Пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы



страница1/13
Дата27.04.2016
Размер1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Общие положения…………………………………………………… 2

  2. Целевой раздел……………………………………………………….

  1. Пояснительная записка …………………………………………. 5

  2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ………………………………………………………... 8

    1. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ …………………………………………………….. 12

    2. Планируемые результаты освоения программ по учебным предметам ……………………………………………………. 21

  3. Система оценки достижения планируемых результатов ……... 54

    1. Системаа оценки учебных достижений ……………………. 56

3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов ………………………………………… 59

    1. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений …………… 66

    2. Итоговая оценка выпускника ……………………………….. 68

  1. Содержательный раздел ……………………………………………. 69

  1. Программа формирования УУД ……………………………….. 70

  2. Особенности содержания предметных линий ………………… 85

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания … 126

  4. Прогшрамма формирования здорового образа жизни………... 140

  1. Организационный раздел …………………………………………..

  1. Учебный план ……………………………………………………. 142

  2. Программа внеурочной деятельности………………………….. 146

  3. Система условий реализации основной образовательной программы……………………………………………………….. 162

  4. Организационно-целевые особенности реализации ОП………168

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения ГБОУ СОШ № 700, использующая в своей работе систему учебников «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования образовательного учреждения, с учётом требований нормативных документов, отражает стратегию развития образования петербургской школы и строится на следующих принципах:

  • ориентация школьного образования на достижение выпускниками 4 класса требований стандарта начального общего образования

  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;

  • преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования


УМК «Перспектива» представляет собой целостную систему информациоино-образователъной среды для начальной школы, сконструированную на базе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике одно из ключевых положений Стандарта: «Эффективность учебно-воспитателъного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системо информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждению».

Идеологической основой системы «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РОССИЮ», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Целостность системы учебников «Перспектива» обеспечена единой методологической основой построения всех линий УМК и единством дидактических и методических принципов построения всех элементов, включённых в систему.

Методологической основой системы учебников «Перспектива» является системно-деятельностный подход, рассматриваемый как основной механизм достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. При использовании в обучении системы «Перспектива» системно-деятельностный подход реализуется через освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих широкие возможности для овладения знаниями, умениями, компетентностями, видами и способами учебной деятельности.

Дидактической основой системы «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л. Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего обучения с позиций
преемственности научных взглядов с традиционной школой.


Методической основой системы является совокупность современных методов и приёмов обучения и воспитания (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности).

Учебники дополняются рабочими и творческими тетрадями, словарями, книгами для чтения, адресованными учащимся. В помощь учителям разработаны методические рекомендации, дидактические материалы, мультимедийные приложения (диски с видео; DVD-диски со сценариями уроков;СD-RОМ-диски;презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), интернет-поддержка и другие ресурсы по всем обязательным предметным областям учебного плана.

Основная образовательная программа образовательного учреждения, использующего в своей работе систему учебников «Перспектива», отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы с использованием системы учебников «Перспектива».

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися содержания учебных предметов по системе учебников «Перспектива»;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы системы «Перспектива»

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы системы «Перспектива», ориентированные на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов, в том числе:

  • программу формирования универсальных учебных действий обучаюшихся, включающую формирование компетениий обучаюшихся в области использования информаиионно-коммуникационных технологий;

  • рабочие программы отдельных учебных предметов и особенности содержания предметных линий системы учебников «Перспектива»;

  • программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • базисный учебный план,

  • план внеурочной деятельности.

  • систему условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, работающего по системе учебников «Перспектива».


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Целями реализации основной образовательной программы являются:

Целями ОП являются:



  1. Создание условий для реализации личностного ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

  2. Формирование у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов, целевых установок, освоения основных видов учебной деятельности;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Адресность ОП:



Условия комплек-тования классов

Требования

к состоянию здоровья



Процедура комплектования первых классов

I – IV группа здоровья

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс при наличии свободных мест. Приоритетное право зачисления имеют граждане, проживающие в микрорайоне, закрепленном за ОУ


При определении стратегических характеристик Программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
2. Планируемые результаты

освоения обучающимися основной образовательной программы

с использованием системы учебников «Персnектива»

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной
    программы
    с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, nредоявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  • дают представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В планируемых результатах особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Система планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отншенин опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя на то, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от ученика.

Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся.


В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу програм-
мы учебного предмета и
выделяются курсивом.

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера.

Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительн неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Учёт достижения планируемых результатов этой группы можно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Система учебников «Перспектива» на ступени начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения:

  • междисциплинарных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-комnетентности обучающихся»;

  • программ по учебным предметам: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, информатика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.


2. 1. Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарных программ
Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий»

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточителъного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, nонимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-поэнавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин усnешности/неусnешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установки на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница