Практикум по решению педагогических задач



Скачать 271.87 Kb.
Дата29.04.2016
Размер271.87 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ПЕДАГОГИКА: ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ДН(М).Ф. 1.5

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ


050300 Филологическое образование

Утверждено на заседании кафедры

общей и специальной педагогики

(протокол №1 от 10.09.2010 г.)


Зав. кафедрой

_______________________________



Раздел. 1 Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор-составитель программы: Панченко Т.В., к.п.н., доцент

1.2. Рецензенты: профессор, к.п.н. Авдеев А.П., профессор ШГПУ, д.п.н. Арефьев И.П.

1.3. Пояснительная записка

Психолого-педагогический практикум предполагает решение ситуационных задач по проблемам общения в процессе обучения. Основное содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. В процессе взаимодействия с воспитанниками каждый день педагог решает комплекс коммуникативных задач.

Профессионализм современного учителя проявляется в том, что он решает коммуникативные задачи не на интуитивном уровне, а сознательно, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Происходит не только сообщение сведений, но и обучение умениям их практического применения. Формируется качественно новая установка на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда. Развиваются способности творческого принятия решений.

Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогического общения, показать специфику его реализации в практической деятельности.

Программа знакомит не только с принципами, задачами, основными концепциями педагогического общения, а также с конкретными приемами, методиками, технологиями реализация функций педагогического общения.

Программа курса предполагает, что студенты -

- должны знать: основные принципы осуществления педагогического общения, его закономерности и специфику; подходы к структуре педагогического общения; психологические основы коммуникативной деятельности; критерии эффективности коммуникативной деятельности; особенности осуществления коммуникативного процесса на всех его этапах; особенности приемов и методов решения коммуникативных задач;

-должны уметь: осуществлять все этапы профессионально-педагогического общения; подбирать различные приемы педагогического общения согласно поставленным задачам деятельности; анализировать коммуникативные ситуации и составлять прогноз.

1.4. ГОС ВПО. (в виде ксерокопии)
1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

работа


1

050300 Филологическое образование

2,ДО

4

60

30

-

30

30

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.




№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1

Структура педагогического общения. Общение как психолого-педагогическая проблема. Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

Взаимопонимание в процессе общения.



6




6

5

2

Социально - перцептивная культура учителя.

4




4

5

3

Общение как психолого-педагогическая проблема

4




4

4

4

Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов

4




4

4

5

Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.


4




4

4

6

Тематический и личностно-ориентированный классный час.

4




4

4

7

Технология разрешения педагогических конфликтов.

4




4

4




Всего

30




30

30

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.



Общение как психолого-педагогическая проблема. История изучения проблемы общения в педагогическом процессе. Психологический и педагогический подходы в изучении педагогического общения. Коммуникативный аспект общения: особенности взаимодействия. Подходы к разработки структуры педагогического общения. Специфика и функции педагогического общения.

Коммуникативная компетентность (КК) учителя. Понятие и содержание КК. Развитие коммуникативного потенциала личности учителя. Понятие о социальном и академическом интеллекте.

Взаимопонимание в процессе общения. Социально - перцептивная культура учителя. Механизмы понимания. Педагогическая эмпатия. Индивидуально - возрастные особенности эмпатии. Перцептивные ошибки учителя. Типы педагогической перцепции.

Культура речевого поведения учителя. Понятие и функции речевого поведения учителя. Речевые поступки. Коммуникативные особенности речевого поведения. Невербальные выразительные средства педагогического общения.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

Вариант 1



№ п/п

Наименование темы

Формы сам. раб.

Кол. час.

Формы контроля

1.

Структура педагогического общения.


Анализ работы: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986

6

Проверка конспекта

2

Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

Реферативные сообщения

6

Слушание рефератов

3

Взаимопонимание в процессе общения.

Реферативные сообщения

6

То же

4.

Социально - перцептивная культура учителя.

Реферативные сообщения

6

То же

5.

Общение как психолого-педагогическая проблема

Изучить подходы к разработки структуры педагогического общения. Специфика и функции педагогического общения.



6

Обсуждение на практическом занятии

Всего







30






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



Практическая работа №1
Тема: Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов.

Цель: раскрыть роль педагогической диагностики в деятельности педагога; рассмотреть методы педагогической диагностики личности ученика и ученических коллективов.

Основные понятия: педагогическая диагностика, методика исследования, группа, коллектив, межличностные отношения, валидность, объективность, надежность исследования.

План.


  1. Изучение ученических коллективов.

  2. Уровни сформированности коллектива.

  3. Место педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и признаки коллектива. Особенности межличностных отношений в коллективе школьников.

2.Понятие о педагогической диагностике. Практические цели и задачи использования методов изучения личности и коллектива.

3.Требования к методам изучения личности и коллектива школьников. Проблема этики педагогических исследований.

Задание для самостоятельной работы:

на основе рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-8 классы/.

Основная литература:


  1. Аникеев Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.

  2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

  3. Еремкин Ю.Л., Еремкина О.В., Еремкин А.Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. – Рязань, 2000. – С. 83-89; С. 46-47.

  4. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детского коллектива. – М., 1988.

  5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144 с. - С. 101 – 105.

  6. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – М., 1987.

  7. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодежи. – Самара, 1994.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2000.

  9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

Дополнительная литература:

  1. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1990.

  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.

  3. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе /Сост. В.В. Дранищников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  4. Методические рекомендации по изучению старшеклассников. – Мурманск, 1988.

  5. Немов Р.С., Кирпичник Путь к коллективу. – М., 1988.

  6. Программа изучения классного коллектива //Классный руководитель. – 1999. - № 3.

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

  8. Социометрическое изучение школьного класса /Методические рекомендации/. – Краснодар, 1983.


Практическая работа № 2

Тема: Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.

Цель: овладеть методикой создания и реализации коллективной творческой деятельность /формы коллективной творческой деятельности; особенности педагогического воздействия, постановки целей и задач; планирование, подготовка, проведение, подведение итогов КТД и др./.

Вопросы для обсуждения:



  1. Понятие о КТД, виды КТД.

  2. Методические требования к организации и проведению КТД.

Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку коллективного творческого дела с учетом возраста школьников /5-8 класс/, выбора формы работы, тематической направленности КТД.

Литература:



  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 207 с.

  2. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999. С. 49-53.

  3. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе /Сост. В.В. Дранищников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – С.337-344.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000.

  6. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания. – М.: Просвещение, 1993. – С. 63-78.


Практическая работа № 3

Тема: Тематический и личностно-ориентированный классный час.

Цель: научиться составлять план подготовки и проведения классного часа, определять тематику, форму проведения, способы деятельности педагогов и учащихся.

Основные понятия: час классного руководителя, воспитательные функции классного часа.

Вопросы для обсуждения:


  1. Специфика классного часа как формы педагогического воздействия.

  2. Виды классных часов.

  3. Критерии успешности классных часов.

  4. Личностно ориентированный классный час.

  5. Технология проведения ситуационного классного часа в адаптивной школе.

Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/.

Литература:



  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. - 216 с.

  2. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999. С. 54-62.

  3. Разумова В.П., Марфина С.В. Классный час //Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С. 113-117.

  4. Степанов Е.Н., Мизюлина Т.П. Строим воспитательную систему школы самовыражения // Классный руководитель. – 2001. - № 5. – С. 5.

  5. Тема для классного часа /Сост. А.С. Ряшина. – М., 1990.

  6. Штурбина Е.Б. Проблемы воспитания на рубеже веков. Классный час «Смена эпох» //Классный руководитель. – 2001. - № 4. – С. 79-81

  7. Щуркова Н.Е., Финдацевич Н.С. Классный час и его организация. – М., 1981.


Практическая работа № 4.

Тема: Технология разрешения педагогических конфликтов.

Цель: рассмотреть приемы реализации технологических приемов разрешения педагогических конфликтов.

Основные понятия: педагогический конфликт, конфликтная ситуация, участники конфликта, межличностные отношения, педагогическое общение, управление конфликтами, этическая защита, психологическая саморегуляция.

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие о педагогическом конфликте. Структура конфликтной ситуации.

  2. Педагогические стратегии управления конфликтами. Особенности преодоления деловых и личностных конфликтов учителя со школьниками.

Примерные темы реферативных сообщений:

«Основные стили /типы/ поведения личности в конфликтных ситуациях»;

«Основные виды несовместимости людей как источник конфликтных отношений;

«Типология конфликтных личностей»;

«Место саморегуляции в деятельности педагога»;

«Значение рефлексии в деятельности педагога»;

«Механизмы и приемы психологической саморегуляции».

Задание для самостоятельной работы:



  1. Определить собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» / Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). – Глава 7. – С. 208-297. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас). – С. 288-290.

  2. Ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции.

Основная литература:

  1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

  2. Беляев Г.С., Лобзин В.С. Психологическая саморегуляция. – Л., 1983.

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М., 1995.

  5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1989.

  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

  7. Князева М.Н. Конфликт. – М.: ЭКО, 1992, № 2.

  8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

  9. Митина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология //Народное образование. – 1998. - № 9-10.

  10. Некрасов П.В. Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции. – М., 1986.

  11. Основы педагогического мастерства /Под ред. Зюзяна И.А.. – М., 1989.

  12. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М., 1998.

  13. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать… - М., 1996.

  14. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М., 2001.

  15. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…Дубна, 1996.

  16. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

  17. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.

  18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России. – 1998.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:



Литература основная.

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000

  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд. Моск.ун-та, 1975

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М., 1995

  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987

  5. Загвязинский И.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Просвещение, 1987

  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986

  7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Мн., 1984

  8. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995

  9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика, 1984

  10. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для спец.высш.пед.учеб.заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.: Под ред. И.А .Зязюна. – М.: Просвещение, 1989

  11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1999

  12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999

  13. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996

  14. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998

  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – М.: Педагогика, 1995

  16. Технология речевого взаимодействия в системе гуманистических отношений учителя и ученика // Язык и образование. Сборник научных трудов./Ред.колл.: Т.А. Лисицина, Л.А. Гореликов, Р.Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002.

  17. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998


Литература дополнительная.

  1. Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. – М., 1994

  2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988

  3. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ века Россия): Педагогическое исследование. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003

  4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1987.

  5. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.

  6. Клаин В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.-Л., 1991

  7. Крупенина А.Л., Крохин И.М. Эффективный учитель. Книга о превращении в хороших учеников. – Ростов-н-Д., 1995

  8. Леви В. Искусство быть другим. – М., 1980

  9. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. – М.: Наука, 1994

  10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994

  11. Мелибурда Е.Я. Я-Ты-Мы. – М., 1988

  12. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993

  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В и др.; под общ.ред. Битяновой М.П. – СПб, : Питер, 2004

  14. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002

  15. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…» Психологический практикум. – Дубна, Изд. центр «Феникс», 1996

  16. Станкин М.И. Психология общения. – М., 1996

  17. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001

  18. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми. – М., 1993


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Контрольно-тестирующий комплект, сборник педагогических задач.



1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Общение -

Педагогическое общение -

Коммуникативная культура -


Задание.

Инструкция. Выберите верное утверждение:

1. Воспитательная результативность общения зависит от учета тех потребностей, которые побуждают воспитанников активно взаимодействовать с педагогом;

2. Воспитательная результативность общения зависит от внешних условий педагогической ситуации;

3. Воспитательная результативность общения зависит от коммуникативной компетентности педагога;

4. Воспитательная результативность общения зависит от уровня коммуникативной культуры школьника;

5. Воспитательная результативность общения зависит от уровня самооценки школьника.

Ответ: ............................
Задание.

Инструкция. Перечислите функции коммуникативного взаимодействия:

1. ........................

2. ........................

3. .......................


Задание.

Инструкция. Выделите из списка реальные индикаторы культуры коммуникативного взаимодействия:

1. адекватность реакций учащегося на педагогические поступки и воздействия педагога;

2. изменяющаяся самооценка учащегося;

3. эмоционально - познавательная активность, атмосфера творчества в коллективе школьников;

4. соблюдение нравственно-этикетных норм в межличностном и деловом общении;

5. соблюдение этикетных норм в отношениях между учителем и учащимися;

6. ситуационное манипулирование взаимодействием;

7. выделение наиболее коммуникабельных школьников в независимую группу.

Ответ: .................................
Инструкция. Дайте определение:

Общительность -

Взаимопонимание -

Эмпатия -


Задание.

Инструкция. Перечислите основные формы профессионального познания ребенка как объекта и субъекта общения:

1. ............................................

2. ..........................................

3. ..........................................


Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Стереотип восприятия -

Сотрудничество -

Педагогический авторитет -


Задание.

Инструкция. Раскройте возникающие в результате стереотипного восприятия особенности восприятия воспитанников.

1. ...............

2. ...............

3. ...............


Задание.

Инструкция. Выберите верные характеристики главных тенденций развития общения у школьников:

1. осознание личных взаимоотношений в коллективе;

2. потребность в общении со сверстниками больше, чем со взрослыми;

3. потребность в общении со сверстниками меньше, чем со взрослыми;

4. начало формирования двух систем взаимоотношений - личной и деловой;

5. четкая ориентация в двух сформированных системах взаимоотношений - личной и деловой.

Ответ: __________________
Задание.

Инструкция. Определите последовательность этапов формирования педагогического авторитета:

а). учитель как носитель изначально верного мнения;

б). учитель как источник необходимой информации;

в). учитель как референтное лицо.

Ответ: 1 этап - ......, 2 этап - ........., 3 этап - ........ .
Задание.

Инструкция. Дайте определение:

Речевое поведение -

Профессиональная позиция педагога -
Задание.

Инструкция. Выделите условия формирования педагогического авторитета:

1. Уровень развития группового сознания;

2. Уровень воспитанности учащихся;

3. Уровень самооценки учащихся;

4. Система лидерства в данном коллективе школьников;

5. Этикетные отношения в группе;

6. Раскрытие личности учителя;

7. Совместная деятельность учащихся.

Ответ: ....................................
Задание.

Инструкция. Перечислите и поясните основные установки гуманистически ориентированного учителя (по К. Рождерсу):

1. ........................

2. .......................

3. ......................



Задание.

Инструкция. Перечислите функции педагогического общения (по Н.Е. Щурковой):

1. .................

2. .................

3. ................


Задание.

Инструкция. Заполните таблицу:

Функции педагогического общения

Приемы реализации

1.

-

2.

-

3.

-




Универсальные:


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Структура педагогического общения.

  2. Общение как психолого-педагогическая проблема.

  3. Коммуникативная компетентность учителя: понятие, составляющие, формирование.

  4. Взаимопонимание в процессе общения.

  5. Социально - перцептивная культура учителя.

  6. Общение как психолого-педагогическая проблема.

  7. Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов.

  8. Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия.

  9. Тематический и личностно-ориентированный классный час.

  10. Технология разрешения педагогических конфликтов.


1.12. Комплект экзаменационных билетов.

Не предусмотрен.



1.13. Примерная тематика рефератов.


  1. Функции школьного класса в формировании и поддержании коммуникативной культуры школьников.

  2. Место эмоций учителя в профессиональной деятельности.

  3. Устная импровизация в деятельности учителя.

  4. Самооценка учителя и особенности его взаимоотношений с учащимися.

  5. Роль контактной группы в формировании коммуникативной культуры школьника.

  6. Место визуальных контактов в процессе взаимодействия с воспитанниками.

  7. Педагогический авторитет.

  8. Формирование доверительных отношений учителя и учащихся.

  9. Педагогическое манипулирование.

  10. Творчество учителя во взаимодействии с воспитанниками.

  11. Классный руководитель и дружба, любовь в школьном классе.

  12. Эмоциональная поддержка школьника.

  13. Разрешение конфликтов учителем.

  14. Педагогический крах.

  15. Профессионализм учителя и формирование коммуникативной культуры школьников.

  16. Личностные качества учителя и контакт со школьниками.

  17. Педагогическая целесообразность эмоциональных проявлений учителя.

  18. Культура ведения педагогического диалога.

  19. Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка.

  20. Педагогическая самопрезентация.

  21. Педагогическое общение как вид творческой деятельности.

  22. Речевые способности педагога и пути их реализации.

  23. Место первого контакта в формировании системы взаимоотношений со школьниками.

  24. Невербальная выразительность учителя.

  25. Перцептивные ошибки учителя.

  26. Педагогическая эмпатия.

  27. Возрастные особенности формирования навыков общения у школьников.

  28. Особенности речевого поведения учителя.


1.14. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена.



1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена.



1.16. Методика исследования.

Нет.


1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

-
Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.



Тема: Общение как психолого-педагогическая проблема.

План:


История изучения проблемы общения в педагогическом процессе.

Психологический и педагогический подходы в изучении педагогического общения. Коммуникативный аспект общения: особенности взаимодействия.

Подходы к разработки структуры педагогического общения.

Специфика и функции педагогического общения.



Тема: Коммуникативная компетентность (КК) учителя.

План:


Понятие и содержание КК.

Развитие коммуникативного потенциала личности учителя.

Понятие о социальном и академическом интеллекте.

Тема: Взаимопонимание в процессе общения.

План:


Социально - перцептивная культура учителя.

Механизмы понимания. Педагогическая эмпатия.

Индивидуально - возрастные особенности эмпатии.

Перцептивные ошибки учителя.

Типы педагогической перцепции.

Тема: Культура речевого поведения учителя.

План:


Понятие и функции речевого поведения учителя.

Речевые поступки.

Коммуникативные особенности речевого поведения.

Невербальные выразительные средства педагогического общения.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Лекции не предусмотрены.



Раздел 4. Словарь терминов

Задача – отражённая в сознании проблемная ситуация и условия, которые необходимы и достаточны для её разрешения наличными средствами, знаниями, опытом.

Классный воспитатель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей в общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Педагогика – наука, изучающая сущность, принципы, формы и методы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, компонентами которой являются: педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога (Е.В. Бондаревская).

Педагогическое мастерство – 1) комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень саморегуляции профессиональной деятельности учителя и включающий гуманистическую направленность личности, профессиональные знания и педагогические способности учителя, а также педагогическую технику (И.А. Зязюн); 2) высший уровень профессионализма учителя.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее учителю дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов (С.А. Смирнов).

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.

Средства воспитания - «инструментарий» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.

Стиль общения – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся (В.А. Кан-Калик); индивидуально-своеобразная манера действования (А.А. Бодалев).

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.

Свободное воспитание — это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни.

Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи.

Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы.

Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций).

Задача 1.

«Сегодня нередко звучит идея самотека в воспитании. Ребенок в этом плане рассматривается исключительно как субъект собственного развития. Всякое вмешательство в процесс его самоопределения – насилие над личностью. Задача взрослых состоит в том, чтобы создавать условия для саморазвития.

Я разделяю эту идею, но не до такой степени, чтобы отказать педагогу-профессионалу в праве на активную позицию.

Те, кто напуган временем тоталитаризма, готов в каждом воспитателе видеть тирана. Это и прежде было не всегда так, тем более неверно теперь. Педагоги меняются, перестраиваются, в школах возникают гуманистические воспитательные системы. В школы приходит много новых людей».

Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен //Мир образования.- М, 1995.- № 10.- С.25


Приведите убедительные доводы в пользу этого высказывания.

Задача 2.

З.И. Васильева предлагает классификацию методов воспитания, в основу которой положен деятельностный подход

«С одной стороны, основанием для выведения новых классов методов служит общепринятая структура деятельности: цель и мотивы деятельности – метод выдвижения воспитательных целей, задач и путей их достижения; содержание и формы деятельности – информационно-просветительный метод воспитания: рассказ, беседа, лекция, доклад. диспут, средства массовой информации, кино; предметные действия, поступки, поведение личности – реализуются в ориентационно-деятельностном методе посредством прямого участия в разных видах деятельности: в познании, труде, игре, спорте, художественном творчестве; общение, взаимодействие – коммуникативные метод или метод общения; результат деятельности и общения – метод оценки. С другой стороны, каждый метод отличается многообразием форм и вместе с тем одни и те же формы могут воплощать разные методы воспитания».

Васильева З.И. Система методов нравственного воспитания учащихся.- М.: Просвещение, 1989
Имеет ли данная система методов воспитания какие-либо преимущества? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3.

К.Д. Ушинский считал, что «метода» хороша лишь в том случае, когда она переходит в убеждение воспитателя. «Гуманизация образования радикализует постановку проблемы. Не менее важен и обратный процесс – превращение убеждений воспитателя, его «Я» в методу воспитания, реализация изначально свойственной ему «сущностной способности к созиданию другого, а через это к самосовершенствованию». (И.А.Колесников)

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии.- Волгоград, 1994.- С.11
Как вы это понимаете? Дайте аргументированный ответ

Задача 4.

«Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. Но не в одном-единственном, даже самом лучшем коллективе, а только будучи одновременно членом нескольких. В каждом из этих коллективов своя жизнь, свой «дух». Поэтому в одном коллективе можно получить то, что не может дать другой. И, что не менее важно, в каждом можно проявить свои возможности».

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.- М., 1990.- С.146-147


Как вы считаете, прав ли автор? Обоснуйте свой ответ.

Задача 5.

«В системе воспитания мы нередко нивелировали личность, всегда приоритет коллективному решении. Отношения коллектива и личности не решаются механистически. Если личность дурно воспитана, то и коллектив таких личностей мало чего стоит. Если в коллективе превалируют эгоисты, тунеядцы, то требовать, чтобы личность подчинялась такому коллективу, безнравственно. Личность достойна уважения и имеет право на свое мнение, выбор, позицию, если это не противоречит закону и нравственности».

Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания.- М., 1998.- С.140-141


Выскажите свое отношение к приведенному утверждению.
Задача 6. Организация деятельности учащихся на уроке.

Изучение по ботанике темы «Основные группы растений». В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор — бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д.

Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

Вопросы и задания

1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?
Задача 7. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).

Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров».

Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».
Вопросы и задания

1. Дайте оценку применяемым методам обучения.

2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?

3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?


Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

нет










Раздел.7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Направление

Ведет: Авдеев А.П. к.п.н., профессор

2010-11

ФФЖиМКК

Филологическое образование








База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница