Пояснительная записка место дисциплины в структуре ооп впо



Скачать 309.25 Kb.
Дата01.05.2016
Размер309.25 Kb.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Изучение дисциплины «История физической культуры» предусмотрено базовой (обязательной) частью Г осударственного образовательного стандарта высшего образования по педагогическому образованию, государственными требованиями при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль физическая культура) для подготовки выпускников к педагогической профессиональной деятельности.

Дисциплина ориентирована на студентов первого курса вуза, обучающихся на педагогических специальностях. Дисциплина «История физической культуры» предваряет изучение дисциплины «Спорт и физическое воспитание на Белгородчине». История Физической культуры (ИФК) рассматривает следующие основные и тесно взаимосвязанные между собой направления:



  • системы физической культуры и их составные части;

  • ведущие идеи, факты, категории и понятия в области физической культуры;

  • физкультурное образование;

  • спортивные сооружения, оборудования и инвентарь.

В процессе формирования ИФК вобрала в себя знания, накопленные различными науками: гражданской и военной историей, историей

педагогики, психологии и культуры, этнографией, теорией и методикой физической культуры, историей спортивно-педагогических и медико­биологических дисциплин и др. Следовательно, она по своей сути является интегральной дисциплиной, обладающей относительной

самостоятельностью, имеющий свой предмет, содержание, функции и метод изучения, способствующей установлению реальных меж предметных связей с теорией и методикой физической культуры, спортивно-педагогическими и медико-биологическими дисциплинами. Знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов ТМФВС, СПД и МБО. Неразрывная связь ИФК с другими дисциплинами учебного плана проявляется прежде всего в том, что у них общий объект теоретико - практической деятельности - физическая культура как часть культуры общества, как социальное и педагогическое явление. ИФК опирается на определения, терминологический и понятийный аппарат, принятые теорией и методикой физической культуры.

Пререквизитов у данной дисциплины нет.

В целом курс «История физической культуры» призван помочь студентам сориентироваться на модель профессионально компетентного педагога, способного к самостоятельному решению педагогических задач, осознающего ответственную и гуманистическую миссию учителя, достойно представляющего свою профессию в общей системе общественных отношений, умеющего защищать и отстаивать профессиональные интересы и свои права.

ИФК дисциплина, изучающая становление и развитие закономерностей (общих принципов физической культуры и спорта). К ним, в первую очередь, относится: формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость применения физических упражнений при подготовке моделей к трудовой и военной деятельности, двигательная активность человека как необходимое условие его оздоровления, научная обоснованность выполнения физических упражнений, спортивная направленность в физической культуре. Эти, сложившиеся за многие столетия, закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались в зависимости от реальных исторических условий.

Формирование указанных глобальных, социально - значимых и постоянно действующих общественно полезных явлений в области физической культуры и спорта целесообразно проследить на материале становления и функционирования систем физического воспитания. Такой подход к практике преподавания ИФК объясняется, во-первых, тем обстоятельством, что ИФК накопила огромный объем информации, который практически невозможно поместить в рамки учебных занятий, а, во-вторых, та или иная система физического воспитания как раз раскрывает сущность закономерностей физической культуры и спорта, т.е. в этом случае выполняются целевые установки дисциплины.

Основным требованием к преподаванию ИФК является соблюдение принципа историзма, а, он, как известно, предполагает использование системного подхода при рассмотрении общественных явлений. При этом создаются благоприятные условия для рекомендации ИФК как интегрирующей дисциплины, способствующей установлению реальных меж предметных связей с теорией и методикой физической культуры, спортивно- педагогическими и медико-биологическими дисциплинами. Таким образом, становление и развитие целей, задач, основ, принципов, направлений, процесса построения обучения и образования средств и методов, организационных форм, материально-технического и финансового обеспечения - вот основной объект изучения ИФК.

Структурно курс состоит из трех разделов: «История физической культуры и спорта в зарубежных странах», «История отечественной физической культуры и спорта», и «История международного спортивного движения».


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательные цели дисциплины:

  1. Формирование культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.

  2. Формирование способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

  3. Формирование способности понимать значение физической культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Профессиональные цели дисциплины:

  1. Подготовка к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

  2. Подготовка к использованию систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

  3. Формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  1. Изучить историю основных зарубежных и отечественных систем физического воспитания и спорта.

  2. Изучить историю международного спортивного движения.

  3. Формировать положительные личностные качества студентов, необходимые им в будущей педагогической деятельности.

  4. Воспитывать у студентов чувство патриотизма и интернационализма.

  5. Расширять общий профессиональный кругозор будущих работников физической культуры и спорта, формировать у них уверенность в общественной значимости выбранной специальности.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-владеет культурой мышления, способен находить, анализировать, обобщать и использовать информацию об особенностях физической культуры и спорта на различных этапах развития человеческого общества (ОК-1);

-способен воспринимать историческое наследие, культурные традиции России и зарубежных стран в сфере физической культуры и спорта (ОК-14);



  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

      1. Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:


Индекс

компетенции



Индекс

образовательного

результата


Образовательный результат

ОК-1 ОК- 14 ОК- 16

3-1

3-2


Основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания.

3-2

Историю развития основных форм международного спортивного движения.

ОПК-1

ОПК-2


3-1

Термины и понятия по истории физической культуры и спорта в рамках изучаемой дисциплины

3-2

Становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ.

3-3

Эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения


2) Уметь:

Индекс

компетенции



Индекс

образовательного

результата


Образовательный результат

ОК-1 ОК- 14 ОК- 16

У-1

Объяснять происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта).

У-2

Организовывать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию.

ОПК-1

ОПК-2


У-1

Определять формы и методы включения олимпийского образования школьников в общую систему воспитательной работы в школе.

У-2

Подбирать вопросы по ИФК для школьников всех возрастов при проведении физкультурно-спортивных викторин, классных часов и т. п.

У-3

Составлять вопросы по ИФК к экзаменационным билетам школьников выпускных классов.





3) Владеть

Индекс

компетенции



Индекс

образовательного

результата


Образовательный результат

ОК-1 ОК- 14 ОК- 16

В-1

Методами использования материала ИФК для формирования у детей потребности к физкультурно­спортивной деятельности.

ОПК-1

ОПК-2


В-1

Организационными основами проведения бесед, консультаций с учащимися и родителями, конкурсов- игр по типу “Что, где, когда?”






  1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

Общая трудоемкость модуля составляет 4 зачетных единицы, 144 часов.


Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

Семестр №_2

Курс 1

Всего часов по дисциплине: 144

Всего часов по дисциплине: 144

Кол-во часов на вид учебной работы:

Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

54

12

В том числе: лекций

20

4

практических

34

8

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

54

123

В том числе: Реферат

24

57

Индивидуальное домашнее задание

30

66

Промежуточная аттестация Экзамен (Э)

Э-36

Э-9

Всего:

144

144



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ/ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование раздела, темы учебной дисциплины

Содержание раздела, темы в дидактических единицах

1

2

3

2

РАЗДЕЛ 1 История физической культуры и спорта в зарубежных странах.

3

Введение. Предмет и задачи, значение курса ИФК. Физическая культура в первобытнообщинном и рабовладельческом обществе.

Предмет и задачи, значение курса ИФК. Возникновение физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, исторические этапы ее развития, истоках зарождения. Физическое воспитание в родовом обществе, ее связь с трудовой деятельностью, зависимость от этнической среды и природных условий, всеобщность. Физическое воспитание в период разложения родового строя, зарождение классового характера воспитания.

Исторические условия и особенности становления и развития физической культуры в рабовладельческом обществе, отличие ее от первобытного общества.

Возникновение античной гимнастики и агонистики в Древней Греции, их содержание. Расцвет физической культуры в Древней Греции, спартанская и афинская системы физического











воспитания рабовладельцев. Древние олимпийские игры. Физическое воспитание рабовладельцев в Древнем Риме.

4

Физическая культура в средние века. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока.

Физическая культура раннего средневековья (V- IX вв.). Физическая культура на этапе развитого средневековья (X - XIV вв.). Физическая культура эпохи Возрождения и разложения феодализма (XV - XVII вв.)

Физическая культура в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, Ассирии, Японии, Корее.



5

Системы физической культуры и спорта в зарубежных странах в период с XVIII в. до настоящего времени

Развитие гимнастического и спортивно­видового направлений в странах Европы и США. Начало теории физического воспитания. Внешкольное физическое воспитание.

6

РАЗДЕЛ 2 История отечественной физической культуры и спорта

7

Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX в.

Физическое воспитание славян в период первобытнообщинного строя. Физическое воспитание в Киевской Руси, в период феодальной раздробленности и создания централизованного государства. Физическая культура России в XVIII - начале XIX века.

8

Создание и развитие в России системы физического образования и современного спорта во второй половине XIX - начале XX вв.

Влияние реформ 1860-70-х гг. на постановку физического воспитания в учебных заведениях, новшества в организации физической подготовки в российской армии.

Значение для развития естественно-научных основ физического воспитания трудов передовых представителей медицинской науки. Значение созданной П.Ф. Лесгафтом отечественной научно-обоснованной системы физического воспитания.

Причины, способствовавших организационному оформлению и бурному развитию спортивного движения в стране. Выход российского спорта на международную арену и вступление России в олимпийское движение. Проведении Российских Олимпиад.


9

Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта.

Создание Всеобуча, разработка теоретических и организационных основ системы физического воспитания, подготовка физкультурных кадров, преобразования в школьном физическом воспитании. Специальное постановление ЦК ВКП (б) 1948 г., о развитии физической культуры и спорта. Вступление в международное олимпийское движение, дебют советских спортсменов на Олимпийских играх 1952 и 1956 гг. Спартакиады народов СССР.

Новый этап развития физической культуры в стране: 1960-1991 годы. Негативные явления конца 80-х годов в СССР.



10

Физическая культура и спорт в

Современное состояние, тенденции и







Российской Федерации.

проблемы развития физической культуры и спорта в России. Переход к новым образовательным программам, формам и методам организации физкультурного движения, процесс формирования федеральных структур управления физической культурой и спортом, формы подготовки спортивных резервов последних лет, проблемы начавшейся профессионализации спорта.

Развитие российского спорта и международных спортивных связей. Итоги выступления российских спортсменов на Олимпийских играх.



11

РАЗДЕЛ 3 История международного спортивного движения

12

Международное спортивное движение студентов и международное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры, их современные проблемы.

Международное спортивное движение студентов. Участие российских спортсменов в международном спортивном движении. Международное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры, его современные проблемы. Функции, значение и классификация международных спортивных организаций

13

Международное олимпийское и спортивное движение

Причины возрождения современных олимпийских игр. Олимпийские игры до 1 мировой войны. Олимпийские игры между 1 и 2­й мировыми войнами. Олимпийские игры после 2 мировой войны. Чемпионаты мира и континентов по отдельным видам спорта. Проблемы, тенденции и перспективы развития олимпийского и спортивного движения.

3.2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ







п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование лабораторных работ

Всего

часов

1

2

3

4

1.

Раздел 1 История физической культуры и спорта в зарубежных странах.

Введение. Предмет и задачи, значение курса ИФК

2

Физическая культура в средние века.

2

Системы физической культуры и спорта в зарубежных странах в период с XVIII в. до настоящего времени

4

2.

Раздел 2 История отечественной физической культуры и спорта

Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX в.

6

Создание и развитие в России системы физического образования и современного спорта во второй половине XIX - начале XX вв.

6

Становление и развитие советской

6










системы физического воспитания и спорта.




Физическая культура и спорт в Российской Федерации




3.

Раздел 3 История международного спортивного движения

Международное спортивное движение студентов и международное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры, их современные проблемы.

6

Международное олимпийское и спортивное движение

2

ИТОГО:

34



  1. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Не применяется.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА




п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

1

История физической культуры и спорта: учебник

Голощапов Б.Р.

М.: Академия, 2011. - 320 с.


5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



п/

п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

1

Всеобщая история физической культуры и спорта

Григоревич В.В.

М.: Советский спорт, 2008. - 288 с

2

История физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов вузов

Голощапов Б.Р.

М.: Академия, 2007. - 312 с.






5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.





  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

Для стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов следует на одном из первых занятий по данной дисциплине ознакомить студентов со значением, содержанием и формами организации самостоятельной работы студентов.

На первом занятии необходимо ознакомить студентов с учебной программой дисциплины, озвучить перечень тем для подготовки рефератов и последующих докладов студентов по указанным темам на занятиях, дать перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Кроме того, желательно планировать практические работы таким образом, чтобы в качестве домашнего задания студенты выполняли основную работу и оформляли отчеты с тем, чтобы на аудиторных занятиях время тратилось на введение в новые задачи, а также на защиту отчетов.

Важнейшая роль в освоении дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, так как вуз готовит их в качестве высококвалифицированных специалистов готовых к самостоятельной работе в производственной, научной, спортивной и преподавательской сфере.

Самостоятельная работа включает:



  • подготовку реферата по выбранной теме с последующим докладом и обсуждением (ответами на вопросы слушателей);

  • самостоятельное изучение отдельных разделов теоретической части;

  • домашние задания по выполнению практических работ;

  • работу с учебниками и учебными пособиями;

  • использование полученных знаний при подготовке соответствующих по тематике дипломных работ.

Результаты самостоятельной работы студентов в значительной мере проверяются на практических занятиях, поэтому особое внимание

необходимо уделять подготовке к ним, которая включает знакомство с темой практических работ по предложенным источникам информации и детальную проработку серии вопросов, предлагаемых для рассмотрения на лабораторных работах.



Работа с теоретическими материалами

Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.

Ответьте на все контрольные вопросы, имеющиеся в конце каждой лекции. Составьте собственный глоссарий по каждой теме.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для изучения одной темы из рабочей программы дисциплины и повторения пройденного материала.

Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами

Изучая дисциплину студенты должны знать историю основных зарубежных и отечественных систем физического воспитания и спорта, историю международного спортивного движения, которые будут необходимы им в будущей педагогической деятельности. Воспитание у студентов чувства патриотизма и интернационализма, уверенности в общественной значимости выбранной специальности.



Рекомендации по выполнению индивидуальных домашних

заданий

Для закрепления теоретического материала студенты по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания (см. планы семинарских занятий). Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание студентов на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты (см. соответствующий раздел данного УМК), которые могут быть использованы как для проверки знаний студентов преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний студентами.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет не только преподавателю оценить успеваемость студентов на любом этапе их обучения, но оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования студенты могут выявить тот круг вопросов, которые

усвоены слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы студентов по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

Рекомендации по написанию реферата

По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследования и результаты отразить в реферате. Тематика рефератов приводится в рабочей программе. Для выполнения учебной программы достаточно подготовить один или два реферата.

Реферируемые книги, журнальные статьи, научные отчеты, которые вы выбираете, должны относиться непосредственно к изучаемой теме или всей дисциплине. Содержание реферата может быть посвящено обзору и сравнительной характеристике материалов нескольких интернет сайтов, а также новинкам в теории и практике организации физкультурно­оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях. Обязательно указывайте адреса использованных веб-страниц. Старайтесь кратко отразить главные идеи и делать выводы. Опишите, как вы могли бы применять некоторые из ваших новых знаний на практике, выскажите свою критику.

Структура реферата:



  1. титульный лист;

  2. план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

  3. введение;

  4. текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

  5. заключение;

  6. список использованной литературы;

  7. приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ.

Важнейшая роль в освоении дисциплины принадлежит практическим работам, в ходе которых осуществляется текущий контроль усвоения дисциплины.

На практических занятиях проверяется и результат самостоятельной работы студентов, поэтому особое внимание необходимо уделять подготовке к практическим работам, которая включает знакомство с темой лабораторных работ по предложенным источникам информации и детальную проработку серии вопросов, предлагаемых для рассмотрения. При этом нужно уделить особое внимание тем вопросам, которые по-разному трактуются в разных источниках информации, уметь дать критический анализ разным точкам зрения.

Проходя учебный материал по новым темам, рекомендуется повторять прошедший материал и стараться его связывать с последующим и с реальной практикой.



  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Олимпийские игры перед I Мировой войной

  2. Международные спортивные рабочие. Олимпиады.

  3. Олимпийские игры между I и II Мировыми войнами

  4. Олимпийские игры после II Мировой войны

  5. Отношение ФКиС философов и ученых Древнего Мира

  6. Взгляды на ФКиС ученых и философов средневековья

  7. Педагогические идеи ФКиС ученых и философов в I период Новой истории

  8. Педагогические идеи ФКиС ученых и философов в II период Новой истории

  9. Студенческие спортивные движения

  10. Олимпийские игры в Москве в 1980г.

  11. ФКиС в подготовке военнослужащих Российской Армии

  12. ФКиС в России в начале 90-ых гг.

  13. История возникновения и развития школьных программ по ФК Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата


Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

- актуальность проблемы и темы;

  • новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

  • наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы

- соответствие плана теме реферата;

  • соответствие содержания теме и плану реферата;

  • полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

  • обоснованность способов и методов работы с материалом;

  • умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

  • умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные







положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).



4. Соблюдение требований к оформлению

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

  • грамотность и культура изложения;

  • владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

  • соблюдение требований к объему реферата;

  • культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

  • отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

  • отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

  • литературный стиль.



Критерии оценки реферата:

Реферат оценивается по 5 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:



  1. • все критерии раскрыты - «отлично»;

  2. • есть небольшие недочеты - «хорошо»;

  3. • есть грубые недочеты - «удовлетворительно;

  4. • несоответствие работы - «неудовлетворительно».

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА:

  1. Предмет и задачи курса «История физической культуры».

  2. Возникновение и развитие физических упражнений и игр в первобытном обществе и в период разложения первобытного общества.

  3. Спартанская система физического воспитания.

  4. Гуманистические идеи физического воспитания в педагогическом наследии И. И. Бецкого и Н. И. Новикова.

  5. Афинская система физического воспитания

  6. Епифаний Славинецкий - один из первых теоретиков физического воспитания в России.

  7. Древнегреческие Олимпийские игры.

  8. Развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в

трудах Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова,

А.И.Герцена.



  1. Зарождение теории физического воспитания: Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит.

  2. Физическое воспитание у славян и в Древне-русском государстве (IX-XIV вв.)

  3. Физическое воспитание в Древнем Риме.

  4. Становление научных основ физической культуры в России в XIX веке: Е.А. Покровский, Е.М. Дементьев, В.В. Гориневский.

  5. Физическое воспитание в странах Древнего Востока: Индия, Китай, Египет, Персия, Вавилон, Ассирия.

  6. П.Ф.Лесгафт - основоположник отечественной теории физического образования.

  7. Рыцарская система физического воспитания в Западной Европе в X­XIV вв.

  8. Реформы Петра I и их значение для становления государственной системы физического воспитания в России.

  9. Физическая культура эпохи Возрождения.

  10. Особенности физического воспитания в России во 2-й половине

  1. века.

  1. Средневековые системы физической культуры в странах Востока: Китай, Япония, Корея.

  2. Бойскаутское воспитание в развитых странах и в России.

  3. Средневековая физическая культура у народов Америки, Африки,

Азии.

  1. Физическое воспитание в эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII вв.) Народные формы физического воспитания.

  2. Теория физического воспитания Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, Песталоцци.

  3. Система физического воспитания казачества.

  4. Немецкое гимнастическое движение в XIX веке.

  5. Физическое воспитание в России в начале XX века. Русские Олимпийские игры.

  6. Шведское гимнастическое движение XIX века.

  7. Научно-методические основы Советской системы физического воспитания.

  8. Сокольская система гимнастики (середина XIX века).

  9. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях дореволюционной России.

  10. Развитие рабочего спортивно-гимнастического движения в XIX вв.

  11. Создание и укрепление государственных и общественных основ Советского физкультурного движения (20-е- 50 - е гг. XX века).

  12. Особенности спортивно-гимнастического движения в XIX начале

  1. вв. Теории Спенсера и Ницше.

  1. Физическая культура и спорт в годы Великой Отечественной войны. Участие физкультурников и спортсменов в боях за Родину.

  2. Формирование школьного физического воспитания, основанного на современной спортивно-игровой деятельности (середина XIX века).

  3. Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО»

  4. Новые зарубежные системы физического воспитания в начале XX века: метод Г. Демени, «естественная гимнастика» и др.

  5. Развитие физической культуры в общеобразовательной школе СССР после Великой Отечественной войны.

  6. Физическое воспитание в развитых зарубежных странах после II мировой войны до настоящего времени.

  7. Развитие науки о физическом воспитании в СССР (50-80 - е гг. XX

в.).

  1. Развитие международного рабочего спортивного движения в XX

веке.

  1. Организационные формы функционирования Советской системы физического воспитания.

  2. Советские программы по физической культуре в школе (1917-1940 -е годы).

  3. Проблемы международного спортивного движения.

  4. Развитие спортивной направленности в Советской системе физического воспитания.

  5. Возрождение современного Олимпийского движения и его функционирование в настоящее время.

  6. Физкультурно-массовая и спортивная работа в СССР. Спорт и физическая культура в быту народа.

  7. Международное спортивное движение по отдельным видам спорта, участие в нем российских и советских спортсменов.

  8. Спартакиады народов СССР.

  9. Российские программы школьной физической культуры.

  10. Участие отечественных спортсменов в летних Олимпийских играх.

  11. Международное спортивное движение студентов, участие в нем спортсменов Российской Федерации.

  12. Участие отечественных спортсменов в зимних Олимпийских играх.

  13. Создание Международных спортивных объединений, их типы и роль в МСД.

Критерии оценки экзамена:

Оценка «отлично» выставляется студенту, который в полном объеме владеет теоретическим материалом по дисциплине, не допускает ошибок в ответах на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который владеет теоретическим материалом по дисциплине, не допускает существенных ошибок в ответах на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который слабо владеет теоретическим материалом по дисциплине, допускает несущественные ошибки в ответах на поставленные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не освоил теоретический материал, затрудняется ответить на поставленные вопросы.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Схемы и таблицы представленные в учебном пособии:

Г олощапов Б.Р.История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. -М., 2009 - 310 с.

Видео и -аудио фильмы, характеризующие особенности физического воспитания в отечественных и зарубежных системах, иллюстрирующие деятельность выдающихся спортсменов.

Мультимедийные средства (компъютерные презентации отдельных тем курса).



Электронная «Энциклопедия спорта Кирилла и Мифодия» (8 дисков).



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница