Практикум по профессиональной ориентации Аннотация к дисциплине. Цель освоения дисциплины «Практикум по профессиональной ориентации»



Скачать 332.5 Kb.
Дата07.06.2016
Размер332.5 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.11 Практикум по профессиональной ориентации

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)

очная форма обучения

Составитель:

Иванов А. Н., канд. педагог. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»






  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.В.11 Практикум по профессиональной ориентации

  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Практикум по профессиональной ориентации» - реализация профориентационных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающие:

проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Основные задачи курса "Практикум по профессиональной ориентации":



  • формирование умения осуществлять анализ психологических явлений, сопутствующих выбору профессии;

  • формирование умения оказывать психологическую помощь в ситуациях профессионального самоопределения;

  • развитие у студентов рефлексии;

  • формирование научного мировоззрения и широкого профессионального кругозора у студентов;

  • пробуждение, сохранение и развитие интереса к профессиональной ориентации, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):


  • способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

  • способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);

  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11);

  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)




Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Цели и задачи профориентационной работы

5

Письменный анализ целей и задач профориентационной работы в школе

2

Типология проблем в выборе профессии

6

Письменный опрос старшеклассников, родителей и педагогических работников с целью анализа типичных проблем мурманских старшеклассников в выборе будущей профессии

3

Планирование и организация профориентационной работы в школе

6

Моделирование деятельности профконсультанта (составление годового плана профориентационной работы в школе)

4

Возрастные особенности профессионального самоопределения

5

Письменный анализ возрастных особенностей профессионального самоопределения

5

Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора

6

Моделирование деятельности профконсультанта с целью разработки профориентационных мероприятий в школе

6

Критерии успешности профессиональной деятельности

5

Прогнозирование успешности профессиональной деятельности профконсультанта на основе составления психологического портрета успешного профконсультанта

7

Классификация профессий

5

Письменный анализ психологических классификаций профессий и возможностей их использования в профессиональном информировании учащихся

8

Современный мир профессий. Тенденции его развития

5

Письменный анализ популярных и востребованных на рынке труда Мурманской области профессий

9

Профессиография

5

Письменное составление 2 профессиограмм новых популярных профессий

10

Психологические основы способностей

5

Реферат по проблеме развития общих и специальных способностей учащихся

11

Типы профпланов

5

Моделирование профориентационной работы с учащимися, обладающими разными типами профпланов.

12

Условия успешного профессионального самоопределения

5

Письменный анализ условий успешного профессионального самоопределения

13

Этапы профессионализации

5

Реферат по проблеме развития человека как субъекта труда




Всего

68





Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Цели и задачи профессиональной ориентации.

  2. Направления профориентационной работы.

  3. История развития профориентационной работы за рубежом и в России.

  4. Методы профессионального самоопределения.

  5. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент.

  6. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

  7. Схемы построения профессиональных планов.

  8. Классификация профессиональных планов.

  9. Интересы и склонности, их роль в выборе направления профессионализации.

  10. Способности, их роль в построении личного профессионального плана.

  11. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности.

  12. Мотивы выбора профессии.

  13. Причины неправильного выбора профессии.

  14. Условия успешного профессионального самоопределения.

  15. Профессиональное просвещение школьников. Особенности профпросвещения учащихся 4–11 классов.

  16. Современный мир профессий, тенденции его развития.

  17. Классификация профессиограмм.

  18. Структура профессиограммы и психограммы.

  19. Обзор типологий профессионального и личностного самоопределения.

  20. Классификация профессий Е.А. Климова, ее структура и возможности применения.

  21. Профессиональная диагностика как направление профессиональной ориентации.

  22. Цели и задачи профконсультации. Функции профессионального консультирования.

  23. Этапы профконсультационной работы.

  24. Директивная форма профессиональной консультации. Диагностическая и воспитательная профконсультация.

  25. Недирективная форма профконсультации. Психоаналитическая, гуманистическая и развивающая (активизирующая) профессиональная консультация.

  26. Классификации профконсультационных ситуаций. Функции и тактика поведения профконсультанта в условиях разных запросов.

  27. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

  28. Профессиональный отбор (подбор). Виды профотбора (профподбора).

  29. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

  30. Проблема оценки эффективности профессионального самоопределения.



5. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература


  1. Манухина С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. –
    2002. – № 7, 8; 2003. – № 2.

  2. Барчук О. Выбор профиля. Детско-родительская профориентационная игра для девятиклассников // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 8–9.

  3. БегловаТ. Поступаем в вуз. Детско-родительская профориентационная игра для десятиклассников // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 16.

  4. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  5. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  6. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  7. Дробышева Т., Кононова Н. Профориентационные молодежные трудовые отряды // Народное образование. – 2003. – № 3. – С. 158.

  8. Зеер Э.Ф. психология профессий: Учеб. пособ. для студ. вузов. –
    2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. – 2003.

  9. Золотарева А., Соловьев О. Реальная школа: образование наряду с профессией // Народное образование. – 2002. – № 10. – С. 145.

  10. Исмаилов Э.Э. Довузовская профессинальная подготовка в Швеции // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 94.

  11. Кабина И., Радзик Т. Я в мире профессий // Школьный психолог. – 2003. – № 48. – С. 7.

  12. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  13. Королев А., Пустынникова Л. Молодежная биржа труда // Народное образование. – 2002. – № 3. – С. 149.

  14. Кравченко Л. и др. Как подростку найти работу // Народное образование. – 2002. – № 3. – С. 111.

  15. Лушагина И. Дети-инвалиды осваивают компьютерные профессии // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 234.

  16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками // Под ред. М.Р. Битяновой. – Спб.: Питер, 2003.

  17. Пряжников Н. Будь готов! Активизирующая профориентационная методика // Школьный психолог. – 2003. – № 4 (специальная вкладка).

  18. Пряжников Н. Игра знакомит с профессией // Народное образова-
    ние. – 2002. – № 8. – С. 188.

  19. Пряжников Н. Комплимент. Карточно-бланковая профоринтационная игра // Школьный психолог. – 2002. – № 9. – С. 6.

  20. Пряжников Н. Остров. Профориентационная игра для подростков // Школьный психолог. – 2002. – № 7, 8.

  21. Пряжников Н. Человек – судьба – черт. Карточная профориентационная игра // Школьный психолог. – 2000. – № 42. – С. 8–10.

  22. Пряжников Н. Школьная профориентация: реальность и мечты // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 12–13.

  23. Пряжников Н. Школьный профконсультант: специалист или дилетант-любитель // Народное образование. – 2002. – № 2. – С. 216.

  24. Пряжникова Е. Два упражения: ловушки-капканчики и день из жизни профессионала // Школьный психолог. – 2002. – № 4. – С. 16.

  25. Пряжникова Е. Стажеры-инопланетяне. Профориентационная игра // Школьный психолог. – 2002. – № 5. – С. 16.

  26. Пряжникова Е., Пряжников Н. Профконсультация: планирование жизненного пути. Активизирующая игра для старшеклассников // Школьный психолог. – 2002. – № 2. – С. 14–15.

  27. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  28. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  29. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.

  30. Соломин И. Технология профконсультирования // Школьный психолог. – 2003. – № 4, 6, 7, 9.

  31. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.

  32. Тамонова Е. Я поступаю учиться в… Профессиональная игра для старших воспитанников детского дома // Школьный психолог. – 2003. – № 23. – С. 16.

  33. Чернова В. Молодежные трудовые отряды // Народное образова-
    ние. – 2002. – № 3. – С. 120.

  34. Ясухова Н. Поверить в себя // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 7.



6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

  1. htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

  2. htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

  3. htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

  4. www.rospsy.ru — Федерация психологов образования России

  5. htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

  6. htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

  7. htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

  8. htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Федерация

  9. htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

  10. htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения


Высшие учебные заведения и факультеты психологии

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

  4. htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

  5. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  6. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  7. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  8. htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  9. htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  10. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  11. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  12. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ


Учреждения дополнительного психологического образования

  1. htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

  2. htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

  3. htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

  4. htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

  5. htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии


Психологические журналы и периодика

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

  4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

  5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

  6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

  7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

  8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

  9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

  10. htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

  11. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

  12. htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

  13. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник


Психологические сайты

  1. htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

  2. htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

  3. htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

  4. htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

  5. htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

  6. htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

  7. htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

  8. htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  9. http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, воз­растной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психоло­гия, психология эмоциональных отношений

  10. http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.html — Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы



Психологические тесты и методики

  1. htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики

  2. htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

  3. htpp://tests.holm.ru — популярные психологические тесты

  4. htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

  5. htpp://test.msk.ru — тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

  6. htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии


Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Занятие № 1 (практическое)

Тема: Цели и задачи профессиональной ориентации

Вопросы для обсуждения

    1. Понятие профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации.

    2. Основные подходы к проблеме профориентации. Профессиональная ориентация как социальная и психологическая проблема.

    3. Принципы осуществления профориентации. Функции профориентации. Направления профессиональной ориентации.

    4. История развития профориентации за рубежом. Трехфакторная модель профориентации Ф. Парсонса. Принципы деятельности и задачи первых бюро профориентации молодежи.

    5. Проблема профессионального отбора в работах Г. Мюнстерберга и других психотехников. История системы управления профориентацией в России.

    6. Современное состояние профориентации за рубежом и в России.

Задания для самостоятельной работы

    1. Выписать в словарь понятия: профориентация, профессиография, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание.

    2. Читать источники

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Занятия № 2 (практическое)

Тема: Планирование и организация профориентационной работы в школе

Вопросы для обсуждения

  1. Основные организационные принципы профориентационной работы.

  2. Различные организационные модели профориентационной помощи.

  3. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами.

  4. Основы составления программ профориентационной помощи.

  5. Концептуальная схема организации профконсультационного взаимодействия психолога и клиента (по Н.С. Пряжникову). Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик.

  6. Проблемы оценки эффективности профконсультационной работы. Подходы к оценке эффективности профориентационной работы.

  7. Основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы. Оперативные способы оценки эффективности отдельных занятий и профконсультаций.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить план профориентационной работы со школьниками на месяц.

  2. Составить развернутую рецензию на одну программу по профориентации школьников

  3. Составить конспект одного профориентационного занятия для школьников и подготовить его защиту

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.


Занятие № 3 (практическое)

Тема: Возрастные особенности профессионального самоопределения

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни самоопределения.

  2. Этапы развития профессионального самоопределения.

  3. Специфика профессионального самоопределения на разных этапах развития субъекта труда.

  4. Профессиональное самоопределение как проблема старшего подростка.

Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера, профессиональный выбор, профессиональные планы, профессиональные перспективы, жизненные планы.

  2. Зарисовать таблицу «Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп»

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.


Занятие № 4 (практическое)

Тема: Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора

Вопросы для обсуждения


  1. Теоретический анализ профконсультационных ситуаций с точки зрения наличия или отсутствия профессионального плана и склонностей, их согласованности (по Е.А. Климову).

  2. Классификация профконсультационных ситуаций (по Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой, В.В. Зацепину). Функции и тактика поведения профконсультанта в условиях разных запросов.

  3. Требования к профессиональному консультанту. Особенности проведения профконсультации с разными категориями клиентов.

  4. Типичные ошибки профконсультирования и профотбора.

  5. Приемы профконсультирования.

  6. Методики профотбора.

Задания для самостоятельной работы


  1. Подготовить вариант одной проблемной ситуации профконсультирования и предложить возможные стратегии поведения профконсультанта.

  2. Составить психологический портрет эффективного профконсультанта

  3. Подобрать методики для профотбора на любую специальность по выбору

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Занятие № 5 (практическое)

Тема: Типы профпланов

Вопросы для обсуждения

  1. Личные профессиональные планы как разновидность внутренних регуляторов поведения. Основные характеристики ЛПП. Схемы построения ЛПП.

  2. Классификация профессиональных планов.

  3. Этапы планирования трудового жизненного пути. Общая схема принятия решения о выборе профессии. Причины неправильного выбора профессии. Ошибки, допускаемые при выборе профессии.

  4. Уровни влияния на самоопределяющегося человека (по Н.С. Пряжникову).

  5. «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по
    Е.А. Климову). Возможности его использования как профконсультационной методики.

  6. Интересы и склонности как фактор выбора профессии. Классификации интересов и склонностей школьников.

  7. Способности, их роль в построении ЛПП. Задатки и способности. Общие и специальные способности.

Задания для самостоятельной работы


  1. Выписать в словарь понятие «личный профессиональный план».

  2. Сделать конспект источников 1.

  3. Краткие выписки из источников 2, 3.

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.


Занятие № 6 (лабораторное)

Тема: Методы профессионального самоопределения

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема предмета профессионального самоопределения.

  2. Методы и методики профессионального и личностного самоопределения.

  3. Модель практической психолого-педагогической методики в профессиональном самоопределении (по Н.С. Пряжникову).

  4. Профконсультационная методика, критерий ее выделения.

  5. Общая классификация методов профконсультирования:

а) информационно-справочные и просветительские методы;

б) диагностические методы;

в) методы морально-эмоциональной поддержки;

г) методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития.



  1. Принципы психологического исследования личности. Онтологические и гносеологические (функциональные) принципы психологического исследования.

  2. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент.

  3. Построение логики и содержания научно-исследовательской работы. Компоненты научно-исследовательской работы. Основные элементы (этапы) организации и проведения профориентационного исследования (эксперимента).

Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: предмет профессионального самоопределения, метод, практическая психолого-педагогическая методика, профконсультационная методика, профориентационное исследование, профориентационный эксперимент.

  2. Сделать конспект источника 1, с. 257–268.

  3. Читать источники 1, с. 268–315, 2.

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.


Занятие № 7-8 (лабораторные)

Тема: Игровые профориентационные упражнения как методы активизации профессионального самоопределения школьников

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика игровых профориентационных упражнений.

  2. Возможности использования игровых профориентационных упражнений с целью активизации профессионального и личностного самоопределения.

  3. Условия проведения игровых профориентационных упражнений.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить игровые профориентационные упражнения (по выбору): «Спящий город», «Подарок» («Любимое блюдо», «Маскарадный костюм»), «Профессия на букву», «Самая-самая», «Профессия-специальность», «Угадай профессию», «Цепочка профессий», «День из жизни» («Сон из жизни»), «Человек – профессия», «Автопортрет», «Кто есть кто?», «Походка» («Поступь профессионала»), «Советчик», «Пять шагов», «Ловушки-капканчики», «Эпитафия», «Три судьбы», «А вот и я!», «Звездный час» (источник 1);

  2. Подготовить к проведению одно игровое профориентационное упражнение с группой (по выбору), обсудить результаты (источник 1).

  3. Сделать краткие выписки из источника 2.

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Занятие № 9-10 (лабораторные)

Тема: Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и
личностного самоопределения


Вопросы для обсуждения

    1. Общая характеристика ценностно-нравственных опросников профессионального и личностного самоопределения.

    2. Возможности модификации ценностно-нравственных опросников.

Задания для самостоятельной работы

    1. Изучить ценностно-нравственные опросники профессионального и личностного самоопределения: «Сейчас и потом», «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)», «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)», «Моды», «Купля – продажа», «Как поживаешь?» (источник 1).

    2. Провести самотестирование по любым двум опросникам, обработать и проинтерпретировать полученные результаты (источник 1).

    3. Подготовить презентацию одного ценностно-нравственного опросника профессионального и личностного самоопределения (по выбору, обсудить особенности его проведения (источник 1).

Основная литература

    1. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие 3. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.



Занятие № 11-12 (лабораторные)

Тема: Бланковые игры профессионального и личностного самоопределения

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика бланковых игр профессионального и личностного самоопределения.

2. Возможности применения бланковых игр профессионального и личностного самоопределения учащихся.
Задания для самостоятельной работы


  1. Изучить бланковые игры профессионального и личностного самоопределения (источник 1).

  2. Провести самотестирование по любым двум бланковым играм профессионального и личностного самоопределения, обработать и проинтерпретировать полученные результаты (источник 1).

  3. Подготовить презентацию одной бланковой игры (по выбору, обсудить особенности ее проведения (источник 1).



Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Занятие № 13-14 (лабораторные)

Тема: Карточные игры профессионального и личностного самоопределения

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика карточных игр профессионального и личностного самоопределения.

  2. Возможности применения карточных игр профессионального и личностного самоопределения учащихся.

Задания для самостоятельной работы

Изучить карточные игры профессионального и личностного самоопределения (источник 1).

Провести самотестирование по любым двум карточным играм профессионального и личностного самоопределения, обработать и проинтерпретировать полученные результаты (источник 1).

Подготовить презентацию одной карточной игры (по выбору, обсудить особенности ее проведения (источник 1).



Сделать конспект источника 2.

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Занятие № 15 (лабораторное)

Тема: Индивидуальная профконсультация как условие активизации

профессионального самоопределения

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональная консультация как направление профориентационной работы. Цели и задачи профконсультации. Уровни решения задач.

  2. Функции профессионального консультирования.

  3. Формы профессиональной консультации: директивная и недирективная; справочная, диагностическая, формирующая, медицинская; очная и заочная; индивидуальная и групповая. Уровни индивидуальной психологической консультации.

  4. Этапы профконсультационной работы.

Задания для самостоятельной работы

  1. Сделать краткие выписки из источника 1.

  2. Сделать конспект источника 2.

Основная литература


  1. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

  2. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация : учебное пособие / В.Г. Степанов. - М. : Академический проект, 2013. - 320 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220600

  3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И. Инвалид закончил школу… // Школьный психолог. – 2003. – № 20. – С. 5.

  2. Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 111.

  3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 32.

  4. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 97.

  5. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

  6. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

  7. Сторожева Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. – 2004. – № 10. – С. 37–44.



Примерная тематика рефератов.

  1. История развития профориентационной работы за рубежом и в России.

  2. Сравнительный анализ развития профориентации 20 – 30 годов и настоящего времени в России.

  3. Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учеба».

  4. Психологический смысл понятия «труд».

  5. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности.

  6. Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как ориентирующий психический образ.

  7. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные и внешние функциональные средства труда.

  8. Условия труда (профессиональная среда). Основные разновидности объективных условий труда: физическая, социальная, организационная среда.

  9. Человек как субъект труда: психологическая характеристика.

  10. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

  11. Интересы и склонности, их роль в выборе направления профессионализации.

  12. Способности, их роль в построении личного профессионального плана.

  13. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности.

  14. Мотивы выбора профессии.

  15. Причины неправильного выбора профессии.

  16. Условия успешного профессионального самоопределения.

  17. Направления профориентационной работы.

  18. Профессиографические основы изучения человека в труде.

  19. Современный мир профессий, тенденции его развития.

  20. Трудности и проблемы изучения профессий в современных условиях.

  21. Типологии профессионального и личностного самоопределения.

  22. Профессиональная диагностика как направление профессиональной ориентации.

  23. Этапы профконсультационной работы.

  24. Классификации профконсультационных ситуаций. Функции и тактика поведения профконсультанта в условиях разных запросов.

  25. Научные основы профессионального подбора.

  26. Проблема активности развивающегося субъекта труда.

  27. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

  28. Планирование и организация профориентационной работы в школе.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница