Пояснительная записка. Учебная дисциплина «Общая и профессиональная педагогика»



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации по дисциплине

Общая и профессиональная педагогика

для специальности

050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»
Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)». Это интегрированный учебный курс, построенный на междисциплинарном подходе.



Программа лекционных и практических занятий составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебными планами.

Цель курса: в органическом единстве и взаимосвязи раскрыть проблемы общей и профессиональной педагогики.

Задачи курса:

  1. Раскрыть общие основы педагогики как науки об образовании человека, генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования.

  2. Познакомить студентов с теоретическими основами и технологиями профессионального обучения, теорией и методикой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении.

  3. Проанализировать способы и перспективы управления профессиональным образованием, а также особенности профессионально-педагогической специальности.

  4. Развить у студентов педагогическое мышление, позволяющее правильно оценивать ситуацию и эффективно решать педагогические задачи.

Место курса: общая и профессиональная педагогика является интегрированной учебной дисциплиной, тесно связана с философией, психологией, социологией.

Студенты должны знать:

    • особенности профессионально-педагогической деятельности;

    • основные категории педагогики, методологию педагогики и методы педагогических исследований;

    • ведущие парадигмы образования, нормативно-правовые основы образования;

    • исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования;

    • методы, приемы, формы, дидактические средства профессионального обучения;

    • современные инновационные технологии профессионального обучения;

    • теорию и методику воспитательной работы в профессиональном учебном заведении;

    • систему управления профессиональными учебными заведениями.

Студенты должны уметь:

  • рассматривать педагогические явления с позиций конкретной цели педагогической деятельности и соотносить с нею конкретные результаты учебно-воспитательной работы;

  • ставить педагогический диагноз, осмысливать причинно-следственные связи и прогнозировать развитие педагогических событий;

  • выявлять проблемы, намечать пути снятия сложных педагогических ситуаций.


Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела, темы



Введение в профессионально-педагогическую специальность



Общие основы педагогики



Образование как социокультурный феномен



Становление и развитие профессионального образования



Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование



Технологии профессионального обучения



Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении



Управление профессиональным образованием


Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Профессионально-педагогическая деятельность. Личность педагога профессионального обучения. Профессиональная культура педагога профессионального обучения. Подготовка педагогов профессионального обучения. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.

Тема 2. Общие основы педагогики. Педагогика как наука об образовании человека. Основные категории педагогики. Методология педагогики и методика педагогических исследований. Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.

Тема 3. Образование как социокультурный феномен. Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования. Исторически сложившиеся теории обучения. Модели образования. Виды и уровни образования. Нормативно-правовые основы образования.

Тема 4. Становление и развитие профессионального образования. История зарубежного профессионального образования. Становление и развитие профессионального образования в России. Современное состояние профессионального образования за рубежом. Система подготовки кадров в Российской Федерации. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования. Современные требования к профессионалу. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире.

Тема 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование. Теоретические основы педагогического проектирования. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Проектирование содержания профессионального образования. Методы профессионального обучения и их проектирование. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

Тема 6. Технологии профессионального обучения. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. Понятие «технология обучения». Модульное обучение в профессиональной школе. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Теория и методика стадийного профессионального обучения. Системы и периоды производственного обучения. Технология дистанционного обучения. Выбор технологии обучения.

Тема 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания. Методы, формы и технологии воспитания. Формирование и развитие коллектива учащихся. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Воспитательная работа в общежитии. Критерии и показатели воспитанности, методы определения ее уровня.

Тема 8. Управление профессиональным образованием. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. Контроль как функция управления. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.
Темы для самостоятельного изучения.

п/п




Тема


Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения сам. работы



Введение в профессионально-педагогическую специальность

1). Проанализируйте обязанности педагога профессионального обучения.

2). Составьте таблицу «Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности»:



Вид деятельности

Характеристика деятельности

Преподавательская




Воспитательная




Методическая




Производственно-технологическая




3). Перечислите пути повышения профессионализма специалиста.


1). Дискуссия.
2). Обсуждение.

3). Проверка выполнения работы.





Общие основы педагогики

1). Составьте таблицу «Методологические подходы в педагогических исследованиях»

Методологический подход

Содержание методологического подхода

Целостный




Личностно-деятельностный




Полисубъектный (диалоговый)




Культурологический




Антропологический




Акмеологический




2). Напишите алгоритм педагогического исследования.

3). Разработайте модель педагогического процесса как целостной динамической системы на примере конкретной дисциплины.



1). Выступления на практическом занятии.

2). Проверка выполненных алгоритмов.

3). Обсуждение разработанных моделей.




Образование как социокультурный феномен

1). Проанализируйте проблему моногоаспектности образования по Б.С. Гершунскому (Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1998.), составьте конспект.

2). Сравните ведущие парадигмы образования: когнитивную, личностно-ориентированную, функционалистскую, культурологическую. Ответ представьте в виде схемы.




1). Проверка конспектов.

2). Выступления на практическом занятии.





Становление и развитие профессионального образования

1). Проанализируйте схему «Система народного образования в дореволюционной России» (Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – С, 126.

2). Составьте схему «Система профессиональной подготовки кадров в РФ».

3). Раскройте содержание основных направлений развития профессионального образования.


1).Круглый стол.

2). Выступления на практическом занятии.

3). Проверка конспектов.




Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование

1). Составьте алгоритм действий при педагогическом проектировании.

2). Приведите примеры разнообразных классификаций методов обучения.

3). Охарактеризуйте методы профессионального обучения.


1). Проверка выполненных алгоритмов.

2). Выступления на практическом занятии.

3). Проверка конспектов.




Технологии профессионального обучения

1). Выполните реферат на одну из тем:

    • Модульное обучение в профессиональной школе.

    • Инновационные технологии в профессиональном образовании.

    • Теория и методика стадийного профессионального обучения.

    • Системы и периоды производственного обучения.

    • Технологии проектного обучения.

    • Компьютерные технологии.

    • Интерактивные технологии обучения.

    • Технология дистанционного обучения.

2). Законспектируйте алгоритм выбора технологии обучения по В.И. Загвязинскому (Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. – М., 2001. – С. 90-91).

1). Проверка рефератов, выступления на практическом занятии.

2). Проверка конспектов.






Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении

1). Составьте план воспитательной работы в профессиональном учебном заведении на учебный год.

2). Составьте план воспитательной работы в общежитии на полугодие.



3). Законспектируйте критерии и показатели воспитанности обучающихся.

1). Защита проектов плана.
2).Обсуждение.
3). Проверка конспектов.


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1.

Тема: Введение в профессионально-педагогическую специальность.

План:

  1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности.

  2. Профессионально-педагогическая деятельность.

  3. Личность педагога профессионального обучения.

  4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения.

  5. Подготовка педагогов профессионального обучения.

  6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности.

  2. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация».

  3. В чем заключается профессиональная компетентность педагога?

  4. В каком соотношении находятся следующие понятия: «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура»?

  5. Что понимается под педагогическими ценностями?

  6. Раскройте компоненты профессионально-педагогического образования.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Попытайтесь обоснованно определить уровень своей профессионально-педагогической культуры.

  2. Раскройте пути и средства профессионального развития педагога.


Основная литература.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2000.

  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. — М: Гу­манитарный изд. центр «Владос», 1999. — Кн. 1.

  4. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. — М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  6. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практи­ка. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2001.


Дополнительная литература.

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.

  2. Булатова О.С. Педагогический артистизм. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  3. Роботова А.С, Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую дея­тельность / Под ред. А.С. Роботовой. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  4. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

  5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Изд. центр «Академия». 2002.

  6. Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2002.

  7. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М.: Высшая школа, 2001.

  8. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Пед. о-во России, 1999.

  9. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: Педагогические теории, систе­мы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.

  10. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  11. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 гг. // Пед. образование и наука. — 2000. — № 1.

  12. Профессионально-педагогическое образование России: Общие сведения. — Екатеринбург: Учебно-метод. об-ние по проф.-пед. образованию, 2002.

  13. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе допол­нительного профессионально-педагогического образования. — М.: ИРПО, 2001.

  14. Семушина Л.Р., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специаль­ных учебных заведениях. — М., 2000.

  15. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Пед. образова­ние и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

  16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. о-во России, 1999.

  17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к лично­сти: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Акаде­мия», 2001.

  18. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. — М.: МГИУ, 2002.


Практическое занятие № 2.

Тема: Общие основы педагогики.

План.

  1. Педагогика как наука об образовании человека.

  2. Основные категории педагогики.

  3. Методология педагогики и методика педагогических исследований.

  4. Целостный педагогический процесс.

  5. Педагогические инновации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что вы понимаете под объектом, предметом, функциями и задачами педагогики?

  2. Покажите связь педагогики с другими науками.

  3. В чем сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога?

  4. Охарактеризуйте этапы и методы педагогических исследований.

  5. Раскройте сущность и направления педагогических инноваций.


Основная литература.

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн. 1. - С. 6-228.

  5. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева.. — М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.


Дополнительная литература.

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.

  3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.

  4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособ. - М.: Гном-Пресс, 1999.

  5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. о-во России, 1999.


Практическое занятие № 3.

Тема: Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.

План.

  1. Объект, предмет и функции профессиональной педагогики.

  2. Задачи и структура профессиональной педагогики.

  3. Основные категории профессиональной педагогики.

  4. Структура академического курса профессиональной педагогики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте обоснование объекта и предмета профессиональной педагогики, раскройте ее области.

  2. В чем заключаются функции и задачи профессиональной педагогики.

  3. Охарактеризуйте основные категории профессиональной педагогики.

  4. Раскройте структуру академического курса профессиональной педагогики.


Основная литература.

    1. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

    2. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2001.

    3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн. 1.

    4. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева.. — М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

    5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.


Дополнительная литература.

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.

  2. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.

  3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. о-во России, 1999.


Практическое занятие № 4.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница