вида, формирование системы знаний о предметной области и др.

В методологическом обеспечении формулируются основные положения концепции проектирования ИС на основе построения системы параллельно развивающихся статических и динамических моделей, из которых извлекаются требования и спецификации проекта ИС.

Система моделей включает в себя описание процессов, функций, потоков, данных и других статических и динамических аспектов деятельности организаций. Статические и динамические модели строятся только для основных видов деятельности организации и только в том объеме и с той степенью подробности, которая обеспечивает формирование требований к ИС. При определении требований к ИС это позволяет ограничиться представлением только информационных процессов, связанных с оказанием услуг клиентам. Информационные системы разбиваются на совокупность архитектур, каждая из которых описывает различные аспекты ИС с разных точек зрения. Это позволяет разделить формирование требований к ИС на ряд итерационно выполняемых шагов, на каждом из которых решаемые задачи построения моделей и исследования вариантов архитектур имеют меньшую размерность и более просты, чем вся задача определения требований к ИС в целом [11].

Техническое обеспечение (комплекс технических средств). Технические средства можно также классифицировать согласно их роли в технологическом процессе обработки информации:

· вычислительные машины или компьютеры (рабочие станции, персональные компьютеры, серверы), являющиеся центральным звеном системы обработки данных;

· периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;

· сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи данных;

· средства оргтехники и связи.

В заключение отметим, что все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами. Так, например, подсистема «Организационное обеспечение» определяет порядок разработки и внедрения ИС, организационную структуру ИС и состав работников, правовые инструкции для которых содержатся в подсистеме «Правовое обеспечение».

Функциональные подсистемы определяют составы и постановки задач, математические модели и алгоритмы, решения которых разрабатываются в составе подсистемы «Математическое обеспечение» и которые, в свою очередь, служат базой для разработки прикладных программ, входящих в состав подсистемы «Программное обеспечение».

Функциональные подсистемы, компоненты математического и программного обеспечения определяют принципы организации и состав классификаторов документов, состав информационной базы. Разработка структуры и состава информационной базы позволяет интегрировать все задачи функциональных подсистем в единую экономическую ИС, функционирующую по принципам, сформулированным в документах организационного и правового обеспечения.

Объемные данные потоков информации вместе с расчетными данными относительно степени сложности разрабатываемых алгоритмов и программ позволяют выбрать и рассчитать компоненты технического обеспечения. Выбранный комплекс технических средств дает возможность определить тип операционной системы, разработанное программное, информационное обеспечение позволяет организовать технологию обработки информации для решения задач, входящих в соответствующие функциональные подсистемы.

2.6 Жизненный цикл информационных систем

Процесс создания ИС описывается с помощью следующей иерархии понятий: жизненный цикл, фазы, стадии, этапы, работы, процессы, операции, элементы. Информационный менеджмент реализует функции управления на протяжении всего жизненного цикла ИС, который включает в себя фазы зарождения, разработки, эксплуатации, демонтажа (рис. 11).

Важнейшими фазами жизненного цикла ИС являются фазы «зарождение» и «разработка». Они, в свою очередь, состоят из семи стадий: «формирование требований», «разработка концепции», «техническое задание», «эскизное проектирование», «технический проект», «рабочая документация», «внедрение».

Методология создания ИС отражена в нормативных документах, подавляющее большинство которых имеют силу международных стандартов. В них определены терминология, порядок создания и внедрения, требования к частям, состав проектов.

Последовательность работ, связанных с определением целесообразности создания, созданием и промышленной эксплуатацией ИС, оформлена в виде процесса (создания или изготовления), который имеет иерархическое описание и состоит из стадий. Каждая стадия состоит из этапов, а этапы, в свою очередь, из видов работ.

Рассмотрим подробнее стадии жизненного цикла.

Формирование требований и разработка концепции. Основная цель этапов и работ этих стадий состоит в формировании обоснованного с позиций заказчика предложения о создании ИС с определенными основными функциями и техническими характеристиками. Основными выходными документами этой стадии являются: отчеты и технико-экономическое обоснование целесообразности создания ИС с выбранными функциями и их характеристиками; заявка на создание ИС и исходные технические требования к ИС в объеме, соответствующем ГОСТ.

Техническое задание и эскизное проектирование. Основными целями этих стадий являются: подтверждение целесообразности и детальное обследование возможности создания эффективной ИС с функциями и техническими характеристиками, сформулированными в виде исходных технических требований к системе; планирование совокупности всех НИР, ОКР, проектных и монтажно-наладочных работ, сроков их выполнения и организаций исполнителей; подготовка всех материалов, необходимых для проведения проектных работ. Выходными документами стадии являются: ТЗ на создание ИС, содержащее технические требования и план-график работ, согласованные заказчиком и основным исполнителем; уточненное технико-экономическое обоснование намеченных в ТЗ решений (при необходимости); научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных предпроектных исследований; эскизный проект ИС [12].

Технический проект. Целями работ, выполняемых на этой стадии, являются разработка основных технических решений по создаваемой системе и окончательное определение ее сметной стоимости. Работы этой стадии завершаются разработкой: общесистемных решений, необходимых и достаточных для выпуска эксплуатационной документации на систему в целом; проектно-сметной документации, входящей в состав раздела «Автоматизация» технического проекта строительства; проектов заявок на разработку новых технических средств; документации специального математического и технического обеспечения, включая техническое задание на программирование. Основные результаты работ стадии оформляются в виде технического проекта ИС.

Рабочая документация. Целью работ, выполняемых на этой стадии, является выпуск рабочей документации на создаваемую систему. Работы этой стадии завершаются выпуском рабочего проекта ИС, состоящего: из проектной документации, необходимой и достаточной для приобретения, монтажа и наладки комплекса технических средств системы; документации программного и организационного обеспечения, необходимого и достаточного для наладки и эксплуатации системы; программ специального программного обеспечения на машинных носителях.

Внедрение. Цель стадии и главный результат работ, выполняемых здесь, -- передача действующей системы в промышленную эксплуатацию, а также получение объективных и систематизированных данных о качестве созданной системы, текущем состоянии и реальном эффекте функционирования системы на основании опыта ее промышленной эксплуатации. Анализ функционирования выполняется и в ходе промышленной эксплуатации. С этой целью определяются показатели эксплуатационной надежности для системы в целом и отдельных реализуемых ею функций, показатели технико-экономической эффективности системы, функционально-алгоритмическая полнота (развитость) системы и социально-психологическая подготовка персонала системы.

Глава III. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ (ИЭТР) РУКОВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ

3.1 ИЭТР


Электронное представление информации об изделии уже давно стало нормой на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Еще в начале 80-х годов в автоматизированных системах эксплуатации изделий сложной техники появились программно-методические комплексы, называемые интерактивными электронными техническими руководствами (ИЭТР) и предназначенные для обучения обслуживающего персонала, проведения регламентных работ, диагностики неисправностей и т.п. Одно из требований к ИЭТР - минимальная переделка документации при переходе к выпуску новых моделей изделий аналогичного назначения, что существенно сокращает временные и финансовые затраты на логистическую поддержку.

Стратегией информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделий является создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников ЖЦ, включая потребителя, которым необходимы преимущественно эксплуатационные данные, поэтому в качестве такого средства целесообразно разработать и передать вместе с изделием интерактивное электронное техническое руководство.

В настоящее время ИЭТР всё более активно внедряется на предприятиях различных отраслей промышленности, в конструкторских бюро, учебных центрах, ремонтных организациях как гражданской, так и оборонной направленности.

Характерным свойством такой документации является ее интерактивность, т.е. возможность потребителя получать необходимые сведения о процессах и процедурах в форме прямого диалога с компьютером, удовлетворяющий требованиям ИЭТР к техническим средствам и общесистемному программному обеспечению.

В настоящее время разработка ИЭТР для изделий является актуальной задачей. Это обусловлено количеством и сложностью оборудования в виде наукоемких изделий. Насыщенность изделий средствами автоматизации, электронно-вычислительной техникой и т.д. требуют повышенного внимания к квалификации обслуживающего персонала. Еще одной особенностью вопроса создания ИЭТР придает то обстоятельство, что отечественные производители высокотехнологичных изделий, поставляющие свои изделия на внешний рынок, вынуждены сопровождать ее электронной версией документации, выполненной по международным стандартам. Очевидно, что поставка за рубеж готового изделия с большим объемом традиционной бумажной документации существенно снижает его конкурентоспособность, поскольку делает невозможным взаимодействие с автоматизированными системами материально-технического снабжения. Потребитель должен поддерживать большой архив бумажной документации, затруднены процедуры сервиса, заказа запасных частей и т.д. Для производителей сложной машинотехнической продукции использование ИЭТР взамен бумажной документации позволяет существенно сократить время и затраты на разработку технических руководства, а также с минимальными затратами проводить последующее обновление и коррекцию документации.

Из вышесказанного следует, что ИЭТР является актуальной и требующей быстрого решения задачей.

3.2 Основные понятия об ИЭТР

Документация является одним из информационных ресурсов необходимых для поддержки постпроизводственных этапов ЖЦИ (дальнейшей эксплуатации изделия, его технического обслуживания и ремонта). Обеспечение персонала необходимой и актуальной информацией является условием своевременного и правильного выполнения работ и процедур , связанных с изделием , что необходимо для обеспечения требуемого уровня готовности и сокращения затрат.

Использование информационных технологий позволяет не только преобразовать документацию в электронный вид, но и обеспечить ее изменение на этапах разработки и сопровождения. При этом следует иметь в виду, что объем информации растет с увеличением сложности изделия, появление различных вариантов исполнения и новых модификаций порождает изменения в документации и дополнения к ней. Кроме того, на стадии эксплуатации и технического обслуживания сложных изделий часто задействуются автоматизированные системы контроля и диагностики, данные которых должны использоваться совместно с информацией, содержащейся в документации

В рамках концепции CALS, информационная поддержка процессов эксплуатации изделий обеспечивается путем использования интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

ИЭТР представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием [13].

Интерактивные Электронные Технические Руководства концентрируют в себе в наглядном и структурированном виде всю информацию об изделии, содержащуюся в эксплуатационных документах.

ИЭТР - это техническое руководство, которое предоставляется потребителю в электронной форме на мобильном носителе (CD) либо при помощи Интернет, ИЭТР представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для выдачи в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием.

Наиболее часто ИЭТР используют для обеспечения потребителя информацией необходимой для изучения изделия и его составных частей, принципов действия и правил эксплуатации при различных режимах и условиях использования. Немало важной информацией для потребителя является знания о способах и средствах поддержания и восстановления технической готовности, способах и средствах обеспечения сохранности при длительном бездействии. ИЭТР способны указать потребителю на возможные неисправности изделия, на вероятные причины их возникновения, а также о способах их устранения.

Наиболее конкретно задачи ИЭТР представлены следующим списком:

· обеспечение пользователя справочным материалом об устройстве и принципах работы изделия;

· обучение пользователя правилам эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;

· обеспечение пользователя справочными материалами, необходимыми для эксплуатации изделия, выполнения регламентных работ и ремонта изделия;

· обеспечение пользователя информацией о технологии выполнения операций с изделием, потребности в необходимых инструментах и материалах, о количестве и квалификации персонала;

· диагностика состояния оборудования и поиска неисправностей;

· подготовка и реализация автоматизированного заказа материалов и запасных частей;

· планирование и учет проведения регламентных работ;

· обмен данными между потребителем и поставщиком.

То есть ИЭТР может быть использован для решения целого комплекса задач, связанных с информационной поддержкой изделия на этапе эксплуатации. В принципе, ИЭТР - это комплекс интегрированных программных средств, построенных в соответствии с некоторой общей концепцией.

ИЭТР включает в себя базу данных (БД) и электронную систему отображения (ЭСО).

База данных - организованное управляемое хранилище технической информации.

База данных ИЭТР это хранилище всей информации об изделии. Она имеет структуру, позволяющую пользователю быстро получить доступ к нужной текстовой и графической информации, а также данным в мультимедийной форме (аудио- и видеоданные).

ЭСО - комплекс программно-технических средств для воспроизведения данных, содержащихся в интерактивном электронном техническом руководстве.

ЭСО необходима для визуализации данных и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем. Информация в ИЭТР может быть дана в виде текста, графических изображений, ЗD-моделей, анимации, аудио- и видеороликов. Использование аудио- и видеоданных позволяет наглядно показать выполнение любой операции, по обслуживанию или ремонту изделия. При помощи анимации можно увидеть работу систем и механизмов, недоступную на видео. В этом случае возможно автоматическое обновление информации в базе данных ИЭТР, связанное с изменением самого изделия или технологии его эксплуатации, непосредственное получение консультаций в сервисных центрах изготовителя, а также заказ запасных частей и комплектующих.

Типичный состав ИЭТР:

· описание устройства и функционирования изделия и его частей;

· правила эксплуатации изделия, включая ограничения, подготовку, собственно использование;

· диагностика оборудования и поиск неисправностей, ТОиР;

· регламент технического обслуживания, планирование и учет регламентных работ;

· каталоги запасных частей, ведомости ЗИПа;

· обмен информацией с заводом-поставщиком, автоматизированный заказ материалов и запасных частей;

· упаковка, транспортирование, консервация, хранение;

· утилизация.

Преимущества использования ИЭТР обусловлены самой логикой научно-технического развития: новая форма технических руководств - это реакция на постоянно увеличивающуюся сложность технических средств.

ИЭТР предоставляет комплексную информацию обо всех аспектах устройства, использования и обслуживания изделия и обеспечивает быстроту и удобство восприятия пользователем этой информации.

В сравнении с традиционными бумажными техническими руководствами можно отметить следующие преимущества ИЭТР:

· сокращение на 20 - 25 процентов сроков освоения новых изделий потребителем; возможность быстрого получения исчерпывающей информации по всем вопросам, возникающим при эксплуатации;

· эффективный способ предоставления информации о проведении технического обслуживания и ремонта, в т.ч. о необходимых инструментах и материалах, количестве и квалификации персонала;

· ИЭТР позволяет просматривать всю информацию для ремонтных операций либо перед их выполнением, либо, при наличии портативного компьютера, во время ремонта непосредственно на рабочем месте;

· лёгкость обновления информации в ИЭТР;

· возможность включения в ИЭТР специальных учебных программ, имитирующих функционирование изделия. Это не только повышает эффективность обучения, но и даёт возможность проигрывать критические ситуации, которые при возникновении в реальной работе могут привести к аварийной ситуации.

Повышение качества освоения изделий потребителем напрямую влияет на качество и безопасность их эксплуатации, что влечёт за собой ощутимый экономический эффект.

Круг пользователей ИЭТР постоянно расширяется. Это объективная потребность времени, связанная с возрастающей сложностью технических изделий, которыми пользуется человек.

Все, кто имеют дело со сложными техническими изделиями, для эксплуатации которых нужна специфическая информация, являются потенциальными пользователями ИЭТР.

Ныне наиболее массовыми категориями потребителей ИЭТР являются эксплуатирующие организации и учебные центры. Под эксплуатирующими организациями понимаются организации любой отраслевой принадлежности и формы собственности, чья работа связана с эксплуатацией сложных технических устройств.

В настоящее время ИЭТР всё более активно внедряется на предприятиях различных отраслей промышленности, в конструкторских бюро, учебных центрах, ремонтных организациях как гражданской, так и оборонной направленности. ИЭТР все активнее используются ведущими предприятиями отечественной промышленности, например, в авиационном производственном объединении (Комсомольск-на-Амуре) и у его поставщиков, в Конструкторском бюро приборостроения (Тула), ОАО «Туполев» и др.

Исключением не должна быть столь мощная организация, как ОАО «РЖД». Внедрение современных информационных технологий в процесс разработки интерактивной электронной технологической документации позволяет существенно сократить затраты на разработку, хранение и подержание документации в актуальном состоянии для предприятий ОАО "РЖД" и предприятий поставщиков железнодорожной техники.

3.3 Место ИЭТР в ЖЦ изделия

Появившись в 1980-х годах, CALS-технологии изначально были востребованы только как инструмент информационной поддержки материально-технического обеспечения. В настоящее время термин CALS подразумевает информационную поддержку изделия на всех этапах жизненного цикла, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая утилизацией.

Жизненный цикл изделия (ЖЦИ) - перечень этапов, через которые проходит изделие за весь период своего существования. Включает этапы маркетинговых исследований, концептуального проектирования дизайна изделия, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления, обслуживания, утилизации и т. п. В основном, применяется по отношению к сложной наукоемкой продукции высокотехнологичных предприятий в рамках CALS-технологий.

Реализация CALS технологий в практическом плане предполагает организацию единого информационного пространства (Интегрированной информационной среды), объединяющего автоматизированные системы, предназначенные как для эффективного решения задач инженерной деятельности, так и для планирования и управления производством и ресурсами предприятия.

В единый процесс вовлекается множество проектирующих и машиностроительных предприятий с удаленным доступом к информации, прямой передачей информации от компьютера к машиностроительному оборудованию и т.д.

Интегрированная информационная среда представляет собой совокупность распределенных баз данных, в которой действуют единые, стандартные правила хранения, обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие между всеми участниками жизненного цикла изделия. При этом однажды созданная информация хранится в интегрированной информационной среде, не дублируется, не требует каких-либо перекодировок в процессе обмена, сохраняет актуальность и целостность.

Понятие Единого Информационного Пространства (ЕИП) является ключевым понятием CALS-технологий. Потребитель является полноправным участником ЖЦИ на этапе эксплуатации изделия и ему необходимо обеспечить доступ в ЕИП. Однако использование для этих целей PDM-системы нецелесообразно в силу ее большой стоимости и значительного срока внедрения и освоения. Учитывая это, а также то, что потребителю необходимы только эксплуатационные данные об изделии, в качестве средства доступа к ЕИП он будет использовать не PDM-систему, а интерактивные электронные технические руководства. На Рис. 12 наглядно представлены этапы ЖЦ использующие ИЭТР [10].

Интерактивные электронные технические руководства также выполняют функции обучения обслуживающего персонала. С их помощью выполняются диагностические операции, поиск отказавших компонентов, заказ дополнительных запасных деталей и некоторые другие операции на этапе эксплуатации систем.

Рис 12. Место ИЭТР в ЖЦ изделия

3.4 Классификация ИЭТР

ИЭТР, в зависимости от механизма обработки промежуточного формата и презентационного программно-аппаратного обеспечения, подразделяются по функциональным признакам на несколько типов, каждый из которых характеризуется определенной функциональностью и стоимостью реализации:

· Класс 1 -- Бумажно-ориентированные электронные документы. Отсканированные страницы бумажных руководств. Электронный документ копия бумажного руководства. Преимущества: большие объемы бумажной документации заменяет компактный электронный носитель. Недостатки: не добавляет никаких новых функций по сравнению с бумажными руководствами.

· Класс 2 -- Неструктурированные документы. Текстовые электронные документы. Преимущества: возможность использования аудио- и видеофрагментов, графических изображений и возможность осуществлять поиск по тексту документа. Недостатки: ограниченные возможности обработки информации.

· Класс 3 -- Структурированные документы. Начиная с класса 3, руководства представляют собой документы, имеющие три компонента: структура, оформление и содержание. Кроме того, начиная с класса 3, ИЭТР имеют стандартизированный интерфейс пользователя. Преимущества: существует возможность стандартизировать структуру, оформление и пользовательский интерфейс руководств (например, в соответствии с отраслевыми стандартами на эксплуатационную документацию), стандартизированный интерфейс пользователя позволяет облегчить работу с ИЭТР. Недостатки: при создании руководств к сложным промышленным изделиям появляются проблемы управления большим объемом информации.

· Класс 4 -- Интерактивные базы данных. Преимущества: можно создавать технические руководства большого объема. Недостатки: отсутствие системы диагностики изделия.

· Класс 5 -- Интегрированные базы данных. Дают возможность прямого взаимодействия с электронными модулями диагностики изделий, что существенно облегчает обслуживание и ремонт изделия. Преимущества: возможность проведения диагностики изделия. Недостатки: очень высокая стоимость создания. Вариант использования конкретного класса ИЭТР, в общем случае, зависит от сложности изделия, от финансовых и технических возможностей пользователя.

По другой системе классификации выделяют следующие классы ИЭТР:

· Индексированные цифровые изображения документов.

· Линейно-структурированные электронные технические публикации (IETP-L).

· Иерархически-структурированные электронные технические публикации (IETP-D).

· Интегрированные электронные технические публикации (IETP-I).

· WEB-ориентированные электронные технические публикации (IETP-X).

3.5 Нормативно-методическая документация

Каждая документация должна удовлетворять ряду требований, на основании которых в дальнейшем создаются документы (стандарты), устанавливающие комплексы норм, правил, требований к объекту принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

3.8 Процесс подготовки ИЭТР

Процесс подготовки ИЭТР в общем виде показан на Рис. 15

Рис. 15. Процесс подготовки ИЭТР

В соответствии со спецификацией AECMA S1000D публикация формируется в два этапа:

Этап 1. На основе CSDB создается Поставляемая база данных публикаций (DPDB). DPDB - это подмножество CSDB, которое отражает текущее (актуальное) состояние оборудования. Для создания публикации используется специальный инструмент называемый Модулем публикации (Publication Module). Для создания разных типов публикаций используются разные Модули публикации. Модуль публикации требуется, чтобы определить содержание публикации и конечную структуру, а также список данных, которые должны быть сгенерированы из основных МД (например, таблица содержания, список иллюстраций, список сокращений и т.д.). В процессе создания в МД происходит простановка ссылок. Однако, ссылки не «активизированы» в этой стадии. Для активизации ссылок используется Модуль публикации. Комбинация DPDB и Модуля публикаций - конечная база данных публикаций (FPDB). На первом этапе создается «промежуточная форма» на языке SGML (Рис. 16).

Рис. 16. Промежуточная форма. Этап 1

Этап 2. На базе промежуточной формы создается готовая публикация в необходимом конечному пользователю формате. Конечный вид публикации определяется информационной моделью DTD (Document Type Definition) публикации и форматом представления публикации у конечного пользователя.

Этот этап не стандартизирован АЕСМА Specification 1000D (Рис. 17).

Рис. 17. Второй этап

3.9 Комплекс разработки ИЭТР

В соответствии с изложенной технологией подготовки ИЭТР можно предложить структуру комплекса разработки ЭТП, состоящего из следующих элементов:

1. Рабочее место для ввода текстовой информации с различных носителей, необходимой для подготовки модулей данных.

2. Рабочее место для ввода графической информации с различных носителей, необходимой для подготовки модулей данных.

3. Рабочее место для работы с мультимедиа.

4. Рабочее место для подготовки модулей данных (МД). Подготовка модулей данных осуществляется с помощью специализированных программных средств. Далее осуществляется кодирование необходимое для однозначной идентификации модулей данных.

5. Рабочее место по администрированию базы данных (CSDB), в которую сводятся все необходимые для подготовки ЭТП модули данных. При разработке ЭТП на определенное изделие первым этапом будет создание на основе CSDB промежуточной базы данных (DPDB), которая отражает актуальное состояние изделия.

6. Рабочее место для формирования ЭТП.

Для формирования ЭТП необходимо создать ее структуру (DTD). Структура разрабатывается на основе ГОСТов и является частью модуля публикации.

Сборка SGML документа осуществляется путем наполнения структуры ЭТП модулями данных, выбранными из DPDB на основе модуля публикации, определяющего как структуру, так и окончательное содержание ЭТП. Также

сборка SGML документа включает в себя создание административных разделов (титульный лист, лист регистрации изменений, содержание и т.п.), простановку ссылок. После этого готовая ЭТП представляется в формате конечного пользователя (Рис. 18).

Рис. 18. Комплекс разработки ИЭТР



Технически CSDB может быть реализована разными способами, например, может быть использована PDM-система. PDM-система, которая выбрана для реализации CSDB, служит для управления МД, версиями модулей, связанных с модификациями изделий и т.д. Кроме этого, все исходные материалы для создания МД - текстовые, графические, звуковые и т.д. - берутся из нее в готовом виде. Для реализации CSDB должна быть создана эксплуатационная модель изделия (структура категорий) в соответствии со структурой эксплуатационной документации, установленной нормативными документами.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница