Практикум по решению профессиональных задач



Скачать 487.22 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер487.22 Kb.
  1   2   3




Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Наименование дисциплины (модуля).

Педагогика: Практикум по решению профессиональных задач
2. Аннотация к дисциплине.

Цель курса — формирование умения решать профессиональны психолого-педагогические задачи и ситуации, отражающие современную педагогическую действительность.

Задачи курса:

  1. Раскрыть общие основы педагогики как науки об образовании человека, генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования.

  2. Познакомить студентов с теоретическими основами и технологиями профессионального обучения, теорией и методикой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении.

  3. Проанализировать способы и перспективы управления профессиональным образованием, а также особенности профессионально-педагогической специальности.

  4. Развить у студентов педагогическое мышление, позволяющее правильно оценивать ситуацию и эффективно решать педагогические задачи.


3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Студенты должны знать:

    • особенности профессионально-педагогической деятельности;

    • основные категории педагогики, методологию педагогики и методы педагогических исследований;

    • ведущие парадигмы образования, нормативно-правовые основы образования;

    • исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования;

    • методы, приемы, формы, дидактические средства профессионального обучения;

    • современные инновационные технологии профессионального обучения;

    • теорию и методику воспитательной работы в профессиональном учебном заведении;

    • систему управления профессиональными учебными заведениями.

Студенты должны уметь:

  • рассматривать педагогические явления с позиций конкретной цели педагогической деятельности и соотносить с нею конкретные результаты учебно-воспитательной работы;

  • ставить педагогический диагноз, осмысливать причинно-следственные связи и прогнозировать развитие педагогических событий;

  • выявлять проблемы, намечать пути снятия сложных педагогических ситуаций.


4. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Место курса: практикум по решению профессиональных задач является интегрированной учебной дисциплиной, тесно связана с философией, психологией, социологией.

Учебная дисциплина «Педагогика: Практикум по решению профессиональных задач» предназначения для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 050600 Художественное образование, профиль «Дизайн и компьютерная графика». Это интегрированный курс, построенный на междисциплинарном подходе.

Программа практических занятий составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебными планами.

5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.


Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

2

4

1,5

71




30




30




41

зачет


6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.)




2




2




3

2

Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче­ников




2




2




3

3

Задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика




2




2




3

4

Задачи по организации деятельности учащихся;




2




2




3

5

Задачи по формированию общественного мнения коллектива




2




2




3

6

Задачи по переориентации ученика




2




2




3

7

Задачи по изменению отношения к учению




2




2




3

8

Задачи по закреплению привычки, интереса




2




2




3

9

Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика




2




2




3

10

Задачи по росту самостоятельности




2




2




3

11

Задачи на развитие и проявления творчества




2




2




3

12

Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности




2




2




3

13

Задачи по педагогическому стимулированию




3




3




3

14

Задачи по самовоспитанию




3




3




2


7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика

7

Закрепление педагогических задач

2

Задачи по росту самостоятельности

7

Закрепление педагогических задач

3

Задачи на развитие и проявления творчества

7

Закрепление педагогических задач

4

Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности

7

Закрепление педагогических задач

5

Задачи по педагогическому стимулированию

7

Закрепление педагогических задач

6

Задачи по самовоспитанию

6

Закрепление педагогических задач


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Педагогики


2.

Направление подготовки

050600 Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Педагогика: Практикум по решению профессиональных задач

4.

Тип заданий

Педагогические задачи

5.

Количество этапов формирования ДЕ

4


Критерии и показатели оценивания

Знания: особенности профессионально-педагогической деятельности; основные категории педагогики, методологию педагогики и методы педагогических исследований; ведущие парадигмы образования, нормативно-правовые основы образования; исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования; методы, приемы, формы, дидактические средства профессионального обучения современные инновационные технологии профессионального обучения; теорию и методику воспитательной работы в профессиональном учебном заведении; систему управления профессиональными учебными заведениями.

Умения: рассматривать педагогические явления с позиций конкретной цели педагогической деятельности и соотносить с нею конкретные результаты учебно-воспитательной работы; ставить педагогический диагноз, осмысливать причинно-следственные связи и прогнозировать развитие педагогических событий;

Навыки: выявлять проблемы, намечать пути снятия сложных педагогических ситуаций.

Опыт деятельности: -


Этапы формирования ЗУН

Задачи на развитие и проявления творчества




Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности




Задачи по педагогическому стимулированию




Задачи по самовоспитанию





Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%



Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т.д.

3 а д а ч а 1.

Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просвети­тель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

   • Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

   • Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

   • Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого заня­тия иметь свое место и время.

   • Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукос­нительно выполнять то, что решено.

   • Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

   • Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

   • Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избе­гать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

   • Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты счи­таешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

  • Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одеж­де и в жилище.

  • Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.

  • Скромность и т. д.

    «Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).

В о п р о с ы   и   з а д а н и я

   1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в кото­ром они важны для вас, начиная с самого главного.

   2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».

З а д а ч а 2.

    Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:

1. Деятельность обучение в вузе и самореализация личности студента.

   • Хорошо ли я представляю выбранную специальность?

   • Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?

   • Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?

   • Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет?

   • Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим лич­ным требованиям?

2. Человеческие отношения в семье, в вузе, в общении с друзьями.

   • Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?

   • Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

   • Умею ли я слушать?

   • Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?

   • Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

3. Здоровье психофизическое состояние.

   • Каково мое самочувствие?

   • Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?

   • Занимаюсь ли я спортом?

   • Каков мой вес (масса тела)?

   • Достаточно ли я сплю?

   • Забочусь ли я о своем теле?

   • Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состоя­ния?

4. Душевный комфорт психическое состояние.

  • Занимаюсь ли я саморазвитием?

  • Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?

  • Посещаю ли я выставки, концерты, театр?

  • Есть ли у меня какое-либо хобби?

  • Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?

  • Достаточно ли развита моя воля?

  • Что я могу сделать для душевного комфорта?

3 а д а ч а 3.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следую­щие правила самовоспитания:

1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность с правом ответственности за поступок.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

В о п р о с  ы   и   з а д а н и я

1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспита­ния они в большей мере соответствуют?
Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов

1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мыш­ления, стиля поведения или общения и др.);

2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче­ников;

3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

4) задачи по организации деятельности учащихся;

5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;

6) задачи по переориентации ученика;

7) задачи по изменению отношения к учению;

8) задачи по закреплению привычки, интереса;

9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

10) задачи по росту самостоятельности;

11) задачи на развитие и проявления творчества;

12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

13) задачи по педагогическому стимулированию;

14)задачи по самовоспитанию.



9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

  2. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998.

  3. ДжуринскийА.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособ. - М.: Владос, 1999.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  6. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. - 1996. - № 10. - С. 1-59.

  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. - 1996. - № 2. - С. 2-60.

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные док. в образовании. -2002. - № 4. - С. 3-31.

  9. Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. — М.: Пед. о-во России, 2002.

  10. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. /Под ред. Я.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989.

  11. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  12. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. — М: Гу­манитарный изд. центр «Владос», 1999. — Кн. 1.

  14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

  15. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

  16. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  17. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  18. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.

  19. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практи­ка. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2001.


Дополнительная литература.

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.

  3. Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед. ин-та, 1993.

  4. Беспалъко В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.

  5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.

  6. Булатова О.С. Педагогический артистизм. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.

  8. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

  9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Изд. центр «Академия». 2002.

  10. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспит. работа в сред. специальном учеб. заведении: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.

  11. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. - М.: Высшая школа, 2001.

  12. Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2002.

  13. Левина М.М. Технологии проф.-пед. образования: Учеб. пособ. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  14. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

  15. Матрос Д.Ш.. Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  16. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Пед. о-во России, 1999.

  17. Новиков A.M. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, 1997.

  18. НовиковA.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы населения, векторы развития. - М.: Изд. центр «Академия», 1996.

  19. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  20. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психол.-пед. справочник преподавателя высш. школы. - М: Пед. о-во России, 1999.

  21. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособ. - М.: Гном-Пресс, 1999.

  22. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 гг. // Пед. образование и наука. — 2000. — № 1. — С. 14-17.

  23. Профессионально-педагогическое образование России: Общие сведения. - Екатеринбург: Учебно-метод. об-ние по проф.-пед. образованию, 2002.

  24. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе допол­нительного профессионально-педагогического образования. — М.: ИРПО, 2001.

  25. Роботова А.С, Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую дея­тельность / Под ред. А.С. Роботовой. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  26. Рожков М. С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

  27. Семушина Л.Р., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: Мастерство, 2001.

  28. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Пед. о-во России, 2001.

  29. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии: Учеб. пособ. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001.

  30. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2002.

  31. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Пед. образова­ние и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

  32. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. о-во России, 1999.

  33. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: Педагогические теории, систе­мы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.

  34. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к лично­сти: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Акаде­мия», 2001.

  35. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М: ТЦ «Сфера», 2003.

  36. Титова О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования: Метод. рекомендации. - М.: ИРПО, 1996.

  37. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: Управление образованием по результатам. - М.: Новая школа, 2001.

  38. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  39. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. — М.: МГИУ, 2002.

  40. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

  41. Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод. рекомендации. - М.: ИРПО, 1995.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Электронные учебники:



  • http://www.pedlib.ru/Books (Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.)

  • http://www.oprave.ru/Psihogia-pedagogika-book.html (Педагогика.  Учебник для вузов. Бордовская., Н.В. Реан А.А. СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. 304 с.)

Бесплатная электронная библиотека:

  • http://www.inetlib.ru (50 учебников по педагогике)

Компьютерные презентации в Power Point
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница