Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики



Скачать 222.44 Kb.
Дата30.04.2016
Размер222.44 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы педагогической диагностики»

Составитель: Ермолаева Н.Ю., доцент кафедры педагогики МГГУ
Практическое занятие № 1

Тема: Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики
План занятия


  1. Особенности диагностики как специфического вида познания. Отличие диагностики от научного познания, процесса узнавания.

  2. Разделы диагностики как научной дисциплины (семиотический, технический, логический и деонтологический).

  3. Подходы к пониманию объекта, предмета и целей психодиагностики.

  4. Основные направления исследований в области практического применения психодиагностики (образование, профотбор, профконсультирование, профобучение, судебно-психиатрическая экспертиза, индивидуально-психологическое консультирование).

  5. Актуальные проблемы психодиагностики.


Вопросы для коллективного обсуждения

        1. 1. С какими целями психодиагностика используется в образовательных учреждениях? Каковы сходства и отличия психологической диагностики и педагогической диагностики?

        2. 2. Каковы особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультации?

        3. 3. В чем специфика применения психодиагностики в медицинско-психологической консультации?



Практическое занятие № 2

Тема: Основные психодиагностические методы и методики
План занятия


  1. Подходы к классификации методов психодиагностики. Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса.

  2. Характеристика типов тестовых методик.

  3. Характеристика типов опросников.

  4. Характеристика типов проективных методик.

  5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа, оценочные шкалы.

  6. Основные правила проведения наблюдения. Особенности проведения беседы в работе с детьми.

  7. Основные виды и правила составления диагностического интервью.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов?

  2. Перечислите достоинства и недостатки личностных опросников, проективных методик, тестов.

  3. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики? Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?



Практическое занятие № 3

Тема: Психологический диагноз
План занятия


  1. Понятие психологического диагноза.

  2. Соотнесение медицинского и психологического диагнозов.

  3. Симптоматический диагноз.

  4. Этиологический диагноз.

  5. Типологический диагноз.

  6. Диагностическое заключение и прогноз.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. К каким уровням диагноза относятся главные факторы развития, ведущие и значимые проявления и манифестации, доминантные и руководящие свойства, состояния и процессы?

  2. Каковы критерии установления психологического диагноза?

  3. Одним из ведущих показателей психологического диагноза является прогностичность. Раскройте содержание данного показателя.

  4. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?


Практическое занятие № 4
Тема: Репрезентативность тестовых норм



План занятия


  1. Статистическая природа тестовых шкал.

  2. Проблема меры в психометрике и свойства пунктов теста.

  3. Процентильная нормализация шкалы.

  4. Неправомерность онтологизации нормального закона.

  5. Подсчет параметров и оценка типа распределения.

  6. Стандартизация шкалы.

  7. Проверка устойчивости распределения.

  8. Репрезентативность критериальных тестов.

  9. Операции по анализу распределения тестовых баллов, построению тестовых норм и проверке их репрезентативности.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите побочные шумовые факторы, которые могут оказывать влияние на результат измерения. С помощью какого приема можно устранить искажающее влияние случайных факторов на результат (суммарный балл) измерения?

  2. Назовите способ оценки эффективности, дифференциальной ценности процедуры измерения.

  3. Что называется гистограммой? Каков способ построения гистограммы?

  4. Какие свойства пунктов теста отражает кривая распределения тестовых баллов, имеющая правостороннюю асимметрию, левостороннюю асимметрию? Каков характер заданий теста в случае возникновения кривой нормального распределения? В каком случае в распределении баллов возникает отрицательный эксцесс? О чем свидетельствует бимодальная конфигурация распределения баллов? В каких случаях на кривой распределения тестовых баллов возникает положительный эксцесс?

  5. В каких случаях могут применяться «абсолютные тестовые нормы», «критериальные» тестовые нормы?

  6. Какие процедуры используются для искусственной нормализации распределения?

  7. В чем заключается неправомерность онтологизации нормального распределения?

  8. Какие параметры используются для описания выборочного распределения? По каким формулам они рассчитываются?

  9. Что понимается под стандартизацией теста, стандартизацией шкалы? Какова формула стандартизации? Каковы параметры наиболее популярных стандартных шкал?

  10. Как осуществляется проверка устойчивости распределения внимания?


Практическое занятие № 5

Тема: Надежность теста
План занятия



  1. Надежность и точность.

  2. Надежность целого теста: надежность-устойчивость (ретестовая надежность), надежность-согласованность (одномоментная надежность).

  3. Надежность отдельных пунктов теста.

  4. Последовательность действий при проверке надежности.

  5. Средства повышения надежности психодиагностических методик.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите способ проверки надежности-устойчивости (ретестовой надежности). Каково значение временного интервала между первым и вторым обследованием при характеристике ретестовой надежности?

  2. Каковы недостатки метода определения надежности путем ретеста? Назовите пути устранения влияния тренировки на результаты оценки ретестовой надежности.

  3. Назовите способы измерения надежности-согласованности (одномоментной надежности).

  4. В чем заключается преимущество процедуры обследования надежности параллельных форм по сравнению со способом определения ретестовой надежности?

  5. Каковы недостатки характеристики надежности по типу надежности параллельных форм?

  6. Назовите способы оценки надежности отдельных пунктов теста.

  7. В чем заключаются преимущества характеристики надежности по типу надежности частей теста по сравнению с ретестовой надежностью и надежностью параллельных форм? Каковы недостатки данного метода определения надежности?

  8. Какова последовательность действий при проверке надежности теста?

  9. Какое влияние оказывает характер исследуемой выборки на характеристики надежности, определяемые эмпирическим путем?

  10. Какова связь надежности и валидности психодиагностической методики?


Практическое занятие № 6

Тема: Валидность теста
План занятия


    1. Валидность и надежность.

    2. Содержательная валидность.

    3. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации.

    4. Конструктная валидность

    5. Конвергентная и дискриминантная валидность.

    6. Экспертная эмпирическая валидизация.

    7. Анализ пунктов теста по критерию валидности.

    8. Обеспечение валидности процедур стандартизованного самоотчета.

    9. Порядок действий психолога при проверке валидности.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается отличие понятия валидности от надежности измерения? Каково соотношение валидности и надежности теста?

  2. Какие требования предъявляются при содержательной валидизации методики? Как производится оценка теста в случае с содержательной валидностью?

  3. Как измеряется эмпирическая валидность? Какие показатели избираются в качестве критерия валидизации? В чем заключается сложность ориентации на социально-прагматические критерии?

  4. Какова процедура эмпирической валидизации?

  5. Каковы методы характеристики конструктной валидности? Приведите примеры, иллюстрирующие необходимость глубокого анализа теоретического конструкта, лежащего в основе конкретной методики.

  6. Как осуществляется отбор пунктов теста по критерию валидности? В чем заключается смысл перекрестной валидизации?

  7. Назовите психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Какие меры могут быть приняты для выявления отказов испытуемого от тестирования? Какие методы могут быть приняты для борьбы с социальной желательностью?

  8. Каковы этапы рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и проверки валидности?


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

Основная литература


  1. 1.Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 288 с. - (Профессионализм педагога).

  2. 2.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : [учебник для вузов] / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с. : ил., табл. - (Учебник для вузов).

  3. 3.Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е зд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 685, [2] с. - (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 655-665.

  4. 4.Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2009. - 533 с. : ил. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-1162-5(Академический Проект).

  5. 5.Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с. : ил. - (Серия "Психологический практикум"). - Библиогр.: с. 310-312.

  6. 6.Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И.Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 203-205.

  7. 7.Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2010 ; 2008. - 688 с. : ил. - (Психологический практикум).

  8. 8.Психолого-педагогическая диагностика : [учеб.-метод. комплекс для студ., обуч. по спец. 040101 "Соц. педагогика" пед. вуза] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Е. Н. Гошева, Ю. Г. Педченко, М. А. Тишкевич]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 120 с. : табл.

  9. 9.Шанина Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. "Психология" всех форм обучения / Г. Е. Шанина. - М. : [б. и.], 2010. - 215 c. : ил. - Библиогр.: с.148-153 (146 назв.).


Дополнительная литература

1.Акимова М. К. Беседа как метод психодиагностики / Акимова М. К.// Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 5-17.

2.Акимова М. К. Нормативность личности и методы ее диагностики / Акимова М. К., Козлова В. Т.// Психологическая диагностика. - 2009. - № 4. - С. 3-21.

3.Акимова М. К. Наблюдение в психодиагностике / Акимова М. К.// Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 18-30.

4.Галеева Н. Педагогическая диагностика как управленческий ресурс учителя-предметника / Галеева Н.// Коррекционно-развивающее образование. - 2012. - № 2. - С. 3-8.

5.Горбачева Е. И. Тесты учебных достижений : методы разработки и особенности применения в образовательной практике / Горбачева Е. И.// Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 31-64.

6.Крутский А. Н. Психодиагностика и перспективы ее дальнейшего развития / Крутский А. Н.// Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 73-77.

7.Резапкина Г. В. Возможности и риски психологической диагностики / Резапкина Г. В.// Школьные технологии. - 2013. - № 1. - С. 149-155.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.

http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, воз­растной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психоло­гия, психология эмоциональных отношений

http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы



Психологические тесты и методики:

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии
Электронные учебники (CD)

  1. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс] / [прогр. оболочка Controlling Chaus Technology]. - М. : Эксмо, 2006 ; ДиректМедиа Паблишинг. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Электронная библиотека ДМ). - Систем. требования : Pentium II 450 МГц (рекомендуется Pentium III 700 МГц ) ; 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб) ; Windows 98/XP/2000 ; экран 800х600 True Color, 1024х768 True Color или 1280х1024True Color ; CD-ROM; Загл. с контейнера. - ISBN 5-94865-120-7 : 500-00.

  2. Диагностическая работа в ДОУ [Электронный ресурс] / [сост. Е. В. Доценко]. - Волгоград : Учитель, 2008. - 1 электрон. опт. диск. - (Дошкольник). - Миним. систем. требования: Windows 98/NT/2000/XP/Vista; Pentium II; ОЗУ 256 Мб; 24х CD-ROM; 100 Мб свободного места на жестком диске. - 212-35.


Вопросы к зачету по дисциплине
Основы педагогической диагностики


  1. Понятие психодиагностики. Соотношение психодиагностики, тестирования и практической психологии. Основные разделы психодиагностики.

  2. Области практического применения психодиагностики.

  3. История становление и развития психодиагностики.

  4. Психологический диагноз. Виды психологического диагноза.

  5. Классификация психодиагностических методов и методик.

  6. Основные принципы психологического тестирования.

  7. Социальные и этические проблемы психодиагностики.

  8. Психометрические требования к методикам и процедуре измерения.

  9. Измерительные шкалы в психологии.

  10. Распределение эмпирических данных в психодиагностическом исследовании. Качественная и количественная характеристика распределения эмпирических данных.

  11. Диагностические (тестовые) нормы. Виды диагностических норм – абсолютные тестовые нормы, статистические квантильные нормы, критериальные тестовые нормы.

  12. Параметрические нормы на интервальных тестовых шкалах. Процедура стандартизации. Виды стандартных нормализованных шкал в психодиагностике.

  13. Понятие репрезентативности психодиагностических методик.

  14. Надежность как устойчивость и как точность измерения. Виды надежности.

  15. Оценка точности тестирования в массовых и индивидуальных исследованиях. Способы повышения точности индивидуального измерения.

  16. Общая характеристика валидности. Виды валидности. Оценка валидности психодиагностического исследования.

  17. Проблема достоверности психодиагностической информации. Способы повышения достоверности.

  18. Классификация психодиагностических методик.

  19. Общая характеристика методов диагностики способностей.

  20. Общая характеристика методов диагностики личности.

  21. Проективные методы.



Словарь терминов (глоссарий).
«Интеллектуальный диапазон» (точнее было бы сказать: «диапазон про­дуктивности») — прогноз вариаций индивидуальных достижений испытуемого в какой-либо деятельности, определяемый уровнем его интеллекта.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет.

Валидность теста (validity) — важнейшая характеристика доброкачествен­ности теста — пригодности его измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.

Вербальный (verbal) — словесный, относящийся к словесному материалу. Выделяются вербальные способности оперировать словесным материалом, а так­же вербальный интеллект.

Вербальный интеллект — способность к вербальному мысленному анали­зу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т. д. Выделяется как относитель­но самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде иерархических и факторных моделей (Д. Векслер, Ч. Спирмен). Сходные по содержанию поня­тия: семантический интеллект, лингвистический фактор.

Выборочная совокупность заданий теста – совокупность тестовых задач, являющаяся частью гипотетической генеральной совокупности заданий теста.

Диагноз психологический – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Задатки — врожденные генетически детерминированные особенности цент­ральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Понятие широко используется в отечественной дифференциальной психофизиологии.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — неповторимость, уникальность человека, глубинный уровень иерархической организации психиче­ских свойств человека (Б. Г. Ананьев).

Интеллект (от лат. intellectus — понимание и познание) — 1) общая спо­собность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех позна­вательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адап­тацией к новым жизненным задачам.

Интеллект кристаллизованный (cristullized) или «связанный интел­лект» интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интел­лекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом.

Интеллект общий (general) (фактор общей умственной энергии, генераль­ный фактор, генеральный интеллект) — умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концеп­ция общего интеллекта предложена Ч. Спирменом.

Интеллект общий (general) (фактор общей умственной энергии, генераль­ный фактор, генеральный интеллект) — умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концеп­ция общего интеллекта предложена Ч. Спирменом.

Интеллект социальный (social) — способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он понимает социальный интеллект как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще используется определение Гилфорда.

Интеллект текучий, «свободный», «флюидный» (fluid) — врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления. Входит в состав общего интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом. Уро­вень снижается в процессе старения.

Интеллектуал — в обыденном значении этого слова человек, обладающий большой эрудицией и высоким уровнем культуры. В психометрике — индивид, обладающий высоким или сверхвысоким уровнем интеллекта по результатам тестирования.

Интеллектуальная продуктивность — 1) уровень достижений в интел­лектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность решения интеллек­туальных тестов, характеризующаяся скоростью, правильностью ответов и слож­ностью решенных задач.

Интеллектуальный климат — параметр, характеризующий уровень интел­лектуального взаимодействия в малой группе, чаще всего — в семье; зависит от уровня интеллекта членов семьи, числа детей в семье, их разницы в возрасте и т. д. Термин предложен Р. Зайонцем.

Интеллектуальный порог — уровень общего интеллекта, необходимый для овладения деятельностью и достижения требуемой продуктивности.

Конструкт — субъективная шкала, представлена в психике индивида парой противоположных признаков; с помощью конструкта человек оценивает, анализи­рует и классифицирует явления и объекты. Термин принадлежит Дж. Келли.
Корреляционный анализкомплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями.

Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным способам реше­ния задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию но­вого, созданию уникальных продуктов.

Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным способам реше­ния задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию но­вого, созданию уникальных продуктов.

Креативность (от лат. creatio — созидание) — общая способность к творче­ству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активно­сти, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Креативность (от лат. creatio — созидание) — общая способность к творче­ству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активно­сти, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Модель интеллекта — теоретическое представление об интеллекте, основ­ная составляющая психологической теории интеллекта, которая формулируется тем или иным автором.

Надежность теста — постоянство и устойчивость результатов тестирования.

Невербальный интеллект — способность оперировать реальными предме­тами, образами предметов, изображениями. Термин широко используется в психоло­гии и диагностике способностей. Д. Векслер предложил эквивалентный термин — интеллект действия.

Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.

Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.

Опросники личностные – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Опросники личностные – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Опросники личностные – совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного хозяйства.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.

Профессиональный отбор – разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности. Которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психометрический интеллект (measured intellegence) — способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельно­сти; его уровень детерминируется взаимовлиянием наследственности и среды; в психометрическом подходе отождествляется с общим интеллектом. Термин предложен Г. Айзенком.

Психометрия (психометрика) – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Способности (ability) — индивидуально-психологические особенности, опре­деляющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несво­димые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).

Способности общие (general abilities) — свойства психики как единой си­стемы, детерминирующие успешность любой деятельности.

Способности специальные (special abilities) — свойства отдельных психи­ческих функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.).

Способности специфические (specific abilities) или парциальные способ­ности, частные способности, «первичные умственные способности» — способнос­ти, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запомина­ние, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей способности. Термин введен Ч. Спирменом.
Структура интеллекта в факторных моделях интеллекта: число факторов интеллекта, система отношений между ними (зависимости — независимо­сти, иерархия факторов и т.д.).

Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.

Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.

Шкалы измерительные – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочеванием их в определенную числовую систему.

Шкалы измерительные – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница