Приложение Примерная схема психологической характеристики класса



Скачать 75.45 Kb.
Дата01.05.2016
Размер75.45 Kb.
Приложение 1.

Примерная схема психологической характеристики класса.


Психологическая характеристика и методы получения информации

Психолого-педагогические

выводы

1. Общие сведения о школе, классе:

1. Материальная база школы.

2. Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса.

3. Время существования классного коллектива. Были ли слияния с другими коллективами, смена учителя? Когда сформировался коллектив?

4. Число учащихся разного пола. Однороден ли класс по возрасту? Число второгодников, новых учащихся.

5. Социальное положение родителей (общая характеристика). Его влияние на отношения между учениками.


1. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитии классного коллектива?

2. Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать?

3. Как это можно сделать?



Методы исследования:

1. Наблюдение

2. Беседа с учителем

3. Анализ документации.




II. Официальная структура класса:

1 . Актив класса (если есть), его роль в организации общественной жизни класса.

2. Распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры (успешность их деятельности, их авторитет).

3 Личностные особенности лидеров (инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам).

4. Положительное или отрицательное влияние лидеров на коллектив.



1.Удачно ли распределены обязанности между учениками (учтены ли их интересы, склонности, способности)?

2. Что следовало бы изменить?

3. Удачно ли подобраны официальные лидеры?

4. На чем основывается их авторитет?

5. Как сказывается позиция лидера на развитии личности данного ученика?

6.Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?



Методы исследования:

1. Наблюдение;

2. Анализ документов;

3. Беседа с учителем, активом, отдельными учениками и др.




III. Неофициальная структура класса:

1. Межличностные взаимоотношения учащихся, их социометрический статус.

2. Наличие микрогрупп (по какому принципу они образовались, их направленность и влияние на класс, проявление дружбы и товарищества между отдельными членами микрогруппы).

3. Неофициальные лидеры: их направленность и влияние на коллектив, личностные особенности.

4. Характеристика изолированных учеников, причины их неблагоприятного положения.

5. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками (социограмма).


1. Степень совпадения официальных и неофициальных структур коллектива.

2. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров?

3. Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам?

4. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров (если они есть) или изменить их направленность?

5. Пути ликвидации нежелательных группировок.

6. Возможные пути изменения позиции изолированных членов коллектива.




Методы исследования:

1. Социометрия

2. Наблюдение

3. Беседа

4. Референтометрия

5. Для характеристики индивидуальных особенностей лидеров использовать методики изучения личности




IV. Психологический климат класса:

1. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.).

2. Степень сплоченности (проявление индекса групповой сплоченности или коэффициента взаимности отношений (КВ) в чуткости, заботе, взаимопомощи, уважении, требовательности и т.д.)

3. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.

4. Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива (коэфф. УВБ, КУО).



1. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива.

2. Возможные пути устранения отрицательных факторов.

3.Способы повышения сплочения данного коллектива (формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и уважения).

4. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учащихся, пути его устранения.

5.Уровень психологической безопасности отношений в классе.


Методы исследования:

1. Наблюдение.

2.Беседа с отдельными учащимися, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе.

3. Методика «Цветопись»

4. Методика «Оценка психологического климата»


V. Коллектив в учебной деятельности:

1. Успеваемость класса по разным предметам (желательно по четвертным оценкам найти средний балл успеваемости по каждому предмету, затем начертить график успеваемости и интерпретировать его, объяснить причину неодинаковой успеваемости учащихся по разным предметам).

2. Отношение учащихся к учению и различным предметам, его причины (качество преподавания, взаимоотношения учителей с учащимися, степень развития познавательных интересов, мотивы учения).

3. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.

4. Внимание учащихся на различных уроках, стимуляция его учителями.

5 Мыслительная активность учащихся на уроках, стимуляция этой активности учителем (проблемная ситуация, обучение приемам самостоятельной работы и др.).

6. Взаимопомощь в классе, ее форма и организация.

7. Читательские интересы школьников.


1. Оценить пути формирования учителями положительного отношения к учению.

2. Охарактеризовать основные пути и способы активизации умственной деятельности учащихся на уроке.

3. Выявить основные трудности в обучении данного коллектива.

4. Выявить трудности в учении отдельных учащихся и определить пути их преодоления.



Методы исследования:

1.Наблюдение

2.Беседа

3.Анализ документации

4.Анкетирование

5.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций



VI. Коллектив в трудовой, социальной и
внеучебной деятельности:


1. Характеристика трудовых навыков школьников (какими навыками владеют хорошо, удовлетворительно, слабо).

2. Выполнение учащимися трудовых поручений (имеют ли учащиеся постоянные поручения в школе?) и отношение к ним.

3. Проявление дисциплины в учебной и трудовой деятельности.

4. Отношение к различным видам общественной работы. Любимые, наиболее популярные виды общественной работы.

5. Интерес учащихся класса к современным социальным событиям, музыке, искусству, коллекционированию, спорту, танцам, и др. Форма проявления этого интереса.

6. Отношение к спорту, предпочтительные виды спорта, участие школьников в разных спортивных секциях в школе и вне школы, в спортивных соревнованиях, их успехи.

7. Участие классного коллектива в общественной жизни школы.


1. Охарактеризовать основные пути и методы воспитания внеучебных интересов.

2. Проанализировать основные трудности в воспитании у школьников трудовых навыков, социальных интересов, активной социальной позиции, предприимчивости и др.

3. Дать характеристику формирования мировоззренческих компонентов сознания подростков.


Методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

4. Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций


VII. Преобладающие социально-психологические
явления в классе:


1. Общественное мнение в классе, его зрелость, действенность.

2. Мода в коллективе класса (кому и в чем подражают учащиеся), манера проведения.

3. Проявление соревновательности, внушаемости и конформизма.

4. Психологическая совместимость (отдельные примеры, описать их и проанализировать).

5. Влияние коллектива на личность и личности на коллектив.


1. Оценить и проанализировать методы и пути формирования общественного мнения.

2. Определить способы преодоления отрицательных массовидных явлений.




Методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

4.Изучение и анализ продуктов деятельности.


VIII. Уровень ( стадия ) развития коллектива класса:

1.Определить стадию развития классного коллектива.

2.Выявить специфические черты коллектива.



1. Тенденции развития коллектива.

2. Какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития?




Методы исследования:

1. Наблюдение

2.. Беседа с активом, учителем

3. Диагностическая методика "Определение уровня развития классного коллектива".




X. Работа практиканта по формированию
коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся:


1. Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (списывание, подсказки и т.д.).

2. Какое влияние удалось оказать на отдельных учащихся?



1. Проанализировать свою работу:

а) удалось ли достичь поставленных целей;

б) какие были сделаны ошибки.

2. Наметить пути устранения ошибок.

3. Личные достижения практиканта в учебно-воспитательной работе с классом и отдельными учениками.

3.Направления работы по созданию психологически безопасной образовательной среды в классе и школе.




XI. Отзыв о проделанной психологической работе
и подпись учителя (обязательно!):





©2007 Васюкевич В.В., Барышева Т.Д., Коган Н.П.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница