Приложение 1 Вводное занятие. Рекомендации по проведению Цели: ознакомление обучающихся с понятием «профессиональная проба»



Скачать 74.05 Kb.
Дата03.05.2016
Размер74.05 Kb.
Приложение 1

Вводное занятие. Рекомендации по проведению
Цели: ознакомление обучающихся с понятием «профессиональная проба» и ее ролью в профессиональном самоопределении; ознакомление обучающихся с классификацией профессий Е.А. Климова, обеспечение понимания обучающимися значения и возможностей диагностики с использованием методики Е.А Климова.
Вводное занятие может проводиться в форме информационного классного часа, игры, КВН, дискуссии, викторины и т.п. на усмотрение общеобразовательной организации, специалиста, занимающегося комплектацией групп для прохождения профессиональных проб и педагога, проводящего занятие. Продолжительность вводного занятия 20-60 минут. При дефиците времени возможно объединение вводного занятия и проведения первичной диагностики с использованием ДДО Е.А. Климова

Ниже представлены информационные материалы для проведения занятия в следующей логике.



  1. Понятие «профессиональная проба»

  2. Классификация профессий Е.А. Климова

  3. Возможность прояснения сферы своих профессиональных интересов с помощью опросника (ДДО) Е.А. Климова для выбора направления профессиональной пробы/проб.



I. Понятие «профессиональная проба»
Информация для педагога

Для выбора направления профессиональной деятельности и конкретной профессии желательно знать о ней как можно больше. Получать информацию о деятельности представителей разных профессий можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии. Тем не менее, хотелось бы проверить эти сведения, реально занимаясь той или иной деятельностью, “примеряя” себя к ней. Условием успеха человека в какой-либо деятельности являются его способности. Однако у способностей есть две интересные и важные особенности: во-первых, они проявляются только в деятельности; во-вторых, способности в процессе деятельности постоянно развиваются. Упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые и обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Непосредственное участие в деятельности в рамках той или иной профессии называют профессиональной пробой. Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ли ему работа и способен ли он ее выполнять, пока реально не попробует себя в ней. Профессиональная проба дает возможность получить верную информацию как о профессии, так и о себе.

Лучше всего, “примеряя” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.


Варианты заданий для обучающихся.

Задание 1 (предваряет информацию педагога, выполняется в группах). Обсудите в группе возможные значения понятия «профессиональная проба». Дайте свое определение.

Далее следует представление каждой группой своего определения, обсуждение, выделение существенных признаков, формулирование общего определения.

Задание 2 (задание выполняется индивидуально, затем идет обсуждение в группе). Перечислите 10 видов деятельности, которой вы занимались на протяжении последней недели (ездил на велосипеде, играл на компьютере, выступал на концерте и т.д.). Выделите те из них, которые можно рассматривать как пример профессиональной деятельности, то есть, занятия определенной профессией. Вспомните эмоции, которые вы при этом испытывали. Поделитесь своими мыслями с одноклассниками в группе.
II. Классификация профессий Е.А. Климова
Информация для педагога

Примечание. Более подробную информацию можно получить, воспользовавшись ресурсами регионального профориентационного портала «Компас ПРО» http://www.viro-profportal.edu.ru/ (закладка «Стратегия выбора профессии» → описание сферы деятельности http://www.viro-profportal.edu.ru/index.php/strategy/opisanie-sfery-deyatelnosti)
Существуют различные классификации профессий. Можно объединить профессии по сфере деятельности, условиям труда, уровню ответственности, скорости продвижения по службе и т.п. В России чаще всего используется классификация Е.А. Климова.

Е.А. Климов разделил все сферы профессиональной деятельности на пять групп в соответствии с предметом труда.



Сфера 1 «Человек-Человек» (столбец Ч)

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и др.).



Сфера 2 «Человек-Техника» (столбец Т)

К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).



Сфера 3 «Человек-Природа» (столбец П).

К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).



Сфера 4 «Человек-Знак» (столбец З).

К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).



Сфера 5 «Человек-Искусство» или «Человек- Художественный образ» (столбец Х).

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.


Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
Задание 1 (предваряет информацию педагога, выполняется в группах). Е.А. Климов выделил пять групп профессиональной деятельности: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-природа, человек-художественный образ. Обсудите в группе и предложите ответы на следующие вопросы.

  • Что является основой для такого деления?

  • Какие профессий относятся к каждой группе (назовите не менее 3).

  • Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, занимающийся данной деятельностью?

Далее следует представление каждой группой своих вариантов, их обсуждение, выделение существенных признаков профессий, относящейся к каждой из сфер.

Вариант работы с заданием 1: разбить класс на пять групп, каждая группа работает с одним направлением.


Задание 2 (выполняется в группах, каждой группе предлагается список из 15-20 профессий, задание выполняется индивидуально, затем идет обсуждение в группе). К каждой сфере деятельности относится множество профессий (например, программист – к сфере «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА», учитель – к сфере «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»). Определите, к какой сфере деятельности относится каждая из перечисленных ниже профессий, для этого внесите номер профессии в соответствующую ячейку таблицы.


Название сферы деятельности

Номер

профессии

Список профессий

ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА




  1. Учитель

  2. Агроном

  3. Программист

  4. Режиссер

  5. Электрик

  6. Художник

  7. Машинист




  1. Продавец

  2. Охотовед

  3. Лингвист

  4. Официант

  5. Кинолог

  6. Актер

  7. Строитель

  8. Экономист

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА




ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК




ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА




ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ





Задание 3 (выполняется в группах). К какой сфере деятельности можно отнести профессию кассира-операциониста в банке? А профессию секретаря? Подумайте, какие еще профессии находятся на стыке нескольких сфер деятельности?
III. Возможность прояснения сферы своих профессиональных интересов с помощью опросника (ДДО) Е.А. Климова для выбора направления профессиональной пробы/проб.
Информация для педагога

На основе своей классификации Е.А. Климов разработал специальный опросник. Работа с ним позволит вам определить ту сферу (или несколько сфер) профессиональной деятельность, которая больше всего интересна вам на данном этапе вашей жизни. Также вы сможете узнать, какое направление профессиональной деятельности вы отвергаете, как неинтересное и неподходящее для вас. Результаты диагностики можно будет учесть уже сейчас при выборе направления профессиональных проб в 8 классе.


Варианты заданий для обучающихся

Задание 1 (предваряет информацию педагога, выполняется в группах). Подумайте, как можно использовать классификацию Климова для выбора профессии. Предложите свои варианты.

Далее следует представление каждой группой своего варианта и его обсуждение. Результатом работы является информация о существовании диагностической методики.



Задание 2 (выполняется в группах). Какие направления профессиональной деятельности вы бы выделили дополнительно к пяти группам Климова? Обоснуйте свой ответ. Какие профессии будут относиться к этим направлениям?

Далее следует представление каждой группой своего варианта и его обсуждение.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница