Придворова О. М. Использование технологии проблемного обучения



Дата26.06.2016
Размер54.1 Kb.
Придворова О.М.

Использование технологии проблемного обучения

в развитии познавательных универсальных

учебных действий младших школьников

на уроках русского языка

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательных универсальных учебных действий, значимая в контексте современных ФГОС НОО, решаемая средствами технологии проблемного обучения на уроках русского языка.


Вопрос о том, чему и как учить ребенка, совсем не новый, но в наше время звучит особенно остро. Те информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело современному человеку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем задачи и методы обучения по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы познания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. В связи с этим задачей современной школы является не просто совершенствование обучения, а интенсификация учебно-познавательной деятельности, в результате которой и происходит формирование целостной системы познавательных универсальных учебных действий.

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. необходимо в период начального школьного обучения привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать развитию стремления расширять кругозор.

Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. В настоящее время технология проблемного обучения – это необходимый уровень развития современной дидактики и педагогической практики. Она возникла как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Значительный вклад в раскрытие вопросов, связанных с проблемным обучением внесли Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, С.И.Брызгалова, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.В.Оконь, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие ученые.

Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. Проблемное обучение представляет собой такой процесс взаимодействия преподавания и учения, который ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [4] .

Согласно Ю.К.Бабанскому, проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, в связи с этим рассматривается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем [1] .

Исследования Л.С.Выготского показывают, что при создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт, по мнению Л.С.Выготского, условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении [2] .

В организации уроков русского языка, основанных на использовании технологии проблемного обучения в соответствии с изучаемой на уроке учебной темой необходимо соблюдать следующую последовательность этапов: осознание проблемы, разрешение проблемы, проверка решения.

Первый этап – осознание проблемы в учебной среде – связан с развитием умения увидеть разрыв между известным и неизвестным, с проведением анализа информации, выделением противоречия в ней.

Второй этап – планирование исполнительских действий – предполагает выработку гипотезы, которая определяет выбор способов решения, ведущих к устранению выявленных противоречий и принятие решения.

Третий этап – проверка произведенного решения. Это завершающий этап в решении проблемы. Он включает опенку гипотезы, правильности произведенных действий, представляет собой апробацию гипотетического решения, анализ и оценку достоверности полученных результатов, соответствия их основным теоретическим положениям науки, а также практике [3].

Например, при изучении темы «Как находить корень в слове» (УМК «Школа России», 2 класс) учитель предлагает найти корень в слове «петух».

- Что для этого необходимо сделать?

Учащиеся высказывают свои соображения, а учитель провоцирует детей вопросом: «Кто думает по-другому?»

Между учащимися возникает разногласие при выделении корня. Учитель предлагает послушать рассуждения учащихся другого класса – Маши и Саши: «Маша утверждает, что в слове «петух» корень – пет-. Она подобрала даже слова: Петя, петин, петля. А Саша утверждает, что корень пету-, так как есть слова «петушок», «петушиный», «распетушился».

- Как понять кто прав? Почему это слово вызвало столько затруднений? Почему мы не можем прийти к единому мнению? Каких знаний нам не хватает?


Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке и знакомит учащихся с рабочим листом для групповых исследований.

- Как мы можем найти ответ на поставленный вопрос? С какими словами мы будем работать сегодня? (С родственными словами)

Работа в группах по предложенному плану:


  1. Прочитайте предложения, допишите слова.

  2. Выпишите в столбик однокоренные слова.

  3. Подберите к ним ещё однокоренные слова.

  4. Обозначьте корень.

  5. Сделайте заключение об особенностях корней в данных словах.

  6. Выполните проверку по словообразовательному словарю.

Учащиеся работают по группам, выполняя свои задания.

По ходу отчета групп учитель фиксирует на отдельном листе случаи чередования, которые выделила каждая группа.

- На какие группы можно разделить выписанные вами родственные слова?

После отчёта групп учитель обращает внимание на выделенные случаи чередования согласных в корнях слов: х\ш; г\ж ; к\ч; ц\ч ; в\вл. Учащиеся записывают в тетрадь по одному примеру для каждого случая.

Для подведения итогов проделанной работы на уроке необходимо проанализировать ошибки в выделении корня в слове «петух», отметить правильный вариант и записать его в тетрадь.

- Вернёмся к спору, который возник у Маши и Саши. Теперь вы можете сказать, кто из них был прав? Чего не знали Маша и Саша (поэтому допустили ошибку)?

Таким образом, использование на уроках русского языка технологии проблемного обучения способствует развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников и обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.

Литература:



  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников/ Ю.К.Бабанский. – Ростов-на-Дону, 1987. – 238 с.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 237 с.

  3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы./ Т.В.Кудрявцев. – М.:3нание, 1991. – 229 с.

  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
















База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница