Политическая жизнь общества



Скачать 166.33 Kb.
Дата01.05.2016
Размер166.33 Kb.
Тема урока : Политическая жизнь общества.
Цель урока : дать общую , целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов , раскрыть значимость демократической системы в жизни человека и общества.

Форма урока : выполнен в форме презентации в Power Point
Техническое обеспечение:

Мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер.


Тип урока : повторительно – обобщающий урок по теме в профильном классе. Профиль – социально-экономический.
Изучение политической сферы как целостной динамичной системы направлено на становление политической культуры демократического типа и предполагает решение следующих задач :


  1. помочь старшеклассникам приобрести целостные научные знания о политике, самостоятельно пополнять их и ориентироваться в окружающей политической действительности.

  2. способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к реализации политических ролей.

  3. вызывать стремление к самосовершенствованию и развитию таких личных качеств, как гражданская ответственность , толерантность , справедливость.


План урока :


  1. Политика .

  2. Социальная сущность политической власти.

  3. Персонажи или субъекты политики.

  4. Природа политического лидерства.

  5. Государство.

  6. Высший орган государства – парламент.

  7. Демократия : критерии и механизмы.

  8. Учимся избирать.

Материал темы можно условно сгруппировать в три содержательных блока

.

Первый блок - дает общее представление о политике.



Второй блок - политические ценности.
Третий блок – сущность роли избирателя может быть изучена на основе элементов ролевой игры с предварительной беседой с классом.
1.Политика.
Урок начинается с характеристики сущности политики .

Учитель : Вспомним основные определения политики. Для этого вам надо закончить предложения.

Политика – это:

а) сфера деятельности……………………………….

б) борьба за …………………………………………..

в) деятельность, направленная на…………………..



Ответы : политика – это сфера действия государства, партий , общественных движений.

Политика – это борьба за власть ее использование и удержание.

Политика – это деятельность по управлению общественными делами.,
Учитель: Что же выбрать ? Какому из определений отдать предпочтение ? Политика слишком сложна для того , чтобы выразить ее сущность в одном каком – либо определении.

А какое определение политике можете дать вы ? ( работа с классом )

.

2. Социальная сущность власти.


Политика выделяется среди других сфер общества. Специфическим ее отличием от иных сфер жизни общества является власть. Каждый человек знает, что такое власть. Конечно, далеко не каждый сможет сформулировать точное и краткое определение этого понятия, зато он не раз на практике ощущал на себе воздействие власти или сам осуществлял власть по отношению к кому – либо. Власть существует везде : в политике, в семье, на работе, в кругу друзей, в любом человеческом сообществе.

.

Учитель: Для возникновения власти необходимы не менее четырех условий . Перечислите их (работа с классом )


Ответы: наличие не менее двух субъектов, приказ, повиновение, определенные правила, в рамках которых действуют повелевающий и подчиняющийся.)
Учитель: А теперь попробуйте дать обобщенное определение понятию « Власть».
Ответы: 1.Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю , оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью права и насилия.

2. Власть – это необходимая обществу организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность общества.

3. Вместе с тем средствами властного повелевания может быть не только сила, но и авторитет, право, традиции.

Итак, соединив воедино все, мы можем утверждать, что власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан и может подчиниться.

Данное определение показывает, что в политике без власти обойтись нельзя. Власть в политике не только необходима, но и весьма привлекательна. Сама идея господства одной части общества над другой возникает именно потому, что персонажи политики имеют разные интересы. Власть как раз и дает возможность действовать в соответствии со своим интересом.
Легитимность власти.
Рассуждая о сущности политической власти мы неизбежно приходим к вопросу : а почему в одних случаях люди соглашаются подчиняться власти, а в других – отказываются ?.В данном случае речь идет ЛЕГИТИМНОСТИ власти.

Учитель: Что вы понимаете под словом « легитимность» ?

.

Каждая власть стремится стать легитимной, понимая , что этим она гарантирует себе устойчивость благополучное существование. Однако источники легитимности могут быть разными.


Учитель: Перечислите по меньшей мере пять наиболее часто встречающихся источников легитимности.

( Ученики выполняют письменную работу )


Источники легитимности : традиция, успех в решении проблем общественной жизни нравственные качества (справедливость, честность, неподкупность, вера в святость, проис-хождение властителя , данная власть утвердилась в результате законных процедур )
Закон накопления власти.
Любая государственная власть стремится расширить зону своего влияния. Не встречая препятствий она концентрирует в своих руках все больше и больше функций. Подобную тенденцию мы могли бы назвать Законом накопления власти. Особые условия для проявления этого закона появились именно в ХХ в.
Почему?
Выберите наиболее правильные варианты и назовите их вслух.


  1. общество стало безнравственным и без постоянного контроля власти не обойтись.

  2. возникли глобальные проблемы, решение которых возможно только с помощью концентрации власти.

  3. политическая жизнь стала столь сложна и разнообразна, что необходимо жесткое единоначалие.

  4. разрослась территория стран .

  5. появились технические средства контроля за обществом.

  6. государства стали многонациональными, что требует всеобщего государственного регулирования.


Теория разделения властей.
Можно ли защитить себя от экспансии власти или следует согласиться с жестким ограничением собственной свободы ? Или этого можно избежать.?

Выход нам подсказывает элементарная логика. Коль скоро власть имеет тенденцию к накоплению, то не допустить этого можно, лишь разделив ее.

( учащиеся называют теорию разделения властей ).
Учитель:Вспомните , какие ветви власти должны быть отделены друг от друга в соответ-ствии с теорией разделения власти. Какие функции власти исполняет каждая из ветвей.?
Каждая из этих ветвей должна быть независима от других в отведенных ей рамках. Каждая из них власть, но власть не абсолютная. В такой системе невозможно ее сосредоточение в одних руках , а значит снижается вероятность злоупотреблений.

Система горизонтального разделения властей создает, с одной стороны, конкуренцию, а с другой – определенное равновесие. Ветви власти сдерживают друг друга, а значит и не могут преступить границы своих полномочий, которые определены в законе. Нарушение этого равновесия губительно для общества.



Приведите примеры: ( ожидаемые результаты )

- накопление функций в руках законодателей приводит к параличу исполнительной власти и хаосу в повседневной жизни.

- диктат исполнительных органов оборачивается всевластием аппарата, который никем не контро-лируется и проводит политику, выгодную исключительно ему.

- если в системе власти отсутствуют независимые судебные органы, общество лишается арбитра, который бы наблюдал за тем , чтобы все персонажи общественной жизни соблюдали принятые правила игры. А это прямой путь к беззаконию, беспорядкам, насилию


.

3.Персонажи или субъекты политики.
Политику часто сравнивают с театром. Здесь разыгрываются колоссальные по своим масштабам действия, вовлекающие огромные массы людей. И если политика театр, то в ней должны быть свои актеры. Мы же назовем их ее персонажами или субъектами политики .
Учитель: Назовите основные категории персонажей политики :

- отдельные личности

- социальные общности

- политические институты.


Главным персонажем политики всегда был и остается человек. Чтобы стать субъектом политики человеку нужно осознать свое место в обществе, понять в чем состоят его личные интересы, осмыс-лить мотивы своего поведения. Каждый из нас, принимая решение о том, как вести себя в политике, так или иначе участвует в ее создании. Даже отказ от совершения тех или иных действий, даже от участия в выборах, в конечном счете влияет на всю политическую ситуацию. Но даже включившись в политику, люди будут участвовать в ней по-разному.

Учитель: Вспомним , как немецкий социолог Вебер определял основные типы индивидуальных субъектов политики? ( политик по случаю , политик по совместительству , политик по профессии ).
Поразмышляем: Прочтите текст и найдите допущенные в нем смысловые ошибки :
«Политику делают профессионалы, Именно они принимают те решения, от которых зависят судьбы таких политических институтов как нации, государства, классы, политические партии и остальные общности, будь то мужчины и женщины, взрослые или дети, политические партии или нации,бе-лорусы или маргиналы, должны заниматься своим делом и не вмешиваться в ту сферу , в которой они ничего не понимают. От них требуется сеять хлеб и растить детей, шить одежду и водить поезда. Ну а управлением займутся политики ».

Назовите те предложения , которые вы считаете ошибочными. Объясните свой выбор.
4. Природа политического лидерства.
Среди социальных носителей власти особая роль принадлежит политическим лидерам. Мы оцениваем их особенно строго и придирчиво, поскольку, став лидерами, они как бы взяли на себя ответственность за все, что происходит в обществе. Мы хотим видеть в них воплощение лучших человеческих качеств, и поэтому так велико наше разочарование и так строг наш суд, если ожидания оказываются обманутыми. История знала немало политических лидеров. Каждый из них обладал неповторимым сочетанием черт. Казалось бы, невозможно вместить все это многообразие в одно скупое понятие « политическое лидерство». Но и в этом случае политическая наука за множеством конкретных судеб пытается найти и находит нечто повторяющееся, объединяющее их и подводит нас тем самым к раскрытию понятия «лидер».

Учитель: Перечислите, какие общественные потребности вызывают к жизни такое явление, как политическое лидерство?

1. Потребности в объединении людей.



  1. Когда требуется разобраться в ситуации.

  2. Лидерство появляется в ответ на потребность в выработке плана совместных действий.

  3. Лидер появляется тогда, когда существует потребность в организованных совместных действиях. Лидер – именно тот человек, который способен мобилизовать группу, повести ее за собой, подвигнуть на определенные действия.

Таким образом, лидер – очень важная фигура в политической жизни общества.
Исходя из того , что вы ответили на предыдущий вопрос , попробуйте ответить на вопрос: Какова мера влияния лидера на ход событий в обществе ?.
Предполагаемые ответы:



  1. Лидер способен существенно повлиять на весь ход развития общества. Может ускорить процессы обновления или силой своего авторитета оттянуть начало перемен , затормозить их на время.

  2. Мера влияния лидера может быть разной. В конечном счете она зависит от поддержки со стороны общества. Чем более легитимна его власть, тем более существенно он воздействует на ход общественного развития. Если лидер способен уловить настроение и предугадать, то может существенно изменить ход событий и добиться положительных результатов.

Чем ограничено влияние политического лидера на развитие общественных процессов ?
1. Он не может противостоять ходу истории. Даже имея немалую власть и пользуясь авторите-том в

обществе, он ограничен материальными ресурсами страны, ее климатическими условиями, особенностями национального характера людей и т.п.

2. Он вынужден считаться с традициями, привычками, историей своего народа, да и просто с тем, что он сам смертен.
Иногда лидером называют человека, занимающего высокий пост. Возможно ли такое отождествление ? Или в понятия «лидер» и «руководитель» вкладывается разный смысл.? Попробуем разобраться:
Лидер а) выдвигается стихийно , снизу

б) должен постоянно поддерживать свой авторитет в глазах тех , кто

идет за ним.

в) имеет четкий круг обязанностей и функций

г) всегда имеет официальный статус

д) назначается на пост , должность

е) может и не иметь официального статуса

Руководитель ж) его положение стабильно пока он занимает данный пост

з) не имеет четко очерченного круга обязанностей

и) рассчитывает на силу своего авторитета и убеждения

к) рассчитывает на уважение к своей должности.

Говоря о лидерах не будем забывать о том , что все они живые люди. В современной науке существует множество типологий лидера в зависимости от направленности их действий, стиля поведения, характера, стиля деятельности .



Назовите стили лидерства в зависимости от их стиля деятельности?

(Авторитарный. Демократический.Смешанный.)


Харизматическое лидерство.
Среди различных типов лидерства особое место отводится харизматическому лидерству . Слово «харизма» встречается в раннехристианских рукописях в буквальном переводе на русский язык означает боговдохновленность или божественный дар..
Найдите правильный вариант ответа :

Харизматический лидер – это:



  1. человек необычайного ума и силы воли

  2. человек , которому приписывают исключительные , сверхчеловеческие качества

  3. человек , страдающий психическим заболеванием

  4. человек , обладающий особым даром властвования.


Когда появляются харизматические лидеры ?
В периоды кризисов , революций , когда страдания и лишения делали людей восприимчивыми к революционным лозунгам , новым идеям .Они порождали в сознании людей надежды на чудо , способное разрешить все вопросы бытия. В наши дни на фоне социального и экономического кризиса вполне возможно появление новых харизматических лидеров. И вы можете их мне назвать.
5.Государство.
Каждая страна отличается от других своей историей и климатом, величиной территории и экономическим развитием, культурой и традициями. Но это означает, что и формы государства могут быть разными. Чтобы описать форму государства, нужно ответить на два вопроса :

  1. Каков состав государства и соотношение органов власти в государстве

  2. из каких частей состоит территория государства

.

Итак : какие формы правления вы можете мне назвать?
Отвечая на первый вопрос, мы определим форму правления : монархия и республика. Отвечая на второй вопрос, мы характеризуем форму территориального устройства – империя, унитарное государство, федерация и конфедерация.
6. Высший орган государства – парламент.

Мы уже говорили, что эффективно действовать государственная власть может в том случае , если осуществлен принцип ее разделении на законодательную, исполнительную, судебную. Каждая из этих ветвей находит свое воплощение в тех или иных конкретных органах или учреждениях. Высшую законодательную власть осуществляет парламент, исполнительную – правительство и президент, судебную – система судов. В этой части урока мы поговорим о роли парламента.

Ниже приведены два крайне противоположных высказывания относительно роли парламента. Но, как известно, крайнее суждение бывает редко верным.

Попробуйте найти аргументы против каждого из высказываний.
1) парламент должен состоять только из профессионалов. Профессионалами же можно назвать людей, получивших юридическое, экономическое или политическое образование. Только им можно доверять судьбу страны.

2) в парламенте должны быть представлены все слои, группы и группки населения , Только тогда он отразит все настроения и чаяния общества. Надо заранее определить , сколько мест в парламенте должны занять женщины , сколько – учителя , сколько – рабочие , а сколько крестьяне Тогда и только тогда парламент может решать судьбу страны.



Предполагаемые ответы: Миссия парламента чрезвычайно ответственна. Понятно, что в парламенте должны быть те, кто в достаточной мере разбирается в вопросах политики, экономи-ки, финансов. Вряд ли случайные люди могут и должны заниматься судьбой страны. Но профес-сиональная сторона парламента имеет и другую сторону. Если парламент будет состоять только из политологов или юристов, он не сможет отразить все основные настроения, царящие в обществе. Не будем забывать, что парламент _ это представительный орган, в котором должны отразить интересы различных социальных групп. В конечном счете проблема сочетания профессионалов и непрофессионалов в парламенте решается в каждой стране по – разному в зависимости от конкретной политической обстановки.
7..Демократия – критерии и механизмы.
Взаимоотношения государства и общества могут складываться по–разному. Понятие «демокра-тия» вам знакомо. Назовите его. ( власть народа).

Когда мы сравниваем политическое устройство множества демократических государств, то находим между ними множество различий. Это и понятно : демократия не создается по приказу сверху, а постепенно, методом проб и ошибок, «выстраивается» снизу. Вместе с тем при всем различии известных нам демократических систем мы можем найти и нечто общее между ними. Это и есть те обязательные черты, без которых не может быть демократии. т.е. критерии демократии.



  1. представительство интересов ( через полномочных посредников)

  2. плюрализм

  3. участие граждан в решении политических вопросов.

  4. просвещенный выбор, т.е. каждому гражданину доступна полная информация для осуществления выбора, гражданин осознает свои интересы и выбирает в соответствии с ними.

  5. взаимная ответственность руководителей и народа.

Определяя критерии демократии , мы подходим к вопросу конкретного механизма осуществления демократии в обществе, который позволяет не только провозгласить демократические лозунги , но и осуществить их на практике.

Назовите основные составляющие механизма демократии.

1.законодательное закрепление и юридические гарантии прав человека.

2.представительство интересов ( парламент )

3. свободные выборы.

4. многопартийность.

5. разделение властей.

6. свобод средств массовой информации.
Американский политолог С.Липсет пишет : «Нормальная жизнь общества возможна только в том случае , если противоборствующие лагеря готовы к компромиссу. Это включает не только простое право оппозиции проповедовать свои взгляды , но также некоторую умеренность в собственных политических позициях и пристрастиях. Никто не может быть уверен , что является монопольным обладателем истины».

О каком из элементов механизма демократии идет речь в этом высказывании ?

1. о разделении властей

2. многопартийности

3. свободных выборах.

4. лояльной оппозиции.

Речь идет о разделении властей. Этот механизм совершенно необходим для того, чтобы идея демократии воплотилась в реальной практике. Создается система сдержек и противовесов, где одни элементы противостоят другим и уравновешивают их. Этим и обеспечивается стабильное и эффективное развитие всего общества в условиях демократии.


Гражданин, живущий в демократическом обществе, силой обстоятельств вынужден постоянно самостоятельно решать и выбирать. Помимо повседневного выбора существует и юридически узаконенная процедура выборов, благодаря которой и формируются органы власти в современных демократиях.

Речь идет об избирательном праве. - праве избирать и быть избранным в государственные органы.


Назовите основные принципы демократических выборов ?

( всеобщность, принцип равенства , тайна голосования)


Существует две главные разновидности избирательных систем – мажоритарная и система пропорционального представительства.
Мажоритарная система это ? ( От каждого избирательного округа избирается один депутат и победителем считается тот , кто набрал на выборах наибольшее число голосов.)
Сложнее выглядит система пропорционального представительства Когда она применяется? (Она применима только в тех случаях, если в обществе действует несколько партий. Каждая партия составляет список своих кандидатов, располагая их в определенной последовательности. Избиратель придя на выборы, получает бюллетень, в котором перечислены не кандидаты, как в случае мажоритарной системы, а партии. Места в парламенте распределяются пропорционально количеству полученных голосов.

В политической практике часто встречаются и так называемые смешанные варианты избирательных систем. Например : половина депутатов парламента может избираться от партий , а вторая половина – по мажоритарной системе. Такая система действует , например , в России. Соотношение может быть не только 50:50 , но и 60:40 , 75:25.Выбор той или иной избирательной системы зависит от множества обстоятельств. Это и текущая политическая ситуация, и количество партий, и политическая традиция.


8. Учимся избирать

Вопрос о том, участвовать или не участвовать в выборах решается каждым избирателем в отдельности. Статистика свидетельствует, что число тех, кто не ходит на выборы колеблется от 30 до 50 %. Почему же так происходит? Каждый гражданин находит индивидуальное объяснение своему поведению. Как вы думаете какие?

Одни не верят в эффективность голосования, другие полагают, что их все равно обманут , третьи вообще не разбираются в политике, четвертых можно назвать забывчивыми гражданами ).

Конечно, каждое из этих объяснений имеет право на существование. Но взятые вместе они либо ставят под угрозу само проведение голосования, либо существенно искажают его результаты. Ведь у каждого, кто не пришел на выборы, есть свое мнение, если оставить его при себе , решение будут принимать другие. Наглядно можно продемонстрировать на примере ситуации.

Представьте себе, что у вас в классе проводятся выборы.

(Учащиеся делятся на две группы и разрабатывают программные заявления ).



Итак: На голосование представлены программы двух партий. Допустим , что в вашем классе 24 человека имеют право голоса. Рискнем предположить , что больше шансов на успех у программы Б. Но посмотрим , что же может этому помешать:
1. не пришли на выборы_____

2. не идут на выборы , т.к. считают , что успех программы Б и так обеспечен______

3. голосуют против обеих программ ______

4. голосуют за программу А_____

5. голосуют за программу Б_____
В итоге побеждает программа партии …………………

Она вступает в силу и ей вынуждены подчиняться все ученики класса. Итак, исход выборов решили не столько те, кто принял в них участие, сколько те, кто остался дома. Это игра скажите вы. Но на настоящих выборах нечто подобное происходит часто, а ведь решаются куда более серьезные вопросы. Уже в самое ближайшее время вы получите избирательное право. Советую вам припомнить эту игру, когда вы будете принимать решение о том , стоит ли принимать участие в выборах.


Заключение.
В заключении , подводя итоги урока , хочется отметить , что мы сегодня затронули лишь некоторые аспекты политической жизни общества. Изучение политической сферы жизни общества должно способствовать формированию у каждого из вас политической культуры и сознательного участия в политике в соответствии со своими интересами , убеждениями. Каждый делает свой выбор своего поведения в политике

Личность и политика. Эта проблема в политике неисчерпаема. Но это тема еще одного урока.



Желаем вам успеха.!


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница