Преподавания дисциплины является познакомить студентов с историей формирования науки о религии в России и за рубежом и с важнейшими направлениями изучения религии



Скачать 411.32 Kb.
страница1/3
Дата07.06.2016
Размер411.32 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

033300 М.2.01. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Трудоемкость (в зачетных единицах) ______4______

Направление подготовки____0033300 Религиоведение______________________________


Профиль подготовки (магистерская программа)___Историко-религиоведческое образование______________________________
Квалификация (степень) выпускника____________магистр религиоведения_________


1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является познакомить студентов с историей формирования науки о религии в России и за рубежом и с важнейшими направлениями изучения религии.

Задачи преподавания дисциплины

  • рассмотреть историю становления науки о религии;

  • рассмотреть историю исследования важнейших теоретических проблем религиоведения, среди которых проблема определения религии, проблема реконструкции архаических моделей культуры, роль и место религии в различных культурах и другие.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дициплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла ООП. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологический фундамент профессиональной подготовки магистра, и содержательно связана с курсами «Современные проблемы религиоведения», «История христианства», «История религиозной философии», «Философские проблемы религиоведения». Учебная дисциплина базируется на таких известных обязательных, стандартных, общепринятых, академических, гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплинах высшего образования, как философия, политология, культурология, что также подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения курсов «Современные проблемы религиоведения», «История христианства», «История религиозной философии», «Философские проблемы религиоведения», «Методология исследования сакрального текста», «Религиозная антропология»
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса «История отечественного и зарубежного религиоведения» студенты должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями :



  • способностью во всех областях своей учебной и научной деятельности целиком и полностью соответствовать общим и специфическим нормам преподавательской этики (ОК-12);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры (ПК-1);

  • способностью использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин (ПК-2);

  • способностью использовать знание основных современных концепций мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современности (ПК-3);

  • способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира (ПК-4);

  • способностью использовать знание основных этапов развития мирового и отечественного религиоведения (ПК-5);

  • способность использовать знание общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях; основные парадигмы современной религиозной антропологии (ПК-6);

  • способностью использовать знание специфики решения антропологических проблем в религиозной философии; знание ее основных представителей (ПК-7);

  • умением самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать (ПК-8);

  • способностью внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области (ПК-9);

  • способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях (ПК-10);

  • умением формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний (ПК-11);

  • умением выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования (ПК-12);

  • умением обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных (ПК-13);

  • умением вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий (ПК-14);

  • умением составлять предметные и именные указатели, базы данных с привлечением современных информационных технологий (ПК-15);

  • умением представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (ПК-16);

в области педагогической деятельности:

  • способностью использовать профессиональные знания в области истории отечественного и зарубежного религиоведения (ПК-20);


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___4____ зачетных единиц и виды учебной работы.


Вид учебной работы


Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Всего

1 семестр

Аудиторные занятия

54

54




Лекции

18

18




Практические занятия

36

36




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ: занятия в активной и интерактивной форме

20

20




Самостоятельная работа

63

63




Реферат










Формы текущего контроля




Тестирование, реферат




Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)




зачет






5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



Всего

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

В т.ч. в интеракт ф.

самостоятельные

1.

Введение. Религия как объект научного исследования

13

2

4




2

7

2.

Становление науки о религии

13

2

4




2

7

3.

Сравнительно-мифологическое направление в религиоведении

13

2

4




2

7

4

Антропологическое и этнографическое религиоведение

13

2

4




2

7

5

Феноменологическое направление в религиоведении

13

2

4




2

7

6

Социологическое направление в религиоведении

13

2

4




2

7

7

Психологическое направление в религиоведении

13

2

4




2

7

8

Семиотический анализ религии

13

2

4




2

7

9

Новые тенденции в религиоведении

13

2

4




4

7




Итого

144/4

18

36




20

63



5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

1. Введение. Религия как объект научного исследования. Предмет, объект и задачи религиоведения. Религиоведение как эмпирическая наука. Проблема метода и методологии в религиоведении. Проблема определения религии как основной предмет религиоведения. Оппозиция объект-метод в истории религиоведения. Типы определений (субстанциальный и функциональный) и их взаимоотношения. Самоидентификация религиоведения в связи с проблемой определения объекта.

2. Становление науки о религии. Философия религии и религиоведение. Проблема происхождения религии в античности. Религия в сознании средневековой Европы. Эпоха Возрождения и становление науки о религии. Становление сравнительного изучения религий. Понятие «естественной религии». Философия Просвещения и наука о религии.

Основные направления развития русской религиозной мысли: историософия, апологетика, натурфилософия. Период XI-XV вв.: митрополит Иларион, преп. Феодосий Печерский, преп. Нестор-летописец. "Изборники" 1073 и 1076 гг. Кирик Новгородец, Климент Смолятич. "Повесть о погибели русской земли". "Толковая Палея". Переводная литература. Значение "шестодневов". "Богословие" Иоанна Дамаскина и его значение. Вторая половина XV - середина XVI вв. Ересь жидовствующих и ее обличители. Преп. Иосиф Волоцкий и преп. Нил Сорский. Развитие историософской темы: архиепископ Вассиан, старец Филофей, "Повесть о новгородском белом клобуке" и др. Развитие христианской социальной философии. Преп. Максим Грек, Вассиан Патрикеев. "Домострой". Апологетический труд Зиновия Отенского "Истины показание…". Его послания. Митрополит Даниил как редактор "Диалектики". Его послания, переписка с Федором Карповым. Князь Андрей Курбский, его переводческие и полемические труды. Переписка с Иваном Грозным. Значение Юго-Западной Руси в сохранении традиций русской православной мысли. Иоанн Вишенский. Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. Захария Копыстенский. Иннокентий Гизель. Иоанникий Голятовский. Историософская тема в Московской Руси - Иван Тимофеев. Сочинения Юрия Крижанича. Николай Спафарий. Идеологические проблемы церковного раскола. Епифаний Славинецкий. Братья Лихуды. Духовное завещание патриарха Иоакима. Стефан Яворский. Феофилакт Лопатинский. Феофан Прокопович.



Религиоведение в России. В Н. Татищев. А. Д. Кантемир. Г.Н. Теплов. М. В. Ломоносов. А.Т.Болотов. Святитель Тихон Задонский. Преп. Паисий Величковский. Г.С.Сковорода. А.Н. Радищев. Масонство и его критики. Историософия М.М.Шербатова. Русское шеллингианство. Любомудры. В.Ф.Одоевский. П.Я. Чаадаев. Славянофилы. И. В. Киреевский. А.С. Хомяков. Его историософия и экклезиология. К.С. Аксаков. О.Ф.Самарин (в т.ч. как критик теософии). Историософия Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева. Натурфилософия апологетика: Н.Н. Страхов, архиеп. Никанор (Бровкович). Философия в духовных школах: Ф.А.Голубинский, П.Д.Юркевич, В.Д.Кудрявцев. Мировоззрение Владимира Соловьева. Ф.М.Достоевский как религиозный мыслитель. Поздние славянофилы. Русское гегельянство: от Н.В.Станкевича до И.А.Ильина. Религиозно-философские взгляды Вл.С.Соловьева. "Философия общего дела" Н. Ф. Федорова. Митрополит Антоний Храповицкий. Характеристика "нового религиозного сознания". Д.С.Мережковский. З.Гиппиус, Д.В.Философов. В.В. Розанов. Влияние теософии и антропософии на русскую религиозную мысль. Свящ. Павел Флоренский. Свящ. Сергей Булгаков. Критика софиологии в православном богословии. В.Н.Лосский. М.М.Тареев. С.Н. и Е.Н. Трубецкие. Л.Шестов. Н.А.Бердяев. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою. Б.П.Вышеславцев и проблемы философской антропологии. Л.П.Карсавин. Проблемы философии истории. Характеристика евразийства. Н.С.Трубецкой. С.Л.Франк. Н.О.Лосский. Творческий путь А.Ф. Лосева. Наследие прот. Георгия Флоровского. Прот. Николая Афанасьев и "евхаристическая экклезиология". Прот. Василий Зеньковский как мыслитель и историк философии. Н.С.Арсеньев.

3. Сравнительно-мифологическое направление в религиоведении. Направления изучения мифов в религиоведении 2 пол. XIX в. Лингвистическая концепция возникновения мифа на Западе: А.Кун, В.Шварц, В.Манхардт, М.Мюллер. Мировоззренческо-лингвистическая концепция возникновения мифов. Роль солярного и лунарного символизма.

Сравнительно-мифологическое направление в религиоведении в России. Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня и др.



4.Антропологическое и этнографическое религиоведение. Антропологическое религиоведение на Западе. Антропологическая или исторически-эволюционистская школа в западной науке (Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др.) как результат развития сравнительной этнографии. Ее главным материалом были архаические племена в сопоставлении с цивилизованным человечеством. Складывание методологии антропологического исследования религии. Э. Тайлор о возникновении мифа. Дж. Дж. Фрейзер о соотношении магии и анимизма. Миф и обряд в концепции Дж. Фрейзера. Научное значение антропологическое школы.

Становление антропологического религиоведения в России. Л. Я. Штернберг как основатель антропологического религиоведения в России. Работы В. Г. Богораза (исследование культуры народов Евразии и Америки).

Основные предпосылки и условия возникновения этнографии (народоведения) в XVIII-Х1Х вв. Западноевропейская этнографическая наука и становление российской этнографии. Направления исследований, задачи, этнографические (этнологические) научные общества. Периоды накопления этнографических данных в XVIII-Х1Х в. Изучение (описание) народов Росси: Севера, Сибири, Дальнего Востока и Азии. Первая и вторая Академические экспедиции. Характеристика основных трудов в области этнографии В.Н.Татишева, Г.Ф.Миллера, П.С. Палласа, И.Г.Георги, И.Г. Мессершмидта, К.Бэра, В.В. Радлова, С.П. Крашенникова, Н.И.Надеждина, Д.Н.Анучина, Ч.В.Валиханова, Г.Н.Потанина, А.Н.Афанасьева, Н.Н. Харузина, В.Н.Харузиной. Их значение для развития этнографической науки.

Культура, этнос, этническая культура, религия как объекты изучения этнологической (этнографической) науки в России на рубеже ХХ в. Е. Кагаров, Л.Я.Штернберг, В.Г.Богораз-Тан об объекте и предмете этнографии. Теоретическое значение работ Ю.П.Аверкиевой, С.А.Арутюнова Б.О.Долгих, Г.Н.Грачевой, Р.Ф.Итса, М.Г.Левина, Д.А.Ольдерогге, А.А.Сусоколова, С.А.Токарева, С.П.Толстова, Н.Н.Чебоксарова, В.Н.Чернецова, для развития этнологической теории. Проблемы этноса и этнологической теории в 1990-е гг. (В.А. Тишков, С.В. Чешко, Ю.И. Семенов).



Методология этнографии религии. Эволюционная теория в российской этнологии. Труды А.Н.Максимова, Н.Н. Харузина, В.Н. Харузиной, П.Ф..Преображенского, Л.Я. Штернберга. Антропо-географический подход, школа "культурных кругов" и их значение в этнологии в 1920-30-е гг. "Распространение культуры по земле" В.Г.Богораза. Позитивизм в российской этнологии - концепция "просвещенного менеджеризма" В.Н.Тенишева. Марксистский, историко-материалистический метод в этнологии - усиление описательной (этнографической) традиции науки. "Социологизация" российской этнологии. Значение и роль социологической теории в изучении этнокультурных и этносоциальных явлений и процессов. Использование этнографических данных в этнической социологии, социальной (культурной) антропологии, социологии: в рамках междисциплинарных исследований этнокультурных проблем и этносоциальных процессов современного российского общества. Концепции этничности. Структурализм, инструментализм, примордиализм: теоретические парадигмы современной этнологии. Этнополитические исследования в российской этнологии: работы В.А.Тишкова. Программа этнографического исследования. Методы исследования; "полевая этнография", интервью, биографический метод, метод включенного наблюдения, историко-архивный метод.

5. Феноменологическое направление в религиоведении. Доклассическая феноменология религии. (П.Д.Шантепи де ля Соссей, К.Тилле). Дескриптивная и систематическая природа феноменологии религии XIX века. Генезис классической феноменологии религии.

Кристаллизация понятия "святое" в качестве первофеномена религии в начале XX в. Провозглашение Н.Зёдербломом "святого" более важным понятием религиозного сознания по сравнению с понятием "Бог." Три варианта соотношения категорий "святое," "нечистое," "профанное," "чистое" у Н.Зёдерблома.

Конституирование феноменологии религии в качестве автономной дисциплины после выхода "Das Heilige" Рудольфа Отто. Феноменология религиозного чувства у Р.Отто. Чувство зависимости от абсолюта Ф.Шлейермахера и чувство тварности Р.Отто. Соотношение теории гетерогенного развития религии (манизм, динамизм) и Sensus numinis Р.Отто.

Критика теории нуминозного чувства Р.Отто с философских позиций Й.Гейсером, Ф.Фейгелем, С.Франком, а также с точки зрения психологии у В.Батке.



Классическая феноменология религии. Феноменологическая классификация религии Ф.Хайлера в качестве мира явлений, представлений и переживаний "святого." Священные предметы, растения, животные. Священные числа и символы. Священная община и слово. Священный человек (пророки, мистики, священники). Феноменология молитвы Ф.Хайлера. Пророческое благочестие и мистический экстаз. Представления о Боге, истории, мире, грехе и спасении в пророческих религиях откровения и мистических религиях спасения.

Опыт встречи со святым как с "последней реальностью" у И.Ваха. Критерии религиозного опыта у И.Ваха. Аспекты постижения "последней реальности." Первоначальные формы проявления "последней реальности." Феноменология религии Г.Меншинга. Понятия "святое", "жизненный центр" религии как ответ на встречу со святым. Типология и генезис религии у Г.Меншинга. Проявления нуминозного в исторических типах религии. Феноменологическое описание понятий "Бог", "демон". Понятие "феноменологической формы" у К.Гольдаммера. Феноменология опыта святого и экзистенциальное вчувствование.



Переход к неофеноменологии религии. "Вера в Бога" как ключевое понятие в феноменологии религии Г.Виденгрена. Типология небесных Богов у Г.Виденгрена. Феноменолого-этимологический анализ понятия "вера" в различных религиозных традициях. "Архаическая онтология" М.Элиаде. Священное пространство и время. Анализ священного во всей его полноте. Типология иерофаний. Смысл религиозных ритуалов. Лингвистическо-этимологические исследования "святого." Понятие "святое" в древнегреческом, латинском, славянском языках. Их анализ сквозь призму феноменологических моделей святого у А.Фридрихсена, П.Мартитца, Э.Бенвениста, В.Батке, В.Топорова, А.Забияко. Святое как открытый вопрос в неофеноменологии религии В.Гантке. Эксцентрическая позициональность Х.Плесснера, герменевтика доверия О.Болльнова в неофеноменологии религии.

6. Социологическое направление в религиоведении. Формирование предмета социологии религии в рамках классических социологических теорий общества. Религия как социальный феномен. Основные теоретико-методологические подходы: стратификационный подход, функциональный подход (три направления), феноменологический подход. Религия как классовая идеология / религия как социально-экономический фактор - К.Маркс и Ф.Энгельс, М.Вебер, Ф.Ницше. Социокультурные функции религии/ религия и социальная интеграция; индивидуализация и приватизация религии - Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, М.Йингер, Р.Белла, Т.Лукман, Н.Луман ; Р.Отто, М.Элиаде, П.Бергер, Т.Лукман. Теории "религии", созданные в психологии и антропологи - З.Фрейд, Э.Фромм, В.Франкл, Б.Малиновский, Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, Р.Маретт, Ф.Боас, А.Радклифф-Браун, К.Гирц, Н.Смарт.

"Институциональная религия" versus "секта", "деноминация": социологическое осмысление оппозиции "церковь - секта" (Э.Трельч и М.Вебер, Р.Нибур, Т.Парсонс); этапы институциональной эволюции религии (Р.Белла); институционализация религии: основные этапы, характеристики (Т. О'Деа); институциональные религии в ценностно-нормативном аспекте (Т.Парсонс, Т.Лукман, П.Бергер). Религиозность, измерение религиозности, типы религиозной ориентации действия - новый методологический подход и дескриптивные теории религии: типология религиозной ориентации действия (Г.Ленски), этнокультурный и социокультурный контексты религиозности (М.Грили), "предрассудки и религиозная ориентация" (Г.Олпот и М.Росс), религиозная культура общества (Ч.Глок).


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница