Преемственность социализации советской и современной российской молодежи



Скачать 56.46 Kb.
Дата03.06.2016
Размер56.46 Kb.
Кузнецов Ю.В.

(Мурманск)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Процесс социализации советской молодежи характеризовался невостребованностью личности, отсутствием условий и стимулов ее развития и саморазвития. Поэтому неудивительно, что узел проблем социализации в современном российском обществе затянут именно вокруг личности. Вернуть процессу социализации ее субъективную составляющую, обеспечить возможность для самореализации и самоформирования личности — это, быть может, наиважнейшая на сегодняшний день социальная задача. И здесь, безусловно, на первом месте стоит проблема создания новой иерархии социально значимых ценностей.

Прошло уже более десяти лет, как прежний, коммунистический идеал общественного развития, составлявший стержень официальной идеологии, пронизывающей всю систему социализации, был низвергнут. Однако падение одного социального идеала пока не привело к становлению иного, нового, который бы пользовался общественным доверием. Идеологи «радикальных» демократов до сих пор не смогли серьезно обосновать конструктивную идею о перспективах дальнейшего общественного развития, которая сегодня могла бы консолидировать, сплотить общество, вывести его из состояния аномии. Роль идеала пока выполняет весьма расплывчатое для абсолютного большинства людей представление об обществе с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. С другой стороны, отсутствуют многие основания для полномасштабного ценностного самоопределения нынешнего поколения, вступающего в жизнь, которое имеет более или менее четкое представление об общих направлениях движения, но не представляет, по какой дороге и как идти в избранном направлении. Происходит резкое и разнообразное расслоение молодежи, перераспределяются ее ценностные ориентации, растет понимание человеком себя как самоценности, на первый план выдвигается проблема личной безопасности, принимаются ценности рыночной экономики и гарантией успеха в ней является сама личность. Изменилась структура страхов - почти половина оптимистов и произошло понижение интеллектуального уровня молодежи.

Устанавливаются рыночные стандарты поведения (экономическая свобода действий, предприимчивость, способность к риску), что при отсутствии сложившейся социально одобряемой системы ценностей существенно сказывается на процессе социализации. Молодое поколение россиян «оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое»(1, с 99). С точки зрения субъективного аспекта социализации, это не так плохо, ибо ставит социализирующуюся личность в ситуацию свободного выбора, побуждает ее активно отнестись к созданию своей жизненной позиции, к формулированию жизненных целей. Однако, безработица, беспризорность, кризис семьи, проституция и т.д., как и неустойчивость сознания, и отсутствие социального опыта могут привести к «перекосам» в формируемой иерархии ценностей.

Какие же ценности сегодня разрушаются, а какие остаются и воспринимаются молодежью? Исследования показывают, что в молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это, в целом, можно считать положительной тенденцией, поскольку параллельно с выдвижением материального обеспечения в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодежи.

Таким образом, среди молодежи преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодежь лучше адаптируется к рыночным условиям, (2, 3. с. 138-139) чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.

Однако, не может не настораживать, что ориентация на материальные ценности сопровождается деформацией этических ориентаций в труде: в трудовой мотивации приоритет отдается не возможности самореализации в труде, а получению высокой заработной платы. Эти издержки нынешней социализации во многом являются отголосками проблем недавнего прошлого. Старшая возрастная группа современной молодежи проходила социализацию в «застойное» время, «когда ценности профессиональной карьеры были подорваны непродуманными решениями, ориентировавшими молодежь в основном, на досуговую деятельность. В результате резко снизился престиж знаний, умений и интеллекта, «непрестижной» оказалась подлинная культура» (1,  с.100).

Второй после прагматизма чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является индивидуализм. Ещё в 1998 году 70% молодежи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, своем деле, своем здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих (4, с. 124). Бедные просто не приспособились к новой жизни - 60% опрошенных (данные социологического исследования (2560 опрошенных молодых людей), проведенного в апреле 2000 г., по инициативе НИИКСИ СПбГУ, под науч. рук. В.Т. Лисовского), при участии автора статьи. В целом это позитивная тенденция и в важности развития индивидуализма в процессе социализации мало кто сегодня сомневается. Однако ныне процесс индивидуализации как антитеза запредельному коллективизму явно переходит меру. Молодые люди оказываются неспособны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться (что отвечало бы их же интересам) и в результате вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности, которые составляют прежде всего цели человеческой жизни (познание, образование, труд, творческая деятельность, наука, искусство, культура т. п.), резко снизили свое значение, переместились в нижнюю часть ценностной иерархии, из ценностей-целей превратились в ценности-средства. То есть, наряду со снижением ценности служения надличностным целям происходит опрощение, примитивизация истинно-сущих ценностей, выхолащивание из них духовного, возвышающего начала.

Недаром, согласно результатам опросов, среди российской молодежи заметно проявляет себя гедонистическая направленность личности. Так, только 44% российских студентов настроены служить другим людям, общему благу даже в ущерб свои интересам, а заботу об обездоленных считают свои нравственным долгом лишь треть. Но 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий или отказываться от радостей жизни и веселого времяпрепровождения (5, с. 108). Но чем ниже значение ценностей, которым служит человек и ради которых он живет, тем ниже достоинство личности. Прагматизм и гедонизм, которые исповедует большинство нынешней молодежи, может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.

Таким образом, современное российское общество глубоко втянуто в состояние аномии, «безнормности» и воспроизводит саморазрушительное поведение, чему в немалой степени способствует кризис институтов социализации: семьи, школы, общественных организаций. Тем самым, лишенная квалифицированной помощи молодежь порой теряется, оказываясь неспособной вынести двойную нагрузку и ответственность. Нынешняя неустойчивая ситуация требует от молодежи инициативы, самостоятельности, творческого подхода. Поэтому мы можем с достаточной степенью уверенности заключить, что специфика социализации молодежи в России состоит, прежде всего, в ограничении социально контролируемого и направляемого компонента процесса становления личности и главенстве его индивидуальной составляющей.

Если теперь попытаться в целом охарактеризовать специфику социализации современной молодежи, то надо сказать следующее. Главное структурное отличие процесса социализации в советском обществе заключалось в том, что его субъективная составляющая была оттеснена на второй план, а иногда и вовсе упускалась из виду. Несмотря на то, что современное российское государство стремилось подчеркнуть роль молодежи как активного субъекта, «строителя демократического общества», реально молодежь продолжают рассматривать скорее как объект, а не как субъект социализации. Следствием этого структурного перекоса и остается деперсонализация личности, в значительной мере являющаяся основой современных проблем социализации молодежи, характерных для нынешнего российского общества.


Список литературы

1. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В.Т. Лисовский // Социс. - 1998. - № 5.

2. Павлова, В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи / В.В. Павлова // Социс. - 1998. - № 8.

3. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы / Под ред. В.С. Могуна. - М., 1998.



4. Голубкова, Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н.Я. Голубкова // Социс. - 1998. - № 9.

5. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В.А. Сибирев, Н.А. Головин // Социс. - 1998. - № 3.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница