Подведение итогов учебного года: новые формы оценки и презентации знаний учащихся А. Н. Бакушина



Скачать 124.9 Kb.
Дата27.04.2016
Размер124.9 Kb.
Подведение итогов учебного года: новые формы оценки и презентации знаний учащихся
А.Н. Бакушина, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства

Средняя общеобразовательная школа № 421, расположенная в поселке Стрельна Петродворцового района Санкт-Петербурга, является самой обычной, микрорайонной. Сюда принимают учащихся независимо от первоначального уровня подготовленности к обучению, от социокультурных и имущественных возможностей семьи. Словом, всех, кто выразил желание учиться в ней.
Понятно, что состав учащихся пестрый: от одаренных детей с высоким уровнем познавательных интересов до «неблагополучных» — из семей, где родители в лучшем случае заняты заботами о материальном и бытовом обеспечении ребенка. Есть дети из семей мигрантов, практически не владеющих русским языком, и те, кого направила комиссия по делам несовершеннолетних или отчислили из других учебных заведений. Педагоги убеждены в том, что их долг — создать для всех детей равные условия, дать возможность каждому получить полноценное образование, соответствующее социальным ожиданиям семьи, общества и возможностям школы, а главное — востребованное в жизни. Необходимое условие решения такой задачи — анализ и оценка реальных учебных результатов учащихся с точки зрения их соответствия как требованиям стандартов, так и ожиданиям участников учебного процесса. Важно, чтобы в этом анализе и оценке участвовали как учителя, так и сами учащиеся и их родители.

Зашла речь о самих принципах оценивания. Предметом обсуждения на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях и ученических конференциях была следующая группа вопросов. Что может и должно быть предметом оценивания образовательной деятельности учащихся? Что учитель не имеет права оценивать? Каковы обязательные и возможные критерии и способы оценивания? Позволяет ли традиционная система оценивания учащимся и их родителям получить необходимую и понятную информацию о результатах учебной деятельности школьников, их успехах и проблемах? Какие образовательные результаты требуют оценки, но не выраженной в баллах? Тогда в чем? Какими могут и должны быть формы промежуточной и итоговой аттестации, которые были бы понятны учащимся и их родителям и которые стимулировали бы образовательную деятельность школьников?

В результате обсуждения пришли к выводу о необходимости создать в школе систему презентации и публичной оценки главных результатов учебного года. Такая система содержит как традиционные способы оценки, которые фиксируются в дневнике, аттестате и доводятся до сведения ученика и родителей (годовые оценки), так и нетрадиционные формы, учитывающие результаты дополнительного образования и представляющие самые разнообразные формы оценки и презентации достижений учащихся.


Карта образовательных результатов

Традиционная итоговая аттестация, включающая в себя письменные контрольные работы по русскому языку и математике (5–11-й классы), а также устные зачеты, проходит в конце мая. Устный зачет может проходить как по билетам, так и в форме собеседования, тестирования, защиты творческой работы, реферата, доклада, тетради-справочника, защиты проекта или модели (по выбору учащихся). Такой способ экзамена позволяет оценить, помимо предметных знаний и умений, уровень речевой культуры.

Но и в рамках традиционной системы появились новые формы представления результатов. На наш взгляд, они являются более информативными. Например, в 6-м классе заканчивается изучение курса арифметики. Школьники пишут итоговую контрольную работу. Помимо обычных оценок, на каждого из них заполняется карта образовательных результатов. В ней перечислены все задания, включенные в годовую контрольную работу, указаны умения, которые должен был продемонстрировать ученик, и достигнутые результаты. Вот как выглядит эта карта (см. табл. 1).


Таблица 1. Карта образовательных результатов по арифметике


Такая карта дает и ученикам, и родителям полную, а главное — понятную всем информацию. Из нее видно, что изучал и должен был знать и уметь «на выходе» школьник. С какими заданиями он справился, а что вызвало затруднения. Соответственно, почему именно и «сложилась» та или иная оценка.

Таким образом, снимаются многие вопросы, связанные с объективностью выставления годовой оценки, поскольку налицо как достижения, так и слабые места конкретного ученика. А на итоговом уроке в конце года каждому учащемуся выдается «Свидетельство об окончании курса арифметики», удостоверяющее, что он владеет необходимым объемом математических знаний и умений, которые формировались в 5–6-м классах. Вариант такого свидетельства приводим ниже.



Настоящее свидетельство
выдано________в том, что он (она)____ окончил (а)_____ в 2003 году

курс арифметики со следующими умениями.



I. Выполнять элементарные расчетные операции:

с натуральными числами;

с обыкновенными и десятичными дробями;

с рациональными числами (положительными и отрицательными);

с округлением.

II. Решать текстовые задачи:

связанные с отношением и с пропорциональностью величин;

на дроби и на проценты.

III. При решении задач:

сопоставлять данные и анализировать исходную ситуацию;

применять различные способы рассуждения;

выбирать стратегию решения.

IV. Составлять и использовать математические формулы.

V. Применять полученные знания и умения в практической деятельности:

собирать, представлять и интерпретировать различную информацию,

читать и составлять диаграммы, таблицы данных;

использовать математические подходы для решения несложных задач, возникающих в повседневной жизни;

объяснять, логически обосновывая, результаты решения задач;

выполнять процедуры вычисления с применением калькулятора.
Выполнил (а) _______ практических работ.

Участвовал (а) в создании математического журнала на тему «Пифагор».
29.05.2003 г. Учитель ___________ / Ф.И.О. /

Свидетельство о личных достижениях

Вот уже в течение пяти лет в школе оцениваются и представляются надпредметные результаты образовательной деятельности учащихся. Они включают в себя знания, необходимые для ориентации в явлениях действительности; способы деятельности, так называемые функциональные (базовые) умения, имеющие существенное значение для освоения и реализации различных социальных ролей. Все это оценивается как традиционно в баллах, так и по накопительной системе, когда все заработанные школьниками баллы (в учебно-познавательной, практической, социальной деятельности) считаются положительными, каждый суммируется с предыдущим, а общая сумма определяет степень продвижения конкретного ученика. Весь учебный год куратор класса заполняет на каждого ученика личный лист достижений, в котором фиксируются не только успешность выполнения учебных заданий, но и умения, приобретенные в различных видах деятельности, уровень их сформированности. На основании этого и выдается свидетельство «Личные достижения учащегося», состоящее из четырех разделов: учебная деятельность (выставляются оценки по результатам триместра и итоговой аттестации с указанием уровня образовательного стандарта, достигнутого учащимся по каждому предмету); дополнительное образование (указываются дополнительные дисциплины и курсы, не получившие отражения в табеле итоговых оценок успеваемости, а также учреждения и организации, на базе которых было получено дополнительное образование: дет-ский дом творчества, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры, высшее учебное заведение и т.д.); общественная деятельность (отражаются вид и качество выполнения любого социально-значимого дела); творческие достижения (отражаются результаты деятельности учащихся в исследовательской работе, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, смотрах-конкурсах, выставках, турнирах. Достижения учащихся на уровне района и города заносятся на основании документов, их подтверждающих). Достижения на уровне школы записываются по решению педагогического совета или школьного совета.

Все предполагаемые записи предварительно доводятся до сведения учащегося и делаются лишь с его согласия. Свидетельство подписывают куратор класса и учителя- руководители того или иного направления деятельности, отмеченного в свидетельстве.

На основании свидетельства «Личные достижения учащегося» выносится решение о записи в «Книгу личных достижений» и выписывается вкладыш к аттестату о среднем (полном) общем образовании. (см. табл. 2). Он выдается в торжественной обстановке на выпускном вечере.


Таблица 2. Вкладыш к аттестату о среднем (полном) общем образовании



Неделя любимых уроков

В конце учебного года проходит неделя любимых уроков. Учащимся 5–8-х,10-х классов предоставляется возможность сдать «творческий переводной экзамен» или «итоговый зачет» по предмету, который они вы-брали. В свою очередь, учителя, предметы которых выбраны, должны подготовить не обычный урок, а игру, конкурс, тест, викторину, соревнование, которые дадут учащимся возможность продемонстрировать свои знания и умения по предмету, а учителю — проверить их готовность использовать все узнанное для решения практических и теоретических задач. Еще одна особенность этих уроков заключается в том, что на любой из них может прийти каждый желающий. «Зрителями» и «судьями» являются в первую очередь родители и родственники, а так же друзья-болельщики из других школ, а еще приходят родители, выбирающие школу для своего ребенка.

Что же представляют из себя эти не-обычные уроки? Так, например, пятиклассники для «творческого переводного экзамена» (итогового зачета) выбрали предметы: изобразительное искусство, история и культура Санкт-Петербурга, литература. Причем школьники сами выбирают либо «однопредметный», либо «межпредметный» экзамен. Если учащийся выбирает только один предмет, то, соответственно, оценивается его «предметная компетентность». А по «межпредметному» экзамену оцениваются знания, умения и навыки по нескольким предметам и выставляется несколько оценок. Замечу, что на этих экзаменах ставятся только «4» и «5» либо оценка не ставится совсем.

Тематика всех уроков — «Моя малая родина (Стрельна)», являющаяся общей для учебных программ по всем выбранным предметам. Первая группа учащихся на итоговом уроке изобразительного искусства писала пейзаж своего любимого уголка Орловского парка в Стрельне. Школьники сами, по своему желанию составляли композицию рисунка, используя различные художественные техники, демонстрируя освоенные за год в рамках данного предмета умения: запечатлеть по памяти запомнившийся пейзаж, изобразив на рисунке первый и второй план. На итоговом занятии они рассказывали о достопримечательностях Орловского парка, иллюстрируя свой рассказ собственными пейзажами.

Вторая группа пятиклассников вы-брала зачет в форме пешеходной экскурсии по Орловскому парку. Здесь уже оценивались коммуникативные умения: выбирать и использовать средства языка в соответствии с ситуацией экскурсии; свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; логически обосновывать свой план экскурсионного обслуживания; быть раскованным.

Третья группа учащихся выбрала литературу. Итоговый зачет проходил в форме урока-концерта. Разыгрывались инсценировки из полюбившихся произведений, звучала мелодекламация и стихи собственного сочинения. На этом необычном уроке школьники демонстрировали способности к творческому перевоплощению, погружению в образы и переживания героев, стремились передать собственное понимание литературных произведений.

Географию и биологию выбрали шестиклассники. В течение года на уроках географии они знакомились с особенностями своего края, изучая различные компоненты природы, используя доступные информационные источники (географическую карту, статистические материалы и т.п.), а также свои личные наблюдения. На итоговом уроке-зачете им было предложено разделиться на группы (по желанию). Каждая группа «вытягивает» билет, в котором указан определенный компонент природы (например, рельеф, климат, водоемы, флора и фауна и т.п.) и дается задание: охарактеризовать тот или иной компонент, используя знания по предмету и объясняя природные явления с научной точки зрения.

Предметом оценки стали продемонстрированные шестиклассниками умения применять географические знания для описания, объяснения и оценки отдельного природного компонента; называть основные признаки, характеризующие данный компонент, объясняя его закономерные и случайные связи природными явлениями, определять значение данного природного компонента для окружающей среды и оценивать последствия воздействия человека; использовать географическую карту, некартографические источники (табличные данные, данные наблюдений; графики, диаграммы) для интерпретации и презентации географической информации. Кроме того, поскольку на уроке шла групповая работа, оценивалось и умение работать в коллективе (правила и культура взаимодействия, умение договориться, распределить роли, выслушать партнера, получить общий результат и ясно, связно представить его).

Оценивая итог урока-зачета, учитель отметил, что его трудность за-ключалась в том, что шестиклассникам было необходимо использовать метод системного анализа природного явления. Не у всех это получилось, но все же учащиеся смогли применить географические знания при описании природного компонента, выявить взаимосвязи между различными компонентами природы и привести примеры их влияния на особенности жизни и хозяйственной деятельности людей.

Для шестиклассников, выбравших биологию, урок прошел в форме творческого отчета. Школьники получили задание: посадить в конце зимы отросток любого комнатного растения и вести наблюдение за его ростом и развитием, фиксируя в дневнике наблюдений все происходящие изменения. Таким образом, они должны были применить полученные знания и умения по биологии в практической деятельности, используя простейшие приемы выращивания растений. На зачетный урок ребята принесли свои растения и творческие отчеты. Они рассказывали об особенностях строения, роста, процессах жизнедеятельности растения, объясняли процессы, происходящие с ним, давали оценку последствиям своей деятельности, уточняя при этом, какие знания по биологии, полученные на уроке, они использовали, и что нового смогли узнать самостоятельно, вне урока и вне учебника. Главный образовательный результат учебного года заключался в умении наблюдать, описывать процесс развития растения и делать самостоятельные выводы, необходимые в дальнейшем для овладения приемами выращивания и размножения растений, ухода за ними и для понимания окружающего мира. Совокупным результатом урока явилось сравнение данных проведенных исследований (родство, общность происхождения, биологические закономерности и т.д.) и их научная аргументация.

А вот их сверстники из 6-го экономического класса для итогового урока выбрали предмет «Экономика». Формой его проведения явилась деловая игра «Ресурсы государства». За два месяца до ее начала им было предложено выбрать и изучить (по различным источникам информации) любое из государств, с которым они знакомились на уроках: его политическое устройство, экономику и ресурсы. В ходе игры они определяли и оценивали степень обеспеченности данного государства природными ресурсами, их освоения и «открывали» свои фирмы для внешнего сотрудничества. Каждая группа «презентовала» свою фирму на международной ярмарке (эмблема, перечень услуг и т.д.) и предлагала свой товар.

Цель игры заключалась в том, чтобы на основе имеющихся знаний об уникальных ресурсах различных государств «представители фирмы» сумели грамотно заключить договор о сотрудничестве, ясно изложить свои намерения о взаимоотношениях с деловыми партнерами, суметь выгодно продать свой товар и выгодно купить то, что необходимо данному государству. А для этого необходимо было овладеть целым набором умений и навыков: оценивать ситуацию; учитывать намерения и способы коммуникации партнеров, то есть выслушивать, понимать и принимать во внимание взгляды других участников игры; дискутировать и аргументированно защищать свою точку зрения; владеть «правовой компетентностью». Главным результатом такой игры стал опыт публичного выступления, ведения диалога, участия в дискуссии, проявления инициативы и принятия ответственного решения. Помимо оценки каждый участник получил диплом.



(Продолжение рассказа о новых, нетрадиционных формах подведения итогов учебного года читайте в следующем номере.)

Журнал «Директор школы», № 8, 2003


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница