Приложение 2 Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо)



Скачать 496.94 Kb.
Дата03.05.2016
Размер496.94 Kb.
Приложение 2

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр СПб АППО) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, включающих темы антикоррупционной направленности для образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Ведущим направлением работы учреждений в области антикоррупционного образования является реализация учебных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся, а также включение тематикиантикоррупционной направленности в изучаемые предметы.

  1. Начальная школа

Система работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, то есть с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются литературное чтение и окружающий мир. Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений литературы. Таким образом, сам предмет «литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность, кружки «познавательное чтение», «открываем мир литературы – мир искусства» и т. д.

В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите родине, талантливости и щедрости русского человека.

В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, для использования в качестве антикоррупцонного просвещения.



Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения:

Нравственные представления и качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие

И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»,

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,

В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,

К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков. «Аленький цветочек»,

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,

К. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Долг, ответстве-
ность

И. Токмакова. «Это ничья кошка»,

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.

М. Зощенко.

«Не надо врать»,

русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,

А. Платонов. «Неизвестный цветок»,

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,

О. Генри. «Дары волхвов»,

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, совестливость

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»,

Н. Артюхова. «Большая береза»,

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»,

К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.


Система формирования знаний антикоррупционной направленности на уроках окружающего мира:

Ключевые понятия

1-ый класс

2-ой класс

3-ий класс

4 класс

Семья, общество

Этикет


Внутренний мир

нравственность



Как живет семья?

Наша дружная семья

Родословная

Правила вежливости

Человек

Общество





Чистота, раздельный сбор мусора, защита окружающей среды, поступок

Экология


Природное и культурное наследие

Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Красная книга

Будь природе другом!

Что такое экология

Экологическая безопасность

Экономика и экология

Мир глазами эколога

Сокровища Земли под охраной человечества

Профессии

Когда мы станем взрослыми?

Все профессии важны







Родина, федерация, народы

Права человека, закон, Конституция



Наша страна - Россия

Родная страна

Город и село




Наш край

Основной закон России и права человека

Мы – граждане России

Государственные символы

Отрасли экономики

Потребности

Товары, услуги

Наука


Деньги, бюджет




Что такое экономика

Для чего нужна экономика

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Что такое деньги

Государственный бюджет






  1. Основная школа

В соответствии с междисциплинарной, интегративной учебной программой «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (автор-составитель к.п.н., доц. О.Н. Журавлёва) антикоррупционный модуль включается в тематическое и поурочное планирование разных предметов.

Программа«Противодействие коррупции:

исторический опыт, проблемы и пути реализации»
Учебная программа для общеобразовательных учреждений,

учреждений начального и среднего профессионального образования (до 35 часов)
пояснительная записка
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе – тема противодействия коррупции.

Программа предназначена для учащихся 9-11 классов ОУ, обучающихся ОУ НПО и СПО. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание программы раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии, литературы и др. Возможно использование программы в качестве курса по выбору, факультатива (до 35 часов).

В настоящее время коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения коррупционного поведения ведет к укоренению этого страшного социального недуга. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий и не затрагивают основы существования коррупции в общественном сознании в целом. Эта проблема требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции.

Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача современного образования.

Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.
Цель программы –

воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан.
Основные задачи:

  • сформировать комплекс знаний об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления и вредных последствиях в различных сферах жизнедеятельности;

  • выявлять и при необходимости корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции;

  • совершенствовать навыки личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.


При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т.п., что поможет показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция характерна для российской ментальности, малоопасна, неистребима, а ее дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

Древние восточные и античные авторы о коррупции. Устное народное творчество о жадности, взяточничестве. Выдающиеся деятели о коррупции.
Тема 1. Коррупция как социальное явление.

Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции. Правовые, политические, экономические, морально-этические, бытовые подходы к определению коррупции.

Понятие коррупции. Сущность и содержание коррупционных отношений. Две составляющие коррупции: правовая (коррупционные правонарушения, преступления) и этическая (этические коррупционные нарушения). Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе. Основные признаки коррупционного действия.

Причины появления и живучести этого социального недуга. Отношение к взяточничеству в мировых религиях (Библия.Коран).

География коррупции. Политический режим и коррупция. Причины высокого уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода.

Коррупция как фактор нарушения прав человека.

Показатели (рейтинги, индексы, статистика) коррупции в обществе. Необходимость их критического анализа и осмысления.

Виды коррупции. Формы ее проявления (злоупотребление служебным положением, взяточничество, растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.).

Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека).
Тема 2. Явление коррупции в мировой истории.

Отношение государства и общества к коррупции. Способы борьбы с коррупцией, их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах доколониального Востока. Римская республика и империя. Римское право.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Нового времени. Эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIX-XX вв.

Появление клептократических режимов во второй половине XX в.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией.
Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве.

Традиция «почести», подношения даров. Правовые памятники Древней Руси.

Посулы (подношения). «Почесть» (официально незапрещенная форма добровольного приношения). Мздоимство (действия без нарушения закона). Лихоимство (действия, нарушающие законодательство). Отношение государства к данным явлениям в XIV-XV вв.

Судебник 1497 г. – первое законодательное ограничение коррупционных действий.

Судебник Ивана IV1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими подчиненными.

Система «кормлений». Негативная роль «кормлений» в разъедании госаппарата коррупцией. Ликвидация института «кормлений» Земской реформой 1555–1556 гг.

Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей. Соборное Уложение 1649 г. Отсутствие серьезных изменений в правовом регулировании борьбы со взяточничеством.

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху Петра I. Введение фиксированной ежемесячной платы служащим. Введение института фискалов Учреждение прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (24 декабря 1714 г.).

Фаворитизм как фактор распространения коррупции.

Упорядочивание внутреннего управления России при Екатерине II.

Причины, порождающие должностные преступления. Социально-политические противоречия в государственном управлении империи. Непоследовательность в борьбе с должностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного управления в XIX в.

Отношение общества к мздоимству и лихоимству. Примеры честного служения государству и обществу.

Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А. Данте, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин, И.П. Крылов, А.Н. Островский и др.).

Антикоррупционные меры в советском государстве. Отношение к коррупции как буржуазному пережитку, единичному явлению. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции в 1960-х гг. «Компанейщина» в борьбе с коррупцией. Показательные процессы советской карательной юриспруденции. Отсутствие системы в борьбе с коррупцией в СССР.

Художественные образы «переродившихся» советских служащих (произведения В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова и др.).

Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация экономических отношений общества. Всплеск коррупции. Институционализация коррупции.

Расширение антикоррупционной нормативно–правовой базы в России 90-х гг. Причины низкой эффективности противодействия коррупции.
Тема 4. Антикоррупционная политика в мире и в современной России.

Понятие антикоррупционной политики, ее содержание. Субъекты антикоррупционной политики: международные (ООН, Совет Европы, СНГ и др.), национальные, региональные и муниципальные. Опыт международной борьбы с коррупцией. Современные модели стратегии борьбы с коррупцией (Сингапур, Швеция, Китай и др.).

Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против коррупции.Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.). Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря.

Россия в мировых интеграционных процессах. Участие России в формировании современной антикоррупционной международно-правовой системы.

Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ.

Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291).

Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Меры противодействия коррупции в ОУ.

Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008).

Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной программы в РФ.

Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции.
Источники и литература:

Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.).

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004.

Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.

Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.

Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

Малахов А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. 2005. 27 июня.

Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Электронный ресурс: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

Основы противодействия коррупции. М., 2000.

Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества // Гуманитарно-политологический Центр «Стратегия». СПб., 2000 и др.

В качестве примера приведем содержание интегративной междисциплинарной программы колледжа «Высшая банковская школа»: «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» на уроках истории, обществознания, географии, основ философии, литературы:




Название и основное содержание модуля антикоррупционной направленности

Кол-во

часов


Предмет, темы урока

Понятие коррупции.

Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Статистика коррупции в обществе. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

1

Обществознание. Тема 1.

Общество. Урок: Общество – сложная динамичная система.


Тема 1. Коррупция как социальное явление: 5 часов

Коррупция в человеческой истории. Причины появления. Древние восточные и античные авторы о коррупции.

1

История. Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья.

Урок: Повторительно-обобщающий


Осуждение Коррупции в Священных писаниях (Библия, Коран) и религиях (буддизм, конфуцианство).



1

Обществознание: Тема 3.

Урок « Мораль. Религия».

География: Тема 2

Уроки: Цивилизации Востока. Цивилизации Запада.

Основы философии: Тема 3.

Природа человека и смысл его существования.

Урок: Человек и Бог.

Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе.

1

Основы философии: Тема 3.

Природа человека и смысл его существования.

Урок: Человек и Бог

Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества.

1

Обществознание: Тема 4.

Урок: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Политический режим и коррупция. Коррупция в системе политической власти.

1

Обществознание: Тема 5.

Урок: Политическая система. Политические режимы.

Тема 2. Явление коррупции в мировой истории: 6 часов

Отношение церкви, государства и общества к коррупции в период Средневековья.

1

История: Тема 3.

Урок: Культура средневекового Запада.

Идеология Просвещения. Новации в образе жизни, характере мышления и социальных нормах в эпоху Нового времени.


1

История: Тема 5.

Урок: Эпоха Просвещения.

Обществознание: Тема 5.

Урок: Гражданское общество и правовое государство.

Основы философии: Тема 2. История философии.

Урок: Философия Нового времени

Новый этап в эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIX – XXв.в.

1

История: Тема 7.

Урок: Промышленный переворот и становление индустриального Запада.

Эволюция коррупции во второй половине XX века. Появление клептократических режимов в странах «третьего мира».

1

История: Тема 4 (17) 2 курс.

Урок: Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией. Международные организации по противодействию коррупции (ООН, Совет Европы, ГРЕКО и др.)

1

История: Тема 5 (18) 2 курс

Урок: Мир на пороге XXI века.

География: Тема 1.

Урок: Международные организации.

Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве: 8 часов

Проявление коррупции (мздоимство, лихоимство) в период древней и средневековой Руси.

1

История: Тема 2.

Урок: Повторительно-обобщающий урок

Эволюция коррупции в российском государстве в XIV-XVIIв.в.

1

История: Тема 4.

Урок: Повторительно–обобщающий урок

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством и казнокрадством в Российской империи в XVII веке. Антикоррупционная политика от Петра I до Павла II .

1

История: Тема 6.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Антикоррупционная политика в Российской империи в XIX веке. Социально-политические противоречия в государственном управлении.

1

История: Тема 8.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Обострение экономических и социальных противоречий в начале XX века. Взяточничество, казнокрадство, «распутинщина».

1

История: Тема 10.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Антикоррупционные меры советской власти (1917-20-е г.г.): социалистическая законность, революционные трибуналы, Декреты СНК.

1

История

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. «Теневая экономика» и коррупция в 70-е – начале 80-х гг.

1

История

Урок: Кризис «развитого социализма».

Размах коррупции в 1990-ые годы: причины, институционализация, последствия.

1

История

Урок: Становление новой России.

Тема 4. Антикоррупционная политика в мире и в современной России: 4 часа

Опыт международной борьбы с коррупцией. Стратегия борьбы на примере стран (страны ЕС, США, Япония, КНР, Сингапур и др.)

1

География:

Раздел «Региональная география».

Практ. работы № 10, 11, 12, 13.

«Визитная карточка»

Молодёжь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Проявление коррупции в системе образования.

1

Обществознание.

Урок: Наука. Образование.

Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

1

Обществознание.

Урок: Общественное сознание.

Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции.

1

Обществознание.

Урок: Повторительно-обобщающий по теме № 7.


Тема 4. Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (6 час.)

Произвол чиновников и маленький человек. «Ревизоры» нашего времени. Критика идеи наживы за счет маленьких людей. «Бендеры» в современном обществе. Обличение бюрократизма, взяточничества, круговой поруки.

6

Литература

Творчество писателей

19 века:

А.В. Сухово-Кобылин,

Н.В. Гоголь, И.А. Крылов,

М.Е. Салтыков-Щедрин,

А. Островский.

20 века:

И. Ильф, Е.Петров.

В. Маяковский.

А. Гельман (Протокол одного заседания) и др.




3. Опыт ОУ Санкт-Петербурга и рекомендации предметных кафедр СПб АППО

Использование антикоррупционной тематики в урочной деятельности
История и обществознание:

  1. На уроках истории в 6-11 классах учителя используют материалы учебно-методического пособия «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников»

(разделы: «Борьба со взяточничеством в Древней и Средневековой Руси», «Проблема коррупции в Российской империи», «Антикоррупционные меры в Советском государстве», «Антикоррупционная политика в современной России»). Примеры:

  • 6 класс, тема урока: «Московское государство в конце 15- начале 16 века», «Реформы Избранной Рады»;

  • 7 класс, тема урока: «Политическое развитие страны в 17 веке», «Реформы Петра 1»;

  • 8 класс, тема урока: «Внутренняя политика Александра 1», «Внутренняя политика Николая 1»;

  • 9 класс, тема урока: «Общественно-политическое устройство России в 1894-1904 гг.»;

  • 10 класс, тема урока: «Государственно-политическое и социальное устройство Руси в 11-12 веках», «Органы управления, право и суд в России на рубеже 15-16 веков», «Новые черты в развитии России в 17 веке», «Основные итоги развития России к концу 18 века».

11 класс, тема урока: «СССР: новая политическая и социально- экономическая модель», «Кризис развитого социализма», «РФ: новые рубежи в политике и экономике», «Проблемы социально-политической и духовной жизни РФ»

  • в курсы истории и обществознания (9-10 классы) также был введен модуль, посвященный антикоррупционному противодействию. Программа была реализована через систему уроков: «Московия в 30-50-х гг. XVI в.», «Реформы Ивана IV Грозного», «Новые черты в развитии России XVII в.», «Социальные движения XVII в.», «Внутренняя политика России в первой половине XVIII в.», «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Политическая элита и политическое лидерство», «Современное российское законодательство» и др. В уроках раздела «Право как особая система норм»

10-11класс.

История

- При изучении темы «Россия в начале ХХ века» и разборе подтемы «Русско-японская война», объясняя вопрос о ходе военных действий, обращается внимание на взятку, данную генералу Стесселю, коменданту крепости.

- При изучении темы «СССР в период 60-ых-80-ых годов» обращается внимание на проявление коррупции в период застоя.

- При изучении темы «Россия в период 90-ых годов» обращается внимание на всплеск коррупции при переходе к рыночным отношениям в России. Используется видеофильм «Царь Борис» о деятельности окружения Б.Н. Ельцина, о ситуации в период выборов 1996 года.

Правоведение:

  • Социальный контроль в обществе.

  • Россия в мировых интеграционных процессах.

  • СМИ. Роль СМИ в борьбе с коррупцией.

  • В 9-11 классах, например «Гражданское общество и правовое государство»;

Обществознание:

«Расширение антикоррупционной нормативно-правовой базы России 90-х годов причины низкой эффективности противодействия коррупции», «Роль гражданского общества каждого гражданина противодействии коррупции»;
Литература:

Изучение целого ряда произведений дает возможность обсудить такие вопросы, как:




  • «Почему русские писатели считали взяточничество смертельной бедой для государства?», «Почему русские писатели считали взяточничество проявлением бесчестия?»,

  • «Ведет ли взяточничество к духовной гибели человека, как в этом убеждены русские писатели?»

  • «Какие формы взятки описаны в русской литературе? Подарок является взяткой?

  • «Что сближает кумовство и взяточничество?»

  • «Возможно ли соблюдение нравственного закона, с точки зрения русских писателей?»

  • «Что может победить взяточничество, с точки зрения русских писателей?»

  • «Взяточничество: следствие социальной несправедливости или безнравственности взяточника? Что по этому поводу думают русские писатели?»

  • Искоренят ли взятку в России ревизии и ревизоры? Что сказали об этом русские писатели?»

Обсуждение этих и подобных вопросов может пройти при изучении следующих произведений:



5 – 6 классы.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Сатира М.Е. Салтыкова Щедрина.

8 класс.

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»(решение старшего Гринева отправить сына в армию, сопроводительное письмо Андрея Петровича Гринева начальнику сына).

9 класс.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».

10 класс.

А.Н. Островский «Доходное место»

Н.А. Некрасов. Колыбельная песня (подражание Лермонтову).

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге», «Помпадуры и помпадурши», размышление о взятке и взяточнике, (при изучении жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, при изучении мировоззрения, жизненной позиции писателя).

Высшее общество в изображении Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Рассказы Чехова.

11 класс.

В.В. Маяковский «Гимн взятке», «Внимательное отношение к взяточникам» другие сатирические произведения В.В. Маяковского (при изучении жизни и творчества В.В. Маяковского);

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».
Предлагаемые формы работы для обсуждения проблемы взятки и взяточничества на уроках литературы и во внеклассной работе по литературе следующие:

  • Беседы (например, при обзоре творчества на вводных уроках, при изучении жизни писателя, его личности, посвятить определенную часть урока отношению данного писателя к проблеме взятки, проблеме человека-взяточника, выяснить его представление о том, как можно искоренить явление взяточничества)

  • Диспуты (например, на тему «Почему презирается взяточник русскими писателями?» «Взятка – явление социальное или нравственное, с точки зрения русских писателей?», «Достаточно ли действенного закона для искоренения взятки, с точки зрения русских писателей?» «Почему именно в России взяточничество столь устойчиво, с точки зрения русских писателей?» «Почему взятку не искоренила советская власть? Как на этот вопрос ответили советские писатели?»).

  • Доклады и сообщения (например, «Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве - Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Крылов, А.Н. Островский и др»; «Тема денег и богатства в русской литературе – в творчестве А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого»).


Русский язык и культура речи:

Уроки русского языка дают возможность обсудить проблему взяточничества и взятки. Обсуждение этой проблемы возможно при работе над лингвистическим анализом текста, а также при изучении тем:



  • 5 класс. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки

  • 5-й, 6-й класс. Лексика

  • 9 класс. Деловые бумаги.

  • 10 класс. Культура речи: Деловые бумаги.

  • 11 класс. Словари. Словарь В.И. Даля

Одной из действенных форм работы с учащимися в сегодняшнем подходе к обучению является форма проектной деятельности.

Работа по созданию тематического словаря – возможная проектная работа, связанная с темой взятки, взяточничества, незаконной наживы.
Предлагаемые темы проектов:

Взятка. Исторический словарь русского языка (В словарь могут войти такие слова, как мздоимство, казнокрад, кумовство - как устаревшие, ушедшие из активного словарного запаса, и современные слова: коррупция, коррупционер и т.д.) Учащиеся составляют словарную статью, делают необходимые пометы, приводя примеры словоупотребления.



Взятка в пословицах и поговорках. Опыт лингвистического исследования. (Работа может быть посвящена эфмезимам, обозначающим в русском языке взятку: барашек в бумажке, рекомендательное письмо за подписью князя хованского , дать на лапу, подмазать, сунуть).

Взятка в пословицах и поговорках русского народа. Сборник.(Учащиеся работают над отбором пословиц, которые могут войти в сборник, художественно оформляют страницы сборника, предлагают контекст использования пословицы, пишут статью исследовательского характера: отношение русского народа к взятке и взяточницу по его пословицам и поговоркам. В сборник могут войти пословицы: «судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подъячий любит калач горячий, в суд ногой- в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь – овес, а воевода принос».
Традиционной ученической работой на уроках русского языка является сочинение. Сочинение позволяет создать условия для осмысления проблемы, размышления, предъявить собственную точку зрения, подобрать систему доказательств для ее утверждения. Кроме того, сочинения на острую социальную тему, какой является тема взятки, позволяет готовить учащихся к выполнению задания С1 на ЕГЭ по русскому языку. Следующие темы для сочинений направлены на помощь в решении названных задач:

Возможна ли борьба с взяточничеством?

Человека делает взяточником его место?

Почему в России трудно искореняется взяточничество? И др.


О Б Ж:

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования указаны следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:



  • сформированность личной гражданской позиции отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного действия, а также асоциального поведения;

  • знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз.

Всоответствиями с требованиями ФГОС нового поколения учащиеся с 5-го по 9 класс в рамках освоения основной образовательной программы в разделе «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» изучают положения российского законодательства напрямую или косвенно связанные с антикоррупционной направленностью на следующих уроках:

  • «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности»»;

  • «Правила безопасного поведения на дорогах. Ответственность за нарушение правил безопасного поведения на дорогах»;

  • «Опасные ситуации социального характера. Анализ последствий опасных ситуаций в повседневной жизни»;

  • «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указаны следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:



  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности;

  • умение принимать обоснованные решения к конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Всоответствиями с требованиями ФГОС нового поколения учащиеся старших классов в рамках освоения основной образовательной программы в разделе «Основы комплексной безопасности» изучают положения российского законодательства напрямую или косвенно связанные с антикоррупционной направленностью на следующих уроках:

  • «Современный комплекс проблем безопасности социального характера»»;

  • «Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера»;

  • «Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера»;

  • «Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности»;

  • «Закон о воинской обязанности»



География:
К важнейшим личностным результатам обучения географии относят:

1. гармонично развитые социальные чувства и качества обучающегося, а именно:

А) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Б) уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

В) гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

2. умение организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

3. умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей и т.д.

Вопросы антикоррупции наиболее целесообразно рассматривать на основе содержания разделов и тем, посвященных экономическим и социальным вопросам, в рамках программ:



  1. 9 класс. География России: Население и хозяйство. Регионы России.

  2. 10 класс. Социальная и экономическая география мира. Мировое хозяйство: Политическая география и геополитика.

  3. 11 класс. Социальная и экономическая география мира. Мировое хозяйство: Региональные контрасты современного мира.


Темы уроков по программам «География России» (9 класс)


Название и основное содержание модуля антикоррупционной направленности

Кол-во

часов

Предмет, темы урока

Население России

Причины внешних и внутренних миграций. Показатели миграционного прироста населения в Москве и Санкт-Петербурге. Основные направления миграционных потоков



Миграции населения, география миграций

Хозяйство России

Безработица. Сферы занятости населения.

Территориальные различия в уровне занятости населения.



Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП территории.

2 ч

Природно-ресурсный потенциал России в целом, отдельных регионов в частности.

Газовая промышленность как экспортная отрасль.

Охрана окружающей среды.



Газовая промышленность России.

Нефтяная промышленность как экспортная отрасль.

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду



Нефтяная промышленность России.

Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. География угольной промышленности - настоящее и перспективы.



Угольная промышленность России.

Формирование экспортно-импортных связей на внутреннем и внешнем рынке черных и цветных металлов.
Влияние металлургии на окружающую среду.



Черная и цветная металлургия России.

Влияние химической промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли.



Химическая промышленность России.

Лесная промышленность как экспортно-ориентированная отрасль России. Проблемы сохранения лесов, в том числе в санитарных зонах, на охраняемых территория.



Лесная промышленность России.

Сфера услуг

Автомобильный рынок в России

0,5 ч

Автомобильный транспорт

Проблема освоения территории региона с т.з. экономических, законодательных и природных условий для строительства новых транспортных магистралей, транспортного освоения территории в целом.



Автомобильный и воздушный транспорт Морской и внутренний водный транспорт

Жилищно-коммунальное хозяйство в России

0,5 ч

Социальная сфера.

Районы России.

Хозяйство региона.

Влияние природы и хозяйства на жизнь населения

Экологические проблемы.

Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

10 ч

Хозяйство Европейского Севера. Особенности природы Европейского Северо-Запада.

Хозяйство Центральной России.

Хозяйство Европейского Юга.

Хозяйство Поволжья.

Хозяйство Урала.

Западная и Восточная Сибирь.

Хозяйственный комплекс Дальнего Востока.

Россия в мире

Состав экспорта и импорта России. Торговые партнеры.

Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.



Россия и мировое хозяйство

Положительные и негативные стороны географического положения России.



Россия в системе мировых транспортных коридоров. Таможенный союз.


Темы уроков по программам «География мира » (10-11 класс)


Название и основное содержание модуля антикоррупционной направленности

Кол-во

часов

Предмет, темы урока

Население мира

Причины внешних и внутренних миграций в мире.

Показатели миграционного прироста населения в Европейском регионе. Основные направления миграционных потоков в крупных регионах мира.



Миграции населения, география миграций

Мировое хозяйство

Сферы занятости населения.

Территориальные различия в уровне занятости населения в пределах крупных регионов мира.



Трудовые ресурсы и экономически активное население мира.

Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП региона мира.

2 ч

Природно-ресурсный потенциал.

Влияние экспортно-ориентированных отраслей на географию хозяйства и населения в регионе.



Промышленность мира

Международное сотрудничество

Лоббирование национальных интересов. Экономические приоритеты в мировой политике. МВФ. Ревизионные комиссии.

Проблемы национальной безопасности.



Региональные группировки и экономические союзы.


Иностранные языки:
В предметной области «Иностранный язык» антикоррупционная направленность реализуется за счёт включения в программу тем, стимулирующих создание учебной дискуссии по проблемам, связанным с воспитанием чувства долга, ответственности, добросовестного выполнения обязанностей, гражданственности, патриотизм, сравнения и сопоставления культурных реалий различных социальных групп.


Аспекты антикоррупционного воспитания

Начальная школа

2-4 классы

Средняя школа

5-9 классы

Старшая школа 10-11 классы

Страноведение

западной и восточной культур (фактический и познавательный материал)


География и особенности образа жизни стран изучаемого языка

Выдающиеся личности. Национальные герои

Гордость своим Отечеством

Исторические особенности развития европейской цивилизации

Экономика, финансы.

Элективные курсы: бизнес, литература, история)

Национальные обычаи праздники, традиции

Рождество.

Религиозные праздники. Символика. Ценности

Государственные, праздники. Общественно-политические события

Поликультурная/межкультурная компетенция. Поведение в межкультурной среде.

Диалоги этикетного характера.

Драматизация текста (выбор стратегии поведения в зависимости от ситуации)

Речевые и эмоционально-оценочные клише. Театр на ИЯ. Школьные обмены

Филологические умения: Фразеология. Когнитивная лингвистика.

Проблемное высказывание, личное мнение. Дебаты на ИЯ


Духовно-нравственные ценности

Предметное содержание речи: Семья, дом, интересы.

Взаимодействие в семье, с друзьями

Предметное содержание речи: Взаимоотношенияколлективе. Правила поведения. Этикет

Предметное содержание речи:

молодежные проблемы,

Гражданственность, патриотизм, сопричастность

Родной город

Россия-родина

Россия в межкультурном пространстве

Личностные качества

Совесть, честь, порядочность

Долг, ответственность,

добросовестное выполнение обязанностей

Тематика фабульных текстов.

Чтение с рассуждением


Тематика прагматических текстов.

Чтение с рассуждением, оценочное суждение


Тематика информационных, публицистических, художественных текстов.

Смысловое чтение

Толерантность

Технологии обучения: Игровые, ролевые

Внеурочная д-ть

Технологии обучения: Проектная работа

Дополнительное образование. Клубная работа

Профильные и элективные курсы


Биология:

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) общего образования указаны следующие результаты освоения основной образовательной программы по курсу «Биология»: предметные,метапредметные и личностные. Антикоррупционная направленность реализуетсяпрежде всего при достижении личностных результатов освоения данного курса.

В предметной области «Биология» можно представить систему формирования знаний антикоррупционной направленности на уроках и во внеурочной деятельности, всоответствии со следующими глобальными целями биологического образования:

1. ориентация в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;овладение ценностно-смысловыми компетентностями для формирования нравственной культуры, а также методологией биологического эксперимента;

2. формирование экологического сознания, и ценностного отношения к живой природе;

3. формирование ценностного отношения к здоровью и жизни человека1.



1Примерные программы по учебным предметам. Биология .10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010

По первому направлению обращается внимание на следующие темы:



      1. Щадящие методы обследования животных и человека, постановки биологических экспериментов в науке

      2. Создание и использование генно-модифицированных организмов

      3. Направление ресурсов в развитие наиболее значимых для человечества отраслей биологической науки

По второму направлению:

  1. Охрана природных сообществ, возобновимыеневозобновимые ресурсы.

  2. Экологические проблемы (утилизации мусора, отходов производства, нерационального природопользования, сохранения биоразнообразия)

  3. Значение живых организмов в жизни человека, использование животных и растений в аграрном комплексе

По третьему направлению:



1) Этические проблемы трансплантологии, медицины, клонирования и наследственности человека,

2) Условия развития и воспитания подрастающего поколения, вредное влияние факторов природной и социальной среды, формирование здорового образа жизни.
Концентрическое построение курса биологии позволяет осуществить многократное обращение к названным темам с 5 по 11 класс.

Математика:

Способы получения и предоставления информации по антикоррупционному воспитанию при обучении математике те же, что и в целом по всем школьным предметам: лекции, анализ различных письменных источников информации (статей, исследовательских отчетов, исторических источников); решение практико-ориентированных задач, просмотр киноматериалов и др. Вместе с тем, антикоррупционному воспитанию всегда грозит опасность того, что чистое информирование (работа через содержание обучения) станет методичным ознакомлением молодых людей с возможностями коррумпированного поведения и/или приведет к уничтожению в глазах учеников общества и государства.

В этой связи нам представляется, что большей ценностью является развитие у учащихся средствами математики (как содержанием, так и способами действий) таких составляющих как мировоззрение (высший уровень), алгоритмическое мышление, логическое мышление или в узком смысле тех универсальных учебных действий, которые необходимы человеку для успешной, а значит честной, порядочной, достойной, ответственной и т.д., жизни в обществе.

Например, очень важно при знакомстве с примерами коррупционного поведения, ПОНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ, а это, безусловно, является элементом обучения математикой. Или, УБЕДИТЬ СЕБЯ, ДОКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ: установки бывают особенно сильными, если не были навязаны, а сформировались в процессе интенсивного обдумывания, где действенным способом является анализ, классификация, интерпретация, выстраивание цепочек умозаключений, аргументирование и обобщение информации самими учащимися – эти составляющие являются процессом и результатом обучения математике. Для математики характерно, что логика в ней присутствует в чистом виде и разнообразных проявлениях, а именно: четкое определение терминов, выполнение простейших умозаключений и проведение более сложных логических рассуждений различными методами, сочетание индукции и дедукции, построение цепочки следствий, доказательства - прямые и косвенные, опровержение с помощью контрпримера и т.д.

Действенным и постоянным методом воспитания установок может быть включение в деятельность. Самый эффективный и достаточно понятный учащимся способ обучения деятельности – решение задачи. В том числе на уроках математики процесс обучения может быть направлен на формирование у учащихся культуры поведения и потребности в соблюдении правил, в 5-7 классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил (в том числе на примере математических правил). В 8-9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных задач. Для этого необходимо создание и решение ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения конкретных практико – ориентированных проблем. В работе с учащимися 9-11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

Одним из ресурсов реализации указанных выше идей является ведение самостоятельного курса «Логика» (кружка, факультатива, электива), который лаконично вписывается в процесс обучения на любом его этапе.

Согласно исследованиям психологов (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др.), сформированностьобщелогических умений является необходимым условием сознательного и прочного усвоения специфического материала. Общелогические умения служат также средством обобщения и систематизации знаний и выведения новых знаний из уже имеющихся.

Правила логического мышления при многократном их сознательном использовании приводят к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применяются затем в режиме «автопилота», как только в них появляется нужда. Для этого можно применять комплекс интеллектуальных игр для формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, выработке целенаправленности (составление обобщенных схем анализа, осознание собственного способа мышления), обнаружению ошибочных выводов, рефлексии.

Несмотря на нашу убежденность в том, что сам аппарат математики является инструментом антикоррупционного воспитания учащихся, предлагаем некоторые элементы антикоррупционного воспитания средством содержания обучения математике.


Содержание курса математики, в большей степени способствующее поставленной цели

Раздел «Арифметика»:

  • решение текстовых задач арифметическими способами;

  • проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам;

  • отношение; выражение отношения в процентах;

  • пропорция; основное свойство пропорции;

  • измерения, приближения, оценки.

Раздел «Алгебра»:

  • алгебраические выражения;

  • уравнения;

  • неравенства;

  • функции: зависимости между величинами, график функции.

  • прогрессии

Раздел «Вероятность и статистика»:

  • описательная статистика: представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков; статистические характеристики набора данных;

  • случайные события и вероятность;

  • комбинаторика.

Раздел «Логика и множества»:

  • элементы логики: доказательство, доказательство от противного; пример и контрпример.

Во всех вышеуказанных темах включение антикоррупционной составляющей в содержание реализуется через решение задач. Приведем примеры некоторых из них.


Задача 1

В одном из Европейских государств среди жителей был проведен социологический опрос об их отношении к коррупции в стране, результат которого представлен на диаграмме.



1 – коррупция представляет собой большое препятствие для жизни общества;

2 – коррупция представляет собой, скорее, препятствие для жизни общества;

3 - коррупция не мешает жизни общества, но и не способствует ей;

4 – коррупция, скорее, способствует решению проблем общества;

5 – респонденты не знают, не ответили.
Известно, что в опросе приняли участие 145,7 тыс. человек. Сколько жителей страны, согласно опросу 2008 года, считают коррупцию большим препятствием для жизни общества?
Задача 2

Среди жителей 23 городов был проведен опрос на тему «Основным источником, информирующим об антикоррупционных мероприятиях, проводимых в государстве, является…». Результаты социологического опроса представлены в таблице.






Источник информации

Количество ответов, %

1

Телевидение

31

2

Интернет

28

3

Печатные издания

17

4

Радио

8

5

Опыт друзей, знакомых

4

6

Личный опыт

3

7

Семинары, конференции, специальные мероприятия

2

8

Не знаю

7

На основе данных таблицы составьте круговую диаграмму. Назовите источник информации, являющийся наиболее популярным среди жителей городов.
Задача 3

Для пропаганды знаний о коррупции Организация Объединенных Наций (ООН) учредила Международный день борьбы с коррупцией – 9 декабря. Известно, что в 2012 году 9 декабря – это воскресенье. В какой день недели будет отмечаться Международный день борьбы с коррупцией в 2025 году?


Задача 4

Петя и Вася играют в «слова». Петя составил слово «антикоррупция» из букв, написанных на отдельных карточках, после чего перевернул карточки буквами вниз. Какова вероятность того, что выбранная Васей буква окажется гласной?



Задача 5

По результатам исследований среди раскрытых преступлений в 2011 году было выявлено 32% экономических преступлений. В I квартале 2011 года была раскрыта часть экономических преступлений, во II квартале - , в III - .

Какой процент от общего числа раскрытых в 2011 году преступлений составляют экономические преступления, выявленные в IV квартале 2011 года?
Информатика и ИКТ

Обсуждение вопросов антикоррупционной направленности может состояться при изучении курса информатики и ИКТ.

Возможные темы рассматриваются на примере УМК Н.Д. Угриновича (содержание учебников соответствует ГОС).

8 класс

На уроках акцентируется внимание на: защите информации, понятиях правомерного и неправомерного доступа к информации, возможных последствиях неправомерного доступа. Обращается внимание учащихся, что в информационном обществе информация является предметом купли-продажи. Воспитывается ценностное отношение к нормам морали и права, формируется гражданская позиция в отношении соблюдения прав интеллектуальной собственности, уважения закона и правопорядка.



Глава 2. Компьютер как универсальное устройствообработки информации

2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации

Глава 3. Коммуникационные технологии

3.1. Передача информации

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.6. Звук и видео в Интернете

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете
9 класс

На уроках дополнительно могут быть рассмотрены средства для борьбы с коррупцией, предлагаемые информационным обществом в рамках федеральных программ и общественных инициатив. Обращается внимание на мероприятия антикоррукционной направленности в рамках программ «Электронная Россия», «Электронное правительство» и др.



Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1.6. Цифровое фото и видео

Глава 6. Информатизация общества

6.1. Информационное общество

6.2. Информационная культура
10 класс

На уроках информатики и ИКТ обращается внимание на законодательство РФ и развитие открытого информационного пространства, как средства предупреждения коррупции.



тема «Коммуникационные технологии»

2.5. Электронная почта

2.6. Общение в Интернете в реальном времени

2.7. Файловые архивы

2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

2.9. Геоинформационные системы в Интернете

2.10. Поиск информации в Интернете

2.11. Электронная коммерция в Интернете

2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете
11 класс

Примерная тема урока – двусторонняя связь “общество–власть” в борьбе с коррупцией. Методы связи «власть – общество» и информационные процессы в обществе (социальная реклама, база данных по законодательству “консультант”, электронные средства массовой информации) и «общество – власть» (электронные приемные партий и администраций, подача жалоб через интернет, свободное обсуждение тем в социальных сетях).



Тема 4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1.5. Физическая защита данных на дисках

1.6. Защита от вредоносных программ

1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них
Тема 7 «Информационное общество»

4.1. Право в Интернете

4.2. Этика в Интернете
Возможны индивидуальные и групповые проектные задания, связанные с темой борьбы с коррупцией, по следующим темам:

7 класс, глава 2(11 класс, глава 8) – графическая мультимедийная презентация

8 класс, глава 3(11 класс, глава 12) – поиск информации в интернете

9 класс, глава 3(11 класс, глава 10) – электронные таблицы, построение диаграмм и графиков

В рамках темы «Информационные (автоматизированные) системы» - разработка экспертных систем, нацеленных на анализ признаков коррупционных сделок в переписке и т.п. Пример подобной системы, нацеленной на автоматическое распознавание нелегального использования авторской информации – Диссернет, Антиплагиат.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница