Пояснительная записка 1 Сведения о квалификации педагогических кадров 1 Сведения о семьях воспитанников



страница1/11
Дата07.06.2016
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Первый раздел. Обязательная часть.

    1. Пояснительная записка

    2. 1.1.2. Сведения о квалификации педагогических кадров

1.1.3. Сведения о семьях воспитанников

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

1.1.5. Цель деятельности ДОУ

1.1.6. Основные задачи ДОУ

1.1.7. Особенности образовательного процесса

1.1.8. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы



1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ

1.2.1. Гибкий режим деятельности образовательного учреждения

1.2.2. Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей

1.2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

1.2.4. Система закаливающих мероприятий

1.2.5.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий



1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

1.4.Содержание коррекционной работы

1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

2. Второй раздел. Вариативная часть

3. Приложение

3.1.Учебный план МБДОУ

3.2.Каленндарно-тематическое планирование работы

3.3.Планируемые промежуточные результаты освоения детьми ООП




  1. Пояснительная записка к образовательной программе

Образовательная программа МБДОУ является общеобразовательным программным документом, на основании которого осуществляется воспитание, обучение и развитие детей от 3 до 7 лет. Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23.11.2009года).


    1. Информационная карта учреждения


Сведения о педагогических кадрах

  • Учитель-логопед – 2

  • Педагог-психолог – 1.

  • Музыкальный руководитель – 2

  • Инструктор по физической культуре – 1

  • Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ОНР – 4

  • Воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 7 лет – 16

  • Заместитель руководителя по ВМР – 1

Образовательный уровень педагогов:


Образование

2011-2012

%

Среднее

-

-

Средне специальное

16

59%

Высшее

9

33%

Н\з высшее

2

8%


Квалификационный уровень педагогов:

Квалификационная категория

2011-2012

%

Без категории

10

37%

II категория

6

22%

I категория

11

41%

Высшая категория

-

-


МБДОУ №10 «Сказка» является учреждением комбинированного вида.

  1. Структура контингента:

  • общеразвивающих групп - 8,

из них: 1 младшая - 3

2 младшая - 2

средняя - 2

подготовительная - 1



  • группы компенсирующей направленности – 2,

из них: старшая для детей с ОНР - 1

подготовительная для детей с ОНР - 1



Контингент воспитанников

Возрастная категория


Направленность групп

Количество групп

Количество детей

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая

2

44

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

2

40

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

2

40

От 5 до 6 лет

Компенсирующая логопедическая (ОНР)

1

14

От 6 до 7 лет

Общеразвивающая

2

20

От 6 до 7 лет

Компенсирующая логопедическая (ОНР)

1

14

Всего 10 групп – 186 детей

Сведения о семьях воспитанников

Статус семьи

Количество

%

Полные семьи

159

85,5

Неполные семьи

27

14,5

Многодетные семьи

60

32,3

Опекуны

3

1,6

Семьи с детьми с ограниченными возможностями

35

19

В т. ч. дети-инвалиды

1

0,53

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дети от 3 до 4 лет:

В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится я сам. Ребёнок хочет стать как взрослый. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.

Дети 3—4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами (можно, нужно, нельзя), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения.

В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли.

К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

Возраст 3—4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств.

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами. Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода.


Дети от 4 до 5 лет:

Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду.

Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, дети активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности.
Дети от 5 до 6 лет:

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.

В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением.


Дети от 6 до 7 лет:

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья.

Мотивационная сфера детей 6—7 лет расширяется за счёт развития мотивов самореализации. К концу дошкольного возраста происходят изменения в эмоциональной сфере. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится, как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии.

В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки. То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. П. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания.

В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.

Воображение детей данного возраста становится богаче и оригинальнее. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств. Действия наглядно-образного мышления ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы.
Индивидуальные особенности детей общеразвивающих групп




Возраст детей

Особенности деятельности

1

3-4

Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, умеет отвечать на простые вопросы, высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях. В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке.

Ребёнок начинает читать сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер.

Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).





4-5

К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. Речь становится более связной и последовательной.

Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов.

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Конструирование носит характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.






5-6

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции.

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор произведений, персонажей, образов.

Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения.

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.





6-7

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6—7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Ребёнок знаком с разными родами и жанрами фольклора и художественной литературы и интуитивно ориентируется в них.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки.

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница