Пояснительная записка по своему характеру понятие «образование» исторично. В XIX веке оно означало «формирование образа»



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.2.2 ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

(ОБЩЕЙ И ДОШКОЛЬНОЙ)»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

050703 – Дошкольная педагогика и психология

Утверждено на заседании кафедры

дошкольного и начального образования

факультета педагогики и психологии

(протокол №___от___________200_ г.)

Зав. кафедрой

____________ Смага А.А.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы: Дьяченко Ирина Ивановна, к.п.н., доцент кафедры


дошкольного и начального образования.

1.2 Рецензенты: Игнатович И.И., кандидат педагогических наук, доцент (МГПУ), Аксёнова А.М., главный специалист Комитета по образованию г. Мурманска.

1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По своему характеру понятие «образование» исторично. В XIX веке оно означало «формирование образа» (духовного или телесного). В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения знаний и способов практической и познавательной деятельности. Формирование нравственного облика человека в процессе образования составляет его воспитательную функцию. Собственно, между воспитанием и образованием существует тесная связь. Наиболее точное определение современной педа­гогики - это наука о воспитании человека. Под «воспитанием» понимается и образование, и обучение, и развитие.

История мировой педагогики - не только неотъемлемая часть самой педагогики, но и элемент общей истории культуры, науки, общественной мысли, включенный в процесс их исторического развития. Такое понимание истории педагогики предполагает преодоление узкого подхода к изучению историко-педагогического процесса, не имеющего отношения к настоящему и будущему. К числу основных методологических проблем истории педаго­гики относится обеспечение концептуального подхода к познанию историко-педагогического процесса, что и составляет основу курса истории педагогики.

Общественное сознание, педагогические идеи эпохи никогда не исчерпывались только идеологией. Изучение историко-педагогического процесса неразрывно связано с прогрессивными народными традициями. Прогресс культуры исторически совершался в процессе освободительной борьбы против тоталитарности. Особенности борьбы каждого народа определяли своеобразие его культуры, педагогики, системы воспитания и образования. Изучение в исторической ретроспективе мирового педагогического опыта нацелено в курсе истории педагогики на его творческое освоение. Именно при этом условии опыт будет помогать будущему педагогу в повседневной учебно-воспитательной деятельности, в реализации собственного потенци­ала.


Биографический компонент, содержащийся в материалах, освещающих жизнь и творческую деятельность классиков мировой и отечественной педагогики, имеет большое идейно-воспитательное и профориентационное значение. В этих материалах раскрываются сущность и значение выдвинутых педагогами теорий и концепций, выясняется их влияние на дальней­шее развитие теории и практики педагогики.

Целью данного курса является изучение мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и прак­тики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи и формирование на этой основе прогностических тенденций. К числу основных задач относятся:



  1. обеспечение концептуального подхода к познанию всемирного историко-педагогического процесса;

  2. подведение к осознанию фактора глобальности, выражающегося в
    тесной связи с процессами экономического, политического и куль­турного развития стран;

  3. раскрытие развития педагогических процессов на основе сочетания общечеловеческих и национальных начал, соотношения мировых достижений с национальными ценностями страны;

  4. осознание воспитательной проблематики народных движений;

  5. раскрытие историко-педагогических понятий и определений;

  6. ознакомление с жизнью и творческой деятельностью классиков мировой и отечественной педагогики.

В лекционном курсе рассматриваются проблемы воспитания в первобытном обществе, античном мире, педагогике средних веков, концепции Я.А. Каменского, отразившей в себе влияние демократических и гуманистических идеалов национально-освободительной борьбы чешского народа. Раскрываются вопросы воспитания и просвещения в средневековой России (до 17 века), особенности развития педагогической мысли в Западной Европе 17-18 вв, России 17-18 вв, первой половины 19в, социально-утопического направления в европейской педагогике, педагогическая деятельность и идеи Ф. Фребеля, общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века, педагогическая система К.Д., Ушинского, дошкольное воспитание в Европе второй половины 19 века, вклад деятелей дошкольной педагогики России второй половины 19 века, дошкольное воспитание в европейской и русской педагогике начала 20 века, общественное дошкольное воспитание развитых стран в. 20 веке, идео­логические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР, общественное дошкольное воспитание России и западных стран на современном этапе.

Семинарские занятия организуются для более глубокого изучения тем курса. В ходе их анализируются и обсуждаются теоретические положения. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение ряда заданий на составление таблиц, аннотаций, написание кон­спектов, рефератов, докладов, сообщений. Прослушав курс, студенты должны знать:



  1. закономерности развития педагогических процессов на основе сочетания общечеловеческих и национальных начал;

  1. историко-педагогические понятия и определения;

  2. взгляды и деятельность выдающихся классиков отечественной и зарубежной педагогики.

  3. современные отечественные и зарубежные тенденции в сфере воспитания и образования дошкольников.

Должны уметь: ориентироваться в хронологических рамках развития историко-педагогического процесса, строить и прогнозировать собственную педагогическую деятельность, исходя из передового опыта и достижений в историческом наследии педагогической науки.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности:

См. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=030900


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы





Шифр и наименование специальности

курс

Семестр

Виды учебной работы (в часах)

Вид итогового контроля (форма отчетности)













Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа




1

050703-Дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью «педагогика и психология»

2

4

112

56

30

26

-

56

Экзамен

2

050703-Дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью «социальная педагогика»

1,2

2,3

108

54

36

18

-

54

Экзамен

3

050703-Дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью «иностранный язык»

1

2

108

54

36

18

-

54

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины:

1.6.1 Примерное распределение учебного времени






Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

СМ

Сам. Раб.

I

Воспитание в первобытном обществе и античном мире













1

Воспитание в первобытном обществе.

1

1







2

Воспитательные системы в античном мире.

2

1

2

3

II

Ренессанс













1

Европейская педагогика средних веков.

2

2







2

Я.А. Коменский.

3

2

2

3

3

Воспитание и просвещение в средневековой России (до 17 века).

2

2







III

Педагогическая мысль 17-18 вв.













1

Педагогическая мысль в Западной Европе 17-18 вв. (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, энциклопедисты, филантрописты, деятели французской революции 18 в.).

6

2

2

6

2

Воспитание и просвещение в России 17-18 вв.

2

2







IV

Развитие образования и педагогической мысли в 19 в.













1

Развитие образования в России первой половины 19 в.

4

2

2

6

2

Социально-педагогические утопии в истории европейской культуры.

3

1

2

4

3

Ф. Фребель – основатель теории общественного дошкольного воспитания.

4

1

2

4

4

Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века.

2

1







5

К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России.

3

1

2

4

6

Дошкольное воспитание в Европе второй половины 19 века.

3

2

2

6

7

Деятели дошкольной педагогики России второй половины 19 века.

3

2

2

2

V

Дошкольное воспитание в отечественной и зарубежной педагогике 20в.













1

Дошкольное воспитание в европейской педагогике начала 20 века.

3

2

2

2

2

Дошкольное воспитание в русской педагогике начала 20 века.

2

1

1

2

3

Общественное дошкольное воспитание развитых стран в 20 веке.

2

1

2

3

4

Идеологические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР.

1

1







5

Создание и становление советской системы общественного дошкольного воспитания (1917 – 1940 гг.)

2

1

1

3

6

Развитие теории и практики дошкольного воспитания в СССР

(1941 – 1984 гг.)



2

1

1

3

7

Общественное дошкольное воспитание России и развитых западных стран на современном этапе.

2

1

1

3

Всего часов:

56

30

26

56

1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.

  1. Воспитание в первобытном обществе. Возникновение воспитания, его особенности, цель и формы. Реализация задач воспитания в первобыт­ных племенах. Инициация. Значение первобытно-общинного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса разви­тия образования в условиях цивилизованного человеческого общества.

  2. Воспитание в античном мире. Спартанская система воспитания, элементы ее содержания. Афинская система воспитания. Теоретическая и практическая деятельность идеологов афинской системы воспитания, их ос­новные труды. Главные черты римской системы образования. Типы школ, их сравнительный анализ, формы обучения.


Раздел 2. Ренессанс.

1. Европейская педагогика средних веков.

Основные черты феодального строя. Монастырские, приходские, кафедральные (соборные) школы. Основные типы школ в мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока. Сравнение школ по целям образования и составу учебных предметов.

Развитие мануфактуры, ремесла и торговли. Появление цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система образования. Возникновение университетов, содержание образования в них.

Изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения.

2. Я.А. Коменский. Биографические сведения. Взгляды на проблемы воспитания

(его цели и задачи). Принцип природосообразности воспитания. Всеобщее обучение. Система школ. Содержание образования. Дидактические требования. Учение Коменского о материнской школе.

3. Воспитание и просвещение в средневековой России (до 17 в.)

Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах.

Берестяные грамоты 11-15 вв.

«Мастера грамоты». Создание книгохранилищ. Возникновение книгопечатания. «Домострой». Религиозно-национальные братства. Братские школы и «Порядок школьный».

Раздел 3. Педагогическая мысль 17-18вв.

1. Педагогическая мысль в Западной Европе 17-18вв.

«Некоторые мысли о воспитании» Дж. Локка. Воспитание джентльмена. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность и теория И.Г. Песталоцци. Энциклопедисты. Филантрописты. Деятели фран­цузской революции 18в.

2. Воспитание и просвещение в России 17-18 вв.

Увеличение количества школ. Открытие греко-латинских школ и грамматических школ, Московской славяно-греко-латинской академии. Организация типографий и выпуск учебной литературы. Букварь Васи­лия Бурцева. «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого. Начало 18 - конец 19 вв. - эпоха реформации образования в России. Просветительные реформы Петра 1 (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии на базе морских классов школы математических и навигационных наук).

Идеологи и теоретики в области образования: Ф. Прокопович, И. Посошков.

Деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. Воспитательные дома России во второй половине 18 в. Педагогические взгляды А.Н. Радищева.

Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в 19в.

1. Развитие образования в России первой половины 19 века.

«Устав учебных заведений подведомых Университетам». Основные тенденции развития школы в первой четверти 19в.: отход правительства от либеральных положений Устава 1804г., введение в 1811г. Закона Божьего во всех учебных заведениях, усиление сословности в обра­зовании, преобразование в 1817г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимна­зиях. Устав 1828г. Учреждения по призрению бедных детей. Устав 1835г. Ланкастерская система обучения. «Вольное общество учреждения учи­лищ взаимного обучения». Деятельность В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.

2. Социально-педагогические утопии в истории европейской культуры. Педагогические идеи «ранних» утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллы. Деятельность Р. Оуэна. Утопия Ш. Фурье. Вопросы воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогические идеи и опыт Парижской Коммуны 1871г. Влияние марксистской методологии на развитие педагогической мысли.

3. Ф. Фребель - основатель теории общественного дошкольного воспитания. Жизнь и деятельность Фребеля. Теория развития ребенка. Педагогика и методика воспитания в детском саду.

4. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века. Распространение материалистических идей, развитие науки, искус­ства, литературы. Подъем прогрессивной демократической педагоги­ческой мысли. Разработка теоретических вопросов русской педагогики революционными демократами Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, возникновение первой общественно-педагогической организации - С.Пб педагогического собрания и временной Комиссии детских садов. Из­дание педагогических журналов («Детский сад») Н.И. Пирогов о воспи­тании и обучении детей. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. Первые детские сады в России.



  1. К.Д. Ушинский - основатель научной педагогики в России. Жизнь и педагогическая деятельность Ушинского. Идея народности воспитания. Место родного языка в воспитании и обучении детей. Психологические основы воспитания и обучения. Пути и средства нрав­ственного воспитания детей. Основы теории дошкольного воспитания. О семейном воспитании. Значение деятельности Ушинского в развитии педагогики.

  2. Дошкольное воспитание в Европе второй половины 19 века. Прагматическая педагогика Джона Дьюи. Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар. Программы «материнских школ».

  3. Деятели дошкольной педагогики России второй половины 19 века. Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович. Е.Н. Водовозова на воспитание детей дошкольного возраста. Е.И. Конради о воспитании дошкольников. Лесгафт Н.Ф. о воспитании и обучении детей.

Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
Раздел 5. Дошкольное воспитание в отечественной и зарубежной педагогике 20 века.

1. Дошкольное воспитание в европейской педагогике начала 20века.

Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори. Педагогические взгляды Овида Декроли.

2. Дошкольное воспитание в русской педагогике начала 20 века.

Направление «свободного воспитания» в русской дошкольной педаго­гике. Деятельность К.Н. Вентцеля, Л.К. Шлегер, М.Д. Свентицкой. Система работы детских садов по «методу Тихеевой».


  1. Общественное дошкольное воспитание развитых стран в 20 веке,
    Современные зарубежные педагогические теории (педагогика экзистенциализма, фрейдизм, неотомизм). Дошкольное воспитание в развитых странах (Англия, США, Франция).

4. Идеологические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР. Предшественники марксизма о роли воспитания. Проблемы воспитания дошкольников в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В.И. Ленин о социальном значении дошкольных учреждений. Партийно-государственное отношение к дошкольному воспитанию.

Гуманистические взгляды на роль детских садов. Дошкольное воспитание в системе социальных институтов нового общества. Н.К. Крупская о создании советской системы дошкольного воспитания Особенности подходов К. Крупской к общим вопросам общественного дошкольного воспитания.

5. Создание и становление советской системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940).

Первые шаги по созданию советской системы общественного дошколь­ного воспитания. Организационные мероприятия периода 1918-1920гг. Становление системы в 20-е годы. «Сталинские пятилетки». Особен­ности периода 1929-1940гг. Сеть учреждений в первой пятилетке. Детские сады РСФСР в период 1933-1940гг.

6. Развитие теории и практики дошкольного воспитания в СССР (1941-1984).

Общественное дошкольное воспитание в условиях Великой Отечествен­ной войны (1941-1945). Развитие системы в период с 1945-1984.



7. Общественное дошкольное воспитание России на современном этапе. Общественно-педагогическое движение в России в 80-90-х гг. Изменение подходов к организации и управлению воспитательно-обра­зовательным процессом в дошкольных учреждениях. Появление альтер­нативных программ.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница