Предмет: история России. Учитель: Лапардина Ольга Анатольевна, высшая квалификационная категория



Дата30.04.2016
Размер62.7 Kb.


Тема урока. Восточные славяне.

Продолжительность урока: 40 минут.

Место проведения: МОУ «Златоруновская СОШ», 6 класс.

Количество учащихся в классе: 20 человек.

Предмет: история России.

Учитель: Лапардина Ольга Анатольевна, высшая квалификационная категория.

Цель урока: формирование знаний о жизни древних славян.

Задачи:

  • Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о происхождении, путях расселения славян, хозяйственных занятиях, быте и верованиях восточнославянских племен.

  • Развивающая: продолжить формирование умений работы с исторической картой, навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

  • Воспитательная: способствовать сохранению традиций наших предков.

Методические приемы: лекция, беседа, демонстрация, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование урока:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, CD «Отечественная история до начала ХХ в», программы сканирования и обработки изображения.

  3. Дидактические карточки.

Литература:

  1. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. М.«Просвещение», 2006.

  2. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. Издательство «Экзамен». М., 2006.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с науками, которые помогают историку изучить прошлое, с видами исторических источников. Карточки, которые вы сейчас получите, помогут вам вспомнить материал прошлого занятия. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание).

Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы (Слайд № 2, № 3). Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку (слайд № 4). (Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).

3. Изучение нового материала.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, что в 6 классе будем изучать историю России с древнейших времен. Поэтому первая глава нашего курса называется «Русь древняя», а тема урока «Восточные славяне». (Слайд № 5). Сегодня мы познакомимся с происхождением славян, путями их расселения, занятиями, бытом и верованиями. Запишите в тетрадь тему урока.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Приблизительно в V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян (слайд № 6). Запишите эту схему в тетрадь. (Выполнение задания). Мощными потоками устремились славяне на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря (слайд № 7). Итак, в ходе движения славяне расселились в разных направлениях. Восточные славяне заселили в VI – VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.



А сейчас рассмотрим картину «Занятия древних славян» (слайд № 8). Определите по иллюстрации, какие занятия у славян существовали.

Учащиеся. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство.

Учитель. Прочитайте текст учебника на стр. 8-10 и найдите дополнительные сведения о занятиях славян. (Учащиеся выполняют задание).

Учитель. Какое занятие было главным у славян?

Ученик. Главным занятием у славян было земледелие.

Учитель. Охарактеризуйте подсечно-огневую систему земледелия.

Ученик. При подсечно-огневой системе земледелия, сначала необходимо было вырубить лес, выкорчевать пни и поджечь их. Зола шла для удобрения почвы. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок.

Учитель. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с переложной.

Ученик: переложная система земледелия отличалась от подсечно-огневой тем, что истощенные участки земли не обрабатывались 20-30 лет до восстановления ее плодородия, а затем эти участки снова распахивались.

Учитель. Какие орудия труда использовал земледелец?

Ученик. Земледелец использовал соху, борону, серп.

Учитель. Какие культуры возделывали славяне?

Ученик. Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Учитель. Что называлось житом?

Ученик. Житом (от слова «жить») называли зерно, так как хлеб был главной пищей славян.

Учитель. Каких домашних животных разводили славяне?

Ученик. Славяне разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Учитель. С какими ремеслами были знакомы славяне?

Ученик. У славян успешно развивались ремесла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Учитель. Быт и нравы славян описываются в документах историков, путешественников, писателей того времени. С фрагментами некоторых из них мы сейчас познакомимся.

Учащимся раздаются карточки с фрагментом документа «Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в», а так же используется документ в учебнике на стр.13 «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах».

Учитель. Опишите внешний вид славян?

Ученик. Славяне очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

Учитель. Какие черты характера славян отмечают авторы документов?

Ученик. Племена славян отличает любовь к свободе, их нельзя склонить к рабству. Славяне ласково относятся к иноземцам. «Скромность женщин превышает всякую человеческую природу».

Учитель. Пользуясь документами опишите жилища славян?

Ученик. Прокопий Кесарийский пишет так: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 10, на которой изображен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Опишите его.

Ученик. Поселок находится на берегу реки, он небольшой, обнесен забором. Поселок состоит из отдельных домов, значит, славяне живут семьями. Видно, что все постройки сделаны из дерева.

Учитель. А теперь рассмотрим изображение этого поселка на слайде (Слайд №9).

(физминутка).

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Учитель. Славяне были язычниками. Что такое язычество? Объяснение термина найдите на стр. 14 и запишите его в тетрадь.

Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств (Слайд № 10). Наиболее почитаемыми были Сварог – бог вселенной, Ярило (Даждьбог) – бог солнца, Перун – бог грома и молнии (войны и оружия), Стрибог – повелитель ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – божество плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образах русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной духлеший. Вера в нечистую силу существует и сегодня. Часто представители нечисти становятся персонажами русских сказок, кино и мультфильмов (слайд № 11).

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы (слайд № 12). Запишите этот термин в тетрадь. (Выполнение задания). На иллюстрации на стр. 10 вы можете увидеть место в центре поселка, где расположены идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях даже людей.



У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Учитель. А сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем (чтение текста учебника на с.12). Охарактеризуйте понятие вече и запишите его определение в тетрадь.

Ученик. Вече – это народное собрание на Руси.

Учитель. Как было организовано народное ополчение?

Ученик. Народное ополчение состояло из мужского населения, которое собиралось во время военной опасности. Ополчение строилось по десятичной системе, т.е. делилось на десятки, сотни, тысячи.

4. Закрепление.

Учитель. Итак, ребята, мы познакомились с жизнью восточных славян. Кроссворд «Восточные славяне» поможет нам закрепить материал, пройденный на уроке. Ответы на кроссворд принесут вам дополнительные баллы к оценке, которую вы получите за выполнение домашнего задания. (Слайд № 13). Выполнение задания. Если вы правильно отгадаете все слова по горизонтали, то в вертикальном столбике прочтете главное занятие славян.

  1. Религиозные верования древних славян.

  2. Представитель нечистой силы, в которого верили древние славяне.

  3. Орудие земледельца, которым убирали хлеб.

  4. Военное формирование, создаваемое в случае военной опасности.

  5. Бог солнца у славян.

  6. Повелитель ветра.

  7. Народное собрание на Руси.

Ответы учащихся.

  1. Язычество.

  2. Домовой.

  3. Серп.

  4. Ополчение.

  5. Ярило.

  6. Стрибог.

  7. Вече.

По вертикали: земледелие.

Домашнее задание. Используя карту на стр. 33, вы заполните таблицу «Расселение славянских племен» и ответите на вопросы на стр. 13. (Выставление оценок).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница