Положение о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Гуляй-Борисовской средней общеобразовательной школе Зерноградского района Общие положения



Скачать 158.81 Kb.
Дата26.06.2016
Размер158.81 Kb.

Принято

на заседании педагогического совета


протокол от 28.08.2014 №11
Председатель С.Н. Лопатина

Утверждено

приказом от 29.08.2014 №242


директор МБОУ Гуляй-Борисовской
СОШ С.Н.Лопатина

Положение

о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

Гуляй-Борисовской средней общеобразовательной школе Зерноградского района



1.Общие положения

1.1.Настоящий порядок (далее Порядок) определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы, реализуемой в МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ

1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с:

- федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования;

- учебным планом;

- Уставом общеобразовательной организации.
2.Термины и определения

2.1.Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

2.2.Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

2.3. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды

деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2.4.Образовательная программа - комплекс основных характеристик

образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
3.Цели и задачи Порядка

3.1.Целью настоящего Порядка является обеспечение реализации права обучающихся в общеобразовательном учреждении на обучение по индивидуальному учебному плану.

3.2.Задачи настоящего Порядка:

1).Определение основных организационных механизмов, реализуемых в общеобразовательном учреждении для обучения по индивидуальному учебному плану.

2). Обеспечение возможности обучения по индивидуальному учебному плану на уровне начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования в соответствии с установленными требованиями.

3). Обеспечение соответствия индивидуального учебного плана требованиям государственного образовательного стандарта.

4). Определение ответственности педагогических работников общеобразовательного учреждения при обучении по индивидуальному учебному плану.
4.Организационные механизмы, реализуемые в общеобразовательном учреждении в целях обучения по индивидуальному учебному плану

4.1.К основным организационным механизмам, реализуемым в общеобразовательном учреждении с целью соблюдения права обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам относятся:



  • информирование обучающихся, родителей (законных представителей) о праве обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану;

  • выявление особенностей и образовательных потребностей обучающегося, необходимых для разработки индивидуального учебного плана;

  • разработка основных образовательных программ для каждого уровня образования, включающих в качестве механизма их реализации индивидуальные учебные планы;

  • разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с индивидуальными учебными планами;

  • организация обучения по индивидуальному учебному плану в строгом соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

  • работа внутри педагогического коллектива общеобразовательного учреждения по технологии разработки и реализации индивидуальных учебных планов.



5.Последовательность

действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального учебного плана

5.1.В общеобразовательном учреждении на каждом уровне образования обучающиеся и родители (законные представители) информируются классным руководителем о возможности обучения по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Порядком.

5.2. При желании обучающегося, его родителей (законных представителей) обучаться по индивидуальному учебному плану в общеобразовательном учреждении осуществляется составление учебного плана в соответствии с настоящим Порядком.

5.3.При составлении индивидуального учебного плана классный руководитель предлагает обучающемуся, его родителям (законным представителям) ознакомиться с:

- с федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования;

- со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых общеобразовательным учреждением курсов;

- с предлагаемыми общеобразовательным учреждением примерными учебными планами;

- с порядком работы по составлению учебного плана в дальнейшем и условиями его реализации.

5.4. На основании полученной информации обучающийся, его родители (законные представители) приступают к выбору предметов, учебных курсов для включения в индивидуальный учебный план.

5.5. Выбор предметов, учебных курсов для включения в индивидуальный учебный план осуществляется с использованием форм поддержки составления и реализации индивидуального учебного плана, указанных в разделе 10 настоящего Порядка.

5.6.Подготовленный предварительный индивидуальный учебный план классный руководитель ещё раз обсуждает с обучающимся и с его родителями (законными представителями).

5.7.На любом из этапов подготовки индивидуального учебного плана при необходимости с обучающимся и его родителями (законными представителями), с одной стороны, проводятся все необходимые консультации с соответствующими представителями педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, с другой стороны.

5.8.После согласования окончательный вариант учебного плана передаётся лицу, ответственному лицу в общеобразовательном учреждении за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов.

5.9. Индивидуальный учебный план согласовывается ответственным лицом в общеобразовательном учреждении за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.

5.10. Конкретные сроки составления и утверждения индивидуальных учебных планов устанавливаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

6.Индивидуальный учебный план начального общего образования

6.1. Индивидуальный учебный план начального общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы начального общего образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

6.2. Индивидуальные учебные планы начального общего образования разрабатываются для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

6.3.Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

6.4. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора общеобразовательного учреждения.

6.5. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательная организация.

6.6. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся индивидуальный учебный план предусматривает время:

- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

- на внеурочную деятельность.

6.7. При разработке индивидуального учебного плана участники образовательных отношений руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же базисного учебного плана.

6.8. План внеурочной деятельности учитывает обучение по индивидуальному учебному плану.


7.Индивидуальный учебный план основного общего образования

7.1. Индивидуальный учебный план основного общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы основного общего образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

7.2.Индивидуальные учебные планы на уровне основного общего образования разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

7.3.Индивидуальные учебные планы разрабатываются для развития потенциала обучающихся, прежде всего, одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.4. Реализация индивидуальных учебных планов основного общего образования сопровождается поддержкой тьютора общеобразовательного учреждения.

7.5. Разработка индивидуального учебного плана основного общего образования предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих индивидуальные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

7.6. При разработке индивидуального учебного плана участники образовательных отношений руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же базисного учебного плана.

7.7. План внеурочной деятельности учитывает обучение по индивидуальному учебному плану.


8.Индивидуальный учебный план среднего (полного) общего образования

8.1. Индивидуальный учебный план среднего (полного) общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

8.2. Формирование индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из обязательных предметных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

8.3. Общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов среднего (полного) общего образования, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.

8.4. Индивидуальный учебный план должен содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

8.5. Индивидуальный учебный план предусматривает выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

8.6. План внеурочной деятельности учитывает обучение по индивидуальному учебному плану.
9.Особенности составления индивидуальных учебных планов и учебного плана общеобразовательного учреждения при профильном обучении

9.1. При профильном обучении на основе индивидуального учебного плана последовательность формирования учебного плана общеобразовательного учреждения осуществляется следующим образом:

- в первую очередь общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения;

- далее формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика в указанной выше последовательности;

- затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для общеобразовательного учреждения в целом.

9.2.В общеобразовательном учреждении, работающим на основе индивидуальных учебных планов, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса.

9.3.Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам.

9.4.Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников, осуществляется в три этапа:

9.4.1. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся:

9.4.1.1.Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить обучающимся на выбор. В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент);

9.4.1.2.Далее перечень дополняется профильными предметами, которые общеобразовательное учреждение предлагает обучающемуся для выбора;

9.4.1.3.Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется общеобразовательным учреждением (компонент образовательного учреждения).

9.4.2. Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана общеобразовательного учреждения:

9.4.2.1.Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). Обучающимся поясняется механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам. Обращается внимание обучающихся их родителей (законных представителей) на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации;

9.4.2.2.После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами;

9.4.3.Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения.


10. Поддержка реализации индивидуального учебного плана

10.1. В общеобразовательном учреждении используются следующие формы поддержки реализации индивидуальных учебных планов:

- тьюторство;

- консультирование;

- модерирование.

10.2.Тьюторство. Под тьюторством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, так и форма воспитательной работы. В основу тьюторства положены индивидуальный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса.

10.3. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся:

- анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления обучающегося;

- конструирует специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.

10.4.Задачи педагога-тьютора:

- помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы;

- отслеживание хода учебы обучающегося по индивидуальному учебному плану;

- организация обратной связи по выполненным заданиям;

- поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего изучения предмета;

- предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.

10.5.Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося. При консультировании отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как при непосредственном контакте, так и при опосредованном средствами новых информационных технологий. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы.

10.6. Модерирование – это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. При модерировании педагог использует специальные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

  10.7. Выбор и использование указанных в п. 10.1. форм поддержки реализации индивидуальных учебных планов осуществляется в общеобразовательном учреждении с учётом личностных особенностей обучающегося, а так же с учётом особенностей конкретного индивидуального учебного плана.


11.Ответственность

11.1. Ответственность за составление и реализацию индивидуального учебного плана несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.

11.2. В общеобразовательном учреждении приказом руководителя организации назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов.

11.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов в общеобразовательном учреждении:

11.3.1. Назначается приказом руководителя общеобразовательного учреждения;

11.3.2. Обеспечивает:

- организацию работы в общеобразовательном учреждении по информированию обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможности обучения для развития потенциала обучающихся по индивидуальным учебным планам, прежде всего, одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организацию отбора обучающихся для обучения по индивидуальным учебным планам, прежде всего, одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организацию работы с педагогическими работниками общеобразовательного учреждения по составлению и реализации индивидуальных учебных планов в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- контроль за соответствием индивидуальных учебных планов федеральным государственным образовательным стандартам и базисному учебному плану;

- контроль за реализацией индивидуальных учебных планов;

- взаимодействие с классными руководителями, руководителями методических объедений учителей по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов;

- организацию использования необходимых форм поддержки реализации индивидуальных учебных планов в общеобразовательном учреждении;

- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов;

- анализ работы в общеобразовательном учреждении по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов и представление его результатов органам управления общеобразовательного учреждения;

- решение иных вопросов, связанных с составлением и реализацией индивидуальных учебных планов в общеобразовательном учреждении;

11.3.3. Руководствуется в своей деятельности:

- требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования;

- приказами и распоряжениями руководителя общеобразовательного учреждения;

- уставом общеобразовательного учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами;



- настоящим Порядком.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница