Предметная олимпиада по русскому языку на звание «Стипендиат агу» 11 класс I тура (заочный)



Скачать 36.27 Kb.
Дата03.05.2016
Размер36.27 Kb.
Предметная олимпиада по русскому языку

на звание «Стипендиат АГУ»

11 класс

I тура (заочный)

1

В русских народных сказках часто можно прочитать следующее выражение: «…налево пойдёшь – смерть найдёшь, направо пойдёшь – жизнь обретёшь…».

Например, в сказке «Два Ивана солдатских сына» читаем:



Близко ли, далеко́, долго ли, коротко́, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет» [Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. – В 3 тт. – Т. 1. – Сказка № 155.]

1). Ближе к левой стороне тела расположено у человека сердце – жизненно важный орган. Почему же в сказках идти налево – значит смерти искать, а направо идти – жизнь, богатство получить? Какое значение раньше имели слова левый, правый?

2). Что означает выражение «левая(ый) студентка/студент» в речи современных студентов? В каких случаях говорят «левый товар», «левая зарплата»?
2

Что общего между русским словом сказка и заимствованным из французского языка словом резюме?


3

Британский лингвист Роланд Кент сказал: «В отношении точности я не поколеблюсь отдать предпочтение флективному языку». Покажите на примере существительных русского языка, что 1) русский язык – флективный язык, 2) русский язык – точный язык.


4

Даны слова: стихоткач (А. С. Пушкин), белибердоносцы (М. Е. Салтыков-Щедрин), прозоплёт (А. П. Чехов), миллионопалая (В. Маяковский), кабычегоневышлисты (Е. Евтушенко).

1). Как называются подобные слова? Почему? 2). Как они образованы? 3). Какое слово лишнее? Почему?
5

Найдите ошибки и предложите правильный вариант. Объясните свой выбор..



  1. Ничего не помогает («Комсомольская правда», 18.09.98).

  2. Займ на городской транспорт («Финансовая Россия» № 13/96).

  3. 80-летняя годовщина Октябрьской революции побуждает к размышлениям («Московские новости» № 43/97).

  4. Кадеты-эмигранты соберутся вместе на своей бывшей родине («Иностранец», 26.07.95).

  5. В Саарбрюккене проживают около 5000 наших бывших соотечественников («Культура», 11.01.97).

  6. Встретимся на ВВЦ! («Семья» № 34/98)

  7. Сезон, богатый на премьеры («Культура» № 15/97).

  8. С возрастом начинают одолевать болезни, а цены на лекарства всё растут («Аргументы и факты» № 5/2002).

  9. Страсти по школьной программе («Экран и сцена» № 39/98).

  10. Профессии юриста и адвоката по популярности не уступают бухгалтерам, кассирам… («7Д» № 8/96)

6

Укажите слово русского происхождения, в котором слог содержит 9 согласных.
7

В современной Астрахани некоторым центральным улицам Постановлением мэра города были возвращены старые названия.

1). Какие это улицы?

2). Какие им были возвращены названия?

3). Почему они так назывались в досоветское время?

4). Название какой улицы является «лишним» в этом «возвращенном» ряду? Почему? Укажите критерий выделения «лишнего» названия.

5) Как называются подобные слова? В какую подгруппу они объединяются?
8

Расставьте знаки препинания. О каких надзирателях идёт речь в этом предложении?

Он вспомнил тот день когда впервые он приступил к опыту то есть в точности он не мог вспомнить но ему казалось что это было в солнечный осенний день после летних каникул что его друг Андрей и он стояли на лестнице гимназии освещенные солнцем у огромного окна недалеко от учительской что внизу проходили преподаватели в форменных сюртуках с блестящими пуговицами что в коридорах стояли надзиратели что в учительской беседовали классные наставники и преподаватели что над ними на лестнице стоял директор а совсем внизу в прихожей между многочисленных вешалок сидел швейцар Андрей Николаевич. (К. Вагинов.)
9

Сколько простых предложений в составе предложения задания № 8? Для доказательства подчеркните грамматические основы. Составьте горизонтальную и вертикальную схемы этого предложения.


10

Известный современный лингвист М. А. Кронгауз так охарактеризовал язык: «Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удастся сбежать. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – слуга и господин. Язык – наш друг и враг одновременно.» (Кронгауз, М. А. Язык мой – враг мой? / М. А. Кронгауз // Новый мир. – М., 2002. – № 10). Вы согласны с автором? Почему? Свой ответ аргументируйте. Выскажите свое мнение в сочинении-миниатюре.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница