Ппфк инженера-технолога общественного питания



Скачать 293.13 Kb.
Дата15.05.2016
Размер293.13 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ ВПО «МГТУ»)

кафедра физвоспитания

ДОКЛАД

НА СНТК - 2010

НА ТЕМУ: ППФК инженера-технолога общественного питания

Выполнил:

студентка 3 курса, ОП-371, ПТФ

Ткаченко О.

Проверил: Ключников С. А.

Мурманск

2010г.

Оглавление





Оглавление 3

Введение 4

5

Профессиограмма 5



Профессиограмма инженера-технолога общественного питания 5

Профессиограмма повара 6

Физиология труда 8

Физический и умственный труд 8

Рабочее положение: удобные поза и место 9

Физическая культура в системе методов повышения работоспособности 11

Производственная гимнастика 11

Циклические виды спорта. 14

Игровые виды спорта. 15

Дыхательная гимнастика 15

Гимнастика для глаз 17

Гимнастика для рук 17

Комплекс упражнений для позвоночника 18

Упражнения в положении сидя 19

Упражнения при хронической венозной недостаточности. 19

Заключение 20

Список используемой литературы 21


Введение

Каждый человек хоть раз в своей жизни стоял перед выбором, в том числе перед выбором профессии. Факт выбора профессии встает перед человеком относительно рано – в 17-18 лет. В таком возрасте достаточно сложно осознать в полной мере всю важность этого шага. Но последствия неправильного выбора могут быть очень печальными. Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться. Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".

Хочу – это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с детьми, продуктами, документами. Могу – это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо – это социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

Что касается меня, то мой выбор пал на профессию инженера-технолога общественного питания. Многие люди, не связанные со сферой питания, подразумевают под технологом повара, однако это мнение ошибочно. Данные профессии, несомненно, общей направленности, но они имеют различия, начиная от рабочей позы, рабочего места и заканчивая профессиональной деятельностью. Хотелось бы познакомиться с двумя специальностями поближе, выявить достоинства и недостатки каждой из них. Итак, цели моей работы:


  1. Произвести сравнительную характеристику специальностей инженера-технолога общественного питания и повара.

  2. Сравнить их физическую нагрузку, утомляемость, профессиональные заболевания, количество рабочих часов.

  3. Разработать комплекс упражнений для этих специальностей, подобрать профессионально-прикладную физическую подготовку.

Профессиограмма

Для того чтобы произвести сравнительную характеристику специальностей инженера-технолога общественного питания и повара, нам необходимо ознакомиться с профессиограммами обоих специалистов, т.е. ознакомится с комплексным, систематизированным, многосторонним описанием конкретного вида работы каждого из мастеров. Профессиограммы основных рабочих профессий содержат данные о процессе работы, сведения о требующейся профессиональной и общеобразовательной подготовке, гигиенические и физиологические особенности, медицинские противопоказания, перспективы профессионально-квалификационного роста.

При составлении профессиограмм различают понятия «профессия» и «специальность». Профессия – это определенный вид трудовой деятельности, возникающий в процессе общественного разделения труда и требующий для его выполнения определенных способностей, специальных теоретических знаний и практических навыков. Профессия предопределяется характером создаваемого продукта, используемых орудий и специфическими условиями производства в данной отрасли (например, преподаватель, повар, инженер). Специальность в свою очередь представляет собой подвид профессии, что определяется дальнейшим разделением труда в рамках одной профессии (например, шеф-повар, повар-кондитер, повар-технолог, начальник производства и т. д.).

Профессиограмма инженера-технолога общественного питания

Инженер-технолог – специалист, занимающийся созданием, внедрением и реализацией технологий производства различных кулинарных изделий. Инженер-технолог выбирает оборудование, на котором следует осуществлять технологический процесс, оптимальные режимы работы, основные методы контроля качества, ведёт технологическую документацию. Технолог стоит во главе изобретательской и рационализаторской работы. Он участвует в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство, в организационно-технических мероприятиях по своевременному освоению производственных мощностей.

Краткое описание профессии. Технолог организуют процесс приготовления продуктов. Определяют качество сырья, рассчитывают его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляют меню и прейскуранты. Распределяют обязанности в бригаде поваров. Контролируют процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывают рецепты новых фирменных блюд и составляют на них технологические карты. Оформляют необходимую документацию, а также инструктируют поваров. Ведут полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции. Помимо этого технологи проектируют предприятия общественного питания, выбирают оборудование и анализируют режимы его работы. Специалисты данного профиля работают инженерами-технологами, заведующими производством, заведующими столовой, научными сотрудниками на предприятиях и в контрольно-производственных лабораториях общественного питания, проектных и научных организациях.

Профессионально важные качества. Развитое абстрактное мышление, аналитический склад ума, большой объем долговременной и оперативной памяти, внимательность, аккуратность, способности к коммуникации.

Риски профессии. Молодые специалисты с началом работы могут почувствовать всю её «прелесть» – в первую очередь от них требуется немалая физическая выносливость. Восемью часами рабочий день технолога часто не ограничивается – хотя бы из-за того, что невозможно заранее знать, какие проблемы и неисправности возникнут в процессе производства.

Медицинские противопоказания. К медицинским противопоказаниям относятся: болезни суставов и позвоночника (остеохондроз), заболевания сосудов (варикозное расширение вен нижних конечностей), аллергические заболевания, бронхиальная астма, кожные болезни, некоторые хронические инфекционные заболевания, опасные для окружающих (кишечные инфекции, туберкулез). Рабочая поза инженера-технолога – сидя, что несомненно отражается на его позвоночнике, зрении. Для контроля качества выпускаемой продукции технологи обязаны проверять деятельность работников цеха в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях высокой температуры (в так называемых горячих цехах кухни). А работа в помещении при высокой температуре непосредственно сказывается на самочувствии специалиста.



Профессиограмма повара

Нередко профессиограмму инженера-технолога общественного питания сравнивают с профессиограммой повара. И это не случайно, ведь направленность этих двух профессий одинакова.

Краткое описание. Повар – это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания. Хороший повар помнит множество рецептов, способен из обычных продуктов приготовить изысканные и вкусные блюда. Может на глаз определить необходимое количество соли и специй. Профессионал имеет хорошо развитое чувство времени, ему нужна отличная обонятельная и вкусовая чувствительность. Повар должен уметь красиво оформлять приготовленные блюда. Он также составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, производит расчет необходимого сырья и выхода готовой продукции, контролирует их поступление и качество, чистит и проверяет используемое оборудование, следит за его бесперебойной работой.

Профессионально важные качества. Для успешного овладения необходим точный глазомер, развитое воображение, аккуратность, физическая выносливость, хорошая оперативная и долговременная память, умение концентрировать и распределять внимание. Для работы необходимо знать рецепты и технологию приготовления блюд, правила хранения продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, экономику и организацию общественного питания, устройство и правила использования специального оборудования.

Риски профессии. К плюсам данной профессии относится то, что работа повара очень востребована и всегда есть возможность стабильного дохода. Возможен карьерный рост, который предусматривает развитие от помощника повара до шеф-повара в престижном заведении. К минусам можно отнести то, что труд повара, по сути своей, довольно тяжёл. Трудиться, порой, приходится в вечерние и ночные часы в состоянии постоянной собранности и внимательности. К тому же, для того, чтобы работать в условиях жаркой кухни, нужно обладать хорошим здоровьем. Повар имеет дело с кипящими жидкостями и раскалёнными поверхностями. Поэтому он довольно часто получает ожоги. Такой человек отвечает за качество блюда, и если кому-то станет плохо после обеда или ужина, то обвинять будут кухню.

Медицинские противопоказания. Медицинскими противопоказаниями являются инфекционные и аллергические заболевания, бронхиальная астма, кожные болезни, некоторые хронические инфекционные заболевания, болезни суставов и позвоночника (остеохондроз), заболевания сосудов (варикозное расширение вен нижних конечностей), опасные для окружающих (кишечные инфекции, туберкулез). Рабочая поза повара – стоя, деятельность часто протекает в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях высокой температуры (в так называемых горячих цехах кухни). Работа повара – физическая работа, в которой задействованы позвоночник, руки, ноги.


Физиология труда

Физический и умственный труд

Профессиональные деятельности инженера-технолога и повара различны. Направленность технолога, несомненно, связана с умственным трудом, а повара – наоборот, с физическим. В зависимости от вида труда, существуют принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда. Задачи нормирования труда ставит перед собой наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности – это физиология труда.

Труд принято характеризовать тяжестью. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Существуют 4 группы труда, каждая из которых характеризуется соответствующими энерготратами.

Первая группа труда – работа умеренной тяжести. К этой группе труда относятся такие виды работ, при которых выполняются мелкие и однообразные движения. Профессии этой группы требуют небольших физических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. У рабочих на протяжении длительного времени значительно напряжено внимание и зрение, они находятся в однообразной позе, работают преимущественно мышцы предплечья, меньше – плеча и отдельные мышцы туловища, поддерживающие положение тела. Поэтому среди представителей этой группы труда можно найти лиц с нарушениями осанки, плоскостопием, варикозным расширением вен нижних конечностей и пр. В качестве примера можно привести как технолога общественного питания, который занят оформлением документов и контролем непосредственно на самом производстве, так и повара, занятого нарезкой овощей.

Вторая группа – тяжелая работа. К этой группе относят профессии, требующие значительного напряжения внимания, отличающиеся большим объемом движений и включением в работу средних и крупных мышечных групп. Продолжительная работа с участием преимущественно одних и тех же мышц может привести к асимметричному, непропорциональному развитию мышечной системы, что неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Вот почему среди рабочих этой группы встречаются люди с хорошо развитыми мышцами и в то же время с нарушениями осанки и другими отклонениями, вызванными однообразным трудом. В этом случае на месте работника с нарушением осанки может оказаться повар, который занят довольно тяжёлой работой, например рубка мяса. Технолог не имеет подобных тяжёлых нагрузок.

Третья группа – очень тяжелая работа. Очень тяжелая физическая работа вызывает значительные функциональные изменения в организме и может привести к отрицательным последствиям: односторонне развивается мышечная система, наблюдается гипертрофия отдельных мышечных групп, появляется опасность преждевременного старения. Этот труд социально неэффективен и все реже встречается в условиях современного производства.

Четвертая группа – малая мышечная работа в положении сидя (различные виды умственного труда). Однако умственный труд отличается большим нервно-эмоциональным напряжением, что может отрицательно сказываться на состоянии здоровья работающих. Работа представителей этой группы труда, как правило, выполняется в неудобной позе: в положении сидя в течение 6-7 часов и более, голова работающего наклонена вниз, позвоночник изгибается вследствие утомления мышц спины и шеи, экскурсия грудной клетки и подвижность диафрагмы уменьшаются, а в результате замедляется венозный кровоток. Недостаток движений является также причиной нарушения обмена веществ и развития ожирения. Работа с техническими регламентами, нормативными документами, различными стандартами, разработка новых технологий – всё это сидячая работа, которой занимается технолог общественного питания. Повар также занимается документами, подготовкой заявок, но не стоит забывать, что основной работой повара является непосредственно сам процесс приготовления пищи.

Рабочее положение: удобные поза и место

При выборе оптимальной рабочей позы необходимо учитывать стремление работающего к достижению трудовой цели производственного процесса. Только та поза будет эффективна, которая отвечает требованиям производственного процесса и одновременно удовлетворяет принципам гигиены и физиологии. Поэтому проектирование рабочей позы связано с глубоким изучением выполняемой работы и той доминанты, которая определяет трудовое поведение человека. Решая практические задачи оптимизации рабочей позы, целесообразно руководствоваться следующими правилами:



  1. Стремитесь уменьшать величину статических напряжений мышц.

  2. Распределяйте статические напряжения так, чтобы основная часть их падала на долю более мощной мускулатуры.

  3. Чередуйте сидячую работу с работой, выполняемой стоя.

Рекомендации для повара. Статическое напряжение мышц при работе во многом зависит от рационального расположения органов управления. Конфорки, рукоятки, кнопки, рычаги, и прочие механизмы должны быть размещены так, чтобы у рабочего не возникла необходимость наклоняться или тянуться вверх и в сторону в процессе труда. Работы, связанные со значительными мышечными усилиями и с большой амплитудой, быстрее выполняются стоя. При работах, выполняемых поваром, сопровождающихся значительными усилиями (нарезка, рубка мяса), эта поза также имеет явные преимущества. При малом же диапазоне движений и уменьшенных усилиях наиболее выгодно положение сидя. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд определяющих условий: величину и направленность усилий, вес обрабатываемого продукта, зону работы и т. д.

Пребывание в течение длительного времени в одной и той же позе приводит к нарушениям нормальной жизнедеятельности организма работающих. Так, длительное стояние вызывает варикозное расширение вен на ногах и плоскостопие. Продолжительное сидение может привести к заболеваниям, связанным с нарушением кровообращения и со стеснением грудной клетки. Поэтому при проектировании рационального рабочего места необходимо предусматривать обязательную смену поз в течение рабочего дня. Работникам умственного труда, например, можно рекомендовать работать более продолжительное время стоя за конторкой (Ю. П. Фролов, 1960), периодически используя стул для отдыха.

В современном производстве все большее значение для повышения работоспособности приобретает совершенствование рабочего места. Под рабочим местом понимают часть производственной площади, оборудованной специальными орудиями производства и оснащенной всем необходимым для выполнения определенного задания (рабочей операции) отдельным работником или бригадой. Важные требования, предъявляемые к организации рабочего места:


  1. На рабочем месте в каждый данный момент должно быть все необходимое для высокопроизводительной работы и ничего лишнего.

  2. Площадь рабочего места должна быть такой, чтобы работник при нормальных гигиенических условиях не делал никаких лишних движений и не был стеснен ни в одном производственно-необходимом движении.

  3. Каждый элемент рабочего места должен быть рационально расположен по отношению к другим элементам и к работнику.

  4. Точка функционирования и линии движения работника должны устанавливаться с учетом условий экономии времени, усилий, требований физиологии труда и биомеханики движений человека.

  5. Одна из распространенных ошибок заключается в том, что работник держит локти на весу. Необходимо отрегулировать высоту стула таким образом, чтобы предплечья свободно расслаблено лежали на столе. При работе мышью и наборе текста на клавиатуре в этом случае работают только кисти рук, а локти неподвижны.

  6. Центр монитора должен располагаться немного ниже уровня глаз, а расстояние до него должно быть не менее полуметра. Не забывайте о правильном освещении – не следует работать в затемненном помещении или в темноте с включенной настольной лампой.

Обязательно два раза в день необходимо проветривать помещение, т. к. излучение монитора способствует образованию положительно заряженных ионов, вредных для человека.

Физическая культура в системе методов повышения работоспособности


Профессионально прикладная физическая подготовка.

ППФП – одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладное значение, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

ПФК (производственная физическая культура) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачи которых – повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.

ПФК в рабочее и учебное время – производственная гимнастика, используемая в режиме рабочего дня с целью повышения общей и специальной работоспособности (вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика).

ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном рекреационного характера (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).

Производственная гимнастика

Введение производственной гимнастики в режим рабочего дня как элемента научной организации труда является одним из важных проявлений высокой культуры труда. Гимнастика на производстве стала важным резервом повышения работоспособности и производительности труда, средством сохранения и укрепления здоровья, физической подготовки, вовлечения трудящихся в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Выполнение рациональных физических упражнений ускоряет течение процессов адаптации, является хорошим средством увеличения физиологических резервов и профилактики различных заболеваний. При организации производственной гимнастики необходимо учитывать такие особенности трудовых процессов, как рабочая поза, характер рабочих движений, их быстрота и ритмичность, интенсивность мышечной и психической нагрузки. Существуют следующие формы занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня:


  1. вводная гимнастика

  2. физкультурные минутки и микропаузы

  3. оздоровительно-профилактическая гимнастика

Вводная гимнастика

Одной из форм производственной гимнастики является вводная гимнастика, т. е. упражнения, выполняемые за 5-7 минут до начала работы у рабочих мест. Цели вводной гимнастики:



  1. Ускорить протекание физиологических процессов посредством гимнастических упражнений в течение нескольких минут и тем самым создать состояние большей готовности к работе.

  2. Ускорить течение определенных функций до уровня, необходимого для выполнения работы.

В связи с этим в комплекс упражнений вводной гимнастики следует включать такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. В частности, во вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для быстрого усвоения производственного темпа рекомендуется развивать темп, несколько превышающий средний темп работы.

Физические упражнения гимнастики повышают возбудимость и функциональную подвижность центральной нервной системы, переводят на более высокий уровень деятельность сердца и легких, увеличивают скорость рефлекторных реакций, что особенно важно при работе на конвейере.



Физкультурные минутки и микропаузы

Физкультурные минутки рассматриваются сейчас в качестве одной из перспективных форм активного отдыха, оказывающей положительное влияние на организм работающих при сокращении времени перерывов. Они состоят из 2-3 упражнений, которые выполняются в течение нескольких минут несколько раз в день.

В профессиях, связанных со статическим напряжением мышц при интенсивных локальных двигательных нагрузках комплекс гимнастических упражнений, развивающих силу и координацию движений, рекомендуется сочетать с упражнениями, направленными на расслабление мышц, поскольку неблагоприятное влияние трудовой деятельности в этих случаях выражается в затруднении расслабления мышц, нарушении координации при простейших движениях, некоторой недостаточности периферического кровообращения.

Особенности «малых форм» активного отдыха:



  1. Физкультурная минутка и микропауза проводятся в режиме рабочего дня по мере необходимости и могут использоваться практически в любых условиях труда с хорошим результатом.

  2. На производствах, где по условиям технологии невозможно устроить организованный перерыв, эти формы активного отдыха зачастую являются единственными средствами поддержания высокой работоспособности.

  3. Они выполняются индивидуально, именно в тот момент, когда субъективно ощущается потребность в отдыхе, и выбираются физические упражнения в соответствии с особенностями развития утомления.

Оздоровительная гимнастика

При занятиях утренней гигиенической гимнастикой необходимо следить за самочувствием и в зависимости от этого увеличивать или снижать физическую нагрузку. В первые дни занятий число повторений каждого упражнения незначительное (4-5 раз), в последующие дни – постепенно возрастает и достигает максимального (20-40 раз).

При составлении комплексов необходимо также учитывать положение, рабочую позу, в которой находится работник в течение трудового дня.

Технологам, работающим в положении сидя, необходимо включать в занятия упражнения для укрепления мышц малого таза и мышц спины. Надо воспитывать навык полного дыхания и вводить в комплекс упражнения, активизирующие перистальтику кишечника (движения с включением в работу мышц живота).

У поваров во время однообразных трудовых операций в положении стоя с вовлечением в работу мышц верхних конечностей уже через несколько минут развивается тяжесть в верхней части тела, ощущение усталости. Упражнения на расслабление способствуют восстановлению работоспособности утомленных мышц, поэтому важно научиться расслаблять мышцы. Этот навык можно воспитывать в процессе занятий. Для этого надо включать в комплекс упражнения на расслабление, для укрепления мышц свода стопы, спины и брюшного пресса. Целесообразно укреплять мышцы нижних конечностей, так как при этом повышается их тонус, а это, в свою очередь, тонизирует близлежащие вены. Высокий тонус вен противодействует расширению их. Физические упражнения с различными движениями ног также являются профилактическим средством против расширения вен.

Циклические виды спорта.

Большую пользу в деле восстановления работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, а также совершенствования специальной физической подготовленности работающих приносят выполнение циклических упражнений и занятия определенными видами спорта. Существует немало видов циклических упражнений: бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах. Но наиболее доступным и популярным видом физических упражнений является ходьба. Она может быть рекомендована лицам всех возрастов, имеющих различные физическую подготовленность и состояние здоровья, независимо от их профессиональной деятельности. Во время ходьбы сокращение мышц чередуется с расслаблением их, что позволяет длительно выполнять физическую работу. Во время ходьбы в работу вовлекаются основные мышечные группы, умеренно увеличивается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.

При подъеме по лестнице энергии затрачивается значительно больше, чем при ходьбе по ровной местности. Пешеходные прогулки надо выполнять в любое время года и систематически. Лучшее время для прогулок – утро, вечер. Лицам, склонным к полноте, можно рекомендовать ходьбу в медленном темпе после приема пищи. Маршруты должны проходить по улице, где меньше движение транспорта и чище воздух. В выходные дни прогулки лучше совершать за городом. Во время ходьбы не следует сутулиться и опускать голову.

Ходьбу необходимо сочетать с дыханием. Для этого вначале следует сознательно сочетать дыхание с движением (вдох – на 2-4 шага, выдох – на 3-6 шагов). В дальнейшем дыхание становится ритмичным и его можно не контролировать. Физическая нагрузка во время ходьбы в основном дозируется величиной дистанции и скоростью движения. Начинать ходьбу можно с 1-2 км и, прибавляя в день по 250-500 м, доводить пешеходную прогулку до 10 км и более. Расстояние и время прогулок увеличивают не только в зависимости от продолжительности использования их, но и от самочувствия занимающегося ходьбой. Благоприятными признаками считаются: ровное незатрудненное дыхание, легкая испарина, чувство удовлетворения, небольшая физическая усталость, повышение пульса после прогулки на 10-20 ударов в минуту по сравнению с исходными величинами и нормализация его через 5-10 мин. отдыха.



Игровые виды спорта.


По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Подвижные игры создают не ограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо суть и особенностью спортивных игр является мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кротчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, Выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча. Не зря многие рассматривают спортивные игры как модели современной жизни. При выборе спортивных игр необходимо руководствоваться, индивидуальными особенностями и климатическими условиями. Спортивные игры являются хорошим средством в борьбе с гиподинамией, эмоциональным напряжением для технологов.

Дыхательная гимнастика




Правильное дыхание – залог здоровья

Мало кто придает большое значение дыханию, и уж точно не представляют, что с помощью дыхания можно существенно оздоровить организм и вылечить различные болезни, даже те, которые не поддаются традиционной медицине. Большинство людей считают, что дыхание – это автоматизированный процесс организма, поэтому чаще всего оставляют его без внимания. Оказывается, от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние, и интеллектуальное развитие. Каждый может управлять процессом дыхания. Многие и подумать не могли что с помощью правильного дыхания можно избавиться от различных проблем, таких как: насморк, гайморит, бронихит, кожные заболевания, неврит, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертония, заикание, остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника, лишний вес и вредных привычек таких как табакокурение.


Принципы правильного дыхания
Правильное дыхание – дыхание, во время которого выдох в 3-4 раза длиннее вдоха. Что же касается частоты дыхания, то считают, что оно должно быть не частым. Поэтому йоги постепенно сокращают частоту дыхания, доводя до 3-6 вдохов-выдохов в минуту, тогда как у большинства людей частота дыхания в среднем составляет 12-15 вдохов и столько же выдохов за минуту.

Еще одно важное правило – дышать нужно носом. Потому что только нос оснащен сложной системой фильтрации воздуха и предназначен только для дыхания, а рот – для употребления пищи. В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, подвергается "биологической обработке", согревается и очищается от пыли. Кроме того, в случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы оболочки носовых ходов, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания. Давно было замечено, что если ребенок дышит только ртом, например, при наличии аденоидов, то он отстает в умственном развитии сравнительно с другими детьми.



Профилактика болезней с помощью дыхания

Дыхательные процедуры лучше всего следует выполнять во время утренней зарядки. Ее цель – очистка организма от шлаков, накапливающихся в клетках на протяжении ночи, улучшение кровообращения, повышение тонуса организма. Техника утренней дыхательной гимнастики:



  1. Лягте на спину, руки поднимите вверх, одновременно выполняя максимальный глубокий вдох грудной клеткой и диафрагмой (главная дыхательная мышца куполообразной формы, разделяющая грудную и брюшную полости), опуская последнюю вниз и выпирая живот вперед.

  2. Задержите дыхание на 3-5 секунд, чтобы под давлением диафрагмы на органы брюшной полости начали выжиматься шлаки из клеток, межклеточных пространств и других мест, где они накопились за ночь.

  3. Голову поднимите, тело выпремте и сядьте, наклонитесь и коснитесь руками стоп ног, одновременно делая выдох на протяжении 8-10 секунд. Следует выдыхать воздух в положении лежа малыми порциями сквозь тесно поджатые губы.

Гимнастика для глаз

Независимо от занимаемой должности, человек держит свои глаза в постоянном напряжении. Глазам необходим периодический отдых. Существует целый комплекс упражнений для глаз, чтобы просто отдохнуть им, или, чтобы избавиться от таких симптомов, как сухость глаз, покраснение, ухудшение зрения вдаль. Упражнения и релаксация для глаз, довольно просты и не займут много времени.

Пальминг. Сядьте прямо, расслабьтесь. Ладонями закройте глаза. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. Ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук. Опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии.

"Письмо носом". Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз, т.е. замедляется процесс кровоснабжения. Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите в воздухе своей ручкой. Напишите разные буквы, названия городов и стран.

"Сквозь пальцы". Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.

Гимнастика для рук

Далеко не секрет, что шедевры повара напрямую зависят от рук мастера. Рукам ни в коем случае нельзя давать уставать. Перед, после и во время работы необходимо разминать запястья и пальцы рук, тем более, если выполняется шинковка. Существует целый комплекс упражнений:



  1. Поиграйте несколько секунд пальцами обеих рук на спинке стула, как на клавиатуре фортепиано.

  2. Поднимите руки вверх и потянись. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона. Мышцы в области плеч расслабляются.

  3. Согните руки в локтях, ладони прижмите друг к другу. Приподнимите руки вверх кончиками пальцев к туловищу. Затем опустите их вниз, в направлении от туловища. Это очень хорошее упражнение для суставов рук. Теперь, держа руки в таком же положении, широко разведите и снова сомкните пальцы.

Комплекс упражнений для позвоночника

Профессия технолога характеризуется малоподвижностью, а в некоторых случаях и обездвиженностью, повышенным вниманием и нервным напряжением. Организм, рассчитанный природой на физическую активность и неприспособленный на длительную статическую нагрузку, начинает давать сбои. Такие заболевания, как остеохондроз и искривление позвоночника приобретают статус профессиональных заболеваний.

Наибольшему риску при длительной сидячей работе подвержены прежде всего шейный и грудной отделы позвоночника – именно на них ложится основная нагрузка. Мышцы спины и шеи, поддерживающие голову и спину в вертикальном положении, испытывают повышенное напряжение – а кровоток в них при статической нагрузке, наоборот, понижен. Что еще хуже, напряженные мышцы сдавливают нервные волокна, выходящие из спинного мозга, нарушая проводимость нервных импульсов. И как следствие через некоторое время начинают затекать или неметь руки, шея, спина.

Существует комплекс упражнений для позвоночника, который можно делать прямо на рабочем месте, не вставая со стула и, что немаловажно, практически незаметно для окружающих. Основное правило – все упражнения должны выполняться плавно, в медленном темпе, без рывков и резких движений.



  1. «Маятник». Поворачивайте голову по/против часовой стрелке, при этом старайтесь держать кончик носа неподвижным. Повторите то же самое с опущенной и высоко поднятой головой.

  2. Медленно поворачивайте голову влево как можно дальше. Дойдя до предела, откиньте голову назад, почувствовав растяжку мышц шеи с противоположной стороны. Вернитесь к исходной позиции и повторите в другую сторону.

  3. «Китайский болванчик». Поставьте локти на стол и соедините кисти рук в замок. Положите подбородок на руки и наклоняйте голову влево. Дойдя до предела, добавьте 2-3 кивка по направлению движения головы. Повторите в другую сторону.

  4. «Струна». Выпрямите спину, руки положите на стол. Выгните спину влево вбок, затем вправо, макушка головы при этом должна оставаться неподвижной. Движения позвоночника при этом напоминают движение вертикальной струны.

Приведенный здесь комплекс упражнений производственной гимнастики не в состоянии восполнить дефицит движения офисных служащих. Следует начать бегать трусцой, записаться в бассейн или в спортивную секцию, больше ходить пешком.

Упражнения в положении сидя





  1. Подвиньтесь поближе к краю стула оторвите от пола одну ступню и, приподняв ее на несколько сантиметров, оставайтесь в таком положении до тех пор, пока не почувствуете усталость.

  2. Сидя за столом, сдвиньте стопы немного назад, руками слегка обопритесь на край стула, чтобы сохранить равновесие, и, напрягая ноги, немного приподнимитесь над сиденьем. Оставайтесь в таком положении так долго, как сможете.

  3. Сидя за столом (разговаривая по телефону, просматривая документы), возьмитесь одной рукой за край стола и напрягите руку так, будто пытаетесь его приподнять. Повторите упражнение для другой руки.

  4. Если у вас свободны обе руки, одну из них положите на стол ладонью вниз, а другую подведите под крышку стола ладонью вверх и одновременно сильно надавите на крышку стола. Когда почувствуете усталость, поменяйте руки и выполните упражнение еще раз.



Упражнения при хронической венозной недостаточности.

Болезням варикозного расширения вен в равной степени подвержены как технологи общественного питания, так и повара. Определённые физические упражнения полезны как в начальных стадиях хронической венозной недостаточности, так и при развившихся осложнениях. Методическая основа упражнений – работа стопы, мышц голени, глубокое дыхание.

Упражнения в положении сидя (ноги на весу):


  1. Поочередное полное сгибание и разгибание ног в голеностопном суставе до ощущения достаточного напряжения мышц голени (10–20 раз).

  2. Круговые движения стопы в голеностопном суставе (10–20 раз).

  3. Боковые повороты стопы (10–20 раз).

  4. Сгибание и разгибание пальцев стоп (10–20 раз).

Упражнения в вертикальном положении:

  1. Ходьба или бег на месте в течение 30–60 секунд.

  2. Подъём на носки и опускание на пятки (10–20 раз).

  3. Ходьба на месте, без отрыва носков от пола.

  4. Перекат с носков на пятки и обратно (10 раз).

Упражнения в положении лежа:

  1. Езда на велосипеде.

  2. Скрещивание выпрямленных ног – ножницы.

  3. Глубокий вдох и выдох с втяжением и надуванием живота.

  4. Сгибание ног в голеностопных суставах, вращение, повороты (как в вертикальном положении).

Желательно выполнять 3 вида упражнений попеременно. Можно использовать тренажеры для стопы, например те, которые служат для коррекции плоскостопия. В конце упражнений в ногах появляются тепло и приятная усталость, затем – ощущение свежести.

Физические упражнения позволяют улучшить деятельность венозного мышечного насоса нижних конечностей иногда даже без применения других средств, особенно в начальных стадиях хронической венозной недостаточности.



Заключение

Итак, мы познакомились с такими необходимыми и интересными специальностями как инженер-технолог общественного питания и повар. Эти профессии действительно востребованы современным обществом, ведь именно эти специалисты способны из обычных продуктов приготовить изысканные и вкусные блюда, рассчитать калорийность суточного рациона, составить меню, разработать рецепты новых фирменных блюд и составить на них технологические карты. А самое главное, что и технолог, и повар контролируют выпускаемую продукцию, заботясь о нашей безопасности.

Оба специалиста общественного питания применяют свои навыки как на работе, так и дома – это несомненно большое достоинство занимаемой должности. К плюсам также относится то, что работа очень востребована и всегда есть возможность стабильного дохода, к тому же, возможен карьерный рост. Но тем не менее, везде есть свои минусы. От специалистов требуется немалая физическая выносливость. Восемью часами рабочий день технолога и повара часто не ограничивается – хотя бы из-за того, что невозможно заранее знать, какие проблемы и неисправности возникнут в процессе производства. Трудиться, порой, приходится в вечерние и ночные часы в состоянии постоянной собранности и внимательности. К тому же, для того, чтобы работать в условиях жаркой кухни, нужно обладать хорошим здоровьем.

Рабочая поза повара – стоя, деятельность часто протекает в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях высокой температуры. Работа повара – физическая работа, в которой задействованы многие группы мышц и суставов (позвоночник, руки, ноги). Рабочая поза инженера-технолога – сидя, что несомненно отражается на его позвоночнике, органах зрения зрении. И в том, и в другом случае – нагрузка на здоровье. Для того чтобы поддерживать себя в форме существует целый комплекс занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня. В этот комплекс входят: вводная гимнастика, физкультурные минутки и оздоровительно-профилактическая гимнастика. Гимнастика позволяет специалисту подготовиться к работе: размять мышцы, оградив себя от травм.

В зависимости от физической нагрузки следует выполнять специальные упражнения. Например, повару, выполняющему шинковку, необходимо предварительно размять кисти, пальцы рук; технологу, занятому сидячей работой, необходим целый комплекс упражнений для позвоночника.

Помимо специальной производственной гимнастики следует заниматься и оздоровительными занятиями: утренняя гигиеническая гимнастика, спортивные игры, спортивно-прикладные упражнения. При этом выполняются циклические упражнения, сопровождающиеся многократным повторением (бег, ходьба на лыжах), и ациклические (гимнастика).



В заключении хотелось бы отметить, что какою бы специальность не была, всегда требуется физическая подготовка. Не важно, где проводить занятия, главное, чтобы они шли на пользу организма.

Список используемой литературы





  1. «Гигиена питания»: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А.Королев. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528 с.

  2. «Охрана труда в предприятиях общественного питания»: учебное пособие / В.А.Коева. – Изд. 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с.

  3. «Профессии работников сферы обслуживания»: учеб. пособие для профильной ориентации / А.Ю.Лапин, Л.Г.Чеснокова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

  4. «Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ»: монография / В.А.Кабачков, С.А.Полиевский. – М.:Высшая школа,1982.

  5. «Справочник руководителя предприятия общественного питания»: учеб. пособие / А.П.Антонов – Издательство «Лёгкая промышленность», 2000.

  6. «Физиология питания, санитарная гигиена»: учеб. Пособие / А.Н.Мартинчик, А. А. Королев – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. – 192с.

  7. «Физическая культура»: учебник Ю.И.Евсеев.-Изд.5-е-РОСТОВ н/Д: Феникс,2008. – 378.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница