Практическое занятие №1 Тема: Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) и пути их формирования



Скачать 73.04 Kb.
Дата30.04.2016
Размер73.04 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ

С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ»
Составитель: Мананкова Л.Б.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) и пути их формирования

(4 часа).



План:

1.Подбор и апробирование приёмов работы над беглостью в ходе изучения конкретного произведения (по выбору).

2. Подбор и апробирование приёмов работы над правильностью в ходе изучения конкретного произведения.

3. Подбор и апробирование приёмов работы над выразительностью в ходе изучения разных произведений (басня, стихотворение…).

4. Подбор и апробирование приёмов работы над сознательностью в ходе изучения конкретного произведения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какие приёмы считаете самыми результативными (универсальными, интересными…)?

2.Каково место включения апробированных приёмов в урок?

Задания для самостоятельной работы:

Составление фрагментов уроков с привлечением приёмов работы над беглостью, сознательностью, выразительностью, правильностью



Основная литература:

  1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  2. Касьянова З. А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / Касьянова З. А. // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 11-14

  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Бондаренко Г. И. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 91-93.

  4. Зобнина М. А. Внимательный читатель - маленький исследователь / Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 45-51.

  5. Миловзорова А. М.Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / Миловзорова А. М., Тиунова Е. В. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32-55.

  6. Первова Г. М. О разных способах чтения в начальных классах / Первова Г. М. // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 29-33.

  7. Полякова Т. Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению. / Полякова Т. Н. // Начальное образование. - 2009. - № 6. - С. 24-27.

  8. Рождественская Р. Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя / Рождественская Р. Л. // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 25-28.

Дополнительная литература:

  1. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.— М., 1991.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000 – 240 с.

  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. –М., 2001 г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Словарная работа на уроке в процессе анализа текста художе­ственного произведения, научно-популярной статьи (4 часа).

План:

1. Назначение словарной работы на уроке чтения.

2. Место и особенности словарной работы.

3. Требования к организации словарной работы.

4. Приёмы объяснения значений слов и образных выражений.

5.Особенности организации словарной работы в ходе анализа художественного произведения и научно-популярной статьи.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего необходимо проведение словарной работы на уроке чтения?

2.Каковы направления словарной работы?

3.Какое место в уроке занимает словарная работа?

4.Какие дидактические и методические требования следует выполнять при организации словарной работы на уроке чтения?

Задания для самостоятельной работы:

Составление таблицы с перечислением приёмов объяснения значений слов и приведением примеров к каждому приёму.



Основная литература:

  1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  2. Аншакова С. Ю. Работа над былинным эпитетом в начальных классах / Аншакова С. Ю. // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 28-31.

  3. Зобнина М. А. Внимательный читатель - маленький исследователь / Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 45-51.

  4. Строганова Л. В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе / Строганова Л. В. // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 23-29.

  5. Фирсова Т. Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе / Фирсова Т. Г. // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 13-16.

Дополнительная литература:

  1. Толковые, этимологические, фразеологические, энциклопедические словари.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000 – 240 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Специфика анализа художественных произведений различных жанров (6 часов).

План:

1.Специфика работы с басней.

2.Особенности работы с разными видами сказок.

3.Методика работы с лирическими и эпическими стихотворениями.



Вопросы для коллективного обсуждения:

В чём сходство и различие анализа произведений разных жанров?



Задания для самостоятельной работы:

Подбор примеров для демонстрации жанровых особенностей разных видов художественных произведений.



Основная литература:

1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000 – 240 с.

3. Александрова З. А. Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина с элементами подвижных игр / Александрова З. А. // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 78-80.

4. Бершанская О. Н. Обучение постановке вопросов к произведению на уроках литературного чтения / Бершанская О. Н. // Начальная школа . - 2012. - № 7. - С. 21-26.

5. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Бондаренко Г. И. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 91-93.

6. Гусакова О. Я. Изучение композиции лирического стихотворения / Гусакова О. Я. // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 29-33.

7. Фирсова Т. Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе / Фирсова Т. Г. // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 13-16.



Дополнительная литература:

1.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М.: Академия, 1988 – 240 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Методика чтения рассказов, научно-популярных статей и художественных очерков (2 часа).

План:

1.Виды произведений в учебниках чтения.

2. Научно-познавательные и научно-популярные произведения.

3.Своеобразие чтения и анализа научно-популярных и научно-познавательных произведений.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Каковы особенности урока чтения научно-популярной статьи, художественного очерка?

2.В чём своеобразие чтения и анализа научной литературы в начальной школе?

3.Чем принципиально отличается работа со статьёй от работы с художественным произведением? Чем обоснована разница?



Задания для самостоятельной работы:

Составление конспекта урока чтения научно-популярной статьи (очерка).



Основная литература:

1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

2. Романовская 3. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству.— М.: Просвещение, 1982 – 140с.

3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000 – 240 с.

4.Учебники по чтению и методические рекомендации к ним.

Дополнительная литература:

1. Занков Л. В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных клас­сах).— М„ 1975.

2.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Этапы формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся (2 часа).

План:


  1. Этапы формирования читательской самостоятельной деятельности в начальной школе.

  2. Сравнительно-сопоставительная характеристика подготовительного, начального и основного этапов формирования читательской самостоятельной деятельности в начальной школе.

  3. Приёмы формирования читательской самостоятельности по этапам и классам.

  4. Содержание, ведущий метод и приёмы работы с детской книгой на каждом этапе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы закономерности формирования читательской самостоятельности младших школьников?

  2. Каковы этапы формирования читательской самостоятельной деятельности в начальной школе?

  3. Какие приёмы способствуют формированию читательской самостоятельности?

  4. Чем отличается ведущий метод работы с книгой на разных этапах формирования читательской самостоятельности?

  5. Какова специфика работы на разных этапах формирования самостоятельной читательской деятельности? (метод работы с книгой, структура урока…)

Задания для самостоятельной работы:

Составление урока внеклассного чтения (работы с книгой) для любого этапа формирования самостоятельной читательской деятельности.



Основная литература:

1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

2.Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999г.

3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000 – 240 с.

4. Кашкаров А. П. Воспитатели чтения - библиотека, семья, школа : практ. пособие / Кашкаров А. П., Филиппова Е. С., Глебова С. А. - М. : Либерея-Бибинформ, 2012. - 156, [3] с

5. . Подановская Г. В. Подготовка студентов педагогических колледжей к работе с детской книгой / Подановская Г. В. // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 79-84.

6. Рождественская Р. Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя / Рождественская Р. Л. // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 25-28.

7. Соловьева Е. Н. Методические возможности урока внеклассного чтения / Соловьева Е. Н. // Начальная школа.. - 2001.-№ 9.. - С.63-67.

8. Шилова Е. Е. Детская рукописная книга и формирование творческого читателя / Шилова Е. Е., Лаврентьева Л. А., Мясникова И. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 9. - С. 87-90.

9.Штукатурова О. Л. Встреча с "дедушкой Крыловым" : внеклассное мероприятие / Штукатурова О. Л. // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 92-95



Дополнительная литература:

1.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница